Курсовая работа: Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте

Актуальность исследования. Проблемой современного общества является соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в его психике и поведении при переходе из одного возраста в другой, особенно в период перехода от детства к взрослости.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте':


Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности
.1 Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и философов
.2 Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте
.3 Динамика смысложизненных ориентаций личности на разных этапах онтогенеза
Глава II. Методы и результаты исследования особенностей СЖО личности в подростковом возрасте
.1 Описание методов исследования СЖО в подростковом возрасте
.2 Анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Актуальность исследования. Проблемой современного общества является соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в его психике и поведении при переходе из одного возраста в другой, особенно в период перехода от детства к взрослости. В период, так называемого подросткового и юношеского возраста индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание или нежелание принять на себя роль взрослого. С получением этой роли, у подростка начинает формироваться ценностно-смысловая сфера, которая впоследствии создает вектор направленности смысложизненных ориентаций личности и их смысловое содержание на разных возрастных этапах.
Изучение особенностей смысложизненных ориентаций личности связана с тем, что проблема поиска смысла жизни является неотъемлемой составляющей в процессе становления личности. Именно в подростковом возрасте происходит первоначальное формирование мировоззрения, составление жизненных планов, осуществляется самоопределение в профессии, происходит перестройка сферы общения. Изучение об особенностей смысложизненных ориентаций подростка важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества.
Смысл жизни может выступать, с оной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни.
Судить об истинности ценностей человека можно только в старости, если она, как и предыдущие жизненные периоды, наполнена смыслом, ощущением счастья и удовлетворенности жизнью. Поэтому, обсуждая ценности подростка, нужно мысленно представить всю его последующую жизнь, основанную на имеющихся ценностях, и гипотетически предположить итог его жизненного пути.
В каждом возрастном периоде происходит психологические особенности целостно-смысловой сферы в частности в подростковом возрасте, с 11 до 17 лет, начинает формироваться устойчивый круг интересов. Большинство исследователей придают подростковому возрасту особое значение, именно он является фундаментом в процессе формирования уровней организации системы личностных смыслов, так как формирующееся у подростков абстрактное мышление открывает перед ними новые возможности.
Младший подросток ориентируется в основном на ценности, принятые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, могут отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности: литературу, музыку и др. Перед старшим подростком встает проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формулировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственной жизни.
Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Именно в этот период обретается новая социальная позиция личности связанная с видом деятельности.
Ценностные ориентации служат базисом социальной системы, по их характеру можно судить о тенденциях изменения общественных отношений, перспективах развития социума.
Цель исследования - изучить смысложизненные ориентации личности в подростковом возрасте.
Объект исследования - смысловая сфера личности.
Предмет исследования - особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - в подростковом возрасте смысложизненные ориентации имеют половые различия.
В соответствии с выделенными целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
Изучить теоретические представления зарубежных и отечественных психологов и философов.
Изучить особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.
Проанализировать динамику смысложизненных ориентаций личности от подросткового возраста до старости.
Выявить особенности смысложизненных ориентаций личности в подростковом возрасте.
Методологическими основами исследования выступили:
Идея Карла Маркса о том, что «человек … делает сам свою жизнедеятельность предметом воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная он есть сознательное существо .Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность».
Концепция феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной, согласно которой индивидуальное развитие человека рассматривается в двух ипостасях: как социальной единицы и как уникальной личности, представляя собой единство социального и индивидуального.
Идея А.Н. Леонтьева о понятии личностного смысла как индивидуализированного отражения действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность.

Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению смысложизненных ориентаций личности.
В данной главе будет представлен анализ теоретико-методологических подходов к изучению смысложизенных ориентаций личности через категорию смысла жизни в трудах философов от античной эпохи до нового времени.
.1 Смысложизненные ориентации в исследованиях зарубежных и отечественных психологов и философов
При изучении понятия смысложизненные ориентации, мы столкнулись с тем, что данный термин не встречался у античных философов. Для того чтобы составить рабочее понятие, мы обратились к толковым словарям.
Обращаясь к толковым словарям, мы можем уточнить и детализировать основные определения понятий «смысл», «жизнь» и «ориентация».
Словари С.И.Ожегова, В.И.Даля и Большой психологический словарь раскрывает определение «смысложизненные ориентации» через такие слова как: «смысл», «жизнь» и «ориентация».
Смысл:
. Выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности.
. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.
Жизнь:
.Существование отдельное личности. В обширном смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач. она дана двум царствам природы: животному и растительному.
. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.
Ориентация:
.Определение своего местонахождения и направления движения во времени и пространстве.
Таким образом, мы определяем рабочее понятие, которое будем использовать в своем исследовании. Смысложизненные ориентации - это существование личности, которая направлена на поиск жизненных целей в своем местонахождении.
Смысложизненные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах и других элементах внутреннего мира и поведения личности. Система смысложизненных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов.
К вопросу о смысле жизни обращались философы Древней Греции. Так, например, Сократ призывает человека сделать целью и смыслом своей жизни заботу о нравственной чистоте души, а не стремление к славе и богатству, которое часто вынуждает человека совершать преступления. Тело дано человеку, чтобы взращивать душу, то есть совершенствовать свои духовные и душевные качества. Главным лозунгом человека, согласно Сократу, должно быть изречение древнего мудреца Фалеса - «Познай самого себя». Познание себя ведет к этическому совершенствованию себя.
Еще один известный античный философ, Платон, полагал, что смысл жизни состоит в знании и добродетели, в деятельности, предписываемой нравственным долгом. При этом добродетель - это универсальная активность, и нечто благое. Так же оно является способом бытия, который ведёт любое существо и вещь к совершенству, реализуя их назначения, смысл существования. Платон тесно связывает смысл человеческой жизни с бегством из этого мира и освобождение от оков плоти и страстей. Платон говорит: Чтобы уподобиться Богу - значит необходимо стать справедливым и благочестивым, полагая в основу разумение. А после добавляет, что у стремящегося уподобиться божеству «нет иного способа…, нежели стать как можно более справедливым»
Рассматривая труды древнегреческого философа Аристотеля о смысле жизни, можно сказать, что, по его мнению, целью всей человеческой деятельности является счастье, соответственно смыслом жизни. По его мнению, счастье состоит в осуществлении сущности человека, то есть его души, состоящей из мышления и познания. Смыслом жизни, по мнению Аристотеля, является именно способность мыслить, анализировать, а значит познавать, узнавать, а это своеобразное ментальное развитие, проходящее на протяжении всей человеческой жизни.
Таким образом, рассмотренные представления античных философов о бытие человека, раскрывают нам категорию смысла жизни через понятия добродетели, счастья в осуществлении сущности и в стремлении к нравственной чистоте души.
В эпоху средних веков, для нас представляют интерес воззрения религиозных представителей о смысле жизни, таких как, Фома Аквинский и Блаженный Августин Иппонский.
По мнению Фомы Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но противоречит ему. Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой». Земной же мир - это единство «формы» и «материи». Человек представлялся Фоме Аквинскому как соединение души и тела. Душа «нематериальна» и получает свое «завершение» только через тело. Поэтому всякое пренебрежение к телесному, вступает в противоречие с опытом и здравым смыслом. Предпосылкой нравственного поведение средневекового богослов считал свободу и воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Ф. Аквинский смысл жизни для человека находил в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.
Августин Блаженный говорил, что основное назначение души - в познании необозримых по своему числу истин, источником которых является Бог. «Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу, - порок», - говорил Августин Иппонский в «О Граде Божьем». Что представляет концепция Бога у Августина? В качестве Бога-отца выступает объект познания, Бога-сына - сам акт познания, Бога-святого духа - деятельность воли, которая направляет и регулирует познавательные процессы.
Таким образом, категория смысла жизни в средние века, представлялась философам через познание Бога. В этом они усматривали основное предназначение человека, его высшую цель, достижение благодати Божьей и осознание себя, как часть Божественной сути. Смысл жизни отождествляется как любовь к Богу и созерцание Бога.
Немецкий философ И. Кант видел сверхзадачу своей философии в человеке, ибо человек есть для себя своя последняя цель, и существенное отличие человека заключается во всем том, что образует его субъективный мир. «То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому, он - личность, а в силу единства сознания при всех изменениях, которые он может претерпеть, он - одна и та же личность, т.е. существо по своему положению и достоинству совершенно отличное от вещей, каковые неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». По Канту, смысл жизни не вне, а внутри человека. Фактором, образующим смысл жизни, является идея, принимающая вид нравственного закона, долга, доведенная до полноты понятия высшего блага, которое человеком внутренне переживается как возвышенное.
Основоположниками марксизма определена задача научного атеизма в решении вопроса о смысле жизни: «...возвратить человеку содержание, которого он лишился благодаря религии, - не какое-то божественное, но человеческое содержание...» «До сих пор, - писал Ф. Энгельс, критикуя религиозное толкование смысла жизни,- вопрос всегда гласил: что есть бог? - и немецкая философия разрешила его так: бог - это человек. Человек должен лишь познать себя самого, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку сообразно своей сущности, устроить мир истинно по-человечески, согласно требованиям своей природы, - и тогда загадка нашего времени будет им разрешена. Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека. Собственная сущность человека много величественнее и возвышенное, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искаженное отображение самого человека».
Представления о смысле жизни по К. Марксу чрезвычайно просты по сравнению с мировыми религиями, философиями и идеологиями, в которых некая «истина» изначально предшествует делу. И до рождения, и после смерти, и во время жизни человек живет прежде всего в делах человека, и только в них он может жить вечно. Чем больше он участвует в реальной жизни, то есть делает, тем больше он умеет, то есть понимает, тем больше объективного и субъективного смысла в его жизни.
Представители немецкой классической философии связывали смысл жизни как любовь к людям, восприятие ближнего как себе подобного и связывали свободу не только с познанием необходимости, но и с возможностью человека действовать в соответствии с этим знанием.
Австрийский психотерапевт, З. Фрейд полагал, что смысл жизни, состоит в том, чтобы быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий. К ним З. Фрейд прежде всего относит любовь - возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви - половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения». Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным, красотой человеческих форм, природы, художественных творений. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она свободно выбрана человеком.
А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, - часто (если не всегда), мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан.
По мнению К. Роджерса, смысл жизни - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «ноогенных неврозов», и разных видов отклоняющегося поведения. Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы.
По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден. В. Франкл считает, что человек может обрести смысл жизни тремя путями:
) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей
) в переживании гуманистических ценностей
) заняв определенную позицию поотношению к обстоятельствам своей жизни.
В. Франкл дал очень подробную характеристику данной потребности человека. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности.
Зарубежные психологи XX века ставят своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм).
Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития.
В своей культурно-исторической теории, Л.С. Выготский отмечал ,что в подростковом возрасте происходит "овладение внутренним миром", "возникновение жизненного плана, как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком". Именно в этом возрасте создаются предпосылки для становления смысла жизни, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения - с другой. У подростка возникает потребность самопознания, которая реализуется с помощью рефлексии.
А.Н.Леонтьев десемантизировал понятие «смысл», вывел его за пределы контекста вербального мышления и сознания вообще «в плоскость до рефлексивных практических отношений субъекта с миром, в плоскость его реальной жизнедеятельности». А.Н.Леонтьев, трактуя понятие смысла, связывает его с проблематикой структуры и динамики деятельности. В этом контексте отношения между мотивами и целями действия рассматривались как...

Похожие материалы:

Реферат: Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте

Реферат: Гендерные особенности в подростковом возрасте

Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Курсовая работа: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте

Курсовая работа: Особенности механизмов психологической защиты в юношеском возрасте