Курсовая работа: Проблема креативности личности
Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем.
Дата добавления на сайт: 11 сентября 2024
Скачать работу 'Проблема креативности личности':
Введение
креативность темперамент невербальный
Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастание интереса к проблеме креативности личности. Интерес к данной проблеме продиктован временем
Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие личности. Государство, не способное выявить и воспитать творческих людей, не способно модифицировать свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности.
В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
В создавшихся условиях проблема креативности личности, источников и факторов ее развития приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением современных научных исследований.
Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности.
Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношениях, однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство. Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении старшего подросткового, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности. Это обосновано как рядом экспериментальных исследований, выявившим «всплеск» проявлений креативности в юношестве (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стерн-берг, B.C. Юркевич и др.), так и теоретическими положениями, раскрывающими особенности развития личности в данный возрастной период (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, Е.А. Шумилин и др.).
Исследователи выделяют многочисленные детерминанты высокого уровня развития креативности. И в настоящее время, для решения задач нового времени общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня творческого потенциала человека на всех этапах онтогенеза. Нахождение возможных причин и взаимосвязей креативности с другими характеристиками личности и недостаточная изученность проблемы креативности делает работу актуальной.
Цель исследования: изучение особенностей развития креативности у взрослых людей.
Объект исследования: креативность студентов.
Предмет исследования: особенности невербальной креативности у студентов с разным типом темперамента.
Гипотеза исследования: между различными характеристиками темперамента и показателями креативности у студентов существует корреляционная связь разной силы.
Задачи исследования:
. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
. Определить диагностический аппарат
. Диагностировать темперамент студентов
. Диагностировать креативность студентов
. Определить связь между различными характеристиками темперамента и показателями невербальной креативности в юношеском возрасте
Методы исследования: в качестве методов исследования использовались теоретический анализ, метод поперечных срезов, эмпирические методы, методы обработки данных (корреляционное исследование). Нами использовались психодиагностические методики:
«Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптация Авериной, Щеблановой)
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)
Вычисление симметричной корреляционной матрицы Спирмена, при помощи статистического пакета SPSS 11.0
Однородный дисперсионный анализ, с использованием статистического пакет SPSS 11.0
База исследования: исследование проводилось со студентами 2-3го курса СИБГТУ.
Глава 1. Теоретически подходы изучения креативности
1.1 Понятие о креативности
Креативность - способность к умственным преобразованиям и творчеству; очень близко по смыслу к понятию «творческое мышление».
Креативность включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.
Понимание креативности характеризуется необычайно широким диапазоном точек зрения: это и созидание нового в ситуации, когда проблема вызывает доминанту, отражающую прошлый опыт; это и выход за пределы уже имеющихся знаний; это и взаимодействие, ведущее к развитию[2].
В психологии выделены два основных направления изучения креативности: во-первых, по результатам (продуктам), их количеству, качеству и значимости, во-вторых, креативность рассматривается, как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Один из создателей теории креативности Дж. Гилфорд выделяет шесть параметров креативности:
способность к обнаружению и постановке проблем;
способность к генерированию большого количества проблем;
семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;
оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем развития креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении креативности - выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Ученые Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности с 1970 по 1980 г., сделали следующие обобщения того, что известно о креативности[6]:
.Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
.Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
.Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче и еще одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, экономике, свежее решение социальных проблем и др.
1.2 Характеристика процесса креативности
Исследователи Т. Тардиф и Р. Стернберг выделили два наиболее общих подхода к процессу креативности:
) как к процессу, протекающему в отдельной личности в отдельный момент времени;
) как к процессу, зависимому от системы социальных связей, проблемных сфер, критериев оценок креативного продукта и т.д., т.е. в широком социальном и историческом контексте; при этом процесс креативности не теряет своей связи с индивидуальностью творца, но требует иного подхода к анализу процесса и его созревания.
Различные исследователи делают акцент на разных составляющих процесса креативности, либо ставя во главу угла одну составляющую, которая признается центральной, либо выстраивая сложную систему взаимодействующих процессов[7].
П. Торранс, вслед за Дж. Гилфордом описывает креативность в терминах мышления, понимая творческое мышление «как процесс чувствования трудностей, проблем, брешей в информации, недостающих элементов, перекоса в чем-то; построения догадок и формулировки гипотез, касающихся этих недостатков, оценки и тестирования этих догадок и гипотез; возможности их пересмотра и проверки и, наконец, обобщения результатов».
Ф. Баррон считает центральным процесс воображения и символизации, который служит критерием креативности, и вводит определение креативности как «внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии», утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности.
С. Медник постулирует, что в основе креативности лежит способность выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем.
Д. Фелдман предлагает трехчастную модель креативного процесса, имеющую три связанные между собой составляющие:
) рефлективность как основной процесс, отличающий человека от животных, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством языка планировать, отражать и анализировать мир;
) целенаправленность, или интенциональность, позволяющую организовать переживаемый опыт «внутри и снаружи организма»; вместе с верой в возможность изменений к лучшему позволяет реально изменять среду;
) владение способами трансформации и реорганизации, которые предлагаются культурой и обусловливают индивидуальные различия.
Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен включает:
)Изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов.
)Постоянное переформулирование проблемы.
)Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.
)Использование невербальной модели мышления.
) Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; оно может создаваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса.
Что касается специфических сфер, в которых креативность из «общей» становится специальной, то здесь можно воспользоваться классификацией, предложенной X. Гарднером. Он выделил семь относительно независимых интеллектуальных компетенции, определенных как навыки, соответствующие двум базовым стандартам: формулирования и творческого решения проблем или нового подхода к решенным проблемам; широкого использования и высокой оценки обществом.
)Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.
)Логическо-математический интеллект - способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.
)Пространственный интеллект - способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме.
)Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде.
)Музыкальный интеллект - способность исполнять, сочинять и воспринимать эмоционально музыку.
)Интраперсональный интеллект - способность понимать и опознавать собственные чувства.
)Интерперсональный интеллект - способность замечать и различать темперамент, мотивацию и намерения других людей[10].
Компетентность только в одной сфере - лингвистической или интерперсональной - также может привести в ряде профессий к выдающимся успехам. Существуют убедительные экспериментальные доказательства существования многих видов креативного процесса, в зависимости от сферы приложения.
Креативность имеет очень много определений. Одно из них это творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Гилфорд установил, что творческим личностям свойственно дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется следующими основными особенностями: быстрота, гибкость, оригинальность, законченность.
П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркнув тем самым необходимость комплексной процедуры его описания:
) оригинальность;
) осмысленность;
) трансформация;
) объединение.
Кропли считает, необходимым отличать «псевдокреативности» и «квазикреативности».
Л. С. Выготский творческой деятельностью называет такую деятельность человека, которая создает нечто новое.
П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам.
Гилфорд считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
1) оригинальность, нетривиальность;
) семантическая гибкость;
) образная адаптивная гибкость;
) семантическая спонтанная гибкость.
Креативность указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Причем сходство в мышлении прослеживается, прежде всего, именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.
Глава 2. Эмпирическое исследование креативности и темперамента
2.1 Описание процедуры и методик исследования
На основе анализа научно-психологической литературы о креативности и построили гипотезу нашего исследования, между различными характеристиками темперамента и показателями креативности в юношеском возрасте существует корреляционная связь разной силы.
В нашем исследовании принимали участие студенты второго-третьего курса Сибгту. Всего в исследовании приняли участие 27 человек. Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, все они находятся на этапе юности. Это дало нам возможность определить дальнейшее направление нашей исследовательской работы:
) Анализ особенностей темперамента студентов;
) Определить степень проявления креативности у студентов в соответствии с выявленным типом темперамента:
) Выявить преобладающий тип процесса возбуждения или торможения у студентов.
С учетом исследовательских задач нами были отобраны следующие методики:
) «Краткий тест творческого мышления» П. Торранса (адаптации Авериной, Щеблановой) (см. Приложение 1)
) Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)(см. Приложение 2)
Исходя из экспериментальных данных, мы предполагаем определить основные направления работы по поиск и выявление студентов со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами, а так же разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных студентов, имеющих проблемы с обучением.
2.2 Анализ и обсуждение полученных результатов
Все полученные в ходе проведения методик данные были обработаны и помещены в таблицы (см. приложение 3 и 4).
Следующим этапом нашего исследования было определение наличия корреляционной связи между различными характеристиками темперамента и показателями креативности. Для этого нами была использована программа SPSS 11.0. Данные полученные в ходе вычисления наличия корреляционных связей были представлены в таблице (см. приложение 5).
Анализируя представленные данные, нами были сделали следующие выводы. Такие характеристики креативности как гибкость и оригинальность (коэф.корр. 0,552); оригинальность и разработанность (коэф.корр. 0,677) имеют между собой очень сильную положительную корреляционную связь. Это свидетельствует о том, что уровень показателей тесно связан - высокие баллы за оригинальность будут сопровождаться высокими баллами за разработанность. Так же высокий балл за гибкость будет сопровождать высокий балл за оригинальность. Такое же соответствие будет наблюдаться и при низких результатах по этим показателям.
Такие характеристики креативности как гибкость и разработанность, так же имеют корреляционную связь между собой, но она менее сильная, чем у предыдущих показателей (коэф.корр. 0,420). Это говорит нам о возможности того, что низкий или высокий балл за гибкость может влиять на соответствующий балл по показателю «разработанность», данная связь так же может быть объяснена наличием сильной связи между показателями гибкость - оригинальности и оригинальность - разработанность.
При проведении корреляционного анализа ними была обнаружена еще одна тенденция - сильная обратная (отрицательная) корреляционная связь между таким критерием креативности как разработанность и показателем темперамента торможение (коэф.корр. -0,533). Так как корреляционный анализ не дает нам возможности сделать вывод о причинно-следственных связях, мы можем сделать вывод о том, что баллы по данным показателям могут быть противоположными, т.е. высокий балл по критерию «разработанность» предполагает низкий балл по показателю...
Похожие материалы:
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Гармония личности как общечеловеческая проблемаКурсовая работа: Проблема личности в социальной психологии
Реферат: Взаимосвязь темперамента и характера личности
Реферат: ПРОБЛЕМА БЕЗРЕЦЕПТУРНОГО ОТПУСКА ЛЕКАРСТВА
Реферат: Воспаление как общемедицинская проблема Этиология. Патогенез