Реферат: Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) фактически не отличаются от таковых при других нарушениях развития. Любые инфекционные заболевания матери (особенно такие, как грипп, герпес, хламидиозы и др.), а также ее сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения; несовместимость плода и матери по резус-фактору или группам крови создают риск нарушений ОДА.

Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024


Скачать работу 'Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата':


Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Иркутск-2014
1. Причины нарушений опорно-двигательного аппарата в детском возрасте. Нозологические формы. Детский церебральный паралич (ДЦП)
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) фактически не отличаются от таковых при других нарушениях развития. Любые инфекционные заболевания матери (особенно такие, как грипп, герпес, хламидиозы и др.), а также ее сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения; несовместимость плода и матери по резус-фактору или группам крови создают риск нарушений ОДА. Опасна анемия беременной. Еще опасней травмы, ушибы плода, которые могут произойти на больших сроках беременности при падении матери или какой-то катастрофе. Очень опасны интоксикации, а также, хронически действующие на будущего ребенка экологические вредности, рентгеновское излучение. В последние два десятилетия стали отводить большую роль токсоплазмозу, т.к. антитела к токсоплазмам находили у каждой пятой матери ребенка с детским церебральным параличом. ЦНС ребенка может быть повреждена в родах (стремительные, затяжные, вторичная слабость родовой деятельности, акушерские пособия). Все эти факторы провоцируют и асфиксию, и кровоизлияния в мозг.
Вместе с тем далеко не каждое повреждение ЦНС в ходе родового акта заканчивается патологией опорно-двигательного аппарата. Cовременные исследователи полагают, что в родах преимущественно травмируется уже неполноценная нервная система. Поврежденный внутриутробно мозг провоцирует и асфиксию при рождении, и гипотрофию плода (задержку внутриутробного развития), и, возможно, способствует поздним выкидышам, которые сейчас после срока в 24 недели беременности, квалифицируются как роды. Поэтому достаточно закономерно, что при преждевременных родах и появлении на свет ребенка с очень малым весом (менее 1000 г) фактически каждый второй выхоженный малыш окажется с повреждением ОДА.
После рождения, помимо общеизвестной пагубной асфиксии, а также травм с ушибами головы и нейроинфекций у ребенка до полугода, следует упомянуть осложнения после профилактических детских прививок. В возникновение детского церебрального паралича вносит свой вклад и генетическая предрасположенность. Есть данные, что родственники таких детей значимо чаще страдали нервно-психическими расстройствами, например, эпилепсией [4].
Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата. К ним относятся: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). Ранее нарушения опорно-двигательного аппарата чаще всего встречались у детей, перенесших полиомиелит, который сейчас предупреждается прививками.
Перечисленные виды патологии имеют разный прогноз. В большинстве случаев они не приводят к дизонтогенезу психики, хотя психологические последствия, связанные с переживанием физического недостатка закономерны. Исключением является детский церебральный паралич (ДЦП). ДЦП преимущественно представляет собой резидуальные (остаточные) проявления перинатального поражения мозга и имеет медленно регрессирующее течение. Он занимает ведущее место среди нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Впервые ДЦП был описан Вильямом Литтлем в 1861 году. Термин же впервые предложил Зигмунд Фрейд в 1893 году, еще до начала своих занятий психологией.
ДЦП - обобщенное название для тяжелых заболеваний ЦНС, проявляющихся в виде различных двигательных, когнитивных и речевых нарушений. На первый план выходят ограничения произвольных движений. Двигательные нарушения при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга приводит к формированию и закреплению патологических двигательных рефлексов, а отсутствие движений и вынужденное положение поврежденных конечностей способствует формированию контрактур. [26, 27].
К.А. Семенова выделяла три стадии течения ДЦП: начальную, раннюю резидуальную и позднюю резидуальную с двумя степенями тяжести течения. Первая стадия заболевания начинается непосредственно после рождения или в период новорожденности; вторая - ранняя резидуальная стадия обычно выявляется в 4-5-месячном возрасте и длится до 2-3 лет, в тяжелых случаях она может перейти в третью - позднюю резидуальную стадию значительно раньше - в 6-8 мес. Окончательное формирование патологического двигательного стереотипа и появление контрактур и деформаций на основе неврологических синдромов, развернувшихся в течение первых двух стадий, происходит на третьей стадии заболевания.
Классификаций ДЦП за полтора века предложено более двух десятков. В России принята классификация К.А. Семеновой (предложена в 1974-1978 годах). В соответствии с ней выделяется пять основных форм ДЦП.
Спастическая диплегия. Возникает при повреждении моторных зон коры, причем с обеих сторон. При этой форме наблюдается паралич всех четырех конечностей, больше выраженный в ногах. Чаще эта форма появляется у недоношенных детей. Физическое развитие ребенка замедляется: он поздно начинает держать голову, сидеть. Начало ходьбы (с помощью посторонних) задерживается до четырех-пяти лет из-за высокого напряжения мышц ног. Эта болезнь и была впервые описана Литтлем, выделившим определенное сочетание признаков, обусловленных кровоизлиянием в мозг ребенка. Впоследствии было отмечено, что схожие явления наступают также из-за внутриутробных поражений плода и даже после рождения. К симптоматике относится приведение бёдер к животу, «перекрещенные» при опоре ножки, согнутые колени в положении лежа, рано появляющиеся контрактуры. Гипертонус ниже (вплоть до полного отсутствия) в ручках. К двигательным нарушениям часто присоединяется умственная отсталость. До настоящего времени это самая распространенная форма ДЦП, страдающих ею около 40 %. Спастическая диплегия считается прогностически благоприятной. Ребенок может научиться обслуживать себя, писать, а также способен овладеть рядом трудовых навыков.
Двойная гемиплегия также возникает в результате повреждения моторных зон обоих полушарий мозга и сопровождается параличом всех четырех конечностей с преимущественным поражением рук. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Речь отсутствует из-за анартрии. Функция рук практически не развивается. К счастью, подобная форма редка, по литературным данным таких детей лишь 2 %, т.е. в 20 раз меньше, чем с болезнью Литтля.
Гемипаретическая форма. При ней отмечается атрофия (похудание) мышц и задержка роста парализованных конечностей. Мышцы резко напряжены на больной стороне. Больше парализована рука, чем нога. Причиной также является повреждение моторных зон коры, однако, только с одной стороны. Эта форма встречается лишь немного реже, чем болезнь Литтля (32 % от общего количества случаев). Симптоматика различается в зависимости от локализации. Левополушарное повреждение провоцирует дислексию, дисграфию, нарушение фонематического восприятия. Правополушарные повреждения вызывают патологию эмоционально-волевой сферы: агрессивные проявления, эмоциональную ригидность или уплощенность. Интеллект может не страдать
Гиперкинетическая форма. Сюда относятся все случаи ДЦП, когда основным симптомом являются насильственные движения в конечностях. Они бывают хореоподобными (быстрыми), атетоидными (вычурно-замедленными), а могут носить смешанный характер. Наблюдается также тремор (дрожание). Судороги проявляются через несколько месяцев после рождения, нарастают и достигают максимума в раннем возрасте. При описываемой форме поражены базальные ганглии, т.е. повреждение носит подкорковый характер. При этой форме обязательно будут речевые нарушения. Ходить дети начинают очень поздно. Интеллект страдает приблизительно у каждого четвертого ребенка, сопутствующая патология анализаторов существенно утяжеляет прогноз. По частоте встречаемости описываемая форма предпоследняя (10 %).
Атонически-астатическая форма. Возникает при повреждении мозжечка, которое часто сочетается с патологией лобных долей (в этом случае у ребенка будет тяжелая умственная отсталость). У детей отсутствует физиологическое напряжение мышц-сгибателей, т.е. отмечается выраженный гипотонус. Такие больные очень поздно начинают сидеть (в 1-2 года) стоять и ходить (иногда к 6-8 годам и позже). Все это затрудняет развитие двигательных функций, особенно изолированных движений пальцев рук. Часто не могут писать, рисовать, овладевать навыками самообслуживания. Встречается у 15 % детей с ДЦП, прогноз обычно неблагоприятный [26].
Итак, для клинициста, наблюдающего ребенка с ДЦП, значимы: состояние рефлекторной сферы; тонус мышц; возможности произвольных движений рук; судорожный синдром; способность самостоятельного передвижения; гиперкинезы; контрактуры суставов; нарушения координации движений, в первую очередь, рук; показатели мышечной силы и способность к дифференцированию мышечных усилий.
Для педагогов и родителей первоочередное значение имеют другие «мишени», поражаемые ДЦП: способность к самообслуживанию, точность движений, речь и коммуникация, зрительно-пространственное восприятие, поведение и состояние эмоционально-волевой сферы и. конечно, способность к обучению.
Таким образом, ДЦП представляет собой медицинскую, психолого-педагогическую и социальную проблему, актуальную во всем мире, поскольку количество детей с церебральными параличами обнаруживает тенденцию к увеличению. По разным данным их от 1,5 до 9 на 1000 новорожденных.
. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП, генезис трудностей развития
Психологическая характеристика детей с ДЦП наиболее подробно представлена в работах И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, И.И. Мамайчук [16, 18, 22]. Авторами единодушно отмечается, что при ДЦП имеет место сложная структура дефекта, относимая по классификации В.В. Лебединского к варианту дефицитарного развития [14].
Психологической характеристикой дефицитарного развития является в разной степени корригируемая специфика формирования всех сфер личности, обусловленная в данном случае тяжелыми двигательными нарушениями, сочетающимися с психологическими признаками повреждения (иногда сопряженного с недоразвитием) ЦНС, а также возможной патологией анализаторов.
Грубая недостаточность моторной сферы предопределяет явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. Вся последующая симптоматика предопределена с одной стороны, депривацией базовой потребности ребенка в движении и сенсорных ощущениях, с другой - ограничениями впечатлений вне дома и социальных контактов, с третьей - гиперопекой со стороны родителей, с четвертой - реакцией ребенка на имеющееся нарушение.
Рассмотрим эти моменты подробней. Уже в три месяца нормально развивающийся малыш схватывает игрушки, тянет их в рот, являющийся в это время главным органом познания. Начиная с полугодовалого возраста, он начинает ползать, ближе к восьми месяцам у него формируется щипковый захват, и он берет маленькие предметы, что координирует систему глаз-рука. В год ребенок активно передвигается, открывает шкафы, вынимает предметы и подолгу «знакомится» с ними, получая удовольствие и от передвижения, и от новых впечатлений. На втором и третьем году с ребенком много гуляют, берут его с собой в поездки, что существенно расширяет его социальный опыт. При ДЦП всего этого малыш фактически лишен. Родители вынуждены постоянно ухаживать за ним. В большинстве случаев у них не хватает ни времени, ни терпения попытаться научить его хоть чему-нибудь. Тем более, что последнее очень сложно: гипертонус или гипотонус мышц, неуправляемые движения не позволяют ребенку произвольно действовать.
Эмоциональная сфера неблагополучна по многим причинам. С одной стороны, у ребенка наличествует органическое повреждение ЦНС, которое всегда проявляется аффективной неустойчивостью, «недержанием аффекта». С другой стороны, он переживает разнообразный дискомфорт, связанный, в том числе, и с болевыми ощущениями при переодевании и т.п. Наконец, капризность малыша обусловлена закрепляющимися стереотипами реагирования, когда он получает желаемое благодаря плачу.
Большая роль в отклонениях психического развития детей с ДЦП принадлежит не только двигательным, но речевым и сенсорным нарушениям. Так, парез глазодвигательных нервов, недоразвитие и задержка формирования важнейших статических функций (удерживание головы, сидение и т. п.) приводят к ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, предопределяет недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки и познавательных процессов [16, 19].
Когда ДЦП сочетается с умственной отсталостью, маленький ребенок очень слабо реагирует на любые раздражители извне. Если умственной отсталости нет, иногда он может отвечать на обращение только взглядом. Но даже в таком случае малыш потенциально способен к развитию.
В раннем возрасте основное значение приобретают препятствия к развитию предметно-практической деятельности. Общеизвестно, что предметные действия - важнейшая форма активного познания ребенком окружающего мира, основа формирования сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность [23].
Маленький ребенок с ДЦП фактически беспомощен. В лучшем случае он начинает ходить. В дошкольном возрасте совершенно очевидна задержка в психическом развитии, связанная с многочисленными трудностями. Они касаются и коммуникации, и становления бытовых навыков, и познания окружающего предметного и социального мира. Поэтому даже сохранные возможности интеллекта не всегда очевидны.
