Курсовая работа: Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи

Проблема целенаправленной подготовки к школе детей с нарушениями речи занимает значительное место в теории и практике специальной педагогики. Одним из важных направлений подготовки при этом следует считать развитие познавательной деятельности, которая становится основным видом деятельности школьника взамен игровой деятельности.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи':


Введение
Проблема целенаправленной подготовки к школе детей с нарушениями речи занимает значительное место в теории и практике специальной педагогики. Одним из важных направлений подготовки при этом следует считать развитие познавательной деятельности, которая становится основным видом деятельности школьника взамен игровой деятельности.
Проблемами подготовки старших дошкольников к школьному обучению занимались многие педагоги и психологи: Л.И.Божович, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Е.Е.Кравцова, А.Н. Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др. При этом большинство исследователей считают важным формирование психологической и мотивационной готовности при переходе к учебной деятельности, что существенно влияет на успешность последующего обучения [10, 53].
На успешность обучения в школе существенно влияют определенные параметры психологического развития ребенка. Среди этих параметров наиболее важен уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы обучения, соответствующее развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы [5].
В методической литературе установлено, что познавательная деятельность - это активная деятельность по использованию и приобретению знаний [16].
Познавательная деятельность характеризуется активностью позиции ребенка, как субъекта деятельности, выражающейся в способности видеть, ставить познавательные задачи, определять план действий, подбирать способы решения назначенной задачи, добиваться и анализировать результат.
В ходе познавательной деятельности развивается наглядное и логическое мышление, произвольное внимание, восприятие, память, творческое воображение.
Основным принципом организации познавательной деятельности дошкольников является принцип активности и осознанности в процессе получения знаний.
Развитие потребности и способности мыслить, активно преодолевать трудности при решении различных задач становится главной задачей познавательного развития ребенка.
Развитие навыков познавательной деятельности как средства подготовки к началу школьного обучения является чрезвычайно острой проблемой для детей с нарушениями речи.
Различные исследователи (И.Т.Власенко, Л.С.Волкова, А.Гермаковска, В.В.Ковалев, В.А.Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Т.А.Фотекова, С.И.Шаховская) отмечают, что дети с нарушениями речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся ровесников по уровню подготовки к учебной деятельности. В том числе наблюдаются нарушения мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, доминирует конкретность мышления, затруднения в освоении символической знаковой функции, несформированность мотивирующих компонентов деятельности, низкий уровень развития самоконтроля.
На основании анализа теоретических исследований в области особенностей развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи и их влияния на школьную готовность данной категории детей было принято решение провести экспериментальное изучение уровня развития познавательной деятельности в рамках готовности к школе детей с нарушениями речи.
Актуальность исследования в области развития познавательной деятельности дошкольников с нарушением речи обусловлена необходимостью определить направление, содержание и организационные формы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление
негативного влияния речевой недостаточности на познавательное развитие в рамках подготовки детей данной категории к школе.
Гипотеза - предполагаем, что развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи может быть улучшено в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта, в ходе которого участники приобретают творческие, интеллектуальные и коммуникативные умения.
Цель исследования - выявление особенностей познавательной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи и проведение коррекционно-педагогической работы в процессе реализации познавательно- исследовательского проекта.
Объект исследования - особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи.
Предмет исследования - пути изучения особенностей познавательной деятельности и процесс реализации познавательно-исследовательского проекта, направленного на развитие познавательной деятельности детей с нарушениями речи.
Задачи исследования:
изучение специальной литературы по теме исследования;
проведение констатирующего эксперимента;
выявление особенностей познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи;
развитие познавательной деятельности дошкольников с нарушением речи в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта и исследование эффективности проведенной работы;
подготовка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по развитию познавательной деятельности дошкольников с нарушением речи.
Методологическими основами исследования явились современные научные представления исследователей об основных закономерностях развития познавательной деятельности дошкольников в нормальных условиях и при наличии особенностей их речевого развития.
Методы исследования: Теоретические:
теоретический анализ работ в области общей и специальной педагогики и психологии;
Эмпирические:
наблюдение за спецификой проявления познавательной деятельности детей, не имеющих особенностей в развитии, и детей с нарушениями речи на занятиях, в режимные моменты и в свободное время;
беседы с педагогами воспитателями и родителями;
экспериментальное изучение познавательных процессов с помощью психодиагностических методик;
экспериментальное исследование с использованием технологии проектирования;
Математические:
обработка результатов экспериментальных исследований с помощью методов математической статистики.
Научная новизна
Выявлены некоторые новые особенности развития познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи при регулярных занятиях и в процессе реализации познавательно-исследовательского проекта. Определены и экспериментально обоснованы основные направления развивающего обучения.
Теоретическая значимость
В работе получили дальнейшее развитие научные представления о формировании познавательной деятельности как основы общего развития и успешной подготовки к школьному обучению детей с нарушениями речи.
Практическая значимость
Разработаны психолого-педагогические и методические рекомендации для педагогов, воспитателей и родителей по формированию познавательной деятельности при подготовке к школе детей с нарушениями речи.
Положения, выносимые на защиту:
Недостаточная сформированность познавательных процессов у дошкольников с нарушениями речи приводит к значительному отставанию при подготовке к школьному обучению.
Преодоление особенности развития данной категории дошкольников требует специальной разработки рекомендаций психолого-педагогической и методической работы.
Положительная динамика в формировании и развитии познавательной деятельности может быть обеспечена при использовании технологии проектирования в сочетании с регулярными занятиями в дошкольном образовательном учреждении.
Развитие познавательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи может быть нивелировано с развитием познавательной деятельности их нормально развивающихся сверстников, но не исключает особенностей, которые необходимо учитывать при подготовке к школьному обучению.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности дошкольников
.1 Этапы становления познавательной деятельности нормально развивающихся дошкольников
Познавательная деятельность, как один из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Содержание этих компонентов познавательной деятельности состоит в следующем:
цель - получить новое знание, информацию;
мотив - определяется конкретной ситуацией (для продолжения или завершения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т.д.);
способы - познавательные умения, способы действий;
условия - предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели;
результат - новое знание (комплекс знаний).
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, важной для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Познавательный интерес является важным компонентом познавательной деятельности. Он представляет собой направленность на материал (игровой, экологический, математический и т.д.), связанную с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.
Дети - активные исследователи окружающего мира. Такая особенность предположительно заложена в них от рождения. И.М. Сеченов говорил о
«врожденном и весьма драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь». И.П. Павлов называл это свойство рефлексом. Под влиянием рефлекса ребёнок знакомится с качествами и свойствами предметов, устанавливает новые связи между ними. Предметно-исследовательская деятельность, присущая ребёнку уже с раннего возраста, способствует развитию и закреплению познавательного отношения к окружающему миру. После овладения речью детская познавательная деятельность переходит на качественно новую ступень. При помощи речи у детей обобщаются знания, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности на основе не только непосредственного восприятия предметов, но и на основе представлений.
В раннем детстве у ребенка начинают появляться способы познавательной деятельности, которые способствуют обеспечению прослеживания собственной логики различных свойств предмета. После чего предмет может быть определен как элемент предметного содержания деятельности.
В раннем детстве у детей складываются воспринимающие системы, обеспечивающие отражение собственной природы предметов. С началом формирования практических действий развивается и второй этап познавательной деятельности - отражение предметов как элементов предметного содержания деятельности. Познавательная деятельность складывается из двух тесно связанных задач. Первая из них - сбор фактов о познаваемых объектах, а второй задачей становится обобщение этих фактов [36, 37].
В ходе познавательной деятельности ребёнок учится узнавать окружающий мир. Поэтому формирование познавательной деятельности становится основной функцией умственного воспитания детей дошкольного возраста, планомерного целенаправленного воздействия взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирования на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в деятельности [6].
Познавательные процессы - психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и
воображение. Познание невозможно без речи и внимания. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, поэтому в качестве одной из задач выделяется воспитание любознательности и познавательных интересов [14].
Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась (с помощью мышления или восприятия), являются знания. Поэтому отдельной задачей является формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни [15].
Для полноценного умственного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность - умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу.
При этом важным становится развитие речи, так как, овладевая речью, ребёнок пополняет свои знания о предметах, признаках, действиях и отношениях, выраженных в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, говорить про себя или вслух, то есть думать [1].
Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания, но и раскрыть перед ними расширяющие горизонты познания. Процессы экспериментирования играют важную роль, как во взаимодействии компонентов когнитивной сферы, так и в их обновлении и развитии. Именно такое строение и функционирование когнитивной сферы создаёт внутренние противоречия: единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, лежащее в основе познавательного саморазвития детей. Структура когнитивной сферы складывается к пяти-шести годам. Н.Н. Поддьяков, в соответствии с изложенными выше принципами, разработал структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника. Центральное ядро в ней включает в себя устоявшиеся, стабильные потребности и мотивы, а вокруг него функционируют зарождающиеся новые потребности, ещё не нашедшие своего предмета. В такой активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. Совсем далеко, из центрального ядра намечаются психические образования, из которых затем разовьются принципиально новые потребности и мотивы личности ребёнка [36].
После овладения речью у детей познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений. Меняется характер общения ребёнка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и других видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Познавательный интерес и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний [21].
Одним источником развития познавательного интереса старших дошкольников, выступает творческое начало в личности творческого человека. Творчество рассматривается как деятельность человека, создающего новые материальные и духовные богатства, обладающие общественной значимостью, где новизна и общественная значимость выступают основными критериями творчества [13].
Для обеспечения достаточно устойчивого интереса дошкольников необходимы следующие условия: формирование обогащенной предметно- пространственной среды, обеспечивающей возникновение и развитие интереса; организация познавательного поиска детей; вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности; формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности; создание проблемно-поисковых ситуаций; включение занимательности в содержание; стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности, использование адекватных средств и методов на каждом этапе формирования интереса [20].
На протяжении дошкольных лет ребёнок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятии. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.
В дошкольном возрасте деятельность ребенка отличается не только по видам и содержанию, но и по возможному влиянию на умственное развитие. В процессе разнообразной деятельности перед ребёнком возникают познавательные задачи, решая которые он приобретает собственный чувственный и практический опыт. Умственное воспитание дошкольников преимущественно осуществляется в ходе игровой деятельности. Участвуя в специально предложенных взрослыми подвижных, дидактических играх ребёнок может получить разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия. Творческие игры отражают впечатления детей об окружающей жизни, об усвоенных ранее знаниях. В процессе игры знания видоизменяются и поднимаются на новый уровень - соединяются с речевой деятельностью, а, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются.
.2 Становление познавательной деятельности у детей с нарушениями речи
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речевого развития - это категория детей с особыми образовательными потребностями, у которых наблюдаются значительные нарушения речи, оказывающие влияние на формирование различных сторон психики, при первично сохранном слухе и интеллекте.
Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Детям присуще отставание в развитии двигательной сферы - плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У детей с тяжёлыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально- волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
В исследованиях, посвященных...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Организация и проведение исследования по коррекции тревожности дошкольников с нарушениями речи

Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников

Курсовая работа: Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников

Реферат: Процесс развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Реферат: Особенности игровой деятельности современных дошкольников