Реферат: Практика в обучении
Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Дата добавления на сайт: 21 апреля 2025
Введение
Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки студента. Практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Он открыл свои двери в 1901 г. на улице Думной (ныне Февральская, д. 65). Лицей №5 - одно из старейших учреждений г. Подольска. 19 октября является днем рождения женской прогимназии, правопреемниками которой являются: женская прогимназия, 1-я Советская школа, 2-я мужская, средняя школа №5, а теперь муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №5».
Менялись названия, проходили годы, но неизменным осталось его кредо - выпускать в свет достойных членов нашего общества, многие из которых в разные годы вписали не одну страницу в историю нашего города. Ведь практически в каждой подольской семье кто-то учился в школе № 5, и, наверное, в каждой отрасли народного хозяйства, науки и культуры оставили они свой след.
С 1953-54 учебного года и по сегодняшний день школа выпустила 3954 ученика, из них 92 золотых медалиста, 152 серебряных. Этот лицей одно из старейших учреждений г. Подольска. Он открыл свои двери в 1901 году.
Школьный психолог - Мусатова Наталья Юрьевна, психолог высшей категории. Стаж работы 36 лет, стаж работы психологом - 17 лет.
Цель данной практики - определить школьную мотивацию учеников начальных классов, овладеть навыками работы психолога - диагноста и подтвердить профессиональную пригодность к выполнению обязанностей по данной специальности.
педагог психолог подросток семья
1. Особенности работы психолога в школе
Видами профессиональной деятельности школьного психолога являются:
коррекционно-развивающая,
преподавательская,
научно-методическая,
социально-педагогическая,
воспитательная,
культурно-просветительская,
управленческая
Основные задачи.
Выполнение Федерального закона « Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».
Диагностика и оказание психокоррекционной и консультативной помощи детям и их родителям.
Оказание помощи воспитанникам, родителям или лицам их заменяющим, педагогам в решении конкретных проблем.
Помощь учащимся в выборе специальности или работы, наиболее соответствующей их интересам и способностям,
Психологическая поддержка учащихся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации.
Разработка наиболее эффективных методов обучения.
Помощью преподавателям в освоении психологических и социальных навыков, позволяющих создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.
2. Права педагога-психолога
Педагогу-психологу для решения стоящих перед ним задач и выполнения, возложенных на него функций предоставлено право:
Знакомиться с документами по вопросам охраны труда, вопросам жизнедеятельности школы, нормативными документами/письмами департамента образования Краснодарского края.
Иметь доступ к документам, касающимся несовершеннолетних.
Ответственность.
Педагог-психолог несет ответственность:
за конфиденциальность информации, полученной о несовершеннолетнем ученике школы;
за объективность информации, качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей.
Кроме уроков психологии, в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога, составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.
. Организация работы школьного психолога
Рабочий день психолога не нормирован. Ему приходится работать в вечернее время, выходные дни. Это означает, что циклограмма его работы, согласованная с администрацией, должна учитывать особенности его занятости.
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного школьного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.
Дневник практики
Дата | Содержание практики | Вопросы, возникшие в ходе практики | Примечания |
16.02.2011 | Составление индивидуального плана работы на время практики. Соотнесение плана работы с требованиями к отчетной документации. | ||
17.02.2011 | Изучение материала по особенностям работы психолога в школе | ||
17.02.2011 | Подбор методик для исследования школьной мотивации | ||
18.02.2011 | Подбор методик для исследования познавательной активности школьников | ||
21.02.2011 | Подбор методик для исследования оценки успешности учеников 5 класса | ||
22.02.2011 | Подбор методик для исследования мотивации учащихся | ||
23.02.2011 | Подбор методик для исследования удовлетворенностью общением в семье | ||
24.02.2011 | Проведение тестирования для исследования познавательной активности школьников | ||
25.02.2011 | Проведение тестирования по выбранной методике «шкала успешности» | ||
25.02.2011 | Проведение диагностики по подобранным методикам для исследования познавательной активности и самооценки успешности | ||
02.03. 2011 | Проведение тестирования по методике определения школьной мотивации | ||
04.03. 2011 | Проведение диагностики с целью определения школьной мотивации | ||
09.03.2011 | Проведена методика для определения удовлетворенностью взаимоотношениями в семье | ||
11.03.2011 | Анализ проведенного тестирования по исследованию удовлетворенностью взаимоотношениями в семье | ||
14.03.2011 | Написание отчета | ||
15.03.2011 | Оформление отчетной документации. |
4. Психодиагностическое исследование
Цель исследования: изучение реальной мотивации учения, уровня интеллектуальных особенностей младших подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.
Для решения проблемы использованы следующие методики:
1.Методика «Отношение к предметам». Под редакцией И.В. Дубровиной
2.Методика «Шкала успешности»
.Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой
.Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” Х.Г. Галямовой
Объект исследования: учащиеся 5 класса лицея №5
Исследование проводилось в феврале - марте 2011 г.
