Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Проблема агрессии является одной из «сквозных» проблем, наверное, для всех наук, которые, так или иначе, затрагивают вопросы социального поведения и взаимодействия индивидов. В экономике, политологии, социологии, психологии, биологии, этологии создано большое количество моделей агрессии и агрессивного поведения, сравнение и сопоставление которых может дать значительный толчок к созданию метатеории социальных взаимодействий.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата':


Дипломная работа
на тему:
«Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Введение
Проблема агрессии является одной из «сквозных» проблем, наверное, для всех наук, которые, так или иначе, затрагивают вопросы социального поведения и взаимодействия индивидов. В экономике, политологии, социологии, психологии, биологии, этологии создано большое количество моделей агрессии и агрессивного поведения, сравнение и сопоставление которых может дать значительный толчок к созданию метатеории социальных взаимодействий.
В психологии исследования агрессии и агрессивности также имеют давнюю традицию, хорошо разработанные теоретические модели и экспериментальные схемы. В этих традиционных рамках принято рассматривать агрессию либо как проявления свойства личности, то есть как агрессивность, либо как особенности поведения субъектов взаимодействия. В первом случае агрессия становится, по преимуществу, предметом психологии личности, а во втором - социальной психологии.
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Ей посвящено огромное множество статей и книг. В Европе и Америке стали регулярными международные конференции, симпозиумы и семинары по данной проблематике. Такова реакция психологов на беспрецедентный рост агрессии, насилия и терроризма в современном мире.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, педагогов и родителей.
Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к среднему звену школы.
В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества специалистов различных специальностей.
Ввиду вышесказанного, темой нашей работы была выбрана «Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Актуальность нашего исследования определяется следующим. Содержание обучения младших школьников в значительной степени определяется перспективностью работы педагогов дошкольных учреждений. Соблюдение преемственности и перспективности требует единого подхода к воспитанию и обучению. Задача преемственности должна решаться одновременно и “снизу” и “сверху”, а для этого нужны постоянные и прочные контакты между педагогами дошкольных учреждений и учителями начальных классов.
Важно чтобы дети в детском саду не только овладели основными понятиями, умениями и навыками, но также были окрепшими и здоровыми. Это и будет наилучшей подготовкой к обучению в школе т. к. успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Объект исследования-дошкольники с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - агрессивное поведение дошкольников с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования - разработать механизм коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Для достижения цели нашего исследования перед нами были поставлены следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие, виды и формы агрессии;
выявить причины агрессии и их проявления у детей дошкольного возраста;
определить клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
исследовать специфику функционирования коррекционной группы с нарушением опорно-двигательного аппарата;
на практике продемонстрировать преодоление агрессивности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
изучить роль семьи в преодолении агрессивности дошкольников с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, выводов к двум главам, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты агрессии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1 Понятие, виды и формы агрессии
Д.Майерс (1996) показал, что агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда [17, c. 66].
Таким образом, представляется возможным выделить следующие трактовки понятия «агрессия».
Во-первых, под агрессией понимается специфическая форма поведения.
Во-вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.
Существенным недостатком приведенных определений, не позволяющих вскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия как бы отрываются от их мотива.
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям. В этом плане заслуживает внимания различение агрессии враждебной (побуждаемая злостью и направленная на причинение ущерба) и инструментальной (являющаяся средством достижения какой-либо позитивной цели) [6, с. 385]. Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Можно обозначить основные теоретические подходы к исследованию агрессии, которые доминируют сегодня среди социальных психологов: инстинктивный, фрустрационный и социального научения. Естественно, что подобное деление весьма условно, так как во многих эмпирических исследованиях агрессии заметно влияние различных подходов к данной проблеме. Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами З.Фрейда и К.Лоренц [37, c. 88]. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и состояние центральной нервной системы.
Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
Агрессия - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояния напряжённости, подавленности, страха и т.п.).
Тема агрессии всегда вызывала интерес исследователей. Но, несмотря на высокий интерес, недостаточно психологической литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков конструктивного поведения.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна. Мы, как никто другой, видим, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше и больше, с ними трудно работать, и, зачастую мы просто не знаем, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такое педагогическое воздействие не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. В последнее время детей, которые обнаруживают в своём поведении элементы агрессии, выставляются за дверь класса.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети нас раздражают. А между тем, специалисты, изучавшие агрессивных детей, пришли к выводу:
“Ребёнок с деструктивным поведением, человек которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищённости, обиды…. У него часто низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом. Он думает, что это единственный путь, способствующий выживанию” [33, с. 47].
Дети черпают знания о моделях поведения из 3-х источников.
Первый - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Второй - агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения (“я самый сильный - и мне всё можно”). Доказано, что дети посещающие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили. (Р. Бэрон)
Третий, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя.
Большинство исследователей агрессии вычленяют её различные формы и типы.
Так Э. Фром считает, что существует два вида агрессии - “доброкачественная” и “злокачественная”. Первая проявляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. “Злокачественная” агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности [38, c. 244].
Басс ввёл деление агрессии на вербальную и физическую. Что указывает на использованную в каждом случае систему органов: вербальная - речевые средства, физическая - произвольная мускулатура, основное звено которой приходится на группу мышц кисти и руки [5, c. 99-101].
К вербальной агрессии относится: многочисленные отпоры; отрицательные отзывы и критические замечания; выражения отрицательных эмоций (недовольство другими в форме брани, затаённой обиды, недоверия, ярости, ненависти, когда эти описания не служат для простого описания эмоционального состояния); высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания (“Я больше всего хотел бы убить его”) или в форме проклятия; оскорбления; угрозы, принуждения, вымогательства; упрёки и обвинения.
Другим сечением категорий агрессивного поведения служит деление на прямые и косвенные агрессии (Басс). Прямая непосредственно направлена против жертвы. При косвенной агрессии жертва не присутствует, а против неё, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а объектов-заменителей, представителей её круга. При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.
Одна из форм агрессивных реакций - негативизм. Это оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил и обычаев, норм и требований.
Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, задиристости. А может быть “затаённым”, имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.
Типичное состояние агрессии характеризуется острым, аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, в некоторых случаях желанием на ком-то или чём-то “сорвать зло”. Довольно распространённым проявлением агрессии служит грубость (в разных формах).
Для выявления предрасположенности к различным типам негативного поведения, можно воспользоваться диагностическим тестом Басса А. и Д. Арки.
.2 Причины агрессии и их проявления у детей дошкольного возраста
Современный ребёнок живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям. Это связано с темпом и ритмом технико-технологических преобразований. С насыщенным характером информации, с экологическими кризисами, с резким расслоением общества.
Проявлению агрессивности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и теле- фильмов, заполненных сценами насилия, обмана.
Каждый ребёнок - это неповторимый мир. И мы знаем, что гормональное развитие девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Например: процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длиться 3-4 года, а не 4-5 лет. Но мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.
Данные психологов разных стран свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1. Что обусловлено общими особенностями и закономерностями развития и спецификой проявления характерных типов мужественности и женственности, на которые влияют социальный фактор и уровень развития общества. Перед вами материалы о проявлениях агрессивности у ребят в подростковый период [1, c. 92].
В целом в нашем обществе имеется дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Микроклимат семьи зачастую не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищённости. В семьях имеет место жестокое обращение с детьми. Некоторые родители принуждают детей к послушанию; другие не интересуется потребностями ребёнка; третьи - переоценивают ребёнка и недостаточно его контролируют.
Особенности семей агрессивных детей:
Разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
Отцы демонстрируют модели агрессивного поведения.
Матери не требовательны. Дети не имеют чётких обязанностей.
Модели воспитания в семье часто противоречат друг другу.
Основные воспитательные средства: физическое наказание, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений, отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви в случае проступка.
Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения детей.
Можно выделить следующие характерологические особенности агрессивных детей:
часто воспринимает ситуации как угрожающие;
настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
всегда винят окружающих в своём деструктивном поведении;
в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества…) отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо;
склонны не брать на себя ответственность;
в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;
слабо контролируют свои эмоции;
имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
не умеют прогнозировать последствия своих действий;
положительно относятся к агрессии, т. к. через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
Следует отметить, что существует прямая взаимосвязь психологической защиты и агрессии.
В ответ на чувство страха, тревоги, вспышек агрессии ребёнок уже с 6 лет выучивается пользоваться защитными реакциями, чтобы скрывать или маскировать свои чувства продолжают поступать так и в подростковом возрасте. Такие механизмы помогают справиться нервной системе с возникшим эмоциональным напряжением, но не дают решение проблемы. К защитным реакциям (внешне наблюдаемые в поведении) можно отнести:
Отказ (пассивный протест) - проявляется в отстранении от близких людей, отказе от пищи, в уходах из дома. Его наиболее яркие черты - заторможенность, неподвижность, неконтактность. У подростков пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий. В редких случаях, в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку, подростки совершают попытки самоубийства (агрессия направленная на себя) [21, c. 44-46].
Оппозиция - активный протест ребёнка против норм и требований взрослых - наблюдается при утрате или снижения внимания со стороны близких. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб. Дети постарше на высоте вспышки способны разрушить всё, что попадает под руку, нападают на тех, кого считают виновниками своих переживаний. Иногда реакция активного протеста выражается отдельными враждебными поступками: повреждением вещей “обидчика”, нанесение телесных повреждений или оскорблениями, наговорами, мучительством животных. Если эта защитная реакция сохраняется у подростков, то она может появиться в непонятных кражах, интересе к алкоголю, наркотиках, суицидных демонстрациях.
Имитация - подражание определённому лицу, любимому герою. Чаще всего школьники имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения.
Компенсация - это отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, плохой ученик успокаивает себя тем, что он “зато” побеждает в драках, “дура дурой, но “зато” красивая. Ребёнок может стать враждебным, желая расплатиться с теми, кто его отвергал или же стать сверхпослушным.
Эмансипация - это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность и свобод. Такая защита появляется когда взрослые предъявляют ребёнку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или уровню развития [24, c. 19-20].
.3 Клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Травмы позвоночника относятся к числу наиболее тяжелых повреждений опорно-двигательного аппарата [23, c. 70]. Компрессионные переломы позвоночника резко ухудшают его опорную и рессорную функции, уменьшают его подвижность, нарушают общую статику больного и поэтому относятся к группе тяжелых и небезопасных повреждений опорно-двигательного аппарата [2].
Роль позвоночника не ограничивается функцией объединяющего опорного начала тела человека. Он является также футляром, хранилищем спинного мозга и его элементов - весьма нежного и уязвимого образования, без нормального функционирования которого невозможна полноценная жизнедеятельность организма. Сохранность позвоночника обеспечивает нормальную функцию сложнейших нервных связей,
осуществляемых спинным мозгом и его элементами в организме, нарушение которых столь часто возникает при повреждениях позвоночника. В анатомическом отношении позвоночник представляет собой сложный костно-суставной аппарат, являющийся основной осью тела человека [11]. Функции позвоночного столба: костный футляр для спинного мозга, орган опоры и движения, рессорная функция, обусловленная наличием межпозвонковых дисков и физиологических кривизн позвоночника, которые предохраняют тела позвонков, головной мозг, внутренние органы от чрезмерных компрессионных воздействий, резких сотрясений и толчков.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Реферат: Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста

Курсовая работа: Исследование индивидуального стиля поведения детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в учебной деятельности

Курсовая работа: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста