Реферат: Методика формирования культуры поведения детей дошкольного возраста

Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но - увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются.

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Методика формирования культуры поведения детей дошкольного возраста':


ВВЕДЕНИЕ
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Правило очень простое, но - увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих. И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия "культура поведения" особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.
Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования культуры поведения дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс культуры поведения детей дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.
Цель, предмет и объект исследования обусловили постановку следующих задач:
. Выявить сущность формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
. Раскрыть методику формирования культуры поведения детей дошкольного возраста.
. Разработать план педагогической работы по организации формированию культуры поведения.
. Выработать методические рекомендации по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и глубокий анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме формированию культуры поведения детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
.1 Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская и др.
В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения - широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры.
В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Мы взяли за основу определение «культура поведения» данное С.В, Петериной. Культура поведения - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты:
культура деятельности,
культура общения,
культурно-гигиенические навыки и привычки.
По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви.
Мы считаем, что применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать прежде всего как культуру взаимоотношений - действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками.
В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки.
Согласно исследованиям С.В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской в старшей группе содержание культуры поведения следует обогащать по следующим направлениям. Усложняются правила поведения. Известные правила детализируются и требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, малышам, престарелым и т. п. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно; разговаривая, смотреть в глаза собеседника; приветливо отвечать на вопросы; не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику как показатели сдержанности, подтянутости.
Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений.
Исследования Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной показали, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.
В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у дошкольников: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций.
Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей.
С.В. Петерина с целью формирования у дошкольников культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы.
Одна из возможных основ этической беседы - художественная литература.
Таким образом, старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Под культурным поведением мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения.
Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.
.2 Культура поведения как показатель воспитанности ребенка
С раннего детства, ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с другими людьми (дома, дети / сад, и т.д.) и приобретения опыта социального поведения. Для формирования навыков поведения у детей, воспитывать сознательное и активное отношение к порученному делу, товарищество должно начинаться с дошкольного возраста.
Домашнее образование всех этих партий лежит в поведении дошкольника. И это не может быть поздно, потому что с самого раннего возраста ребенок вступает в отношения с другими, он сформировал первое элементарные знания и действия, отражающий внимание взрослых и сверстников уважение к ним, появляется общее образование ребенка.
Она начинается развитие культуры поведения у детей раннего возраста с очень специфическими навыками, доступных. Она не может быть проигнорировано, что накопление нравственных идей происходит у малыша медленнее, чем освоение внешних форм поведения. Так что-то должен начать с и образования молодого ребенка эти внешние формы культуры, в то же время создавая предпосылки для их морального суждения. Это нужно иметь в виду, взаимодействие и взаимозависимость внутреннего и внешнего поведения. Если ребенок требует соблюдения внешних форм поведения, то, безусловно, в какой-то мере повлиять на их внутренний мир. Особенно, если мы проводим вакцинацию их внутреннюю культуру, он обязан научить их и внешние формы выражения, что, даже если они еще не полностью постиг детей, пока дисциплинированных, тянуть, требует сдержанности. Если негативное поведение укорениться, а затем постепенно укрупняются, обедняют и его внутренний мир. Пренебрегая или отстает с образованием внешнего поведения детей дошкольного возраста может пропустить подготовку внутренней культуры.
В целях создания дошкольников истинное разведение, взрослые, конечно, замечает, что, например, со ссылкой на мать своего друга, мальчик назвал ее "тетя Мэри", а не по имени и отчеству, который вступил в Головном офисе или врача, не спрашивая разрешение, что встретил в дверях со взрослым, он поспешил проскользнуть первое, что пришло из-за стола, не пережевывать пищу и т.д. Она учит детей, как бороться с такими случаями, как они часто просто не знают, как вести себя.
Рассмотрим различные направления поведения культурного выражения.
Воспитание культуры появления из-за формирования культурных и гигиенических привычек. Какова взаимосвязь культуры и гигиены? Дети от двух до трех лет привить личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, повышение потребности в чистоте; использовать носовой платок, салфетку. Это как с одной стороны образования. Но в процессе формирования таких навыков, способствующих развитию культуры появления, необходимость чистоты, упорядоченности, аккуратности. Предотвращение проявлений небрежности, равнодушия к форме его костюма, обуви, прически.