Психолого-педагогическую характеристику детей с ДЦП давать сложно, потому что первоочередное значение в психологическом портрете ребенка играет не возраст, а двигательные возможности и интеллект [16]. Поэтому можно обозначать лишь самые общие возрастные закономерности. Выраженную диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, И.А. Смирнова и другие исследователи называют главными особенностями познавательной деятельности и личности ребенка с ДЦП [16, 19, 30].
В школьный период при относительно нетяжелых формах ДЦП, с одной стороны, происходит компенсация, с другой - начинаются переживания, связанные с ограничениями, которые достигают своего максимума в подростковом и юношеском возрасте. Впрочем, успешность коррекции как двигательных расстройств, так и «социального вывиха» в какой-то мере зависит от воли и активности самого ребенка, а также усилий его близких (в плане лечения и социальной адаптации).
Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Он в значительной мере обусловлен клинической формой заболевания. Однако решающее значение имеет потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, также зависящая от клинической формы. При ДЦП не существует прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности.
. Дифференциация детей в зависимости от двигательных возможностей и возможностей усвоения учебного материала
Двигательные расстройства при ДЦП обычно ведут к инвалидизации. Однако степень ее различается. Поскольку причиной установления инвалидности является ограничение способности к передвижению, выделяются следующие степени тяжести. [4, 34]
.Тяжелые больные (колясочники) - не способны перемещаться в пространстве без посторонней помощи;
.Больные средней тяжести - могут перемещаться самостоятельно на небольшие расстояния с вспомогательными средствами передвижения (трости, костыли, ходунки и др);
. Больные с легкой степенью тяжести передвигаются без посторонней помощи.
Вместе со способностью к передвижению может нарушаться и способность к самообслуживанию, а также к обучению. Все это в совокупности определяет группу инвалидности, устанавливаемую ребенку.
Как уже указывалось, при различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, а также умственная отсталость разной степени выраженности (от легкой до глубокой). Это и определяет образовательные потребности ребенка.
Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает, что детское развитие полноценно и полностью соответствует нормальному. При обсуждаемом расстройстве преимущественно наблюдается сочетание психического дизонтогенеза дефицитарного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития или недоразвития. В связи с этим познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей, которые следует учитывать при обучении.
Из-за повреждения снижена выносливость нервной системы. Обычно это проявляется как повышенная истощаемость, нарушение активного произвольного внимания. Бесспорно, что невозможность выдерживать длительное умственное напряжение негативно отражается на познавательной деятельности. Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении проявляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: у детей появляется робость, страхи, пониженный фон настроения и пр. Таким образом, нарушаются предпосылки для учебных успехов.
Поскольку мозг работает как сложнейшая функциональная система, любое повреждение так или иначе влияет на все познавательные процессы. Познавательная деятельность детей с ДЦП развивается замедленно. Это происходит и из-за уже упомянутой функциональной слабости ЦНС, и из-за существенного искажения социальной ситуации развития ребенка. Очень большое значение имеет локализация повреждения мозга, провоцирующая появление дисфункций, дополнительно затрудняющих обучение. Наиболее типичными являются нарушения речи, пространственных представлений, мелкой моторики, эмоциональной сферы. Они будут описаны ниже.
Рассмотрим кратко ведущие отклонения со стороны основных познавательных процессов. Нарушения восприятия могут связываться с недостатками зрения и слуха, однако, в первую очередь, играет роль бедность сенсорного опыта. У детей с ДЦП существуют объективные препятствия для становления различных видов перцептивных действий (слуховой, зрительной, кинестетической идентификации, лежащей в основе усвоения систем сенсорных эталонов, а затем перцептивного моделирования). Это происходит из-за затрудненности осмотра объектов, их ощупывания, целенаправленного слушания.
Перечисленную патологическую симптоматику описывали Р.Я. Абрамович-Лехтман; Т.А. Дворникова, М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, К.А. Семенова, Т.Н. Симонова и мн.др. [29].
Трудности восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. По данным, полученным И.И. Мамайчук, невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия приводит к тому, что образ объекта...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Курсовая работа: Изучение профессиональной ориентации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Лекция: Особенности сестринского процесса в реабилитации больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата

История болезни: ИКБ, манифестная безэритемная форма, подострое течение, средней степени тяжести, с поражением опорно-двигательного аппарата

Реферат: Кровоснабжение и иннервация опорно-двигательного аппарата и внутренних органов