Реферат: Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
Дата добавления на сайт: 13 сентября 2024
Скачать работу 'Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте':
"БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(НИУ "БелГУ")
СОЦИАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте
БЕЛГОРОД 2015
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы проблемы суицида и суицидального поведения подростков
.1 Суицид в историческом аспекте
1.2 Концепции формирования суицидов
1.3 Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков
2. Методы профилактики суицидального поведения подростков: направления, формы, структура
2.1 Сущность профилактики суицидального поведения: отечественный и зарубежный опыт
.2 Профилактика суицидального поведения подростков в деятельности специалиста по социальной работе
. Профилактика суицидального риска как направление социальной работы с несовершеннолетними лицами в городе Белгород и на муниципальном уровне
.1 Диагностика факторов суицидального риска у несовершеннолетних в городе Белгород
.2 Направления совершенствования профилактики суицидально поведения подростков на муниципальном уровне
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем.
Наиболее чувствительным к подобного рода изменениям является подростковый возраст, который протекает под знаком биопсихосоциальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Данный возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая суицид.
По данным ВОЗ за последние 45 лет показатели распространенности суицида увеличились на 60%, и сегодня по причине суицида каждый год умирает почти один миллион человек. Это выражается общим мировым показателем 16 человек на 100 тысяч населения и ставит суицид на десятое место среди ведущих причин смерти во всем мире, а в возрастной категории от 15 до 44 лет это одна из трех ведущих причин смерти. Масштабы проблемы станут еще более значительными, если прибавить к этим показателям число попыток самоубийства, поскольку случаев суицидальных попыток в 20 раз больше, чем случаев завершенного суицида. . По данным ИТАР-ТАСС, более миллиона россиян покончили жизнь самоубийством за минувшие 20 лет. Однако общее число суицидов в стране снизилось в последние годы. Россия наконец-то покинула десятку стран с самым высоким уровнем самоубийств и сейчас занимает четырнадцатое место в мире, сообщили в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. [43] Очень высоким остается уровень самоубийств среди подростков(порядка 16 случаев на 100 тысяч человек, почти втрое больше, чем в других странах). Хуже всего ситуация обстоит в Сибири и на Дальнем Востоке: там происходит 30 самоубийств на 100 тысяч населения. Этот показатель в полтора раза выше критического уровня, который обозначила Всемирная организация здравоохранения. Причем больше всего суицидов совершается на Алтае, в Туве, Бурятии, Чукотском и Ненецком автономных округах - 60 случаев на 100 тысяч жителей.
По данным Росстата, частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась, а количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 16 % от общего числа умерших от неестественных причин. За последние 5 лет само- убийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних, ежегодно погибает около 2 800 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (эти случаи не учитывают число попыток суицида). Суицид является второй причиной смертности молодых людей (после несчастных случаев) в возрасте от 15 до 18 лет. Мысли о самоубийстве возникают у 30% лиц в возрасте от 14 до 24 лет, а, по прогнозам исследователей, в последующие 10 лет число суицидов будет расти еще быстрее, особенно у подростков в возрасте от 10 до 14 лет [16].
Таким образом, все сказанное выше, безусловно, доказывает глобальность этой проблемы для общественного здоровья, ее мировой масштаб, а также указывает на ее значимость и острую необходимость разработки мер, которые позволили бы каким-то образом изменить в положительную сторону сложившуюся тенденцию. Однако многообразие форм, методов и способов профилактических мероприятий затрудняет выбор направленности профилактики суицидального поведения подростков. Так же затрудняет этот процесс многогранность понятия суицид, который включает в себя группу интегрированных факторов, непосредственным образом потенциирующих суицидальное поведение у лиц подросткового возраста.
В связи с чем, возникает противоречие между необходимостью повышения эффективности профилактической работы с подростками с суицидальными проблемами и недостаточной научной и исследовательской проработанностью этого вопроса и соотнесение этой деятельности с деятельность работника социальной службы.
Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию.
Степень научной разработанности проблемы невозможно охарактеризовать однозначно. На проблему суицидального поведения существуют различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.), также причинами суицидального поведения интересуются и современные ученые: К.В.Зорин, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, В.Н.Карандышев, Г.Чхартишвили, Ф.Арсьес и др. Основной причиной суицидальности, с точки зрения философии, является проблема потери смысла жизни [7] .
В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он, практически весь, доступный в переводах, посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения. Наиболее важными из них, для проблематики данной научной работы, идеи Э.Гроллмана об уровнях суицидальной превенции; К.Лукоса, Г.Сейдена, Н.Фарбероу, Э.Шнейдмана о "форпост-признаках", "ключах"-вербальных и поведенческих симптомах готовящегося самоубийства [7].
Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже 19-20 веков высказали "осевую" профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с "эпидемией школьных самоубийств" [28,86]. Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); высокого потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский).