Проблема учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важна в младшем подростковом возрасте. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами, идущими от самой учебной деятельности и мотивами, вызываемыми позицией школьника.
Снижение успеваемости, повышенная тревожность, часто наблюдаемые у младших подростков, может быть порождены самыми разными причинами.
Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения.
Несформированность положительно устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости детей и несформированности их познавательной сферы, т.е. снижение интеллектуальных способностей. Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Создание ситуации успеха может способствовать преодолению неуверенности в себе, снятию тревожности и повышению учебной активности подростка.
При изучении и формировании мотивации ученика важно видеть не его застывшие психологические особенности, т.е. то, что уже достигнуто учеником, а самое главное - процесс становления мотивации, зону ее “ближайшего развития”.
Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для развития мотивов, целей, интересов в учении, осознание их учеником и дальнейшее развитие им своей мотивационной сферы. Учителю необходимо подходить к формированию мотивации учения, снятию тревожности с оптимистической гипотезой, т.е. определить оптимальную зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие успехи, добивается несколько лучших результатов.
Успешному развитию мотивов учения у конкретного ученика будет способствовать определение у него зоны “ближайшего развития”.
Напряженная умственная деятельность, положительная эмоциональная атмосфера учения, включение ребенка в различные виды деятельности и общения способствуют развитию мотивации учения. Чтобы мотивация была устойчивой, важно подчеркивать все положительные сдвиги, передвижение в освоении учеником учебного материала, выявлять пути устранения недостатков. Для определения школьной тревожности необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки младших подростков, на развитие реального отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на ошибку, а на получение новых знаний.
Пути становления и особенности мотивации каждого ученика индивидуальны и неповторимы. Задача учителя состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление индивидуальной мотивации и познавательных процессов и помочь подростку в этом становлении.
5. Методики
Психодиагностическое исследование проведено в 5 классе, состоящем из шестнадцати человек.
. Методика “Отношение к предметам”
Под редакцией И.В. Дубровиной
Цель: Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности.
Инструкция:
Испытуемым предлагается список из школьных предметов, которые в данный момент они проходят по школьной программе (десять предметов). Рядом с каждым предметом предлагается проставить букву:
Красный - предмет нравится (к)
Черный - не нравится (ч)
Зеленый - иногда нравится, иногда не нравится (з)
В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив школьных предметов.
Обработка результатов:
Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например, такой результат: красный - 9, черный - 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:
Высокий уровень: 8-10 баллов
Средний уровень: 4-7 баллов
Низкий уровень: от 3 и ниже
Результаты по данной методике:
Процентное соотношение показателей учащихся 5 класса по познавательной активности.
Для детей 5 класса характерен средний уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности.
Этим ученикам нравятся от 4 до 7 учебных предметов.
У трех ребят низкий уровень познавательной активности. Этим детям не нравятся многие учебные предметы.
У 19% учеников данного класса познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на высоком уровне.
. Методика “Шкала успешности”
Цель: Определить уровень самооценки учащихся в учебной деятельности
Инструкция:
Методика проводится на том же самом листе со списком изучаемых испытуемыми школьных предметов. Преподаватель предлагает определить насколько вы успешны при изучении разных предметов. Рядом с каждым предметом поставьте одну из этих цифр, насколько вы сами чувствуете себя успешными. Ниже приводится шкала ответов:
. - очень успешен
. - достаточно успешен
. - не успешен совсем
После предлагается еще варианты 2 и 4, промежуточные варианты, если ребенок не может сказать точно.
Обработка результатов:
Подсчитывается только ответы 1 и 2 или 5. Числа 1 и 2 записываются первыми, например (9 - 1), а сумма пятерок вторыми (9-1).
Сравнивается первое число из методики “Отношение к предметам” и из методики “Шкала успешности”. Если оба числа равны или близки друг к другу (разница в 1-2 единицы), то самооценка успешности адекватная.
Если показатель из методики “Отношение к предметам” меньше показателя методики “Шкала успешности” на 3 и более единиц, то самооценка испытуемого завышенная.
Если же показатель методики “Отношение к предметам” больше чем показатель методики “Шкала успешности”, то самооценка испытуемого заниженная.
Может быть вариант, что оба показателя низкие, это значит, что самооценка испытуемого устойчиво низкая.
Результат по данной методике:
Самооценка успешности учебной деятельности
Адекватная самооценка учебной деятельности сформирована у 81% учащихся класса. Это говорит о том, что дети правильно оценивают свои успехи, возможности и неудачи. Они адекватно относятся к требованиям, замечаниям учителей, делают правильные выводы с целью изменения ситуации.
Для 19 % детей характерна заниженная самооценка. Эти дети, как правило, неуверенны в собственных силах, иногда успехи расценивают как случайность, делают акцент на неудачи в учебной деятельности, переживают по поводу получения неудовлетворительных оценок.
. Методика определения школьной мотивации. А.Г. Лускановой
Цель: Данная методика позволяет определить у испытуемого уровень мотивации на школьную деятельность, узнать, нравится ли ему учится.
Инструкция:
Испытуемому предлагается 10 вопросов с вариантами ответов, которые приведены ниже:
. Тебе нравится в школе?
а) да
б) иногда
в) нет
. Утром всегда ли ты с радостью идешь в школу, или тебе чаще хочется остаться дома?
а) иду с радостью
б) бывает по-разному
в) чаще хочется остаться дома
. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) пошел бы в школу
б) не знаю
в) остался бы дома
. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы
б) не знаю
в) хотел бы
. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет
б) не знаю
в) хотел бы
. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель
б) точно не знаю
в) хотел бы
. У тебя в классе много друзей?
а) да
б) мало
в) нет друзей
. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Обработка результатов:
За проставленные буквы начисляются следующие баллы:
а - 3 балла
б - 2 балла
в - 0 баллов
Ниже приведена шкала определения мотивации на учебу:
- 30 баллов высокий уровень школьной мотивации
- 20 баллов средний уровень школьной мотивации
и ниже баллов низкий уровень школьной мотивации
Результаты по данной методике:
Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлен у 19% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними.
У 75% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями.
Для мальчика № 14 характерно проявление низкого уровня мотивации.
8. Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” Х.Г. Галямовой
Цель: Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.
Инструкция:
Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов:
а) да
б) иногда
в) нет
Ниже приведены вопросы по данной методике:
. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?
. Говорите ли вы с родителями “по душам”, советуетесь ли по личным вопросам?
. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?
. Знают ли родители ваших друзей?
. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?
. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?
. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?
. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
. “Детские праздники” - предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?
. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?
. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?
. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?
. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?
. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?
Обработка результатов:
Подсчитываются баллы за буквы:
а) - 2 балла
б) - 1 балл
в) - 0 баллов
Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:
- 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей
- 19 баллов средний уровень удовлетворенности
и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения
Результаты по данной методике:
В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 19% учеников. 62% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники.
Заключение
Учитывая психолого-педагогическое исследование, учащиеся младшего подросткового возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания.
Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.
Проблемное, развивающее обучение на достаточном уровне трудности способствует творческой активности школьников, предоставляет ученику возможность развивать свой потенциал.
Интерес ребенка к общению со сверстниками может быть использован для развития мотивов совместной учебной деятельности. Через интерес к конкретному предмету, который сам является мотивом учения, можно развивать широкие познавательные мотивы и снимать тревожность. Изучение преподавателями реального уровня развития мотивов учения, интеллектуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей необходимы для разработки программы развития познавательного интереса в учебе, учет склонностей и способностей учеников способствует формированию положительного отношения к учению.
Учителям необходимо развивать у подростков ответственность за себя и свои поступки, чаще показывать значимость и смысл учебной деятельности, потому что основной причиной потери интереса к учебе является отсутствие цели в учении.
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно-ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования.
Данная учебно-ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря школьному психологу Мусатовой Наталье Юрьевне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.
Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.
Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.
Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Психодиагностические методы изучения личности - Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.
. Венгер А.Л., Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. - М.: «Владос - пресс», 2003.- 160с
. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.,- 1999.
. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. -Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 415с.
. Флэйк - Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: АСТ-Пресс, 1998. - 314с.
Сводная таблица психодиагностических исследований 5 класса
Имя | Познавательная активность | Самооценка успешности | Мотивация | Удовлетворенность общением в семье | ||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |
1. Алиса С. | 4-4 | с | 3-1 | ад | 19 | с | 18 | с |
2. Эдуард П. | 5-1 | с | 5-2 | ад | 19 | с | 17 | с |
3. Марина Л. | 6-1 | с | 6-2 | ад | 21 | в | 18 | с |
4. Наталья С. | 5-1 | с | 6-0 | ад | 20 | с | 21 | в |
5. Сергей А. | 4-5 | с | 3-3 | ад | 18 | с | 19 | с |
6. Марина Н. | 6-2 | н | 2-1 | зан | 21 | в | 24 | в |
7. Алла К. | 5-4 | с | 4-2 | ад | 15 | с | 16 | с |
8. Наталья Р. | 3-1 | н | 4-0 | ад | 17 | с | 16 | с |
9. Анна Б. | 8-1 | в | 9-0 | ад | 17 | с | 16 | с |
10. Дмитрий С. | 3-2 | н | 4-1 | ад | 15 | с | 10 | н |
11. Петр Г. | 5-1 | с | 1-0 | зан | 20 | с | 11 | н |
12. Оля Т. | 8-0 | в | 7-2 | ад | 17 | с | 20 | в |
13. Саша М. | 9-1 | в | 3-2 | зан | 23 | в | 13 | н |
14. Ваня К. | 6-3 | с | 6-0 | ад | 13 | н | 15 | с |
15. Дмитрий Д. | 7-0 | с | 5-4 | ад | 20 | с | 14 | с |
16. Татьяна К. | 4-2 | с | 6-2 | ад | 18 | с | 14 | с |