Курсовая работа: Особенности психологической защиты у молодежи, склонной к Интернет-зависимости
Актуальность исследования. Информатизация и компьютеризация современного общества приобретает все более глобальные масштабы. По данным проекта "Интернет в России / Россия в Интернете", проводимого фондом "Общественное мнение", по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. В период с 2002 по 2014 годы число Интернет-пользователей в России выросло с 8% (8,7 млн. человек) до 36% (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории - с 2,1 до 23,9 млн. человек [32, c. 23]. Таким образом, каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой - посещает Интернет ежедневно.
Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности психологической защиты у молодежи, склонной к Интернет-зависимости':
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы особенностей психологической защиты у Интернет-зависимости у молодых людей
1.1 Сущность зависимого поведения
.2 Понятие и виды Интернет-зависимости
.3 Особенности личности, склонной к Интернет-зависимости
1.4 Особенности психологических защит у молодежи, склонной к Интернет-зависимости
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
2.1 Организация исследования
.2 Диагностические методы исследования
.3 Методы статистического анализа данных
Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей психологической защиты от Интернет-зависимости у молодых людей
3.1 Анализ результатов исследования
.2 Практические рекомендации по избавлению от зависимости
Общие выводы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Информатизация и компьютеризация современного общества приобретает все более глобальные масштабы. По данным проекта "Интернет в России / Россия в Интернете", проводимого фондом "Общественное мнение", по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию, и занимает третье место в мире. В период с 2002 по 2014 годы число Интернет-пользователей в России выросло с 8% (8,7 млн. человек) до 36% (42 млн. человек), а уровень суточной аудитории - с 2,1 до 23,9 млн. человек [32, c. 23]. Таким образом, каждый третий житель России является пользователем Интернета, а каждый седьмой - посещает Интернет ежедневно.
Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные, так и негативные последствия. Отрицательными последствиями длительного использования информационных технологий является сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости. Неуклонно растущая компьютеризация российского общества все более актуализирует проблему патологического использования Интернета.
За рубежом проблема Интернет-зависимости изучается более 20 лет. Продолжительное время Россия была вне указанной проблемы. Но внезапно открывшимися Интернет-возможностями заинтересовалась большая часть молодежи. Согласно опросам фонда "Общественное мнение", преобладающей группой пользователей Интернета в России (48%) являются молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Увеличение количества пользователей Интернета, разработка новых скоростных программ виртуального общения с одной стороны; и отсутствие комплексных профилактических мероприятий с другой - привело к стремительному росту числа Интернет-зависимых пользователей.
Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных Интернет-зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических направлений и школ. Американским психологом К. Янг были выделены основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости; установлено, что у четверти пользователей интернет-зависимость формируется уже после полугода его использования. В ее центре была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. И. Голдбергом, К. Янг, были предложены диагностические критерии Интернет-зависимости. Доктор М. Орзак выделила физические и психологические симптомы, характерные для данной зависимости. М. Гриффитсом была рассмотрена возможность формирования Интернет-зависимости на базе других форм зависимого поведения. Р. Дэвисом была предложена когнитивно-поведенческая модель патологического использования Интернета.
В России проблема Интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А.Е. Войскунским были разработаны критерии данной зависимости. В.Д. Менделевич выделил типы Интернет-зависимых личностей. В.А. Лоскутовой были изучены культуральные особенности у пользователей русскоязычного Интернета. А.Е. Жичкиной, А.Ю. Егоровым, Н.А. Кузнецовой, Е.А. Петровой, И.В. Чудовой были исследованы особенности личности Интернет-зависимых пользователей.
Актуальность исследования Интернет-зависимости в юношеском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей интернета (около 80% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в юношеской среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Актуальность разработки темы исследования подтверждается наличием противоречия между значительным преобладанием среди пользователей Интернета лиц молодого возраста (48%) и отсутствием исследований по выявлению среди них Интернет-зависимых, определению степени их зависимости и психологических характеристик личности.
Имеющееся противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности психологических защит у молодежи, склонной к Интернет-зависимости и основные направления профилактики Интернет-зависимости у них?
Тема работы: Особенности психологической защиты у молодежи, склонной к Интернет-зависимости.
Учитывая актуальность данной темы, имеющиеся противоречия и сформулированную проблему исследования, целью нашего исследования явилось выявление особенностей психологических защит у молодежи, склонной к Интернет-зависимости.
Объект исследования - личность в юношеском возрасте.
Предмет исследования - особенности психологических защит у молодежи, склонной к Интернет-зависимости.
В соответствии с целью, объектом и предметом были сформулированы гипотезы исследования: у молодых людей с интернет зависимостью преобладают психологические защиты по типу отрицания, замещения, регрессии и компенсации. У них отмечается застенчивость, заниженная самооценка, чувство собственной неполноценности, неудовлетворенность собой, своими способностями, неуверенность в себе. У них наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира.
Для доказательства гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1.Выявить сущностные характеристики и критерии Интернет-зависимости.
2.Определить особенности психологических защит у молодежи, склонной к Интернет-зависимости.
.Определить основные направления психологической профилактики Интернет-зависимости у юношей и девушек.
Для изучения психологических особенностей интернет зависимости у испытуемых использовались следующие методики:
. Анкета, направленная на выявление значимости Интернета у человека,
. 16-факторная методика Р. Кеттелла,
. Опросник выявления доминирующих механизмов психологической защиты Келлермана-Плутчика.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №83 г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие 80 учеников 10-11-х классов в возрасте 15-17 лет.
Методологические основы исследования. Теоретические положения исследования базируются на представлениях Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других специалистов, о последствиях применения компьютерных технологий, в частности - зависимость от интернета.
Научная новизна исследования определяется недостаточной разработанностью в социально-психологическом знании проблемы Интернет-зависимости в целом, отсутствием эмпирических данных о связи свойств личности с Интернет-зависимостью на различных этапах онтогенеза. В частности в данном исследовании изучаются особенности психологических защит у молодежи, склонной к интернет-зависимости с Интернет-зависимостью в юношеском возрасте.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы практическими психологами в организации практической работы с Интернет-зависимыми и склонными к Интренет-аддикции юношами и девушками, т.к. устанавливая связи, практик получает возможность целенаправленно влиять на индивидуальность человека, устраняя противоречия между отдельными ее свойствами, содействуя гармонизации человека в целом.
Глава 1. Теоретические основы особенностей психологической защиты у Интернет-зависимости у молодых людей
.1 Сущность зависимого поведения
Зависимость и аддикция принадлежат к числу относительно новых для отечественной науки терминов - немногим более десяти лет назад они фигурировали в составленном А.Е. Личко и Н.Я. Ивановым "Словаре современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России". За рубежом они употребляются значительно шире. В условиях терминологической разноголосицы одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины или делают это непоследовательно.
В бытовой речи, и в научных сочинениях постоянно упоминаются "телемания" (постоянный просмотр телепрограмм), трудоголизм, увлеченное коллекционирование, исключительная забота о собственном здоровье (следование диетам, изнурения себя физическими упражнениями, избыточная вера в целителей и т.п.), страсть к азартным играм, стремление к частой смене половых партнеров, привычка к посещению магазинов и приобретению товаров длительного пользования, беспрестанные разговоры по телефону… Наверное, почти любое человеческое увлечение в своих крайних формах позволяет говорить о развитии психической (но, как правило, не физической) зависимости. Не последнее место в перечне поведенческих зависимостей занимает зависимость от Интернета [19, c. 22]. Применение компьютерных сетей ведет к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности [19, c. 23].
Психологические формы зависимости, не сопровождающие зависимость физическую, дают основание ставить вопрос о пересмотре основополагающих взглядов и парадигм: для квалификации аддикции может быть достаточно эмоциональной привязанности человека к тем чувствам и ощущениям, которые дарит следование аддиктивным формам поведения. Среди отечественных специалистов последовательно отстаивают самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгаясь в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Необходимость физического компонента зависимости в последнее время все упорнее отрицается. Такое отрицание подкрепляется сравнением процессов протекания поведенческих зависимостей с клинической картиной, характерной для традиционных форм зависимостей, а так же установлением критериев для диагностики поведенческих зависимостей. К примеру, М. Гриффитс предлагает операциональные критерии, в сумме определяющие зависимость:
Приоритетность - излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);
Изменение настроения - относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью;
Толерантность - для достижения привычного эффекта требуется количественные увеличения параметров деятельности;
Симптомы разрыва - возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере или внезапном прекращении возможностей заниматься любимой деятельностью;
Конфликт - относится ко всем разновидностям конфликтов: интрапсихическим, межличностным, с другими видами деятельности.
Рецидив - возврат к излюбленной деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода [19, c. 157].
Анализ современных подходов (Г. Марлатт, Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, Н.Н. Мехтиханова) к пониманию аддиктивного поведения позволил определить его как аутодеструктивное поведение, выражающееся в стремлении личности уйти от реальности за счет употребления определенных веществ или постоянного сосредоточения внимания на определенных видах деятельности с целью искусственного изменения своего психического состояния. Термины "аддиктивное поведение" и "зависимое поведение" используются как синонимы (Н.Н. Мехтиханова).
Суть зависимого поведения заключается в стремлении человека путем искусственного изменения собственного психического состояния уйти от существующей реальности с формированием устойчивой связи между желаемым состоянием и действием, приведшим к нему.
В развитии зависимого поведения можно условно выделить несколько этапов: на первом этапе происходит формирование социальных и генотипических предпосылок к развитию зависимого поведения; на втором - формируется аддиктивная установка, представляющая совокупность поведенческих, когнитивных и эмоциональных характеристик, способных вызвать зависимое отношение к жизни. Благодаря формированию аддиктивной установки объект зависимости становится жизненной целью личности, а его использование - образом жизни. В рамках третьего этапа происходит уход от реальности и замещение ее новой [19, c. 159].
В качестве основных особенностей зависимого поведения выделяют: цикличность, скачкообразное нарастание, желание получения удовольствия с последующим расслаблением, развитие потребности в объекте зависимости и учащение аддиктивной активности личности с последующей ее центрацией на самом зависимом поведении с потерей собственного внутреннего мира и социальных связей.
В своем развитии зависимое поведение проходит ряд стадий: возникновение эмоционального подъема, установление индивидуального ритма взаимодействия с агентом зависимости, стереотипизация зависимого поведения и доминирование зависимости над другими видами поведения с развитием патологической деформации личности.
Таким образом, анализ источников, посвященных проблеме зависимого поведения, позволил заключить, что в основе его формирования лежит чередование эмоционального напряжения и положительных эмоциональных ощущений, возникающих в результате применения агента зависимости с фиксацией позитивной связи с данным агентом как со способом преодоления трудностей. В результате данной фиксации формируется сверхценное эмоциональное отношение к объекту зависимости, что приводит к превращению его в цель зависимого поведения. Объектом нехимических зависимостей выступает не химический агент, а определенный стереотип поведения.
.2 Понятие и виды Интернет-зависимости
Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с конца 80-х годов. Первыми с ним столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, которые используют в своей деятельности Интернет и несут потери в случаях, когда у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети. Появляется усталость, иммунная система человека становится ослабленной, после чего повышается вероятность заболевания. К тому же, сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение - к различным заболеваниям глаз. Среди всех описанных диагнозов, как наиболее близкую модель, можно использовать "патологическое влечение к азартным играм". Если следовать этой модели, то привыкание к Интернету можно определить как расстройство привычек и влечений, не вызванное химическими веществами. Сейчас существует предположение, что Cyber Disorder (кибер-зависимость) войдет в международную классификацию болезней DSM-V наряду с другими нехимическими аддикциями - гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными, аддикциями избежания отношений, патологическим влечением к трате денег и работоголизмом.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американских ученых: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, а так же и сам термин "интернет-зависимость" для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг.К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-аддикция оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости (или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [5, c. 11].
Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. "Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности" [26, c. 105].
В настоящее время появились новые работы как отечественных авторов, так и зарубежных, которые посвящены следующим аспектам:
проблеме компьютерной зависимости;
влиянию виртуальных взаимоотношений на личность;
исследованию идентичности у пользователей компьютерной сети и процессов самопрезентации в сети;
психологическим аспектам коммуникативных процессов в сети.
В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости :
навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам);
страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;
виртуальные знакомства;
киберсекс (увлечение порносайтами);
компьютерные игры [26, c. 105].
Существует разница и между типом деятельности в сети.
Компьютерные аддикты большую часть времени втянуты в социальную активность, такую как участие в новых группах, чатах, форумах, интернет-пейджерах. (М-агент, ICQ. QIP). Не-аддикты большую...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрастеКурсовая работа: Особенности склонностей к интернет-зависимости у спортсменов-подростков
Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков
Реферат: Механизмы психологической защиты и консультативная помощь на 'Телефоне доверия'
Реферат: Механизмы психологической защиты учащихся