Реферат: Принципы психологического изучения аномальных детей

В самом общем смысле понятие «аномальный ребенок» обозначает у ребенка наличие определенной патологии, которая мешает ему успешно адаптироваться в обществе и взаимодействовать с окружающими.


Дата добавления на сайт: 18 апреля 2025
Введение
аномальный ребенок психологический диагностика
В самом общем смысле понятие «аномальный ребенок» обозначает у ребенка наличие определенной патологии, которая мешает ему успешно адаптироваться в обществе и взаимодействовать с окружающими.
М.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют следующие группы с отклонениями в развитии:
Дети с сенсорной неполноценностью (нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).
Дети с задержкой психического развития.
Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.
Дети с психопатоподобными формами поведения.
Умственно отсталые дети (олигофрены).
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).
В литературе по специальной психологии мы встречаем описание различных причин, которые вызывают отклонения в развитии.
Целью данной работы является исследование принципов изучения аномальных детей.

.Принципы психологического изучения аномальных детей

Выбор специальных образовательных условий зависит от специфики нарушения развития ребенка и особенностей его проявления. Для наглядности представим тип нарушенного развития и соответствующее образовательное учреждение в виде таблицы.

Дети с нарушениями в развитии
Тип специального учреждения
Дети с отклонениями в интеллекте
1. Дети с задержкой психического развития
Обычный класс, класс для детей с ЗПР при массовой школе, школа для детей с ЗПР.
2. Умственно-отсталые дети
Вспомогательные школы
Дети с локальными сенсорными нарушениями
1. Дети с нарушением слуха

А) слабослышащие дети
Школы для слабослышащих детей.
Б) глухие дети
Школы для глухих детей.
2. Дети с нарушением зрения.

А) слабовидящие дети
Классы в общеобразовательной школе, школы для слабовидящих детей.
Б) слепые дети
Школы для слепых детей.
3. Дети с локальной речевой патологией.
Некоторые родильные дома, детские поликлиники, специальные школы.
4. Слепоглухие дети
Специальные школы
5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (центрального происхождения)
Специальные школы
6. Дети с полиомиелитом.
Специальные школы
7. Дети с ДЦП.
Специальные школы
Дети с текущими психическими заболеваниями.
1. Дети с заболеванием шизофренического круга.
Если интеллект нормальный, ребенок может обучаться в обычной школе, сниженный интеллект - вспомогательная школа.
2. Дети с эпилепсией
Если интеллект нормальный, ребенок может обучаться в обычной школе, сниженный интеллект - вспомогательная школа.
Дети с патохарактерологическими расстройствами личности.
1. Дети с детской психопатией, невропатией.
Массовые общеобразовательные школы.
3. Дети с острыми реактивными состояниями
Лучше в клинике

Главной задачей психодиагностики нарушений развития является изучение особенностей дефекта ребенка, его структуры и проявления в поведении и деятельности.
Понимание психологических особенностей каждого ребенка, имеющего дефект в развитии, позволяет определить глубокое изучение теоретических основ нарушения, а также проведение комплексной диагностики рассматриваемого явления.
Сущность комплексного подхода к диагностике нарушений развития и отбора детей в специальные детские учреждения заключается в детальном изучении индивидуально-психологических особенностей детей, уровне интеллектуального развития и особенностях когнитивных процессов ребенка - памяти, внимания, мышления, воображения и речи [4].
Основными задачами психологической диагностики является следующее:
изучение личностных особенностей детей;
изучение уровня интеллектуального развития ребенка;
изучение особенностей когнитивных процессов.
Каждому типу нарушенного развития свойственна определенная психологическая структура, включающая следующие компоненты:
степень выраженности дефекта и его проявления;
особенности функционирования когнитивных процессов у ребенка.
Нарушения развития у детей могут вызывать разные факторы.
Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития называется пренатальным, в период родовой деятельности натальным, а после рождения - постнатальным воздействием. Соответственно называются и нарушения. Сочетание внутриутробной и природовой патологии называется перинатальным повреждением.
В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.
Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.
Психодиагностическое исследование необходимо проводить в непринужденной и комфортной обстановке. Ребенок должен чувствовать себя спокойно, его ничего не должно сковывать и стеснять. Инструкции психолог должен предоставлять четко и последовательно, а при необходимости их повторять. Для определения психолого-педагогического диагноза необходимо проведение комплексной диагностики, которая направлена на изучение уровня интеллектуального развития и когнитивных процессов. Полученные результаты используются при выставлении психолого-педагогического диагноза ребенку.
Также можно обозначить проблемы психодиагностики нарушений развития:
создание условий для проведения психологической диагностики;
использование объективных методов и методик изучения особенностей развития ребенка.
специфика взаимодействия ребенка и психолога в ходе проведения психологической диагностики [2].
К общим положениям психологической диагностики отклонений в развитии детей относятся следующие:
учет возрастных особенностей детей;
применение методов и методик, соответствующих возрастным и интеллектуальным особенностям детей.

Заключение

Специальная психология изучает психологические особенности детей с отклонениями в психофизиологическом развитии, психологические основы диагностики и коррекции этих отклонений и психологические основы обучения и воспитания детей.
Направлениями специальной психологии являются следующие отрасли: психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей.
Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.
М.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют следующие группы с отклонениями в развитии:
Дети с сенсорной неполноценностью (нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).
Дети с задержкой психического развития.
Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.
Дети с психопатоподобными формами поведения.
Умственно отсталые дети (олигофрены).
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).

Список литературы

1.Специальная психология / В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова и др.; под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009. - 560 с. - 20 экз.
.Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2009. - 480 с. - 5 экз.
.Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. М., 2010.
.Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. М., 2005.
.Усанова О.Н. Специальная психология : учеб.пособие. СПб.: Издательский дом «Питер», 2008.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.