Курсовая работа: Особенности внимания гиперактивных детей
Содержание
Введение
. Особенности внимания детей младшего школьного возраста
. Особенности внимания гиперактивных детей
Заключение
Список литературы
Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности внимания гиперактивных детей':
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования педагогический факультет
Общеинститутская кафедра психологии образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности внимания гиперактивных детей
Скрыльникова Анастасия Александровна
Москва 2013
Содержание
Введение
. Особенности внимания детей младшего школьного возраста
. Особенности внимания гиперактивных детей
Заключение
Список литературы
Введение
Часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребёнка, импульсивность, неумение сосредоточиться. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, постоянно выкрикивают; не дослушав вопрос, отвечают невпопад. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку нередко бывают неловкими, и как следствие задевают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Гиперактивность представляет собой расстройство, включающее в себя множество аспектов: неврологические, психиатрические, языковые, социальные, психологические, воспитательные, двигательные и другие.
Особенно важную роль занимает проблема нарушения внимания у детей с гиперактивностью, так как она может существенно повлиять на развитие ребёнка, его воспитание, обучение, успеваемость в школе и социальное положение. Данная проблема касается не только самого ребёнка, но также и службы здравоохранения и политики в области школьного образования.
Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время число детей с данным синдромом с каждым годом увеличивается. Прослеживается тенденция обращения родителей к специалистам по вопросам синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Между тем есть возможности для того, чтобы достаточно рано распознать нарушения внимания и назначить дифференцированную терапию.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования:
Каковы особенности внимания гиперактивных детей? Цель исследования: выявить особенности внимания гиперактивных детей.
Объект исследования: внимание у детей младшего школьного возраста с гиперактивностью.
Предмет исследования: особенности внимания у детей младшего школьного возраста с гиперактивностью.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что показатели внимания детей с гиперактивностью значительно ниже, чем показатели у детей без синдрома.
Задачи исследования:
.Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проявления особенностей внимания у детей с гиперактивностью.
.Сравнить на основе психолого-педагогической литературы особенности внимания младших школьников и младших школьников с гиперактивностью.
Методы исследования:
.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме проявления особенностей внимания у детей с гиперактивностью.
.Сравнение особенностей внимания младших школьников и младших школьников с гиперактивностью.
внимание гиперактивность психический
1. Особенности внимания детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
Восприятие в I - II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства(6 и 9, буквы Е и З).
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. [15,360-361]
Прежде чем перейти к самим особенностям внимания детей младшего школьного возраста, стоит сказать непосредственно о самом внимании - что оно собой представляет и какие имеет свойства.
Внимание всегда есть сосредоточенность на чём-либо. Само по себе оно не является особым познавательным процессом. Внимание присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность любой психической деятельности на своём объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».[23] Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). [13,4]
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).
Непроизвольное внимание определяют такие факторы как: интенсивность раздражителя, качество раздражителя, повторение, внезапность появления объекта, движение объекта. Оно возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него.
Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели, называется произвольным или преднамеренным. У школьников произвольное внимание развивается в процессе учебной деятельности, воспитания и самовоспитания. В процессе учебной деятельности требуется ясная постановка цели, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.
Помимо произвольного и непроизвольного внимания выделяют еще один вид внимания - послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания. Понятие послепроизвольное внимание было введено в употребление Н.Ф. Добрыниным. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности. [13,6-7]
В учебной деятельности школьника обычно представлены все три вида внимания.
Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий.
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объём внимания.
Устойчивость внимания - его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимание сохраняется в работе, которая даёт положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
Концентрация внимания - это степени сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчётливым.
Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания является оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания.
Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определённое число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределённое внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Особое значение распределения внимания имеет во время учёбы. Ребёнок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределённому вниманию формируется в процессе практической деятельности путём упражнений и накопления соответствующих навыков.
Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым неравным напряжением, которое выражается в волевом усилии.
Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.
Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение - непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения. Ребёнку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять её содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
Следующее свойство внимания - его объём. Под объёмом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.[13,11-18]
Внимание имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определённую направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются.
В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на всё новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Всё внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.
Объём внимания младшего школьника меньше (4- 6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания - слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.
Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, лёгкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности. Н. Ф. Добрынин установил, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда работа требует максимума умственной и двигательной активности, когда ею захвачены эмоции и интересы. [15,359]
Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Всё то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребёнка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин.) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения.
Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко - в 2,1 раза - увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст - период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства.
Роль внимания в этот период очень велика. Оно помогает в усвоении компонентов учебной деятельности, которая сейчас становится ведущей, что ведёт к совершенствованию всей познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, развитию внутреннего плана действий и самосознания.
Изначально дети приходят в школу с преобладающим непроизвольным вниманием и слабыми основными характеристиками внимания. Однако постепенно внимание приобретает выраженный произвольный характер, и происходят существенные преобразования характеристик. Увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель.
В период младшего школьного возраста основные психические функции (восприятие, мышление, память) достигают достаточно высокого уровня развития, который станет базой для последующих качественных приобретений психики. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создаёт предварительную готовность к предстоящей работе.
. Особенности внимания гиперактивных детей
Для начала разберёмся в понятиях «активность» и «гиперактивность» и выясним, в чём заключается принципиальное отличие между активным и гиперактивным ребёнком.
Активность (лат. activus - деятельный) - в психологии - способность человека совершать произвольные движения и действия. Активность характеризуют:
а) детерминированность внутренним состоянием индивида (в отличие от реактивности, когда действия вызываются предыдущей ситуацией);
б) произвольность;
в) надситуативность, то есть выход за пределы первоначальных целей;
г) значительное постоянство деятельности в отношении принятой цели.
Гиперактивность - энергичная, неадекватная активность. [24]
Это слово происходит от греческого - hyper - много и латинского - activus - деятельный. В дословном переводе гиперактивность обозначает повышенную деятельность.
Главное отличие гиперактивности от активности (как темперамента) в том, что это не черта характера ребёнка. Гиперактивный ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. Механизм самоконтроля у таких детей не работает.
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова) имеют в...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возрастаКурсовая работа: Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Реферат: Особенности психологического развития детей с недостатками речевого развития
Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста
Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста