Курсовая работа: Коррекция агрессивного поведения младших школьников

Актуальность исследования. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Коррекция агрессивного поведения младших школьников':


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт детства
Кафедра теории и практики начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Выполнила
студентка 2 курса 201А группы
заочной формы обучения
Е.В. Кожуринцева
Научный руководитель
кандидат педагогических наук, доцент
М.В. Школьникова
Москва, 2015

Введение
Актуальность исследования. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.
Агрессия и причины возникновения агрессивного поведения в младшем школьном возрасте всегда вызывала огромный интерес, и представляла собой один из актуальных вопросов отечественной и зарубежной психологии. Изучением агрессивности и причин возникновения агрессивного поведения в младшем школьном возрасте занимались М. Алворд, Р.Т. Байярд, П. Бейкер, Р. Бэрон, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Ф. Кернберг, В.Т. Козлова, К. Лоренц, В. Оклендр, А.К. Осницкий, А. Реан, Д. Ричардсон, Н. Самоукина, Л.Семенюк, Т.П. Смирнов, В.Г. Степанов, К. Фонель, И. Фурманов, К. Хорни и другие.
Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложено З.Фрейдом (1920), рассматривает агрессивное поведение как врожденное. В своих работах Лоренц (1966, 1964) писал что, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Д. Доллард (1939) и его коллеги, считали, что у индивида пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Миллер (1948) предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям. В теории социального научения Бандуры (1973), агрессия форма поведения, усвоенного в процессе социального научения. Берковиц (1984) рассматривал эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе агрессивного поведения.
Изучение возникновения детской агрессивности весьма актуально в наши дни. Особенно тревожит тот факт, что агрессивные проявления у детей наблюдаются уже в начальной школе, от чего страдают и дети, и их учителя, и родители. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Учителю младших классов, психологу и родителям необходимо знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей с тем, чтобы своевременно корректировать и предотвращать деструктивное поведение. Так же необходимо учитывать тот факт, что мальчики и девочки различаются по проявлениям агрессии, и при построении учебно-воспитательного принимать во внимание эти различия.
Исследование И. Фурманова показало, что опрос учащихся с нарушениями в поведении показал, что «большинство из них постоянно подвергаются несправедливому обращению, вербальной агрессии со стороны педагогов и унижению их личного достоинства».
Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в окружающих терминах: «грубиян», «нахал», «отвратительный», «хулиган» - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.
А, между тем, наблюдение агрессивных детей и работа с ними привели к выводу, полностью совпадающему с мнением известного австралийского психотерапевта В. Оклендер: «Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды. У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию».
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования «Коррекция агрессивного поведения у младших школьников».
Проблема исследования: Каковы особенности коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте?
Цель исследования: Изучение особенностей коррекции агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: Агрессия как форма деструктивного поведения.
Предмет исследования: педагогические условия коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: Коррекция агрессивного поведения младшего школьника зависит от сотрудничества родителей (взрослых) с ребенком:
как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение;
помочь ребенку в адаптации к окружающей обстановке;
каждый раз предлагать ребенку устранять учиненный им разгром;
понижать тон голоса, когда ребенок рассердит его, показывая тем самым ему хороший пример.
Задачи исследования:
изучить содержание понятия «агрессия» в психолого-педагогической литературе;
охарактеризовать развитие агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
составить рекомендации по коррекции агрессивного поведения младшего школьника и по взаимодействию с ним.
Теоретической основой исследованияявляются положения фундаментальные положения отечественной психологии о развитии личности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теоретические положения Л.А. Вагнера и Д.Б. Эльконина о социальной природе возрастной нормы развития; фундаментальные положения общей психологии и психологии личности А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, В.А. Петровского; исследования в области педагогической и возрастной психологии. С. Выготского, Э.Клер, В.В. Лебединского, Л.Ф. Обуховой,А.В. Петровского,В.И. Слободчикова, Б. Спока, Б.Д. Эльконина; результаты исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации B.C. Мухиной, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона; принципы анализа детского развития Л.Ф. Обуховой; исследования в области изучения человеческой агрессии Л. Берковицта, А. Басса, Р. Бэрона, З. Фрейда.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
изучение и обобщение передового педагогического опыта
Теоретическая значимость исследования: осуществлен анализ феномена детской агрессии в младшем школьном возрасте, определены виды и формы агрессивного поведения младших школьников, выявлена связь различных видов агрессии с биологическими, социальными и личностными факторами детей младшего школьного возраста.
Структура и объем курсовой работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы 59 страниц компьютерного набора.
Основное содержание курсовой работы:
Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется предмет и объект исследования, обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая значимость данного исследования.
В первой главе «Термин детской агрессии в психолого-педагогической литературе» представлены теоретические подходы к определению агрессии, выделены причины возникновения агрессии, приводится психологическая характеристика детей с агрессивным поведением
Во второй главе «Факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте» описываются формы проявления агрессивного поведения в младшем школьном возрасте, коррекция агрессивного поведения у младших школьников, перечисляются рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.
В заключении подведены итоги данного исследования, сформулированы основные выводы.
Список литературы включает в себя 52источника.

Глава 1. Термин детской агрессии в психолого-педагогической литературе
.1 Теоретические подходы к определению агрессии
Агрессивное поведение людей уже длительное время привлекает к себе внимание ученых во многих странах мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой тематике. Широкое изучение данного вопроса является реакцией на беспрецедентный рост агрессии и насилия в двадцатом веке.
В отечественной и зарубежной психологии в последнее время наблюдается значительный рост количества работ (Д. Доллард «Фрустрация агрессия», К. Лоренц «Так называемое зло: о природе агрессии», Х. Томэ, Х. Кэхеле «Агрессия и деструктивность: по ту сторону мифологии влечений»), связанных с разработкой теоретических аспектов изучения агрессивности.
Конечно, агрессия изучается не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы (П.В. Агапов, А. Бандура, К. Лоренц, В. Райх, А. Сторр, С. Фенбек), используя свои специфические методы и подходы. Вопросы агрессивности нашли свое отражение в работах многих философов и мыслителей, таких как Кьеркегер, Ницше, Сатир, Шопенгауэр.[9, с. 45]
Слово агрессия происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное.Позднее значение этого словаизменилось, стало более узким.
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Рассмотрим различные подходы к определению агрессии в современной литературе. А. Басс определяет понятие «агрессия» как любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим [5, с. 234].
Второе определение, предложенное Л. Берковицтом, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [6, с. 301].
Третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [12, с. 152].
В настоящее время большинством исследователей, таких как А. Бандура, Р. Бэрон, К. Бютнер, Н. А. Дубинко, О.П. Рожков принимается следующее определение: «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [3, с. 237].
В данном определении затрагиваются следующие особенности агрессивного поведения человека:
агрессия как форма социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух людей;
негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождают акты агрессии;
включение категории намерения, хотя это и привносит в определение некоторую неустойчивость;
используется также мотивационный критерий, и критерий последействий. [8, с. 169]
Агрессию следует рассматривать, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление, оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [8, с. 178]
Негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, поэтому необходимо термин агрессия рассмотреть отдельно. В определении термина агрессии предполагает действия, посредством которых, агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. К сожалению, введение критерия намеренного причинения ущерба порождает немало серьезных трудностей. Во-первых, вопрос в том, что подразумевается, когда один человек намерен навредить другому. Обычное объяснение таково, что агрессор по своей воле оскорбил жертву, и это вызывает много немаловажных вопросов, по поводу которых не прекращаются философские дискуссии, и в особенности среди специалистов по философии науки. [8, с. 186].
Во-вторых, как утверждают многие известные ученые А. Бандура, Р. Бэрон, Н.А. Дубинко, намерения - это личные скрытые, не доступные прямому наблюдению замыслы О них можно судить по условиям, которые предшествовали или следовали за обсуждаемыми актами агрессии. Такие заключения могут делать как участники агрессивного взаимодействия, так и сторонние наблюдатели, которые в любом случае влияют на объяснение этого намерения [8, с. 345].
Включение категории намерения в определении агрессии привносит зыбкость и противоречивость в понимании того, является ли то или иное действие актом агрессии. Однако иногда намерение причинить вред устанавливается довольно просто - агрессоры часто сами признаются в желании навредить своим жертвам и нередко сожалеют о том, что их нападки были безрезультатны. И социальный контекст, в котором развертывается агрессивное поведение, часто отчетливо свидетельствует о наличии подобных намерений [22, с. 34].
Несмотря на трудности, связанные с установлением наличия или отсутствия агрессивного намерения, есть несколько серьезных причин, которые позволяют оставить этот критерий в нашем определении агрессии. Если бы в определении не упоминалось намерение причинения вреда, необходимо было бы каждое случайное оскорбление или нанесение повреждения классифицировать как агрессию. Если исключить обязательное наличие намерения из нашего определения агрессии, было бы необходимо характеризовать действия хирургов, стоматологов и даже родителей применяющих дисциплинарные меры воздействия на детей как агрессивные. Конечно, в некоторых случаях агрессоры могут скрывать свое стремление причинить боль или страдание другим: без сомнения существуют стоматологи, испытывающие некоторое удовольствие от того, что пациенту больно, а иные родители шлепают своих детей, чтобы те ощутили дискомфорт [22, с. 41].
Однако нет особого смысла квалифицировать эти действия как агрессию: в конце концов, они осуществляются ради какой бы то ни было пользы. Поэтому, учитывая все вышеприведенные обоснования, весьма важно определять агрессию не только как поведение, причиняющее вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижение подобных негативных последствий. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда другому живому существу, имеющего все основания избегать подобно обращения с собой [34, с. 97].
Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:
агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущербаживым организмам;
жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой [20, с. 345].
А.А. Реан предлагает идентифицировать понятие «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия» это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».
Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» [20,с.279].
Таким образом, можно сделать вывод, если агрессия - действие, то агрессивность - готовность к совершению таких действий. А. Басс и А. Дарки разделили понятия агрессия и враждебность, и определили последнюю, как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей.
Они выделяют 5 видов агрессии:
физическая агрессия - физические действия против кого - либо;
раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( угрозы, крики, ругань и т.д.)
косвенная агрессия - направленная (сплетни, злобные шутки),ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);
негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов [19, с. 128].
В. Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий [19, с.142].
Рассмотрев содержание понятия «агрессия», необходимо определить основные теории, объясняющие природу агрессивности. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление, но все они объединены следующими категориями. Агрессия относится к:
врожденным побуждениям и задаткам;
потребностям, активизируемым внешними стимулами;
познавательным и эмоциональным процессам;
актуальным социальным условием в сочетании с предшествующим научением.

Похожие материалы:

Реферат: Регуляция агрессивного поведения младших школьников

Дипломная работа: Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Реферат: Самооценка младших школьников и пути ее формирования

Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка