Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

Проблема агрессивности в подростковом возрасте в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста':


Содержание
Введение
. Агрессия как социально-психологический феномен
.1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
.2 Причины агрессии, ее виды и механизм действия
.3 Определение подросткового кризиса
. Особенности проявления агрессивного поведения у детей подросткового возраста
.1 Основные психологические особенности подростков
.2 Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста
Заключение
Список использованных источников

Введение
Проблема агрессивности в подростковом возрасте в настоящее время весьма актуальна. С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим по возрасту, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.
Агрессивность формируется в детском и подростковом возрасте. Первоначально агрессивные поступки детей оказываются обусловленными сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. В результате неоднократного повторения такого поведения, при отсутствии должной оценки и корректирующих воздействий, оно постепенно становится устойчивым, не связывается более с конкретной ситуацией, в которой первоначально возникает, и превращается в черту личности [1].
У агрессивных лиц формируется готовность воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия других людей как угрожающие или враждебные и поступать по отношению к ним в соответствии с данной оценкой. Нередко агрессивные действия не расцениваются человеком таковыми, а считаются естественными, морально оправданными (это обусловлено механизмами психологической защиты и самореабилитации). В обществе же проявления агрессивности оцениваются крайне отрицательно.
Последние статистические данные показывают, что на общем фоне роста агрессии наблюдается особенно сильный всплеск детской агрессивности, которая, в свою очередь, проявляет сильную тенденцию (40- 50%) перерастать в юношеском и взрослом возрасте в антисоциальное поведение.
В настоящее время выделен целый ряд факторов, способствующих возникновению, закреплению и проявлению агрессивности. Среди них: биологические факторы, массовая культура, СМИ, и т.д. [1].
Следует отметить, представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Л.М. Семенюк, Ф.Е. Василюка, Ю.В. Егошкина и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др. В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы ее происхождения, выяснялись причины и специфика ее проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Все это находит отражение, как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение динамики агрессивности на протяжении подросткового возраста имеет важное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, важно для разработки стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм. Однако в настоящее время данная тема раскрыта не в полной мере и недостаточно изучены вопросы влияние социологических и личностных факторов на возникновение и развитие агрессии. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.
Цель работы: изучить особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Задачи:
провести теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии;
рассмотреть причины становления агрессивного поведения;
раскрыть психосоциальные особенности развития личности детей подросткового возраста;
выявить особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Актуальность данной темы состоит в том, что проблема подростковой агрессивности мало изучена теоретически, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с агрессией, очень сложно (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
Научная новизна: в работе обобщены зарубежные и отечественные теории и концепции агрессии. Рассмотрены механизмы становления и развития личности детей подросткового возраста, рассмотрены механизмы агрессивных проявлений у детей подросткового возраста, рассмотрены факторы, способствующие росту агрессивности у подростков.

1. Агрессия как социально-психологический феномен
.1 Теоретический анализ подходов к пониманию агрессии в зарубежной и отечественной психологии
агрессия психологический подросток кризис
Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения [1].
Одной из первых теорий агрессии стала этологическая, в которой агрессивность человека объясняется чисто биологически, то есть, как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником. В этом смысле мужчина, будучи активным защитником своей и сородичей жизни, биологически запрограммирован на агрессивность.
Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца, который считает, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. К. Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
К. Лоренц полагал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени. Развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией, с одной стороны, количества накопленной агрессивной энергии; с другой − силы особых, облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Другими словами, чем больше количества агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.
К. Лоренц допускает возможность регуляции агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Однако другие приверженцы этологической теории считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над своей агрессивностью, поэтому войны, убийства, стычки неизбежны и, в конце концов, человечество погибнет в ядерной войне [2].
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем 3. Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - жизни созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность − неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности.
Таким образом, взгляды З. Фрейда крайне пессимистичны: агрессия имеет врожденный характер; агрессия неизбежна в поведении человека; агрессия всегда обращена на других людей, иначе она погубит самого человека.
Психологи, придерживающиеся психоаналитических представлений (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг), считают, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, агрессивная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.) [3].
По мнению А. Адлера, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи он считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения − от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. По мнению автора, агрессивность является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом [4].
В русле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведения занимался и Д. Доллард. Он разработал теорию фрустрации-агрессии, в которой агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Причем, степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную на источник фрустрации, может обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень или даже на самого фрустрированного.
Помимо основных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, данная теория оперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения.
Торможение − это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого как виновник этого торможения.
Замещение − это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.
Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса. Его суть состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии [5].
Более поздние исследования показали, что между фрустрацией и агрессией вовсе не однозначная связь. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Психологи стали говорить, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность к агрессии. Сторонники фрустрационной теории согласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такой модифицированной формы теории обуславливания агрессии фрустрацией является Л. Берковиц. Агрессия, по его мнению, − функция сложного взаимодействия между врожденными склонностями и усвоенными реакциями. Он ввел новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, − гнев, как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель.
Л. Берковиц признавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при определенных условиях может подавляться. В концептуальную схему «фрустрация-агрессия» Л. Берковиц ввел три существенных поправки:
фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;
даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;
выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
В более поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль. Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, «позицией силы» и выражением властности.
Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство/несходство агрессоров и жертвы, оправданность/неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации [6].
Противоположную позицию в понимании агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма. Под агрессией он понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту.
Э. Фром различает агрессию биологически адаптивную или доброкачественную, и злокачественную, или биологически неадаптивную. Биологически адаптивная агрессия − это реакция на угрозу витальным интересам индивида, она заложена в филогенезе и свойственна животным и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее − устранение либо самой угрозы, либо ее причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только для человека.
Основная идея Э. Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия [7].
В этом смысле, понять феномен агрессии, можно лишь учитывая социальный фактор развития.
В теории социального научения, автором которой является А. Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит агрессивное поведение людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается аналогичным действиям. Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Такие дети могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли большую агрессивность, чем их сверстники, у которых в семье была иная ситуация.
Процесс наблюдения детей за поведением других людей и подражание своим родителям называется моделированием. Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций.
А. Бандура выделил 3 наиболее важные момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:
)способ усвоения подобных действий;
2)факторы, провоцирующие их проявление;
)условия, при которых они закрепляются.
А. Бандура вводит понятия замещения подкрепления и самоподкрепления. Замещение подкрепления − положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за подобное поведение.
Самоподкрепляющий эффект влияет на поведение индивида как внешнее подкрепление. После того, как желательная модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления начинает играть приятые ощущения, испытываемые человеком.
По мнению А. Бандуры, условиями развития агрессии являются:
фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих родителей;
несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей.
А. Бандура рассматривал агрессию в соотношении с зависимостью. При рождении ребенок слаб и не в состоянии сам удовлетворить основные потребности − для этого ему необходим взрослый. Поэтому почти у всех детей до некоторой степени развивается мотивация зависимости. Если атмосфера любви при воспитании малыша отсутствовала, его стремление к зависимости развивается слабо. Кроме того, если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него будет немного возможностей подражать им и воспринимать их формы поведения.
Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны родителей, часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в данном случае, приносит ему временное облегчение и, в то же время, может заставить окружающих обратить на него внимание [8].
Таким образом, первостепенная роль в формировании предрасположенности к агрессии отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория является доминирующей.
Наиболее известный сторонник данного подхода - А. Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения, вводя понятие атаки. Это акт, предоставляющий организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация − слабую. А. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.
− Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал атаку, фрустрацию, раздражение. Люди, которые получали множество гневных стимулов, скорее...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Курсовая работа: Влияние театральной деятельности на развитие музыкальных способностей детей подросткового возраста

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

Квалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада