Контрольная работа: Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы
Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний человека, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к предметам, явлениям, ситуациям окружающего мира и к другим людям.
Дата добавления на сайт: 10 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы':
Контрольная работа
по дисциплине
"Специальная психология"
"Особенности развития личностной и эмоционально-волевой сферы"
Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний человека, отражающих в форме непосредственных переживаний отношения человека к предметам, явлениям, ситуациям окружающего мира и к другим людям.
Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы давно признаны психологами важной проблемой. По мнению А. Валлона, эмоции в генезисе психической жизни проявляются раньше всего: "Ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям. Именно эмоции объединят ребенка с его социальным окружением, через эмоции ребенок обретает опору для своей биологии, в эмоции осуществляется симбиоз органического и психического, происходит как бы "переливание" одного в другое".
При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я".
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э.Эриксон, А.Фрейд, М.Клейн, Д.Винникотт, Э.Бронфенбреннер, Дж.Боулби, М.Эйнсворт, П.Криттенден, А.Бандура, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка.
Направленность личности.
Важнейшей её характеристикой является система ведущих мотивов. Мотивы деятельности в дошкольном возрасте постепенно перестают быть равнозначными для ребёнка, они приобретают определённую систему, одни из них начинают преобладать над другими. То, какие из мотивов будут выступать в качестве главных у ребёнка, и определит направленность развития его личности. В дошкольные годы стержень личности только начинает складываться, но определённые различия в нравственной направленности поведения ребёнка уже можно наблюдать. Она может быть разной - от крайне эгоистической, индивидуалистической до общественной, высоконравственной (разумеется, в пределах возможности данного возраста). Уже в эти годы в поведении одних детей проявляются тенденции созидательного типа личности, у других - разрушительного, потребительского. Родителям важно даже по незначительным признакам заметить проявление определённой тенденции в направленности ребёнка с тем, чтобы вовремя умело корректировать развитие личности, формировать общественно ценные потребности и мотивы, обеспечить ребёнку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Среди признаков, свидетельствующих о нравственном здоровье ребёнка, на первое место следует поставить стремление его быть полезным другим людям и доставлять им радость. Дайте возможность ребёнку пережить это чувство. Для формирования и укрепления общественно ценных мотивов деятельности, созидательной направленности очень важно учить ребёнка видеть, как плоды его труда и творчества могут радовать других ("Смотри, сынок, твоя закладочка мне помогает. Я сразу нашёл нужную мне страничку в книге", "Посмотри, как братишка рад вертушке! Хорошую игрушку ты ему смастерил!"). Именно в трудовой деятельности, при правильной её организации в семье особенно успешно могут формироваться общественные мотивы поведения с последующим подчинением им других мотивов.
Опасно, если у детей зарождается потребительская тенденция, для которой характерно самовыражение и самоутверждение не путём созидания полезных для общества ценностей, а путём максимального потребления благ. А ведь нередко родители сами способствуют её возникновению, когда намеренно или невольно культивируют у ребёнка жадность ("Никому не давай свой мяч"; "Собаке не дам, кошке не дам - только Сашеньке дам"), когда не пытаются умерить шумное поведение ребёнка во время сна или болезни кого-либо из членов семьи и тем самым учат не считаться с другими.
Тревогу родителей и незамедлительную их реакцию должны вызывать случаи проявления у детей разрушительной тенденции. Следует пресекать попытки детей утверждать себя не полезными для окружающих делами, а разрушительной активностью (попытки превращать боль, унижение, неприятности, переживаемые другими, в развлечение, источник собственного удовольствия). Стоит задуматься, достаточно ли тепла, внимания мы даём этим детям? Важную роль в формировании направленности ребёнка играет семья. Не забывайте: ребёнок во всём стремится подражать нам.
Развитие самосознания.
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания - осознанием самого себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Ребёнок не. рождается с готовым самосознанием. Лишь в процессе общения со взрослыми и сверстниками он постепенно познаёт себя. Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребёнка, но, как правило, к концу 1-го года жизни первые признаки его возникновения уже можно заметить - ребёнок начинает выделять себя, своё тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания - отделить себя от своих действий. Первоначально ребёнок не осознаёт себя субъектом деятельности, он называет себя в 3-м лице, уговаривает, хвалит, просит, ругает - беседует сам с собою, как с посторонним: "Катя хорошая, Катя всё съела", "Дай Кате куклу!". эмоциональный семья ребенок самосознание
Важный момент в развитии самосознания наступает на 3-м году жизни, когда ребёнок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жёстко закреплено. Это происходит не вдруг, не само собой, а в результате выполнения ребёнком предметного действия. Ребёнок "качает", "кормит", "моет" уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами (с куклами Катей, Олей), он "кормит" куклу в детских яслях не только маленькой алюминиевой ложечкой, которая есть у него дома, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей её, и т. д.
По-иному ребёнок начинает относиться ко взрослым. Свои действия с предметами он сравнивает с действиями родителей, других окружающих его взрослых, находит в них сходство, различия. Важную роль в осознании ребёнком самого себя играет его практическая самостоятельность. И, наконец, у него появляется своё желание, отличное от желания взрослого, личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершённому действию. Это находит выражение в том, что ребёнок начинает говорить о себе: "Я играю", "Я ем", "Я одеваюсь". Переход от обозначения себя в 3-м лице к личному местоимению 1 -го лица - одно из важнейших достижений раннего детства.
Дальнейшее развитие самосознания происходит в дошкольные годы в процессе собственной активной деятельности ребёнка на основе взаимодействия его с окружающими. В этот период формируется и такая важная форма проявления самосознания, как самооценка. Она служит показателем определённого уровня развития личности, выступает как уровень самоопределения, как "зеркало" личностных качеств человека. Далеко не безразлично должно быть для родителей, какова самооценка их ребёнка. Ведь ею в значительной степени определяется активность личности. Решающее значение в развитии самооценки, особенно на первых этапах становления личности, имеет общение ребёнка со взрослыми. И это понятно - свои возможности он ещё не знает и на веру принимает оценку себя взрослыми, оценивает себя как бы через призму их оценок, целиком ориентируется на их мнение ("Ты хороший?" -"Да, я ведь послушный"). В дальнейшем в детской самооценке появляются элементы самостоятельности, она становится полнее, критичнее, но тем не менее непрерывно переплетается с оценочными отношениями взрослых.
Оценить дошкольнику себя значительно труднее, чем своих сверстников. Тут имеет значение и эмоциональный характер самооценки ребёнка - детям (как, впрочем, и взрослым) легко оценить себя положительно и трудно - отрицательно. Если сравнить самооценку дошкольника в разных видах деятельности, то нетрудно заметить разную степень её объективности. В одних видах деятельности дети могут оценивать себя адекватно, в других - переоценивать либо недооценивать. Этому не стоит удивляться. Правильность детской самооценки в значительной степени определяется особенностями деятельности, наглядностью её результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью сформированности правильных критериев оценки, эмоциональной насыщенностью деятельности и т. д. Вот почему обычно детям легче оказывается дать верную оценку своему рисунку, нежели умению "читать стихи" и тем более своим личностным качествам, своему положению в группе; зато ребёнку труднее дать адекватную оценку своего рисунка по замыслу, имеющего для него особую субъективную значимость, нежели верно оценить свой рисунок, выполненный по образцу.
Замечено, что дети прежде всего осознают у себя и других те качества и особенности поведения, которые чаще оцениваются окружающими, от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Развитие самооценки дошкольника тесно связано с развитием у него чувства стыда и гордости. Особое значение для личности, её активности имеет общая самооценка, которая складывается на основе самооценок в разных видах деятельности и системе личных отношений. Ребёнок с высокой самооценкой чувствует себя увереннее, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели, чем тот, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. На основе самооценки складывается уровень признания - тот уровень достижений, который, по мнению ребёнка, ему по силам. Родителям в процессе воспитания важно не только учитывать самооценку и притязания своих детей, но и активизировать их самооценку, способствовать поднятию их уровня притязаний. Однако важно избежать при этом и другой крайности - сформировать крайне завышенную самооценку. Это может привести к возникновению высокомерия, зазнайства, агрессивности, упрямства и других нежелательных качеств. Важную роль в формировании самооценки ребёнка играет педагогическая оценка не только воспитателей, но и родителей, которая должна выполнять как ориентирующую, так и стимулирующую функции, воздействовать не только на ум, но и на чувства дошкольника. Она должна учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, возможности его на сегодняшний день, но и, что особенно важно, зону ближайшего развития, знания той конкретной микросреды, в которую включён ребёнок. С особым вниманием, теплом надо относиться к тем детям, у которых самооценка занижена,- эти дети, как правило, чрезмерно застенчивы, неуверенны в себе. Это может отрицательно повлиять на адаптацию ребёнка к школе, на дальнейшее развитие его личности. Общение с родителями должно вселять в ребёнка веру в свои возможности и силы, рождать оптимизм, стимулировать его творческую активность, развивать желание достичь более высоких результатов. Важно выработать единую стратегию и тактику по отношению к ребёнку со стороны родителей и других членов семьи, согласовать её с позицией воспитателей в детском саду. Система мероприятий, направленных на формирование самооценки, должна предусматривать как развитие личностных качеств, умений и способностей ребёнка, обеспечивающих ему успех в деятельности, так и создание в семье и группе детского сада микроклимата, благоприятного для его психического развития.
Не следует ждать быстрых успехов в этом процессе. Работа по формированию самооценки, её коррекции нелёгкая, длительная, тонкая и кропотливая. Она должна вестись взрослыми систематически и последовательно. Чтобы добиться успеха, необходимо проявить педагогический такт, способность к сопереживанию, терпеливость, доброжелательность, умение понять мир ребёнка и проникнуть в него.
Эмоции и чувства.
Ранний и дошкольный возраст - периоды, когда эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.
В это время развитие получают как эмоции - кратковременные переживания отношений, возникающих в данный момент, так и чувства - устойчивые, длительные, сложные переживания, выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе. Развитие их происходит вместе с развитием психики ребёнка в целом. Важную роль при этом играет воспитание и среда. Благоприятный семейный микроклимат способствует возникновению у ребёнка состояния эмоционального благополучия, ведёт к появлению гуманных взаимоотношений с окружающими и формированию положительных черт характера.
Первые эмоции ребёнка-младенца имеют безусловно-рефлекторный характер, связаны с удовлетворением простейших органических потребностей и проявляются в общих реакциях удовольствия или неудовольствия. В дальнейшем возникают эмоции условно-рефлекторного характера, происходит дифференциация, обогащение переживаний. Так, в дошкольном возрасте переживание неудовольствия может проявиться в виде страха, гнева, отвращения; переживание удовольствия - в нежности, умилении, ласке.
В дошкольном возрасте происходит развитие как содержательной, так и динамической сторон чувств и эмоций. Чувства ребёнка 3-4 лет ярки, но ещё неустойчивы, ситуативны. Они быстро возникают и столь же быстро угасают. В дальнейшем в связи с общим развитием личности ребёнка, его интеллектуальной и волевой сферы у него появляется способность в определённой степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. Чувства и эмоции углубляются, их переживания становятся более продолжительными и частыми, увеличивается круг предметов и явлений, к которым ребёнок испытывает устойчивое отношение, его чувства нередко становятся мотивом поведения. В 2-3 года у ребёнка начинают формироваться интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства.
Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребёнка, как любопытство, удивление, чувство нового, стремление утвердиться в истине, любознательность. Развитию этих чувств способствует внимательное отношение родителей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно поэкспериментировать, своевременное и частое включение в познавательное и личностное общение, непосредственное участие в детских забавах, играх, совместные наблюдения, чтение, экскурсии и т. д.
Эстетические чувства ребёнка проявляются в эмоциональном отношении к прекрасному, безобразному, героическому, комическому в природе, жизни, в искусстве. Детей этого возраста привлекают ярко окрашенные блестящие предметы, красочные иллюстрации, радостные мелодии, ритмические движения. Эстетическое отношение детей к действительности проявляется в их поведении, творчестве. Ребёнок рисует то, что ему нравится, что он любит. Палитра красок его богата, разнообразна, в ней преобладают любимые светлые тона, движения руки обычно плавны, штрихи спокойны, он изображает массу деталей, украшает рисунок орнаментом (особенно часто - девочки), проявляет старательность, аккуратность.
Когда же дошкольник рисует тех, кто неприятен ему, изображает события, вызывающие у него отрицательные переживания (страх, обиду и т. д.), он использует преимущественно тёмные краски, мазки наносятся резко, неаккуратно, небрежно, часто выходят за контур, сам рисунок схематичен. Своё отношение к изображённому он проявляет и в композиции. В центре детского рисунка обычно то, что вызывает у него особенно яркие, сильные переживания. Свои эстетические чувства дети дошкольного возраста проявляют и в высказываниях, стихах, пении, танцах, в разных видах деятельности, особенно в художественных.
В дошкольный период появляются и моральные качества, связанные с возможностью реализации стремлений ребёнка соблюдать требования общественной жизни. Их появление становится возможным в связи с зарождением морального сознания, с пониманием ребёнком предъявляемых к нему требований, способностью отнести их к своим поступкам, к поведению других людей. Дошкольник способен испытывать чувства симпатии к окружающим, товарищества, дружбы, любви (к родным, например), в 4-5 лет возникает и чувство долга. Появляются в дошкольном возрасте и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. Если 2-летние малыши гордятся таким достоинством, как сила ("я сильный"), то на 4-5 году - уже (порой без достаточных на то оснований) качественными показателями своих умений в разных видах деятельности, наличием моральных достоинств, правдивостью ("не обманываю"), послушанием, выдержкой ("не плакса"), вежливостью, смелостью, трудолюбием. То, чем гордится ребёнок, чего он стыдится, какие качества выше всего ценит в себе и окружающих, в решающей мере зависит от родителей, от их отношения к определённым действиям, поступкам ребёнка, оценки его личностных качеств. Важную роль в развитии нравственных качеств играют и художественные произведения, с которыми родители знакомят сына, дочь, беседы о них. И, конечно, своё поведение, отношение к людям ребёнок постоянно сверяет с поведением, поступками в аналогичных ситуациях самых близких для него людей.
Развивается в дошкольном возрасте и такое сложное чувство, как чувство комического. Его развитие происходит постепенно в ходе общего умственного, нравственного и эстетического развития. Первая улыбка у ребёнка появляется обычно на 2-м, а смех - на 4-м месяце жизни. Но это ещё не проявление чувства комического. Это природный смех, выражающий органическое удовольствие. В раннем возрасте в игровых ситуациях ребёнок смеётся в ответ на улыбку, ласковый голос. Его смех могут вызвать ритмическое похлопывание в ладоши, танец взрослого, исполненные перед ним определённые звукоподражания. Смех в этом возрасте часто возникает и при ожидании предчувствий приятного, при радостных подвижных играх. В этих случаях он является выражением хорошего настроения ребёнка.
К концу раннего возраста смех малыша может вызвать, например, детская кепка на голове взрослого, "попытка" отца взобраться на игрушечного коня и другие подобные несоответствия. Такой смех как выражение чувства комического возникает тогда, когда ребёнок уже может различать, воспринимать нарушение норм и правил, когда он сталкивается с чем-то необычным, неожиданным. Подмечать комическое несоответствие ребёнок может лишь тогда, когда хорошо утвердится в знании действительности.
Жизненный опыт младших дошкольников ещё невелик, поэтому они легче всего воспринимают лишь внешнюю сторону комического, им нравится буффонада, комизм голосовой, комизм жестов. Улыбку дошкольника вызывает и речевая ошибка, необычно звучащее слово, говорящая...
Похожие материалы:
Квалификационная работа: Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языкаКонтрольная работа: Синдромальные формы нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения
Реферат: Развитие эмоционально-волевой сферы старшеклассников
Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Особенности мотивационной сферы у детей 8-12 лет с личностной беспомощностью