Дети за столом. Опять же, они близки к своим сверстникам. И здесь также существует тесная связь между еде и навыков культурного поведения у человека. Мы должны научить детей, как использовать столовые приборы, молча, принимать пищу медленно и тщательно жевать, чтобы сидеть, сгибать немного над пластиной, чтобы не испачкать костюм, чтобы не говорить вниз, при необходимости, связаться взрослый, низким голосом.
Культура поведения среди сверстников проявляется в способности просить, просить извинения в случае случайного надзора, неприятности в другую, отклонить просьбу друга, пользуясь этических форм выражения невозможности выполнения. Взрослый знакомит детей с общепринятыми правилами, регулирующими поведение, помогая им понять, как вести себя со взрослыми, сверстниками, как у себя дома и в детском саду, и в общественных местах, на улице. Правила предназначены для детей эталоном, по которому они выбирают желаемые поведения.
Вежливость. Он украшен человек делает его привлекательным, вызывает чувство симпатии к другим. Неудивительно, что считается одним из признаков хорошего тона. И не зря был популярным выражение: "Ничто так не дешево и не ценится так дорого, как вежливость." Без него невозможно представить себе отношения между людьми. Вежливость выражается в способности к общению с другими людьми. Это привело всю атмосферу детей в детском саду и семье окружающих взрослых. А взрослые должны помнить золотое правило: только порождает вежливость вежливость.
Взрослый стремится вежливости детей, основанные на искренности доброте, уважению других. В противном случае она перестает быть признаком нравственного поведения. Это не должно быть вежливым ребенка только потому, что он берет стул новичок взрослый, и, ссылаясь на педагога, говорит обязательное "пожалуйста." Этого не достаточно. Это необходимо, чтобы любое проявление вежливости, чтобы стать сознательным растущего человека необходимости.
Деликатес. Человек с этим качеством, никогда не вызывают неудобств для других, это не будет неуместно задавать вопросы или показать чрезмерное любопытство. Основы чувствительности формируются в детстве. Дети учат аккуратно отклонить предложение пэра, если она не соответствует их планы или интересы, но в то же время избежать насмешек о предложено, объясните, как дружественные сверстников объяснить свою ошибку, научиться признавать свои оплошности, приносим свои извинения за причиненные неудобства.
Культура отношения к взрослым. Культура поведения проявляется у детей, как они относятся к взрослым: по отношению к ним, по их просьбе, в способности слушать взрослых, без перерыва, спасибо за помощь, консультации и услуги; научить детей называть взрослых по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, не участвовать в диалоге, без необходимости
Если учитель внимателен к реализации правил поведения детей, не отклоняться от них, они вскоре стали нормой для детей.
И вежливо, не только проявляется в способности сказать привет или до свидания, чтобы извиниться или поблагодарить, но и становится способом выражения доброй воли, коммуникабельность, уважение к другим.
.3 Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста
Современное общество педагогов, учителей и родителей задач воспитания высокообразованного и хорошо образованного молодого поколения, которому принадлежит все достижения человечества создали культуры. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, ибо она создает возможность успешного общения в мире. Начните изучение правил этикета и необходимые в дошкольном возрасте.
Первая идея стандартов поведения, принятых в обществе, ребенок получает семью. Придя в детский сад, ребенок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения, необходимых для надлежащего и приятного существования всех детей коллектива.
Содержание работы по продвижению культуры поведения указан в правилах поведения исследователей С.А. Козлова Т.А. Куликова, который, говоря о культуре поведения, различать понятия "моральное право" и "моральной нормы". В литературе эти понятия часто используются как синонимы. Тем не менее, они развелись в педагогике.
И вообще, а норма - это совокупность процедура, отношения. Но правила есть частный и узкий смысл. Правило может быть один отношение к конкретной ситуации, в частности тему: право использовать объект, поведения за столом, и другие. Ставка более общий характер, она описывает общую направленность отношений и поведения, и указывается в правилах. Например, учитель знакомит детей с правилами, сидящего на класс, необходимо, чтобы двигаться вверх стулья тихо; не надо играть в шумные игры, если кто-то рядом с отдыха; Если группа отправилась гостя, вы должны предложить ему пойти и сесть - все эти правила. Они конкретизируют норму - быть внимательными и заботиться к людям вокруг вас.
Особое внимание ФГТ в дошкольном образовании на роль воспитателя. Взрослые вклад в развитие позитивного отношения к людям вокруг ребенка: способствовать уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, способствуют развитию у детей чувства ответственности для данного слова. Взрослые обратить особое внимание на развитие коммуникативной компетентности ребенка. Они помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать свои чувства ..., чтобы помочь исследовать различные пути решения конфликта, переговоры, установить новые контакты ... способствуют усвоению детьми элементарных правил этикета.
Особенно дети дошкольного возраста является выраженной способностью подражать. В то же время недостаточно развитой произвола, неспособность контролировать свои действия, быть в курсе их нравственного содержания может привести к нежелательным действиям. Эти обстоятельства делают основной задачей формирования нравственных привычек в поведения, развивается в процессе накопления опыта в моральных привычек. Поставщик создает у детей различные поведения навыки, отражающих уважение для взрослых, положительное отношение к сверстникам, уважения к вещам, которые становятся привычкой, стала нормой поведения: привычка приветствовать и прощаться, спасибо за службу положить любую вещь в месте культурно вести себя в общественных местах, чтобы запросить вежливо.
Даже в повседневной нормальной ситуации, учитель всегда приносит, и его влияние носит многосторонний характер. Например, учить ребенка раздеться после прогулки, учитель учит его способность самостоятельно обслуживать себя, аккуратно сложенной одежды, и в то же время...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

Курсовая работа: Взаимосвязь тревожности и самооценки у детей дошкольного возраста