Курсовая работа: Изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Содержание

Введение
Глава 1. Профессиональная реабилитация больных и инвалидов
.1 Профессиональная ориентация детей-инвалидов
.2 Профессиональное консультирование детей-инвалидов
Глава 2. Объекты и методы исследования
2.1 Объект исследования
.2 Метод исследования
Глава 3. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата':


Содержание
Введение
Глава 1. Профессиональная реабилитация больных и инвалидов
.1 Профессиональная ориентация детей-инвалидов
.2 Профессиональное консультирование детей-инвалидов
Глава 2. Объекты и методы исследования
2.1 Объект исследования
.2 Метод исследования
Глава 3. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Социальная защита инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Правительством республики проделана значительная работа по нормативно-законодательному закреплению прав данной категории лиц на достойный уровень жизни. Право на получение образования, в том числе профессионального образования, занимает особое место в системе социальной зашиты инвалидов. Возможность получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства не только способствует всестороннему развитию инвалидов, но также содействует их успешной социализации, интеграции в общество, подготовке к самостоятельному, независимому образу жизни. Этим обусловлена актуальность вопросов профориентации, организации профессионального образования, трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями.
Следует отметить, что проблемы экономического и социального характера, с которыми столкнулась республика в начале 90-х гг. XX века, существенно повлияли на профессиональную подготовку инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. В связи с этим к системе профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития стали предъявляться особые требования. Необходимо было обеспечить человека с особыми образовательными потребностями профессиональной подготовкой такого уровня, которая позволила бы ему конкурировать на рынке труда и стала гарантией его социальной защиты.
Разработанная нормативно-законодательная база республики: Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г.), Закон «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.) и др. закрепила льготные условия поступления инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в средние специальные и высшие учебные заведения; установила предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности броню приема на работу инвалидов на имеющиеся свободные рабочие места и задания по созданию в этих целях дополнительных рабочих мест [1; 2].
Практической реализации права инвалидов на получение профессионального образования разных уровней и разных ступеней в соответствии с их возможностями и потребностями содействует создание ряда условий: развитие сети учреждений образования, обеспечивающих получение профессионального образования; возможность выбора формы получения профессионального образования; разработка разноуровневых программ по трудовой и профессиональной подготовке, переход на широкопрофильную подготовку.
Проводимая государством социальная политика привела к значительному увеличению в период с 1993 по 2003 гг. количества детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, обучающихся в профессионально-технических учебных заведениях (в 2,72 раза), средних специальных учебных заведениях (4,25 раза), высших учебных заведениях (в 16,4 раза) [10, 26].
Исходя из этого целью исследования является изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачами исследования являются:
Проанализировать направленность детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата на определенную сферу будущего работника;
оценить уровни направленностей по шкалам «человек-человек» и «человек-художественный образ» в экспериментальной и контрольной группах;
проанализировать интересы детей в экспериментальной и контрольной группах;
оценить уровни интересов по шкалам искусства и сферы обслуживания в экспериментальной и контрольной группах
Объектом исследования являются дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предметом является направленности и интересы детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза заключается в том, что направленность и интересы детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от детей без нарушений.
Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ И ИНВАЛИДОВ
Важнейшей составной частью единого реабилитационного процесса является профессиональная реабилитация - система мер, обеспечивающих инвалиду возможность получить подходящую работу или сохранить прежнюю и продвигаться по службе (работе), способствуя, тем самым, его социальной интеграции или реинтеграции.
Значимость профессиональной реабилитации определяется целым рядом экономических и психологических факторов. В первую очередь, необходимо учитывать, что наличие в семье инвалида требует повышения расходов, так как возникает необходимость в таких видах обслуживания как транспорт, специальное оборудование и др. И, несмотря на то, что государство помогает в решении многих проблем, полностью решить нужды семьи в расходах оно не может.
Общество, и государство дают высокую оценку труда каждого индивидуума. Если же инвалид не работает, он воспринимается как неадекватная личность и таким же становится его отношение к себе. Поэтому профессиональная реабилитация способствует интеграции инвалидов в общество, в нормальное течение жизни. Как указывает В.А. Сидоров, семья, школа и рабочее место - вот та арена, на которой формируются социальные отношения, развиваются социальные связи и утверждается социальный статус. Без возможности принимать участие в таких процессах лицо являющееся инвалидом, встречает огромные трудности в вопросах интеграции его в общество. Очень важным в процессе профессиональной реабилитации является и психологический фактор, так как соответствующее трудоустройство создает человеку условия для регулирования. Все жизненные процессы в этом случае приобретают устойчивый и позитивный характер.
По мнению многих зарубежных специалистов, профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так, согласно оценкам экспертов, в США на каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов, возвращается 9 долларов в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов или их продвижения по службе. Во многих странах ведется значительная работа в плане организации профессиональной реабилитации инвалидов и их последующего трудоустройства, (частичное или полное, в зависимости от возможностей инвалида и состояния этой работы в стране).
Используются следующие варианты профессиональной реабилитации:
адаптация реабилитанта на прежнем рабочем месте;
реадаптация - работа на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии;
работа на новом месте в соответствии с приобретенной новой специальностью, близкой к прежней, но отличающейся пониженной нагрузкой;
полная переквалификация с последующим трудоустройствам на том же предприятии;
переквалификация в реабилитационном центре с подысканием работы по новой специальности.
Созданная в настоящее время в нашем государстве правовая база профессиональной реабилитации инвалидов обеспечивает социальную защиту в области получения специальности и занятости, адаптации и полноценной интеграции инвалидов в общество.
Для обеспечения возможностей профессиональной реабилитации инвалидов законодательством устанавливается:
равенство возможностей инвалидов во всех сферах жизни общества;
льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;
квоты для приема на работу инвалидов с предоставлением специализированных рабочих мест;
резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирование предприятий к созданию дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создание условий предпринимательской деятельности инвалидов;
организация обучения инвалидов новым профессиям;
ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов;
порядок и условия признания инвалидов безработными;
государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов и другое.
Развитие законодательно-нормативной базы по проблемам реабилитации инвалидов, в том числе профессиональной, существенно изменило тенденции в данной области. Особенно значительным явилось принятие Закона “О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов”, который определил дальнейшие пути развития системы профессиональной реабилитации не только взрослых, но и детей.
Профессиональная ориентация детей-инвалидов включает:
профессиональное образование и просвещение;
профессиональную диагностику;
профессиональное воспитание;
профессиональную консультацию; «профессиональный подбор» [12, 57].
1.1 Профессиональная ориентация детей-инвалидов
Профессиональная ориентация детей-инвалидов осуществляется в общеобразовательных, специальных общеобразовательных школах-интернатах при участии центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования. Профессиональное просвещение должно осуществляться общеобразовательными школами в процессе изучения гуманитарных и естественно-математических предметов, предмета «Основы выбора профессии»'. В профессиональном просвещении принимают участие государственные службы занятости, медицинские реабилитационные экспертные комиссии, а также учебные заведения профессионального образования.
Профессиональная диагностика и профессиональный подбор обеспечивают выбор профессии ребенка-инвалида, соответствующей его интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, состоянию здоровья, а также конъюнктуре рынка труда. Профессиональная диагностика осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь и МРЭК и центрами профессиональной ориентации молодежи. Профессиональный подбор осуществляется центрами профессиональной ориентации молодежи.
Профессиональное воспитание предусматривает формирование профессиональных интересов, склонностей, профессиональной пригодности и осуществляется поэтапно дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, учебными заведениями профессионального образования, а профессиональная консультация осуществляется штатным психологом, медицинским работником учебного заведения с привлечением специалистов медико-реабилитационной экспертной комиссии, центров профессиональной ориентации молодежи и педагогических работников учебных заведений профессионального образования.
В системе профессиональной реабилитации важнейшее место занимают вопросы профессиональной подготовки, обучения для вхождения во взрослую жизнь детей, подростков, которые являются или стали инвалидами с детства, имеют существенные физиологические ограничения некоторых функциональных и сенсорных систем, в результате чего, при неадекватной профессиональной деятельности, они могут стать инвалидами. Если для взрослых инвалидов профессиональная реабилитация теснейшим образом связана с проблемой максимального использования имеющегося багажа профессиональных знаний, навыков и умений, то для детей и подростков особенно остро стоит вопрос совмещения получения общеобразовательных знаний на доступном для них уровне и приобретения профессии (специальности, профессиональной подготовки), которая не является противопоказанной из-за состояния здоровья и не приведет к утяжелению инвалидности.
В условиях рыночной экономики профессиональное образование инвалидов должно предусматривать обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что обеспечивает равенство возможностей инвалидов в плане занятости. В настоящее время значительно расширены медицинские показания для профессионального обучения инвалидов, что позволяет проводить их обучение более широкому спектру профессий, в том числе и новым профессиям, появившимся на рынке труда.
Безусловно, профессиональное образование не гарантирует занятости инвалида, и лишь высокий профессиональный уровень делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы с неинвалидами.
Система профессиональной реабилитации инвалидов строится на основе многоэтапного процесса получения инвалидом как общего, так и профессионального образования. Это обусловлено тем, что профессиональное образование может быть освоено инвалидом только при наличии у него того или иного уровня общего образования.
Одной из важнейших задач любого общества является создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации детей-инвалидов. Ведь только на такой базе можно говорить об их профессиональной реабилитации в дальнейшем.
Согласно статьи 31 Закона «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» в Республике Беларусь создается система органов профессиональной реабилитации, которая включает организацию обучения и профессионально-техническое образование детей-инвалидов и детей с недостаточным умственным и физическим развитием, осуществляемую органами образования, профессиональную ориентацию, осуществляемую ими совместно с центром профессиональной ориентации молодежи.
Возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования, подготовку научных и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации инвалидов обеспечивают Министерство образования и науки Республики Беларусь, а также иные учебные заведения. Оказание профессионально-ориентационных услуг, профессиональную подготовку и трудоустройство инвалидов в трудоспособном возрасте, детей-инвалидов в возрасте от 16 до 18 лет, зарегистрированных в качестве безработных, организует Государственная служба занятости.
В то же время для детей и подростков, имеющих существенные отклонения в состоянии психики, зрения и слуха, значимые недостатки в физическом развитии, перенесших полиомиелит или детский церебральный паралич, действуют специальные образовательные учреждения, в которых обучают детей определенному кругу специальностей.
Исходя из вышеизложенного профессиональная реабилитация осуществляется посредствам тесной взаимосвязи между учреждениями здравоохранения, региональными отделениями занятости населения, центрами профессиональной подготовки и переподготовки службы занятости, учреждениями Министерства образования, предприятиями общественных организаций (см. рис. 19.1).
С целью реализации программы получения профессионального образования в нашей республике используются различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные училища, колледжи и лицеи, техникумы, институты, академии и др. Сеть государственных образовательных заведений дополняется системой ведомственных учреждений, которые осуществляют профессиональное обучение населения на коммерческой основе. В зависимости от показаний и противопоказаний по состоянию здоровья к приобретению той или иной профессии обучаются в различных учебных заведениях и дети-инвалиды.
Следует, однако, отметить, что до настоящего времени в стране не создана четкая система профессиональной реабилитации. В частности:
не в полной мере созданы условия для ранней профориентации;
отсутствует концепция образования инвалидов;
требуется адаптация по применению образовательных стандартов по отношению к инвалидам;
отсутствует нормативная база, регламентирующая заочную, надомную и др. формы профессионального образования для инвалидов;
отсутствует система повышения квалификации или переподготовки взрослых инвалидов;
требует коррекции спектр профессий, по которым проводится профессиональное обучение инвалидов, в плане их конкурентоспособности на открытом рынке труда.
Требует существенного улучшения система профессиональной ориентации и профподбора у детей-инвалидов, определения профессиональной пригодности инвалидов, имеющих квалифицированную профессию, на этапе медико-социальной экспертизы. В составе МРЭК нет специалистов по гигиене труда, не открыты кабинеты профессиональной диагностики на базе областных больниц, хотя вопрос этот неоднократно обсуждался и имеется ряд распоряжений Минздрава по этому поводу. Единственное учреждение, имеющие такую службу, - НИИ МСЭ и Р, на базе которого можно подготовить соответствующих специалистов, если такая должность появится в штатно-нормативных документах (рисунок 1.1.).
Медико-профессиональная реабилитация МРЭК индивидуальная программа реабилитации
Профессиональная реабилитация
Региональное отделение занятости населения Центры профподготовки и переподготовки службы занятости Учреждения и предприятия Министерства образования Предприятия общественных организаций
Обучение (переобучение) профессии Формы организации
Учебное заведение Рабочее место Обычные условия Специально организованные условия
Формы занятости (трудоустройства)
На имеющихся вакансиях на общих основаниях На забронированные по квоте рабочие места На зарезервированные места На места оборудованные специальными приспособлениями На рабочие места со специально созданными условиями учебно-производственных предприятий обществ инвалидов и обычных предприятий
Рисунок 1.1 - Схема взаимодействия на профессиональном этапе
реабилитации
Для проведения мероприятий профессиональной реабилитации следует помнить, что различные категории инвалидов в зависимости от возраста (дети-инвалиды, инвалиды в возрасте старше 18 лет), полученного ранее образования, профессии нуждаются в различных аспектах профессиональной реабилитации, которая включает в себя экспертизу профессиональной пригодности, профессиональную информацию, профессиональное консультирование, профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессиональный отбор, психологическую поддержку, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию, рационально трудовое устройство, содействие трудоустройству инвалидов.
Экспертиза профессиональной пригодности в Белорусском научно-исследовательском институте медико-социальной экспертизы и реабилитации проводится следующим образом.
В случае потери профессии и (или) подбора профессии, которую может выполнять инвалид по состоянию своего здоровья и в соответствии с имеющимся образованием проводится профинформация -...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Реферат: Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Лекция: Строение и функции спинного мозга. Роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций организма. Принципы работы спинного мозга

Лекция: Особенности сестринского процесса в реабилитации больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата

Реферат: Профзаболевания опорно-двигательного аппарата