Реферат: Особенности личности осужденного, проявляемые в процессе профессионального обучения

В современном российском обществе наряду с экономическими социальными и политическими трудностями отмечается значительный рост преступности, который в свою очередь ведет к увеличению числа осужденных за различные виды преступлений.


Дата добавления на сайт: 26 апреля 2025

Особенности личности осужденного, проявляемые в процессе профессионального обучения

В.Б. Салахова

В современном российском обществе наряду с экономическими социальными и политическими трудностями отмечается значительный рост преступности, который в свою очередь ведет к увеличению числа осужденных за различные виды преступлений. Сложившаяся в стране пенитенциарная система, во многом унаследовавшая от прошлого традиционные методы работы с осужденными, которые в целом характеризуются карательной направленностью, не слишком эффективна. Объяснение неэффективности пенитенциарных учреждений, на наш взгляд, можно найти в том, что в процессе отбывания наказания осужденный приобретает такие негативные черты, как склонность к насилию, корысть, неповиновение, неуважению к обществу и т. д., а методы, ориентированные на исправление преступника, не вызывают продуктивных изменений в деформированной личности.
Таким образом, остро встает проблема поиска дополнительных средств воздействия на личность осужденного с целью ее исправления и перевоспитания в условиях исполнения наказания.
Анализ существующих подходов к исправлению и перевоспитанию заключенного, а также его последующей ресоциализации свидетельствует о существовании широкого спектра мнений. Так, Ю.В. Жулева определяет исправление осужденного как «возобновление или повторность действия» и как противодействие социальной деградации личности. Т. Предов определяет исправление и перевоспитание личности осужденного как целенаправленный процесс, управляемую нравственно-психологическую подготовку, профилактическую деятельность. Е.В. Кулебякин под процессом исправления подразумевает несколько видов адаптации: к макросреде, к микросреде и к самому себе. Сходной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова, она предлагает рассматривать процесс перевоспитания осужденного как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения комплекса правовых, организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия. Широкая трактовка и подробный анализ изучаемой нами проблемы приводятся у М.С. Рыбака, который рассматривает исправление как корректировку свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе [6, с. 32-66].
На сегодняшний день практика пенитенциарной системы показывает, что реализация представленных подходов осуществляется посредством режима отбывания наказания; трудовой деятельности; воспитательной работы с осужденными и обучения [4].
Однако возникает вопрос, почему в уголовно-исполнительной системе не приводят к необходимым результатам содержательные и разносторонние подходы, совокупность методов, направленных на исправление и перевоспитание осужденных? Современное общество с каждым годом приобретает все больше и больше асоциальных, рецидивных личностей. Ответ на данный вопрос, по нашему мнению, можно найти, проанализировав существующие методы пенитенциарной системы, направленные на исправление криминализированной личности.
В качестве основного метода, направленного на исправления личности преступника в уголовно-исполнительной системе, используется режим - урегулированный нормами права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Задачи режима заключаются в формировании новых (должных) стереотипов поведения, необходимых привычек, новых качеств личности осужденного в условиях исполнения наказания. Но как показывает практика, режим представляет собой долговременный фрустратор, лишающий человека определенных благ, ограничивающий удовлетворение практически всех базисных физиологических и социальных потребностей. Неудовлетворение этих потребностей неизбежно вызывает как физические, так и нравственные страдания, которые запускают механизмы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека.
Другим не менее важным методом, направленным на исправление и перевоспитание личности осужденного к исполнению наказания, является труд, основная функция которого заключается в воспитании личности осужденного. В то же время для современной исправительной системы присущи свобода выбора трудовой деятельности, что означает отсутствие оптимальной реализации данного метода в системе исполнения наказания.
Следующим методом в процессе исправления личности преступника выступает воспитательная работа с осужденными. Вся система нравственно-психологического воздействия в исправительном учреждении направлена на достижение основной цели - перевоспитания осужденных, т. е., прежде всего, изменение, перестройку их сознания, искоренения вредных привычек, возврат к нормальной жизни. Вместе с тем содержание задач, на решение которых направленно данное средство, изначально несет в себе очевидные противоречия, так как изменения мировоззрения человека нельзя добиться внешними воздействиями со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы.
И, наконец, последним методом, направленным на исправление и перевоспитание личности осужденного, является обучение. Анализ как отечественной, так и зарубежной литературы показал, что данный метод призван воспитывать и перевоспитывать преступника в условиях лишения свободы при соблюдении следующих условий. Сообщаемые сведения должны являться научными; знания должны быть доступными для восприятия, должны воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу личности, что определяет готовность человека к действию; осужденный должен приобретать необходимые умения и навыки в труде, получать информацию о поведении в обществе; должна осуществляться профессиональная ориентация осужденных [9].
Анализ состояния современных методов уголовно-исполнительной системы и их продуктивности в исправительном процессе свидетельствует о малой эффективности данных средств в контексте изменения личности осужденного. В связи с этим наиболее перспективной и интересной, на наш взгляд, представляется работа, направленная на модернизацию перечисленных методов.
Так, по нашему мнению, в процессе обучения осужденному необходимо дать возможность получения высшего профессионального образования как наиболее благоприятного условия для исправления и перевоспитания его личности.
Проблема развития личности в процессе учебно-профессиональной деятельности по сути своей является междисциплинарной и изучается социологами, психологами, педагогами и философами.
Зарубежные теоретические и практические исследования развития личности в процессе образовательной деятельности связаны, прежде всего, с такими именами, как Ф. Парсонс, Г. Эббингауз, К. Ховланд, Д. Сьюпер, Дж. Гилфорд, Дж. Голланд и другими учеными [14].
В отечественной психологии данная проблема рассматривалась в рамках личностного, деятельностного и системного подходов в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова [2, 3, 10, 11].
С позиции деятельностного подхода процесс получения высшего профессионального образования рассматривается в качестве деятельности. Основным направлением исследования профессионализации является формирование индивидуальных способов и стилей деятельности на различных стадиях развития личности в данном процессе. Представители личностного подхода исследуют процесс профессионализации с точки зрения формирования личности индивида. С позиции системного подхода процесс профессионализации личности и саму личность необходимо рассматривать как системы, которые имеют определенную внутреннюю структуру, связи, отношения, иерархию (В.Д. Шадриков, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, Н.П. Ерастов, Г.В. Суходольский, К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков и др.) [1, 10, 11, 12].
Проведенный анализ отечественных и зарубежных источников, посвященных проблеме исследования роли учебнопрофессиональной деятельности в процессе развития личности, позволяет утверждать, что учебно-профессиональная деятельность, в том числе и получение высшего профессионального образования, представляет собой процесс, опосредующий развитие и изменения личности как субъекта данной деятельности.
Используя опыт данных исследований при конструировании собственного эмпирического исследования в контексте пенитенциарной психологии, мы решили исследовать изменения, происходящие в структуре личности осужденного в процессе получения высшего образования. В связи с этим мы предположили, что формирование системы профессиональных представлений у осужденных найдет свое отражение в некотором продуктивном изменении их личности в сторону исправления и социальной адаптации. Соответственно, нами было предложено две взаимосвязанных гипотезы: 1) образовательная деятельность может рассматриваться как средство исправления личности осужденного наряду с режимом, воспитанием и трудом; 2) процесс получения высшего профессионального образования приводит к изменениям в структуре личности осужденного, составляющих основу для его последующей ресоциализации.
Учитывая вышесказанное, перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи: 1) изучение динамики ценностных ориентаций личности осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности; 2) исследование динамики личностных особенностей осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Для осуществления вышеперечисленных задач нами была разработана программа эмпирического исследования, которая включала изучение и анализ особенностей личностной и ценностно-смысловой сфер осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, а также определение доминирующих мотивов учебной деятельности.
Выборку исследования составили 120 осужденных учреждения ФБУ ИК-2 УФСИН РФ по Ульяновской области, образующих две группы. Первая группа включала в себя осужденных, поступивших на момент начала исследования, на первый курс Современной государственной академии специальности «менеджмент» очной формы обучения. Во вторую группу входили осужденные, не включенные в образовательный процесс. В связи с изучением динамики личностных особенностей и ценностных ориентаций осужденных в процессе получения высшего профессионального образования исследование носило лонгитюдный характер (с 2008 по 2010 г.) и осуществлялось с помощью следующего инструментария: 16-PF факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), тест ценностных ориентаций М. Рокича, методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной. Возраст испытуемых составлял от 18 до 22 лет. Группы выровнены по гендерному составу (юноши). Также при определении выборки исследования учитывались характер преступления и срок отбывания наказания.
Для того чтобы оценить значимость различий в структуре личности осужденных в эмоционально-волевой, коммуникативной и интеллектуальной сферах (деление личности по трем блокам А.Н. Капустиной), использовался критерий Стьюдента.
С целью сравнительного анализа динамики личностных особенностей обучающихся и не обучающихся осужденных было проведено сравнение среднегрупповых значений каждого из 16 факторов по всем годам исследования. При анализе динамики личностных особенностей осужденных и по результатам сравнения показателей за период с 2008 по 2009 г. (табл. 1; рис.1) статистически значимыми по критерию Стьюдента оказались различия средне-групповых значений по факторам, отражающим динамику и в коммуникативной, и в эмоционально-волевой, и в интеллектуальной сферах личности как обучающегося, так и необучающегося преступника.
Таблица 1 Таблица статистически значимых по критерию Стьюдента различий
Факторы
Коммуникативная сфера
Интеллектуальная сфера
Эмоционально-волевая сфера


необучаю-щиеся осужденные
обучаю щиеся осужденные
необучающиеся осужден ные
обучающиеся осужденные
Необучаю щиеся осужденные
обучающиеся осужденные


А
F
F
N
Е
В
Е
М
G
I
L
G
I
L
Q3

1-11 курсы обучения (2008-2009 гг.)
2,083843*
-2,43548*
4,28452**

2,149901*
2,72538*
* * 4 СО со 6, ,4
2,6022*
2,1492**
2,536852*
-2,06873*
* 9 8 14, ,2
* * 2 сч 8, ,4
* * 4 СО со 6, ,4
2,8820*
с 2 со

2,001717*
2,003241*
2,00171**

2,002465*
2,00171*
2,0017**
2,0018*
* * 7 і\'-~ 10 0, ,2
2,006647*
2,005746*
2,0017*
2,0017**
2,00172*
2,0017*
ь
11-111 курсы обучения (2009-2010 гг.)
і
і
4,2526**
* 3 ю 8, ,2
2,134151*
* * 4 О сч 3, ,4
* 7 0 0, ,3
2,5238*
2,20922*
2,273736*
-2,63662*
-
3,02139*
і

с 2 со

і
і
* * 7 о 0, ,2
2,00171*
* 3 0 14 10, сд
2,0017**
2,00171*
2,0017*
* 5 5 4 сч 0 0, сд
2,003241*
2,042272*
-
2,00171*
і

ь
Примечание. * - значимые различия при р 2,001717*
-
-
2,644178> 2,001717*

Красота природы и искусства
2,62822> 2,001717*
-
-
2,790116> 2,001717*

Материально обеспеченная жизнь
-
2,093168> 2,001717*
-
2,618034> 2,030108*

Наличие хороших и верных друзей
3,451845> 2,001717*
3,054235> 2,007584**
-
2,649469> 2,001717*

Общественное признание
3,254494> 2,001717*
-
-
-3,60249> 2,001717*

Познание
3,02061 >2,001717*
-
-
-

Продуктивная жизнь
2,55946>2,001717*
-
-
3,79731> 2,001717*

Развитие
-2,67204>2,001717*
-
-
-

Свобода
-
4,216205> 2,007584**
-
2,221252> 2,008559*

Уверенность в себе
2,62315> 2,001717*
-
2,181074> 2,001717*
5,63871> 2,001717**

Примечание. * - значимые различия при р 2,001717**
-
-2,59785> 2,001717*
-

Высокие запросы
-
2,287637> 2,003241*
-2,8607> 2,001717*
-

Исполни тельность
-3,90177> 2,001717*
3,059367> 2,001717**
-
2,753797> 2,005746*

Непримиримость к недостаткам
2,62537> 2,001717**
2,754141> 2,001717*
4,765126> 2,001717**
-

Образован ность
-
-
2,557076> 2,001717*
-

Ответствен ность
2,920978> 2,001717*
-
-
-

Рационализм
3,683271> 2,001717*
2,091616> 2,006647*
-
-

Самокон троль
-2,8388> 2,001717*
3,247176> 2,005746**
-5,24435> 2,001717**
-

Смелость мнения
2,918898> 2,001717*
2,415955> 2,014103*
-2,90575> 2,001717*
-

Терпимость
-3,18309> 2,001717*
-
-
-

Широта взглядов
-3,49442> 2,001717*
-3,93594> 2,010635**
4,375307> 2,001717**
2,401129> 2,018082*

Примечание. * - значимые различия при р<0,05;
** - значимые различия при р<0,01.

Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику инструментальных ценностей осужденных в процессе исполнения наказания, свидетельствуют об изменении некоторых особенностей ценностно-смысловой сферы их личности.
С целью сравнительного анализа динамики терминальных (ТЦ) и инструментальных ценностей (ИЦ) обучающихся и необучающихся осужденных нами было проведено сравнение среднегрупповых значений рангов каждой из 18 ценностей в ТЦ и в ИЦ на протяжении трех лет. В результате изучения ТЦ и ИЦ осужденных обнаружены статистически значимые по критерию Стьюдента различия среднегрупповых значений по ценностям, представленным в табл. 2, 3.
Итак, обнаруженные различия относительно динамики показателей по ТЦ и ИЦ осужденных в процессе исполнения наказания свидетельствуют о наличии определенных изменений в ценностносмысловой сфере их личности. Сравнительный анализ динамики ТЦ показал, что у обучающихся осужденных наблюдается увеличение значимости таких ценностей, как «здоровье», «наличие хороших и верных друзей», «познание и продуктивная жизнь» наряду со снижением значимости в мировоззрении осужденных таких ценностей, как «красота природы и искусства», «общественное признание» и «развлечения». Динамика инструментальных ценностей представляет собой некий скачкообразный процесс, так как речь идет о выборе наиболее оптимальных средств для достижения вышеперечисленных ценностей-целей. Так, если на начальном этапе обучения в иерархии ИЦ осужденных на первый план выступали «непримиримость к недостаткам других и своих», «смелость в отстаивании своих взглядов», «самоконтроль», то к концу обучения доминирование перешло к «воспитанности» и «широте взглядов». Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности необучающихся осужденных характеризуется увеличением показателей как ИЦ, так и ТЦ в сторону доминирования общей направленности жизненных ценностей на здоровье, материально обеспеченную жизнь, свободу, развлечения, уверенность в себе и своих силах, общественном признании. В целом динамика ценностной сферы преступника, не обучающегося в СГА, так же как и динамика компонентов в структуре его личности, к благоприятным прогнозам в рамках исправления и перевоспитания не приводит. Заключительным этапом нашего исследования, направленного на изучение значимости учебно-профессиональной деятельности в процессе исправления и перевоспитания личности осужденного, являлось определение доминирующих мотивов осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности. Для осуществления поставленной задачи нами была использована методика Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» на группе осужденных, включенных в образовательный процесс.
Анализ динамики доминирующих мотивов осужденных в рамках временного диапазона двух лет обучения выявил статистически значимые по критерию Стьюдента различия средних значений по следующим показателям: «овладение профессией» и «получение диплома» в сторону их увеличения данных показателей (табл. 4; рис. 4).

Таблица 4 Таблица статистически значимых по критерию Стьюдента различий
Мотивы учебной деятельности осужденных
2-3 курсы обучения (2009-2010 гг.)
овладение профессией
-2,59687-2,001717*
получение диплома
4,003523-2,001717**
Примечание. * - значимые различия при р<0,05;
** - значимые различия при р<0,01.

Так, анализ доминирующих мотивов осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности характеризуется наличием определенной динамики показателей мотивационной сферы осужденных в контексте обучения. А именно наблюдается тенденция к усилению мотива «овладение профессией», что свидетельствует об осознанности выбора высшего профессионального образования и ослабевание не значимого для учебной деятельности мотива «получения диплома».
Обнаруженные значимые различия в показателях, отражающих динамику мотивов учебной деятельности осужденных в процессе получения высшего профессионального образования, свидетельствуют об изменении степени выраженности данных мотивов в структуре личности осужденного.
Представленные факты определяют учебно-профессиональную деятельность как средство, направленное на исправление и перевоспитание личности осужденного к лишению свободы с целью его последующей ресоциализации. На основании результатов эмпирического исследования динамики личностных особенностей и ценностных ориентаций осужденных в процессе получения высшего профессионального образования можно говорить о существовании положительной динамики некоторых компонентов в структуре их личности и ценностных ориентаций в сторону исправления и перевоспитания.
исправление воздействие обучение личность осужденный

Список литературы

. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта //Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС, Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1995. - 108 с.
. Агеев В.В. Деятельность как социальный феномен (история, проблемы, перспективы): учеб. пособие для студ. и асп., обуч. на специализациях, спец., отдниях и фак. социальной работы, психологии, социологии и философии. - Алматы: КазГу, 2004. - 289 с.
. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.1. 230 с. Т.2. 288 с.
. Антонян Ю.М. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 366 с.
. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
. Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии. Гл. I. Сущность наказания в виде лишения свободы и ресоциализация осужденных. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. - 275 с.
. Бебенин В.Г. Образовательная деятельность как средство исправления и последующей социальной адаптации осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - С. 5-44.
. Исправительно-трудовая психология / А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова. - М.: Академия МВД СССР, 1974. - 175 с.
. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления осужденных. - М.: МГУ, 1969. - 96 с.
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1983. - 352 с.
. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: Педагогика, 1957. - 121 с.
. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - 512 с.
14. L. Hjelle, D. Ziegler. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications, 3th ed.: McGrow-Hill, 1992 / Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности. Основные положения, исследования и примененя / пер. С. Меленевской и Д. Викторовой СПб.: Питер Пресс, 1997. - 607 с.



Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.