Курсовая работа: Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста

Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста, на что и будет направлено данное исследование. Проблема аффективных расстройств в детском и подростковом возрастах является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии в связи с учащением и «омоложением» депрессивных нарушений.

Дата добавления на сайт: 26 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста':


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
.1 Исследование депрессивных реакций младших школьников в отечественной и зарубежной литературе
.2 Понятие, механизм развития и причины депрессии в младшем школьном возрасте
.3 Признаки проявления депрессии у младших школьников
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
.1 Диагностика депрессии у детей младшего школьного возраста
.2 Лечение и профилактика депрессии у младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста, на что и будет направлено данное исследование. Проблема аффективных расстройств в детском и подростковом возрастах является одной из наиболее актуальных в современной психиатрии в связи с учащением и «омоложением» депрессивных нарушений.
В научной литературе много дискутируется о распространенности детской и подростковой депрессии. Если использовать диагностические критерии DSM-III-R или DSM-IV клиническая депрессия наблюдается у 2-3% детей и 4-8% подростков. П.М. Левинсон и др. утверждают, что после выполнения обследования всех детей одной популяции в возрасте до восемнадцати лет выяснилось, что депрессией болеет до 20% детей.
Депрессия - это очень тяжелое психологическое расстройство, которое развивается в основном на фоне различных стрессов или длительных травмирующих ситуаций. Иногда депрессия у детей может маскироваться под видом плохого настроения или объясняться индивидуальными особенностями характера. Поэтому, чтобы не возникло серьезных последствий и осложнений, нужно своевременно выявить депрессию и выяснить, что стало ее причиной.
Депрессивные реакции понимаются как душевный ответ на внешние травмирующие события, которые означают психическую нагрузку или реакцию на внутренние изменения. Они не выявляют значимых невротических перерабатывающих механизмов, по времени и по содержанию тесно связаны с вызвавшими их причинами.
Эмоциональные проявления во время депрессии весьма разнообразны. Среди них выделяют пониженную самооценку, чувство отчаяния и тревоги. Младший школьник, имеющий депрессивное расстройство, постоянно ощущает усталость, находится в печальном и грустном состоянии. Его поведение при этом тоже меняется. О наличии депрессии говорит также утрата ребенком способности совершать целенаправленные действия. Иногда доходит до того, что больной депрессией привязывается к наркотикам или алкоголю, чтобы облегчить приступы тревоги и тоски.
В целом, депрессия часто становится причиной развития наркотической или алкогольной зависимости, так как они способны помочь отрешению и появлению ложного ощущения хорошего настроения. Последствием депрессии могут быть и разнообразные социальные фобии. Поэтому тема актуальна.
Объект исследования - депрессия у младших школьников.
Предмет исследования - особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы состоит в подробном рассмотрении особенностей депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
Исследовать депрессивные реакции младших школьников в отечественной и зарубежной литературе.
Изучить понятие, механизм развития и причины депрессии в младшем школьном возрасте.
Рассмотреть признаки проявления депрессии у младших школьников.
Провести диагностику депрессии у детей младшего школьного возраста.
Теоретические аспекты данного исследования были рассмотрены Л.А. Александровой, Ю.А. Александровским, и далее Атаханов Р., Бардиер Г.Л., Никольская И.М., Божович Л.И., Бойко В.В., Голант М., Гуткина Н.И., Журавлев Д., Иовчук Н. М., Крутецкий В.А., Кулагина И.Ю., Мавлянова О.В., Максимова Г.В., Медведева А.А., Панфилова М.А., Хухлаева О.В., Шапошникова А.Ф. и т.д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
.1 Исследование депрессивных реакций младших школьников в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л. и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чаще диагностироваться и отечественными и зарубежными психиатрами, но проблема детских депрессий остается темой еще незавершенных научных изысканий. О возможности возникновения депрессии в 10 лет писали уже многие зарубежные психологи. По их наблюдениям, небольшой процент больных маниакально-депрессивным психозом (МДП) заболевают в 10 - 15 лет, и, как правило, первой фазой является депрессивная. В его руководстве 1904 г. приводится диаграмма распределения депрессивных дебютов МДП по возрастам. На первые 10 лет жизни приходится 1,5% всех случаев заболевания.
О частоте депрессий у детей в современном мире судить трудно, так как диагноз депрессии зависит и от контингента обследуемых детей, и от нестандартности диагностического подхода. В связи с переходом на новые классификации болезней нельзя сравнивать показатели разных стран: в научной литературе Европы (главным образом Австрия, Германия) по-прежнему используются определения «депрессивная фаза маниакально-депрессивной болезни», «невротическая депрессия», «депрессия истощения», в то время как в США с переходом на классификацию DSM-III депрессия у детей стала делиться на 3 класса: большая депрессия (major depressive disorder), дистимическое расстройство (disthymic disorder) и нарушения поведения с депрессивным настроением (adjustment disorder with depressive mood).
В РФ в отчетах используется международная классификация болезней IX пересмотра, но в научных исследованиях широко фигурируют синдромы, которые дробят основную нозологическую единицу на подвиды. Это позволяет провести некоторые сопоставления данных американских авторов с отечественными. Нарушения поведения с депрессивным настроением, по-видимому, соответствуют тому, что у нас выделяется как делинквентный вариант депрессивного состояния. И все-таки сопоставлять цифровые данные можно лишь тогда, когда работы проводятся в научно-исследовательских центрах со сходными диагностическими подходами, подобно исследованиям П. Кейлхольза, касающимся депрессии.
Е. Крепелин не описывал какой-либо особой картины детской депрессии, и лишь значительно позже к депрессивным состояниям стали относить самые разнообразные нарушения, возникающие у детей с первых лет жизни: кишечные колики, экземы, крики во время ночного сна, анорексию, головные боли, непослушание и лень у школьников, если они возникают периодически, ограничены во времени и сопровождаются неспособностью воспринимать радость, понижением настроения, выражающимся хотя бы в печальном выражении лица или плаксивости.
Некоторые авторы выделяют особую группу депрессивных детей с энурезом, подчеркивая не невротическую или органическую природу депрессии. Эти дети имеют сниженное настроение, склонность к плачу, проявляют незрелость в реакциях на окружающее, бывают злобными и с раннего детства склонны к асоциальным поступкам.
Приступы этих депрессивных состояний бывают обычно затяжными. Такие картины стали называть скрытыми, маскированными депрессиями и депрессивными эквивалентами. Описание их в работах многих авторов убедительно показывает их родство с депрессиями (биохимические исследования, успешное лечение антидепрессантами).
Однако нерешенным остается вопрос, являются ли эти депрессии заболеванием, присущим детскому возрасту, не имеющим продолжения в жизни взрослого, или это первые фазы рано начавшегося МДП, которые в дальнейшем постепенно утратят черты, свойственные болезням раннего возраста, и примут форму одного из синдромов, характерных для эндогенной депрессии.
Проводились катамнестические исследования с наблюдением за детьми с раннего детского возраста до раннего взрослого. С. Чез изучил судьбу 133 больных детей с неопределенными депрессивными картинами. Шестерым из них были поставлены диагнозы (соответственно классификации DSM-III): большая депрессия, дистимия и нарушения поведения с депрессивным синдромом в 8, 12, 10, 17, 16 и 13 лет. В дальнейшем у всех этих людей возникали типичные депрессивные приступы, у остальных депрессивные состояния не повторялись.
О том, что это депрессия, в наибольшей степени свидетельствует постоянное печально-покорное выражение лица. Можно ли такое состояние расценить как депрессивную фазу МДП? Очевидно, только длительный катамнез может дать ответ.
Депрессия дошкольного и раннего школьного (до 10 лет) возраста наиболее трудна для диагностики. Она выражается, в основном, в соматовегетативных и двигательных нарушениях. В одних случаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других - тревога, беспокойство.
Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, сенестопатии, жалобы на неопределенные боли в разных органах. Депрессивность проявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. О настроении эти дети говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четких депрессивных высказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны, непослушны, что уводит мысль от диагноза депрессии. Таким образом, сама депрессия маскируется детскими капризами и соматическими жалобами.
Н.М. Иовчук отмечает, что депрессиям данного возраста свойственна насыщенность клинической картины множеством расстройств, часто синдромально не завершенных и фрагментарных. В зависимости от основной симптоматики она выделяет следующие варианты депрессий этого возраста:
соматизированная депрессия;
тревожно-ажитированная;
депрессия со страхом;
дисфорическая;
депрессивная «псевдодебильность»;
вяло-адинамическая.
Выделение формы «псевдодебильность» совпадает с нашими наблюдениями о том, что депрессия детей раннего школьного возраста часто выражается внешне в беспричинно наступающем снижении способности к обучению, повышенной утомляемости, несостоятельности в учебе. Осмысление школьного материала становится непосильным, требует все большей затраты сил и времени, ночных занятий.
Возникающие соматические жалобы, соматоалгический синдром приводят к тому, что дети попадают к психиатру далеко не сразу. Депрессивные состояния у детей этого возраста длятся неделями, проходят сами собой и затем повторяются. Большая часть начавшихся в этом возрасте депрессий постепенно утрачивает периодичность течения, и формируется картина шизофрении. В других случаях, значительно реже, депрессивный аффект становится ведущим, и картина приступов болезни все больше приближается к наблюдаемой у взрослых.
У детей 10 лет впервые возникшие депрессивные состояния проявляются уже характерной триадой симптомов, но с некоторыми особенностями. В этом возрасте дети могут испытывать чувство тоски, но оно или сопровождается, или время от времени сменяется дисфорическим состоянием.
Дети недовольны не столько собой, сколько окружающими; возникают социальная отгороженность в школьном коллективе, нарушения поведения с агрессивными проявлениями, которых не бывало прежде. Явная двигательная заторможенность обычно отсутствует.
Продуктивная деятельность замедлена, общение затруднено, мимика застывшая, но в целом ребенок подвижен. Утром собирается в школу, однако плохое настроение удерживает его от входа в класс; он бродит по коридорам, выходит на улицу, чтобы куда-то деться, идет в кино и сидит там сеанс за сеансом, пока время не позволит ему вернуться домой. Это - бегство из среды, где он привык быть жизнерадостным и веселым, бегство от необходимости делать волевые усилия, напрягаться психически, но внешне это выглядит как делинквентность и затрудняет постановку диагноза.
Депрессивные идеи - самообвинения, малоценности - обычно переживаются, но они элементарны, наивны, лаконичны, без философствования (в отличие от депрессивных идей больных шизофренией): это высказывания о том, что у него плохой характер, слабая воля, он подвел класс; часто звучит мотив, что из-за его плохой учебы заболеют родители: «папа-машинист, нервничает из-за меня, на железной дороге будет авария», «стал плохо учиться - у папы случится инфаркт».
У мальчиков предметом идей малоценности часто становится недостаточное физическое развитие, у девочек - полнота. Если придирки к своему физическому образу приближаются к дисморфомании (прыщики на лице, плохая форма носа и т. п.), необходимо еще раз подумать о возможности шизофрении.
Специфика возраста выражается в частоте соматовегетативных проявлений. Дети часто жалуются на головную боль, обостряются или возникают такие психосоматические заболевания, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ожирение или резкое похудание.
Отмечаются лабильность пульса, склонность к тахикардии, неопределенные болевые ощущения в области сердца при отсутствии его органического поражения.
Второе отличие - поведенческие реакции; при этом они имеют отчетливые половые различия: у мальчиков проявляется стремление сорвать зло, разрядить душевное напряжение агрессивным поступком, у девочек обнаруживается сексуальная распущенность, протест против внутреннего дискомфорта выражается в асоциальных действиях.
1.2 Понятие, механизм развития и причины депрессии в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1-4 классы, т.е. младшие школьники - это учащиеся начальной школы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступление в школу.
Учение для младшего школьника - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Центральное событие младшего школьного возраста - это поступление ребенка в школу. Оно дает начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка. Психологи отмечают, что ведущей в это время становится учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. Учение для ребенка - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
Поступление в школу сопровождается возникновением противоречий у ребенка двух определяющих мотивов его поведения: мотива желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми. У поступившего в школу ребенка появляется крайняя зависимость от мнений, оценок и отношений окружающих его людей.
Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых. Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются.
Депрессия - расстройство, характеризующееся классической триадой: снижением настроения (гипотимия), моторной и идеаторной заторможенностью.
Симптомы депрессии близки к тем расстройствам, которые наблюдают в зрелом возрасте, но имеет существенное отличие. В детском возрасте на первый план выступают соматовегетативные симптомы депрессии, тогда как аффективная составляющая представлена чувством подавленности, угнетенности, скуки, реже переживанием аффекта тоски.
Современные исследования позволяют сделать заключение, что депрессивные расстройства имеют мультифакторный патогенез - в него входят биохимические, психологические, социальные факторы, а также генетика и гормоны.
Часто депрессия у детей является реакцией на сложную жизненную ситуацию - эту форму депрессии называют реактивной.
Если остановиться исключительно на биологической причине депрессии, то таковой является дефицит моноаминов и уменьшение чувствительности рецепторов, из-за которого кругооборот моноаминов ускоряется (компенсируя утрату чувствительности), приводя к истощению нейрональных депо.
Дифференциация нейромедиаторных моноаминовых систем по функциональному признаку производится таким образом:
. Дофаминовая, которая регулирует моторную схему, отвечая за процесс развития психостимулирующего эффекта;
. Норадреналиновая, обеспечивающая поддержку уровня бодрствования и общее активирующее воздействие, а также формирующая когнитивные реакции, необходимые для адаптации;
. Серотониновая, контролирующая показатель агрессивности, регуляцию аппетита, импульсы, циклы бодрствования и сна, а также имеющая антиноцицептивный и тимоаналептический эффект.
Запуск такой душевной патологии, как детская депрессия, довольно хорошо изучен психологами. При этом речь идет о следующем механизме ее развития:
. Нарушение серотинового баланса. Очень часто именно данный фактор начинает образовывать цепочку, которая приводит в дальнейшем к началу депрессии.
. Дисфункция нейромедиаторов. Непосредственно они служат для связи между собой нервных клеток, что делает работу данной системы бесперебойной.
. Дисбаланс между функциями торможения и возбуждения. После перечисленных патологических этапов происходит подобное, что приводит к доминирующему процессу торможения.
Итог всего описанного - это начало прогрессирующей у ребенка депрессии. Психологи в данном случае советуют не шутить с описываемыми вещами, которые могут кардинально разрушить детскую психику.
Истоками озвученной проблемы могут быть самые разнообразные причины. Депрессия в младшем школьном возрасте начинается при таких провоцирующих факторах:
. Наследственность. В этом случае родители закладывают в организм ребенка своеобразный ген хронической усталости. Напрасно данному вопросу уделяется мало внимания, потому что наследственность - важная составляющая в формировании любого малыша.
. Внутриутробные патологии. Ошибочным будет то утверждение, что организм ребенка начинает подвергаться факторам риска исключительно после его появления на свет. Инфекции и гипоксия плода могут стать впоследствии серьезным толчком для развития детской депрессии.
. Тяжелая семейная обстановка. Далеко не каждый ребенок сможет спокойно реагировать на скандалы между папой и мамой. При этом вероятна ситуация, когда в неполной семье родитель начинает активно устраивать свою личную жизнь, ущемляя интересы малыша. Детская душа очень часто излишне ранима, поэтому экспериментировать над ней не стоит.
. Родители-тираны. Как ни печально это звучит, но порой самый страшный враг для детской несформировавшейся личности именно данный фактор. Причиной подобного может стать деспотичный...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Выявление и пути коррекции синдрома гиперактивности у детей младшего школьного возраста