Курсовая работа: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста
Оглавление
Введение
Глава 1. Личностные особенности дошкольников
.1 Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста
.2 Структура личности дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста
.3 Мотивы социального поведения, их особенности
Глава 2. Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста
.1 Организация и методы исследования
.2 Полученные результаты и их анализ
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 02 августа 2024
Скачать работу 'Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста':
На тему: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста
Оглавление
Введение
Глава 1. Личностные особенности дошкольников
.1 Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста
.2 Структура личности дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста
.3 Мотивы социального поведения, их особенности
Глава 2. Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста
.1 Организация и методы исследования
.2 Полученные результаты и их анализ
Заключение
Список литературы
Введение
Данная работа посвящена исследованию структуры мотивов социального поведения дошкольников.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии представляет определенный интерес. Актуальным является изучение социальной ситуации развития специфической для каждого возраста. Она характеризуется тем, что прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения. До сих пор, однако, мало внимания уделялось изучению структуры мотивов социального поведения у детей.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных психологов. В рамках отечественной психологии в первую очередь рассматривались работы таких ученых, как Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, П.М. Якобсон. Из зарубежных, рассматривались работы таких ученых как: В. Макдугалл, Б. Рассел.
Цель исследования - изучить структуру мотивов социального поведения дошкольников.
Задачи исследования:
.Проанализировать отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования.
.Выявить основные личностные новообразования у детей дошкольного возраста.
.Изучить мотивы социального поведения дошкольников.
Исследование проводилось на базе детского сада № 27 города Выкса Нижегородской области.
Предмет исследования - мотивы социального поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования - в исследование принимали участие три группы детей. Первая группа - дети младшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 12 человек. Вторая группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 и 5-6 лет, 16 человек. Третья группа - дети младшего и старшего дошкольного возраста - 4-5 лет, 14 человек.
Общая гипотеза: мотивы достижения успехов, избежания неудач, аффилиации, оказания помощи людям и власти отличаются у детей дошкольного возраста в зависимости от пола и ряда других факторов (частные гипотезы исследования, касающиеся особенностей разных мотивов социального поведения, сформулированы в начале экспериментальной главы).
В исследовании использовались три группы методик: первая группа направлена на изучение, структуры мотивации социального поведения детей младшего дошкольного возраста. Вторая группа направлена на изучение, структуры мотивации, достижения успехов детей старшего дошкольного возраста. Третья группа направлена на изучение индивидуальных различий в мотивации власти у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что полученные результаты могут быть полезны в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Глава 1. Личностные особенности дошкольников
.1 Общая характеристика ситуации психологического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст настолько насыщен событиями и значимыми изменениями в психике ребенка, что весь период подразделяют на младший дошкольный возраст - 3-5 лет и старший дошкольный - 5-7 лет. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразные, исключительные, единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Эти отношения называются социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, строго закономерно определяет весь образ жизни ребенка или его социальное бытие. Среда с точки зрения развития становится для ребенка совершенно иной с той минуты, когда он переходит от одного возраста к другому.
Ребенок-часть социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его переживания и деятельность. Существенна не сама по себе ситуация, а то, как ребенок ее переживает. В одной и той же семье, в одной и той же ситуации мы встречаем у разных детей разные особенности развития, поскольку одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми. [29, с. 39]
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общение, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развития познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности дошкольника, расширения его знакомства с окружающей действительностью. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство. В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения - личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм. Но, для бесед на эти темы требуется более высокий уровень развития интеллекта. Ради этой формы общения он отказывается от партнерства и становится в позицию ученика, а взрослому отводит роль учителя. Личностное общение наиболее эффективно подготавливает ребенка к обучению в школе, где ему придется слушать взрослого, чутко впитывая все то, что будет говорить учитель.[10]
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества. Взаимопонимание между детьми возникает в основном на основе их действия с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности они приобретают опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание.
На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, и в этом проявляется активность ребенка.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию объекта деятельности, от которого она зависит. В игровом коллективе у них появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято раннее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».
Таким образом, ролевая игра ребенка оказывает большое влияние на формирование его личности.[10]
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда. В труде формируются его нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям. При этом очень важно, чтобы он испытывал положительные чувства, которые стимулируют развитие интереса к труду. Через непосредственное участие в нем и в процессе наблюдения за трудом взрослых дошкольник знакомится с операциями, орудиями, видами труда, приобретает умения и навыки. Вместе с тем, у него развиваются произвольность и целенаправленность действий, растут волевые усилия, формируются любознательность, наблюдательность. Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд других навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности.
В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится к сенсорному развитию. [27] Сенсорное развитие - это совершенствование восприятия, наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра. Сенсорные эталоны формируются в деятельности. Лепка, рисование, конструирование больше всего способствуют ускорению сенсорного развития.
Мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. Мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно - образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением. Развитие мышления тесно связано с речью. В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия малыша, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, и она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте в развитии памяти еще заметную роль играет узнавание при повторном восприятии предмета. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти. Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической. Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. В качестве приема логического запоминания в работе использовалось смысловое соотношение того, что запомнить, со вспомогательным материалом (картинкой). В результате продуктивность запоминания увеличивалась вдвое.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго - начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживают героям. Развитию воссоздающего и творческого воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Большое значение в развитии творческого воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д.
Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные образования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм, формирование произвольности поведения. Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых все большее значение приобретают мотивы общественного содержания, которые подчиняют другие мотивы. Изучение мотивов дошкольников дало возможность установить среди них две большие группы: личные и общественно значимые. У детей младшего и среднего дошкольного возраста преобладают личные мотивы. Они наиболее ярко проявляются в общении со взрослыми. Ребенок стремится получить эмоциональную оценку взрослого - одобрение, похвалу, ласку. Потребность в оценке у него настолько велика, что он часто приписывает себе положительные качества.
В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположенных действий (говорить правду - хорошо, обманывать - плохо). Примерно с 4 лет ребенок уже знает, что следует говорить правду, а обманывать плохо. В исследованиях С.Г. Якобсон, В.Г. Шур, Л.П. Почеревиной было установлено, что дети, хотя и знают правела, часто нарушают нормы поведения, если соблюдение правел противоречит их желаниям.
Д.Б. Эльконин подчеркивает, что на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития - от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, до самосознания. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, в определенной форме поведения.
1.2 Структура личности дошкольника. Основные личностные новообразования дошкольного возраста
Процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением. Законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.
Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Вследствие этого на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, новообразования данного возраста располагаются и группируются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процесса развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов. Само собой разумеется, что процессы, являющиеся центральными линиями развития в одном возрасте, становятся побочными линиями развития в следующем, и обратно - побочные линии развития в одном возрасте выдвигаются на первый план и становятся центральными линиями в другом возрасте. Так при переходе от одной ступени к другой перестраивается вся структура возраста.
Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни ребенка в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту. Эти новообразования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Если предшествующая задача в изучении динамики возраста определяла путь прямого движения от социального бытия ребенка к новой структуре его сознания, то теперь возникает следующая задача: определить путь обратного движения от изменившейся структуры сознания ребенка к перестройке его бытия. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста.[26, с. 203]
Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще не кем не установлен. Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем начинают развиваться уже на основе социально- психологических законов.
В дошкольном возрасте оформляют задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. В ранние годы семейное воспитательное воздействие в основном сводится к разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, а также на его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно - гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте к...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюДипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Реферат: Методика формирования культуры поведения детей дошкольного возраста
Реферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр