Квалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Актуальность исследования. Преобразования, которые происходят на современном этапе формирования общества, выдвинули ряд проблем, определенных ростом разных отклонений в поведении и личностном развитии подрастающего поколения. Это привело к детской агрессии и жестокости. Одной из острых проблем как для психологов и педагогов, так и для общества в целом является повышенная детская агрессивность.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей':


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Заочный факультет
Кафедра социальной психологии
Выпускная квалификационная работа
Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей
Выполнила студенткакурса заочного факультета
Ляшко Анастасия Евгеньевна
Научный руководитель: Ст. п.
Ботикова Анна Викторовна
Санкт-Петербург
г.

Содержание
Введение
Глава 1. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе
.1 Понятие, теории, виды агрессивности
.2 Особенности формирования детской агрессивности
.3 Семья как фактор агрессивного поведения
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей
.1 Программа исследования
.2 Методы и методики
.3 Результаты эмпирического исследования особенностей агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
Актуальность исследования. Преобразования, которые происходят на современном этапе формирования общества, выдвинули ряд проблем, определенных ростом разных отклонений в поведении и личностном развитии подрастающего поколения. Это привело к детской агрессии и жестокости. Одной из острых проблем как для психологов и педагогов, так и для общества в целом является повышенная детская агрессивность.
На первый план тенденция увеличения детской преступности и роста числа детей, которые склоны к агрессивным формам поведения, выдвигает задачу анализа педагогических условий, которые такие опасные явления предупреждают.
Согласно исследованиям, агрессивность является достаточно стабильной во времени, и вероятность того, что детская агрессия может перейти в стойкое антисоциальное или асоциальное поведение у подростков, весьма велика. Ребенок, который в детстве сверстниками оценивался как агрессивный, скорее всего став взрослым окружающими будет оцениваться так же. Причины детской агрессивности, очевидно, зарождаются в семье, поскольку ребенок первичную социализацию проходит именно в семье.
Сегодня социально-экономические процессы, которые происходят в нашем обществе, отразились на финансовом положении многих семей, определили падение престижа некоторых профессий, это привело к существенным изменениям в жизнедеятельности семьи. Рушатся сложившиеся традиции и нравственно-этические нормы семейного уклада, происходит нарушение жизни семей. Более характерными для семей стали конфликтные отношения между детьми, родителями, супругами. Это определило снижение роли семьи в социализации ребенка, ее воспитательного потенциала.
Количество неполных семей, главным образом, материнских, в которых присутствует дефицит воспитательных и иных социально ориентированных возможностей, растет на современном этапе. Нередко развитие личности ребенка в неполной семье осуществляется под воздействием разных состояний, в частности, обида, неуверенность, переживания развода родителей.
Большинству детей присущи определенные формы агрессии. Осложняется ситуация тем, что агрессия у конкретной категории детей в качестве устойчивой формы поведения не только сохраняется, но и развивается, при этом превращаясь в устойчивое качество. В результате потенциал ребёнка снижается, его личностное развитие деформируется, возможности полноценной коммуникации сужаются. Агрессивный ребёнок массу проблем приносит самому себе и окружающим.
Своевременное выявление детей с характерными признаками агрессивного поведения, необходимо для предупреждения их неблагоприятного развития. Актуально это особенно для младшего школьного возраста, поскольку он наиболее сензитивен для предупреждения агрессивности в поведении.
Степень разработанность. Проблема агрессивного поведения и агрессии является предметом исследования ученых различных стран, наибольшим признанием среди которых пользуются работы А. Бандуры, Л. Берковица, К. Лоренца, Э. Фромма, З. Фрейда.
Отечественные исследования в данной области, несмотря на востребованность, немногочисленны. В основном они представляют обзор зарубежных исследований Л. М. Семенюк, С. Ю. Чижова.
Следовательно, проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте, изучаемая нами, актуальна и в теоретическом, и в практическом плане.
Объект исследования - младшие школьники из полных и неполных семей.
Предмет исследования - особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.
Гипотеза исследования. Особенности агрессивного поведения школьников из неполных семей имеют отличия от аналогичного поведения у школьников из полных семей.
Частные гипотезы:
. Социально - психологические факторы (семья) связаны со следующими личностными особенностями агрессии, как: подозрительность, враждебность, неприязнь, недоброжелательность, тревожность, фрустрация.
. Комплексная, целенаправленно организованная научно - обоснованная программа для работы с субъектами семейного воспитательного процесса может быть результативным средством снижения агрессивных проявлений в поведении младших школьников из неполных семей.
Цель работы : исследовать особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей.
Цель определила задачи исследования:
Исследовать взаимосвязь особенностей агрессивного поведения младших школьников из неполных семей.
. Исследовать уровни и формы агрессии у младших школьников из полных и неполных семей.
. Определить выраженность агрессивности, уровень тревожности, фрустрации у младших школьников.
. Выявить отношение ребенка к членам семьи.
Для решения выдвинутых задач использовались методы исследования: анкетирование, тестирование, беседа, тестирование, опрос, математическая обработка.
А также были использованы следующие методики:
. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)
. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»
. Рисуночная методика «Кинетический рисунок семьи»
База исследования «Школа Гимназия №5»г. Алматы. В эксперименте принимали участие 60 школьников начальных классов, 30 школьников из полных семей и 30 школьников из неполных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-Раскрыто содержание агрессивного поведения детей из неполных семей, проведен анализ причин агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
-установлено влияние состава семьи на формы и природу проявления агрессивности младшего школьника.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Проблема агрессивного поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие, теории, виды агрессивности
Во всем мире, за последнее десятилетие, особенно в России, отмечают рост насильственных действий, которые сопряжены с особой жестокостью, глумлением над людьми и вандализмом. Подобные социально опасные проявления, связанные обычно с понятием агрессивности и агрессии, вызывают серьёзнейшее беспокойство, поскольку в поведении агрессивные наклонности возникают уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Термин социально опасные проявления агрессивного поведения наполнен только отрицательным смыслом. Однако агрессии присущи и положительные черты. Агрессия, во - первых, является неотделимой характеристикой адаптивности и активности индивида. Во-вторых, личность в социальном плане должна непременно обладать некоторой степенью агрессивности. В норме она может стать социально допустимым качеством и даже необходимым. Это в противном случае ведет к ведомости, податливости, пассивности поведения. [1, с.224]
Объективно человеческая агрессивность относится к категории феноменов, которые изучены, могут быть лишь посредством совместных усилий некоторых научных дисциплин, как социальных, так и естественных. Например, в пределах некоторых естественных наук (генетики, нейрофизиологии, биохимии, биологии) были сделаны открытия, которые позволили начать систематическое исследование причин агрессивного поведения, его биологических основ и их воздействия на поведение людей.
Агрессивность - ответный процесс, по итогу которого другая система организма приобретает стимулы болевого характера.
Под агрессией также стоит понимать такое действие или поступок физического типа, различная угроза, проявляющаяся со стороны одного из людей или особи, понижающее свободу или генетическую приспособленность другого живого вещества.
Не бывает в мире защиты от любого выражения действий агрессии. Агрессия не такое эмоциональное состояние, которое имеет возможность своего появления в течении секунду и зачастую такое эмоциональное состояние обладает способностью «упасть» на первого человека, на которого был брошен взгляд нападающего. По сути, сущность агрессии состоит в том, что более сильный «обрушивает» свое негативное накопившееся состояние на более слабом; а дальше уже все идет по данной цепочке, выражая у нападающих проявление удовлетворения садистской наклонности. Интересным фактом является то, что агрессивное состояние может вернуться к тому, кто его и создал.
Понятия агрессии и агрессивности все же немного, да отличаются. Агрессивность - это довольно стабильное свойство индивидуума, которая выражается в решимости к воплощению самой агрессии, а также принятие практически любых действий второй стороны как покушающиеся или враждебные.
Агрессия же, в свою очередь, тип поведения, неважно, коллективного же или одной особи, ориентированное на причинение психологического увечья или физического вреда. Агрессивность обладает способностью предопределять этапы развития и изменения поведения, благодаря своей стабильности и вхождения в сущность нашей человеческой природы. [2, с.122]
Для изучения агрессивности также важны социальные науки, поскольку понять ее вне культуры и общества просто невозможно.
Тема детской агрессивности, сама по себе, долгое время была закрытой и вследствие этого не получила в отечественной психологии и педагогике должной разработки. Даже сегодня публикации на данную тему у нас единичны и главным образом представляют собой обзор зарубежных исследований.
Существует большое количество теоретических обоснований природы агрессии, причин ее возникновения и факторов, которые влияют на ее проявление. Однако они все подпадают под следующие категории. Относится агрессия:
1)к врожденным задаткам и побуждениям;
2)к потребностям, которые стимулируются извне;
3)к эмоциональным и познавательным процессам;
)к социальным условиям в совокупности с предшествующим научением.
Объяснить наклонность человека к агрессивным действиям пробовали по- разному. Выделяют четыре теории (подхода) отличные друг от друга, которые поясняют природу агрессивности.
З. Фрейд становление и возникновение агрессивности объединяет со стадиями детского развития. Например, он подчеркивает, что на оральной стадии развития фиксация может приводить к развитию таких агрессивных черт характера, как склонность к сплетням и сарказму. К развитию упрямства, переходящего иногда в упорство и к которому с легкостью присоединяется склонность к мстительности и гневу может привести фиксация на анальной стадии.
Во многом взгляды З. Фрейда разделяют и другие исследователи, которые рассматривают агрессивный компонент мотивации в поведении человека в качестве одного из основополагающих. [3,с.268]
В рамках теории влечения проблема агрессивности новое изучение нашла в трудах К. Лоренца. Он в своей теории выделил два элемента. С его точки зрения, первый заключается в том, что человеческая агрессивность врожденная и содействует выживанию особи и вида. Следовательно, согласно К. Лоренцу, человек обладает инстинктом агрессии. С помощью второго элемента К. Лоренц объясняет жестокость человека и его склонность к разрушению. Агрессивная энергия, по его мнению, которая имеет своим источником инстинкт борьбы, образуется в организме непрерывно, спонтанно, в постоянном темпе, накапливаясь регулярно с течением времени. Следовательно, агрессивные действия - это совместная функция количества накопленной агрессивной энергии и наличия силы особых стимулов, которые облегчают разрядку агрессии, в непосредственном окружении. Иными словами, чем больше в данный момент имеется агрессивной энергии, тем меньшей силы требуется стимул для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне.
К. Лоренц считает, что участие в разных действиях, которые не связаны с нанесением ущерба, способно предотвратить накапливание агрессивной энергии до критических уровней и, следовательно, снизить вероятность приступа насилия.
С точки зрения К. Лоренца, дружеские отношения и любовь могут оказаться с выражением открытой агрессии несовместимыми и могут ее проявление блокировать.
В основном теория К. Лоренца базируется на неоправданной переноске результатов исследования, которые получены на животных, на поведение человека. Еще одним слабым местом данной теории является обусловленность способов управления агрессией: существует точка зрения, что человек со своей агрессивностью справиться никогда не может. И так как непременно накопленная агрессия должна быть выплеснута, то направление ее по надлежащему руслу остается единственной надеждой. Так, сторонники этой теории утверждают, что для человека самой цивилизованной формой разрядки агрессии является конкуренция, разного рода состязания, участие в спортивных соревнованиях. [4,с.188]
В двадцатом веке был сформирован новый взгляд на причины и истоки агрессивного поведения и связан он был с теорией фрустрации. Основателем данного направления исследования агрессивности считают Дж. Доллард. Агрессия, в соответствие с его воззрениями, это не влечение, которое автоматически возникает в человеческом организме, а реакция на фрустрацию, то есть стремление преодолеть барьеры на пути к достижению эмоционального равновесия и удовольствия, удовлетворению потребностей.
Авторы данной теории считают, что, агрессия, во-первых, всегда является следствие фрустрации и, фрустрация, во-вторых, всегда за собой влечет агрессию. Теория основывается на четырех понятиях: замещение, торможение, фрустрация и агрессия.
Фрустрационная концепция, как и предыдущая, замечаний, в свой адрес не избежала. Прежде всего, критике подверглась гипотеза о взаимопредопределенности схемы «фрустрация-агрессия». Люди, как было отмечено, фрустрацию испытывают очень часто, но при этом агрессивно ведут себя не всегда.
С этим замечанием сторонники этой теории согласились и свою точку зрения несколько изменили. Л. Берковиц является представителем подобной пересмотренной формы теории вызывания агрессии фрустрацией. Во-первых, им была введена новая, дополнительная переменная, которая характеризует возможные переживания, которые возникают вследствие фрустрации. Во-вторых, им признается, что агрессия преобладающей реакцией на фрустрацию является не всегда и при некоторых условиях, возможно, ее подавление.
В теории социального научения представлена еще одна точка зрения на агрессивное поведение. А. Бандура является самым известным представителем этой теории. Им агрессия рассматривается, как особенное социальное поведение, которое поддерживается и усваивается, также как и большинство других форм социального поведения. Повседневная жизнь, по его мнению, постоянно показывает модели агрессивного поведения в средствах массовой информации, субкультуре и семье.
Хотя в этой теории особенно отмечается роль научения посредством наблюдения и опыта в освоении агрессии, однако не отрицается роль биологических факторов. В свою очередь, непосредственный опыт тоже играет важнейшую роль в понимании агрессивных реакций. А. Бандура, считает, что научение путем наблюдения обнаруживает большее влияние.
Еще один важный элемент данной теории - это социальное подкрепление. Обычно под подкреплением понимается какое-либо действие, которое призвано усилить некоторую реакцию. Выражается социальное подкрепление в словесном или несловесном обращении, которое контролируется другими людьми, сюда относятся выговор и похвала, насмешка и улыбка, враждебные и дружеские жесты.
Теория социального научения представляет собой одну из наиболее результативных теорий в прогнозировании агрессивного поведения.
Современная точка зрения сопряжена с когнитивной теорией. В теориях, которые рассмотрены выше, основные моменты человеческого опыта не учитываются.
На основе анализа названных теорий можно сделать выводы:
вызываться агрессивные тенденции могут социальными и биологическими факторами;
агрессивность является нормальной и деструктивной реакцией человека, характеристикой его адаптивности и активности в социуме;
агрессивные действия ослаблены или направлены в социально-допустимые рамки, могут быть посредством ориентации человека на положительную модель поведения, изменение условий, которые способствуют проявлению агрессии.
Агрессия происходит от латинского слова «aggression» - нападение. Первое научное определение агрессии было дано А. Бассом. По его утверждению, агрессией является всякое поведение, которое содержит угрозу или наносят ущерб другим.
Д. Зильманн высказал точку зрения, которая ограничивает применение термина «агрессия» попыткой нанесения другим физических или телесных повреждений. [5,с.5]
Э. Фромм под агрессией понимает всякие действия, причиняющие или имеющие намерение нанести ущерб группе людей, другому человеку или животному, в том числе причинение ущерба любому неживому объекту.
Агрессия по Д. Майерсу - это «физическое или вербальное поведение, которое направлено на причинение вреда кому-либо». К агрессии ученый относит рукоприкладство, прямое оскорбление, «дразнилки». Он утверждает, что агрессивное поведение является враждебным действием с целью нанесения морального или физического ущерба другому человеку. Возникает оно в качестве импульсивной реакции в условиях конфликта.
По мнению Ю.Б. Можгинского, агрессия - это акты враждебности, разрушения, атаки, иными словами действия, вредящие другому объекту или лицу.
М. Раттер агрессивность рассматривает как один из факторов появления антиобщественного поведения, определяя её связь с иными факторами: многодетность, тяжёлая обстановка в семье, стиль воспитания в семье, негативная школьная обстановка, отставание в освоении знаний, стиль преподавания и воспитания в школе.
В развитии агрессивного поведения основную роль играют воспитание и обучение. Н. Левинсон и Р. Кратчфилд считают, что над агрессивными выражениями возможен контроль, который связан с процессом социализации.
Социализация агрессии - это процесс научения контролю собственных агрессивных устремленностей и выражения их в формах, которые приемлемы в рамках этой цивилизации.
Следовательно, предрасположенность к агрессивным действиям развивается при недостаточно согласованной социализации. [6,с.298]

Похожие материалы:

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников

Курсовая работа: Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Курсовая работа: Изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из полных и неполных семей

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности внимания хорошо и плохо успевающих младших школьников

Курсовая работа: Психологические особенности агрессивного поведения у людей с нарушением зрения