Немаловажными являются идеи педагога А.В.Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А.Сикорского, педагога А.Н.Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей [34].
Вследствие закрытости и идеологизированности проблемы суицид у нас в стране однозначно связывался с психическим нездоровьем вплоть до 70-х годов, когда в Москве был открыт суицидологический центр при НИИ психиатрии под руководством А.Г.Амбрумовой и появились исследования, касающиеся суицидального поведения подростков. Хотя они рассматривали медицинские, психологические и правовые аспекты проблемы, в них содержатся научные идеи, релевантные данной научной работе: идея о связи суицидального поведения подростка с другими девиациями (Л.И.Постовалова, Э.А.Чомарян); с особенностями его возраста (А.Г.Амбрумова, А.А.Александров, Е.М.Вроно, Н.А.Жезлова; Л.Э.Комарова, А.Е.Личко, Н.А.Ратинова, Е.Г.Трайнина, В.А.Хайкин); с дезадаптацией (Н.Д.Кибрик, В.М.Кушнарев, Л.Г.Магурдумова) [5]. Идея о необходимости междисциплинарного подхода к профилактике самоубийств имеет для нас методологическую значимость (А.Г.Амбрумова, С.В.Бородин).
Из последних современных отечественных ученых, занимающихся проблемой профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте хотелось бы отметить В.А Руженкова и В.В. Руженкову, которые в своей книге "Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение)" изложили информацию о причинах самоубийств и попытках самоубийств у лиц молодого возраста, а также о методах их предотвращения [13].
Таким образом, можно сказать, что по проблеме превенции суицидального поведения подростков накоплен значительный научный пласт разработок, однако, к сожалению, можно отметить, что единой концепции суицидального поведения и его профилактики на государственном уровне до сих пор не создано; нет единой лицензированной программы профилактики суицидального поведения подростков не только для социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, но и для системы образования или здравоохранения в целом. Также существующий в мире и, в частности, в Российской Федерации высокий уровень суицидальности в подростковом возрасте, говорит о недостаточной изученности данной проблемы и неэффективности внедряемых в повседневную жизнь общества превентивных мер в данной проблемной области.
Предметом исследования выступает суицид и суицидальное поведение у лиц подросткового возраста.
Объект исследования: специфика профилактики суицидального поведения подростков.
Цель исследования: выявление особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и методов, используемых для профилактики данного явления. А также исследование основных факторов, потенциирующих суицидальное поведение подростков.
Задачи исследования:
дать характеристику феномену суицида в историческом аспекте и изучить существующие концепции формирования суицидов;
изучить меры используемые для превенции суицидального поведения у лиц подросткового возраста;
выявить модели профилактики суицидального поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт;
проанализировать факторы суицидального риска у подростков;
разработать рекомендации, направленных на совершенствование профилактических мероприятий, проводимых в изучаемой проблемной области.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме; анализ статистических данных,
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
1.Теоретические основы проблемы суицида и суицидального поведения подростков
1.1Суицид в историческом аспекте. Концепции формирования суицидов
Суициды совершались на протяжении всей истории человечества. Одно время полагали, что это болезнь современной цивилизации, неизвестная примитивным культурам. Однако подобное обобщение неверно, в некоторых примитивных культурах частота суицида относительно высока, в других не существует само это понятие.
Феномен самоубийства являлся неизменным спутником любого общества, и во все его периоды существования находил своё отражение в тех или иных социальных процессах происходивших в нём. Самые первые упоминания о суициде и суицидентах возможно получить из мифов. На протяжении многих тысячелетий, самоубийство как феномен неоднократно включалось в различные виды искусства: поэзия, живопись, театр, литература и т.д. Описания различных типов самоубийств встречаются во всех древнейших рукописных произведениях, таких как: Библия, Коран, Рамаян, Ригведы и др.
Суицид, как один из видов девиантного поведения связан, прежде всего, с существующими в данном обществе социокультурными нормами и жизненными ценностями, которые оказывают непосредственное влияние на приятие или же неприятие подобной формы деструктивного поведения. Из этого следует, что у одних народов самоубийство являлось обычным способом ухода из жизни и было институционализированно, у других - табуированно и имело в своем арсенале суровые наказания. В связи с тем что, человеческое обществ является системой динамично развивающейся, проходя последовательно стадии своего социально-исторического развития, ценности и нормы постоянно претерпевали качественные изменения, изменялось также и отношение к преднамеренному уходу из жизни (от положительного до резко негативного) [19].
Согласно анимистическим представлениям, суициданты после смерти превращаются в маленьких злых духов, способных наводить порчу на живущих. Эти взгляды дошли до нас в народных верованиях и преданиях ряда племен Африки, Азии и Южной Америки, находящихся на родоплеменном этапе развития. У древних готов, датчан, жителей Фиджи считалось постыдным умереть естественной смертью от болезней и старости.
В некоторых культурах самоубийство не только поощрялось, но и было инстутиционализированно. В Древней Индии широко был распространен обычай сатти (обозначает "добродетельная жена") - самоубийства вдов после смерти мужа. Широкое распространение самоубийств в Индии, Китае, Японии, также обусловлено влиянием буддизма и индуизма, где суицид не порицали, а во многих случаях - восхваляли.
Греко-римская культура относилась к убийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли Её высшей формой становится свобода в принятии решения - продолжать жизнь или умереть. Античная философия представляет собой как сторонников допустимости самоубийства, так противников. Пифагор, рассматривал жизнь, как сущность, данную богами, а самоубийство вносит диссонанс в существующую гармонию Вселенной. В то же время эпикурейцы, рассматривавшие жизнь, как стремление к удовольствиям, но при наступлении физических страданий или разнообразных лишений с жизнью следует добровольно проститься.
С приходом христианства отношение к самоубийству резко меняется до резко отрицательного, но в то же время число альтруистических самоубийств - во имя веры, резко возрастает [13].
В эпоху Возрождения возвращаются взгляды античных философов на самоубийство, прежде всего в смысле более взвешенного отношения к нему по сравнению с порой Средневековья. В "Опытах" французского мыслителя Мишеля Монтеня эта проблема становится не только экскурсом в античность, но и оправданием допустимости моубийства в психологическом смысле. Он писал: "По-моему, невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству" [18, 8].
Новое время продолжило традицию толерантного отношения к суициду, что нашло классическое выражение в трудах английского философа Дэвида Юма "О самоубийстве" [20]. Немецкий философ Эммануил Кант заявлял, что самоубийство является оскорблением человечества, так как нарушала логическую и эстетическую целесообразность в природе и человеке.
Позднее, начиная с конца XIX века, проблема самоубийства изучается профессионально, появляются научные теории, концепции, изучаются факторы, побуждающие людей к суицидальному поведению, исследуются закономерности в осуществлении данного деяния.
Таким образом, в настоящее время не существует такой теории, которая полной мере характеризовала бы многообразие и сложность феномена суицида. До сих пор остается открытым вопрос, что является первичным, определяющим действия, направленные на преднамеренное лишение себя жизни: биологическая запраграммированность на самоуничтожение, психические расстройства, личностные деформации или усвоенная поведенческая стратегия поведения членов семьи, направленная на поиск выхода из кризисной ситуации только суцидальным способом.
1.2 Концепции формирования суицидов
Важнейшими концептуальными моделями суицидального поведения, на наш взгляд, которые могут быть положены в основу создания профилактических программ, являются социокультурная медицинская, и экологическая [21].
С точки зрения приверженцев социокультурной модели самоубийства, частота в популяции определяется рядом социальных категорий, а именно: пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, занятость, миграция и пр. В рамках данной модели можно выделить теории самоубийств Э. Дюркгейма, М. Фарбера и К. Хорни.
Классик социологии Эмиль Дюркгейм одним из первых дал определение понятию "самоубийство", наиболее глубоко рассматривавший этот феномен в своей книге "Самоубийство. Социологический этюд" (1912): "самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах" [2, 26]. Социологическая теория Э. Дюркгейма относит самоубийство к области социальной патологии и рассматривает суицид как одну из моделей девиантного поведения. Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.
Основной причиной суицидального поведения Э. Дюркгейм называл аномию (греч. A-nomi - отсутствие закона, нормы). Также он выделял четыре типа суицида: аномический, фаталистический, эгоистический и альтруистический. Первые два относятся к регуляции социальной жизни [2].
Психокультуральная теория самоубийств Мориса Фарбера основана на проведенном в 60-е годы XX века в скандинавских странах статистическом исследовании уровня самоубийств. М Фарбер вывел закон согласно которому "частота самоубийств в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений характерных для этой популяции" [21, 52]. Из этого следует, что максимальная вероятность совершения самоубийств проявляется в период социальных потрясений, в которых уровень невротизации (ранимости) населения резко увеличивается.
Основные принципы соцокультуральной теории самоубийств К. Хорни сформулировала в книге "Невротическая личность нашего времени", согласно которой суицидальное поведение есть результат взаимоотношений социокультурных факторов и личностных характеристик. Она показала, что современные веяния культуры рождают в людях высокий уровень тревожности, провоцирующий суицидальный риск или его эквиваленты в виде различных аддикций [17].
Сторонники медицинской модели считают, что суицид является признаком или следствием заболевания. Болезнь, в свою очередь, есть результат взаимодействия определенных причин (биологических, генетических и др.), человека и окружающей среды, такие как физические, психологические и социальные условия.
В рамках данной модели...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрастеРеферат: Психология интернет-зависимости в подростковом возрасте
Реферат: Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте
Реферат: Теоретическое обоснование проблемы особенностей поведения детей с расстройством аутистического спектра
Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков