Реферат: Педагогическая коррекция личности подростка: результаты апробации программы «Рост»
Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка, характеризуется рядом противоречий.
Дата добавления на сайт: 25 апреля 2025
Педагогическая коррекция личности подростка: результаты апробации программы «Рост»
Социальная ситуация, в которой формируется личность современного подростка, характеризуется рядом противоречий:
между культурологическим подходом к формированию содержания образования и огромным объемом культурной продукции, воспринимаемой без педагогического контроля и руководства с риском негативного воздействия на личность;
- между сочетанием тенденции отхода от текстоцентризма и признания непреходящей значимости текста как идентификационной системы и отсутствием обновления и усложнения форм работы с литературными текстами, применяемыми в качестве средства педагогической коррекции личности с учетом современных научных данных об устройстве текста, его функциях и механизме психолого-педагогического воздействия на читателя;
между наработанным в музейной педагогике опытом организации постижения зрителями духовно-нравственного смысла картины и устоявшимися в школьной практике технологиями внеклассной беседы о картинах, способствующих ознакомлению лишь с их поверхностным содержанием;
между возрастанием роли экранных искусств, институализацией домашнего очага в качестве места потребления продуктов аудиовизуальной культуры и отсутствием педагогического руководства их восприятием, которым нейтрализовалось бы негативное воздействие на личностное развитие одних и усиливалось бы коррекционно - развивающее влияние других.
На фоне инфантилизации взрослого населения (Абрамова Г.С.,1997), снижается роль семьи и возрастает роль профессиональной психолого-педагогической поддержки личности подростка.
Актуальным становится создание специальных программ педагогической коррекции личности, основу которых составляла бы педагогическая художественная коммуникация. Такие программы позволяют:
·произвести «интервенцию» в процесс восприятия и подготовить сознание к противодействию негативно заряженным текстовым посланиям: обретенные в групповой работе навыки осмысления пространства текстов переносятся в сферу самостоятельного восприятия печатной и экранной продукции;
·повысить востребованность духовно-нравственного потенциала художественных текстов;
·компенсировать существующий в обыденной жизни дефицит глубинного общения, общения онтологического уровня, которое является важным условием личностного развития;
·создать условия для аутокоррекции, для самовоспитания.
Разработанная и апробированная автором программа «Рост» - комплекс групповых внеклассных занятий для подростков в технологии «Мастерская». Цель их - оказание педагогической поддержки в обретении социальной идентичности.
Логика построения программы - движение от осмысления вневозрастных экзистенциальных тем (взаимопомощь и самопомощь, неприкосновенность жизни, ответственность и зависимость, жизненные стили и др.) - к обсуждению актуальных для подростков тем ( дружба, одиночество, любовь), а от них - к отдаленным жизненным перспективам( брак, семья, семейные роли, семейное счастье).
Методологической основой коммуникативного пространства модифицированной нами мастерской являются положения Г.С. Батищева - о глубинном общении, положения М.Бахтина и М.Бубера - о диалоге, закон заслуженного собеседника А.Ухтомского, положения К.Роджерса о человеко-центрированном подходе и конгруэнтном поведении, Арсеньева А.С. - о парадоксальной универсальности человека (1,2,3,4,5,6,7):: психологическая безопасность усилена исключением несогласия, спора, конфронтации в любой форме.
В ниже следующей таблице представлена программа: темы и проблемные поля мастерских.
Программа «Рост»
№ | Темы, текст | Проблемное поле |
1. | «Свет». Рассказ, репродукции | Вещное и ценностное отношения, поддержка от других, обращение к собственным ресурсам, диалог |
2. | «Жизнь». Рассказ, репродукции | Многообразие жизни, неприкосновенность жизни, совесть, духовность |
3 | «Искушение». Стихотворение, репродукция | Искушение и разочарование, ответственный выбор, охранительная роль родительских запретов, сопротивление давлению группы |
4. | «Игра». Репродукция. | Страсти, зависимость, свобода выбора, позитивное мышление |
5. | «Деньги». Стихотворение. | Деньги как цель, деньги как средство. Отношение к деньгам. Дружба и деньги. |
6. | «Приоритет». Притча. | Иерархия ценностей, расстановка жизненных приоритетов |
7. | «Рамки». Притча. | Моральное поведение. Нравственные запреты.Ответственность. |
8. | «Мосты». Рассказ, притча | Общение и выбор, эффективность коммуникаций |
9. | «Дружба». Стихи, песни, репродукции | Дружба как жизненная ценность, дружба: гендерные различия |
10. | «Одиночество». Репродукции, песни | Одиночество как момент роста, гендерные различия в переживании одиночества, пути выхода из тяготящего одиночества |
11. | «Корабль». Художественный фильм | Любовь как жизненная ценность и условие личностного роста |
12. | «Мотив». Стихи, репродукции | Многообразие мотивов вступления в брак, необходимость осознавать мотивы |
13. | «Ожидания».Научные данные | Ролевые ожидания и притязания в браке, их согласование. Семья как жизненная ценность |
14. | «Семейные роли». Репродукции | Социальная обусловленность семейных ролей, ценность отношений в семейных диадах |
15. | «Счастье». Репродукция картины | Семейное счастье как созидаемое. Ответственность. |
Каждое занятие находится в логической связи с предыдущим и последующим.
Программа «Рост» была апробирована на выборке 1353 школьника: 532 мал. и 821 дев. Измерение влияния занятий на личностные изменения проводилось с применением методов включенного наблюдения и опроса. Результаты приведены в ниже размещенных таблицах.
личность подросток инфантилизация мастерская
Результаты включенного наблюдения: в % к общему числу
№ | Наблюдается | М - на начало | М - на конец | Д - на начало | Д- на конец |
1 | Нарушают правила: а) внимательного слушания б)безоценочности в)персонализации высказываний | 71,6 78 59,5 | 4,7 7,3 3,6 | 82,2 48,1 56,8 | 4,1 3,1 4,9 |
2. | Сопротивляются предложению сохранять автономность при выполнении индивидуального задания | 70,5 | 3,2 | 62,2 | 3,9 |
3. | Задают вопросы после инструкции | 44,7 | 2,8 | 38,5 | 2,9 |
4. | Обесценивают мнения и чувства других | 22,2 | 1,7 | 28,2 | 2,3 |
5. | Занимают позицию наблюдателя | 68,6 | 4,3 | 32,2 | 4,5 |
6. | На заключительной рефлексии обнаруживают исключительно знаньевую ориентацию | 90,6 | 24,2 | 52,7 | 14,3 |
7. | Затрудняются сформулировать сообщение о личном результате | 87,0 | 5,0 | 45,7 | 5,5 |
Как следует из таблицы, наблюдается положительная динамика в принятии правил общения в кругу, автономной позиции у подростков обоего пола. Прослеживаются и гендерные различия: так, у мальчиков в начале занятий более выражена позиция постороннего наблюдателя, оценочность в высказываниях и знаньевая ориентация, что соответствует присущей полу направленности на достижения, результат( они обычно подлежат оценке), а также менее выраженной , чем у девочек направленности на эмоционально окрашенный информационный обмен.
Заключительная рефлексия на конец программы: в % к общему числу
№ | Содержание высказываний | мальчики | девочки |
1. | Заявляют о предпочитаемых видах работы: а) обсуждение текста б) завершение текста в) обсуждение содержания картины г) создание метафор д) инсценирование | 26,9 17,5 14,0 15,2 15,0 | 28,5 11,9 16,6 12,0 30,8 |
2. | Сообщают об изменении: а) отношения к себе б) отношения к другим б) поведения в) понимания текстов | 44,2 52,2 46,4 58,4 | 53,2 39,2 36,8 35,7 |
3. | Благодарят друг друга за понимание и поддержку | 40,0 | 46,8 |
4. | Говорят о попытках переноса правил в обыденную жизнь | 23,5 | 20,9 |
5. | Говорят об удовлетворенности групповой работой | 46,2 | 32,7 |
Анкета обратной связи: в % к общему числу
№ | Ответы | м | д |
1. | По этим темам лучше бы а) просто послушать сообщение б) принять участие в традиционной беседе в) самому что-то прочитать г) поработать в мастерских | 5,8 10,1 14,7 58,8 | 5,2 7,9 10,8 65,2 |
2. | Охотно включались в а) в создание индивидуальных метафор б) в создание коллективных метафор в) в создание текстов г) обсуждение содержания картины | 28,2 44,4 82,3 77,4 | 15,4 32,9 48,2 60,6 |
3. | Трудно было а) выполнять правила б) быть внешне активным в) работать над собой | 81,4 24,8 24 | 88 28,6 20,3 |
4. | Личный результат а) желание что-то изменить в себе б) решение что-то изменить в себе в) случившиеся изменения | 22,7 12,9 49,6 | 37,1 13,5 39,3 |
5. | Результат можно выразить одним словом а) переживание б) открытие в) встреча | 19,5 56,9 23,5 | 66,1 17,0 17 |
Как следует из результатов анкетирования, большинство подростков выражают удовлетворенность работой в мастерских и отдают им предпочтение в сравнении с другими формами общения на определенные темы. Появление мотивации к изменению или случившиеся изменения, которые признают школьники - также показатель влияния работы с художественными текстами на мотивационную и поведенческую сферы личности. Мальчики более склонны описывать результат словом «открытие», а девочки - словом «переживание».
По поводу описания результата одним словом задавались уточняющие вопросы: переживание, открытие - чего, встреча - с чем или с кем?
Результаты беседы - в следующей таблице.
Результат одним словом: в % к общему числу
№ | Слово | м | д |
1. | Переживание а) радости общения б) психологического комфорта в группе в) личной успешности г) увлеченности групповой работой | 2,2 3,4 8,0 7,7 | 43,5 12,3 3,7 6,3 |
2. | Открытие а) нового понимания текстов б) того в себе, о чем раньше не знал в) того в других, чего раньше не замечал г) новых способов объяснения и решения трудностей | 13,7 19,2 5,5 18,6 | 4,2 5 4,5 3,1 |
3. | Встреча а) с другим способом работы с текстом б) с новой формой занятия в) с самим собой г) друг с другом | 2,3 3,4 6,0 10 | 3,7 2,3 4,5 6,3 |
Как следует из таблицы, направленность на эмоциональный обмен более выражена у девочек, а исследовательская направленность - у мальчиков.
Школьникам также предлагалось задать вопросы себе - записать их после следующей инструкции: « Вы проделали большую работу - общались, обсуждая тексты, картины, фильм, создавая инсценировки, метафоры. Какие вопросы вы бы задали сами себе после окончания групповых занятий?»
Содержания ответов анализировались и распределялись по группам.
Вопросы себе: в % к общему числу
№ | Направленность | м | д |
1. | Знаньевая (что я нового узнал) | 51,8 | 50,5 |
2. | Самооценочная (смогу ли я…) | 18,6 | 29,7 |
3. | Субъектная (что мне сделать, чтобы, как мне…) | 27,8 | 12,3 |
Знаньевая ориентация одинаково выражена и у мальчиков, и у девочек, самооценочная - более у девочек, субъектная - более у мальчиков. Преобладание знаньевой ориентации может свидетельствовать о высокой интеллектуализации жизни подростков (учебная деятельность - основная, больше всего времени занимающая, установки - на получение знаний), а также о недостаточно выраженной личностной направленности рефлексии на учебных занятиях: происходит перенос привычной формулы «Что нового мы сегодня узнали?» в ситуацию за рамками регламентированного учебного процесса.
Результаты наблюдения и опроса свидетельствуют о принятии такой формы групповой коррекционной работы подростками, как отвечающей их возрастным потребностям в психологически безопасном и выводящем за пределы собственного «Я» общении. Взаимодействие педагога с воспитанниками из позиции понимающего, принимающего и признающего их взрослого является условием взросления подростков.
Пространство художественного текста является пространством самоидентификации подростков, в нем удовлетворяется потребность в активной смыслотворческой деятельности, в самопознании, формируется нравственное отношение к себе: уточняются представления о себе, развиваются рефлексивные навыки. При интерпретации текста осваиваются объективные значения, постигаются универсальные общекультурные смыслы, вырабатываются личностные смыслы на основе самопонимания.
Медленное и серьезное проникновение в суть и структуру художественных текстов помогает подросткам выстроить нравственный и интеллектуальный фундамент для собственных независимых суждений.
Таким образом, коррекционное воздействие программы «Рост», является косвенным, так как происходит в контексте художественной коммуникации, организация которой требует от педагога не властно-дидактической компетентности, а толерантно-управленческой.
Литература
1.Арсеньев А. С. Философские основы понимания личности.Учебное пособие для студ. высш. уч. зав.:Изд.центр «Академия»,2001. 592с.
2.Батищев Г.С. Найти и обрести себя//Вопросы философии.1995.№3.С.103-109.
.Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии.1995.№3.С.109-129
.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник.М.: Наука,1986.249с
.Бубер М.Я и Ты.М.:Высшая школа,1993.173с.
.Колпачников В.В. Человеко-центрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций //Вопросы психологии.2000.№1.С49-56.
.Ухтомский А.А. Письма //Пути в незнаемое. М.,1973.