Курсовая работа: Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Актуальность. Число самоубийств в настоящее время продолжает возрастать. Кроме того, происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицидальные действия [16; 35, 42-44; 59, 40].
По статистике ВОЗ (2003), по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. По этим же данным в России ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2,5 тысяч несовершеннолетних в год [26, 4].

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте':


Клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
Введение
суицид психологический подростковый
Актуальность. Число самоубийств в настоящее время продолжает возрастать. Кроме того, происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, совершивших суицидальные действия [16; 35, 42-44; 59, 40].
По статистике ВОЗ (2003), по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от 15 до 19 лет Россия занимает первое место. По этим же данным в России ежегодно добровольно расстаются с жизнью около 2,5 тысяч несовершеннолетних в год [26, 4].
Суицидологическая ситуация в Чувашской Республике долгие годы остается напряженной. Республика относится к регионам с высоким уровнем завершенных суицидов. Если в 1995 г. показатель смертности от суицидов в Чувашской Республике составил 34,6 на 100 тыс. населения, то к 2002 г. он вырос до 60,8.
Анализ показателей суицидов по районам и городам республики показал его неоднородность. Так, за период с 1992 по 2005 гг. (14 лет) средне-республиканский показатель составил 45,7 на 100 тыс. чел. Наиболее низкий показатель отмечен в 1995 г. (34,6), наиболее высокий - в 2002 г. (60,8). При этом даже самый низкий показатель в 1995 г. был значительно выше критического уровня - 20 (по ВОЗ). В Российской Федерации наиболее низкий показатель наблюдался в 1999 г. (26,4 на 100 тыс. нас.), наиболее высокий в 1997 г. (42,8) [28, 68-81].
В последнем докладе ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации», опубликованном 13 февраля этого года, говорится: «Россия входит в тройку стран с самыми высокими показателями подросткового суицида. В мире подростки 15-19 лет совершают в среднем 10 суицидов на 100 тысяч населения в год, а в России - в три раза больше, то есть 30-31 случай в год на 100 тысяч населения. По данным Генеральной прокуратуры, через год после выхода из детского дома около 10% бывших воспитанников совершают суицид. Как в других странах, это больше касается юношей, чем девушек, это больше происходит в северо-западной части страны и на востоке», - пояснил BFM.ru Бертран Бейнвель, представитель ЮНИСЕФ в России [77].
В связи с этим любые научные исследования и разработки, способствующие решению суицидологических проблем, так важны сейчас [28, 68-71].
Разработанность. Изучением проблемы суицида и суицидального поведения занимались такие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые как: Адлер А., Ахте К.А., Бек А., Раш А. Вассерман Д, Дюркгейм Э, Любан-Плоцца Б., Мей Р., Меннингер К., Роджерс К., Салливан Г., С Фарбер М.Л., Франкл В., Фрейд З., Холингер П.С., Оффер Д., Хорни К., Юнг К, Азарова Л.А., Амбрумова А.Г., Ворно Е.М., Говорин Н.В., Драгунова Т.В, Егоров А.Ю., Зверева Н.В., Змановская Е.В., Игумнов С.А., Каплина Е.В., Козлов А.Б., Кондратенко В.Т., Курпатов А.В., Личко А.Е., Ложкин А.И. Макартычева Г.И., Малкина-Пых И. Г, Погодин И.А., Полетаева О.О., Попов Ю.В., Бруг А.В., Сахаров А.В., Сакович Н.А., Семеник Д.Г., Сидоров П.И., Парников А.В., Синягин Ю.В., Хасьминский М.И., Хомич А.В., Тихоненко В.А., Чомарян Э.А., Шелехов И.Л., Каштанова Т.В., Корнетов А.Н., Толстолес. Е.С., Юрьева Л.Н.
Изучением особенностей подросткового возраста занимались - Белинская Е.П., Бойко В.В., Драгунова Т.В, Егоров А.Ю., Игумнов С.А., Калягин В.А., Клее М., Кон И.С., Кондратенко В.Т., Кондратьев М.Ю., Кулагина И.Ю., Личко А.Е., Обухова Л.Ф., Рогов Е.И., Фельдштейн Д.И.
Хотя и многие исследователи занимались проблемой суицидального поведения, но в настоящее время она остается еще не полностью разработанной. Практически нет психокоррекционных программ по профилактике суицидального поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования. Изучить клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
Объектом исследования является суицидальное поведение подростков
Предметом исследования являются особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Ознакомиться с понятиями «суицид», «суицидальное поведение»;
. Изучить динамику суицидального поведения, типологии суицидов, подходы к классификации суицидального поведения, концепции формирования суицидального поведения, мотивы, причины, поводы суицидального поведения;
. Рассмотреть психологические особенности личности суицидента и общие черты самоубийств;
. Выявить клинико-психологические особенности суицидального поведения в подростковом возрасте;
. Исследовать и проанализировать взаимосвязь акцентуаций характера, тревожности, депрессивности и суицидального поведения.
Гипотеза: акцентуации характера и эмоциональные состояния, такие как тревога и депрессия влияют на возникновение суицидального поведения в подростковом возрасте
Методы исследования: теоретический анализ психологической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анализ продуктов деятельности, в том числе анализ документов, тестирование, эксперимент.
Методики исследования:
1. Методика диагностики суицидального поведения Любан-Плоцца Б [38, 153-154].
2. Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллер [78; 51].
3. Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии Zigmond A.S. и Snaith R.P. [24, 314-316].
. Методика диагностики уровня тревожности Спилбергера-Ханина [11, 267; 50, 61-64].
. Методика «Шкала депрессии Э. Бека» [40, 228-233].
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать клиническими психологами для более глубокого понимания внутреннего мира подростка и особенностей формирования у него суицидальных проявлений.
Данные, полученные в работе полезны для построения оптимальной тактики и стратегии психологической работы подростками в процессе консультирования и психотерапии,
Апробация. Исследование клинико-психологических особенностей суицидального поведения в подростковом возрасте проводилось с 1 сентября 2012 по 1 февраля 2013 года в СОШ №60 г. Чебоксары в три этапа, с использованием психокоррекционной программы по профилактике суицидального поведения подростков.
С результатами данного исследования была ознакомлена администрация в СОШ №60 г. Чебоксары, а также в доступной форме педагогические работники данного учреждения.
1. Теоретические и методологические аспекты проблемы в работах зарубежных и отечественных ученых
1.1 Суицид: общие понятия, этапы и характерные черты личности суицидента
Суицид, согласно определениям Э. Дюркгейма, А.Г. Амбрумовой, С.В. Бородина и А.С. Михлина есть действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни [25, 9].
Согласно определению ВОЗ (1982) суицид - это акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство - аналогичный акт, не имеющий фатального исхода. В докладе ВОЗ (2001) говорится, что самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода [74, 21].
Современный суицидолог М.Л. Фарбер дал более четкое и конкретное определение: «самоубийство - это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни» [61, 8-35; 74, 21].
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался. Подобное состояние хорошо иллюстрируют слова Станислава Ежи Леца: «Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить» [53, 90].
Суицидальная активность - любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни [53, 90].
Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни [22, 100; 37, 68].
В структуре рассматриваемого поведения выделяют [22, 100]:
собственно суицидальные действия;
суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.
Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид [22, 101].
Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели.
Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом [22, 102].
Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения [67, 108].
Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться [67, 108].
Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности [67, 108].
Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства [67, 108].
Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение [67, 109].
Теперь более подробно рассмотрим этапы (динамику) суицидального поведения.
В суицидальном поведении принято выделять следующие этапы: предсуицидальный этап, этап реализации суицидальных намерений и постсуицидальный этап - в случае, если предпринятые суицидальные действия не закончились летальным исходом [23, 11].
Предсуицидальный этап охватывает промежуток времени от первого появления суицидальных мыслей и побуждений до принятия решения о суициде.
Этап реализации суицидальных намерений включает планирование предстоящего суицида (выбор наиболее приемлемого способа, места, времени совершения суицидального акта), подготовку к нему (завершение всех дел, написание предсмертной записки и проч.), последовательное осуществление суицидальных действий.
Наконец, постсуицидальный период охватывает промежуток времени от одного до трех месяцев после совершения суицидальной попытки [23, 12-13].
М.В. Зотов описал основные этапы процесса, приводящего к совершению суицида. Прежде всего, он отметил, что суициды чаще совершаются лицами, в анамнезе которых выявляются признаки предрасположенности к суицидальному реагированию, что считается одним из важных факторов суицидального риска.
Предрасположенная личность попадает под воздействие психотравмирующей ситуации или целого ряда психотравмирующих факторов. Обычно в качестве психотравмирующих ситуаций, способствующих суицидальному поведению, выступают ситуации социального отвержения (разрыв отношений с близким человеком), утраты (смерть близкого человека) и ситуации, связанные с невозможностью соответствовать собственным высоким стандартам (например, потеря работы, выход на пенсию и, как следствие, снижение социоэкономического статуса) [23, 15].
В качестве реакции на психотравмирующую ситуацию у индивида развивается состояние психической дезадаптации. Как пишет известный отечественный суицидолог А.Г. Амбрумова, суицидальное поведение возникает в результате социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого межличностного или внутриличностного конфликта. При этом у разных личностей возникающее дезадаптивное состояние может принимать различные формы. У одних в психотравмируюшей ситуации преобладают переживания безысходности и тоски, у других - растерянности и тревоги, у третьих - гнева и отчаяния. По мере того как психотравмирующая ситуация не находит разрешения, состояние психической дезадаптации продолжает усиливаться и нарастать. На высоте болезненных переживаний у индивида появляются суицидальные мысли, которые носят сначала пассивный, затем активный характер, когда он начинает активно обдумывать возможность суицида как способа избавления от невыносимых переживаний, выхода из сложившейся психотравмируюшей ситуации [7, 29-36].
Предсуицидальный период, когда человек вынашивает идеи о самоубийстве, может иметь различную длительность, что определяется как динамикой самой психотравмируюшей ситуации, так и личностными особенностями суицидента. Вместе с тем, конкретное время совершения суицида определяется поводом - событием, действующим в качестве «последней капли», под влиянием которого пациент принимает решение покончить с собой [23, 16].
С принятием решения о самоубийстве заканчивается предсуицидальный этап и начинается этап реализации суицидальных намерений. На этом этапе суицидент осуществляет планирование предстоящих действий, выбирает подходящий способ самоубийства, обдумывает наилучшее место и время для самоубийства. В предвосхищении суицида он совершает необходимые действия, например, прощается с близкими (которые обычно не догадываются о его намерениях), отдает долги, пишет предсмертную записку и после этого реализует суицид.
Необходимо отметить, что приведенное описание этапов суицидального поведения в известной степени носит условный характер, поскольку длительность каждого из этапов и их клинико-психологические характеристики существенно различаются у разных лиц. У одних суицидентов предсуицидальный этап и этап реализации суицида носят достаточно длительный, развернутый характер, в то время как у других они протекают в свернутой, редуцированной форме [23, 17].
Теперь рассмотрим личностные характеристики людей находящихся в остром суицидальном состоянии и общие черты самоубийств.
Абрумова А.Г, Слуцкий А.С, Замадворов М.С находят черты сходства некоторых личностных характеристик во время переживания человеком острого суицидального состояния с личностными особенностями лиц со стойкими суицидальными тенденциями. В состоянии суицидального кризиса обычно всегда «включенными» в суицидальный акт оказываются интегральные общие личностные свойства когнитивного, эмоционального и поведенческого планов. К таким характеристикам наиболее часто относят эгоцентрические особенности самосознания суицидента, сочетающиеся с его негативным отношением к себе, с аутоагрессивностью и пессимистическими личностными установками, а также внутреннюю и ситуационную ригидность поведенческих стереотипов [9; 56, 282].
Самосознание суицидента отличается эгоцентризмом, но этот эгоцентризм имеет непривычный для нашего понимания парадоксальный смысл. Об эгоцентризме при суицидальном поведении говорит уже тот факт, что в этом кризисном состоянии человек весь погружен в себя, свои мучительные переживания, свои страдания, а все остальное, например семья и дети, перестает существовать. Так, мать, обычно заботливая и любящая своих детей, в состоянии суицидального кризиса может подготовить и совершить попытку суицида. «О детях даже не вспомнила», - может сказать она после того, как ее спасли [56, 282].
Аутоагрессия, наряду с пессимистической личностной установкой, также является определяющим свойством поведения суицидента. Аутоагрессия определяется как негативное отношение к себе. Однако негативное отношение к себе имеет место и у невротика, который также считает себя жизненным неудачником, остро переживая свою неполноценность и недееспособность. У суицидента негативное отношение к себе достигает своих крайних форм [56, 282].
Аутоагрессии обычно всегда предшествует гетероагрессия в отношении близких родственников, которая выражается в подозрительности, необоснованных обвинениях. Клиническая практика показывает, что косвенно гетероагрессия подтверждается и равнодушно-спокойным отношением к случаям самоубийства близких к суициденту людей, к трагической смерти конкретного знакомого человека и вообще к смерти. Положительная или нейтральная оценка подобных действий также может являться критерием для включения этих лиц в группу риска. Отсюда также понятно, что попытки родных воздействовать на суицидента, убедить его в возможности выхода из кризиса, указать на позитивные моменты в его жизни часто вызывают обратный эффект - противодействие и отпор и лишь усиливают аутоагрессию, пессимистическую личностную установку и депрессивные настроения [56, 283].
Пессимистическая личностная установка распространяется главным образом на перспективы выхода из кризиса. Она является наиболее интегральным психическим образованием при суицидальном поведении. По мнению Д.Н. Узнадзе, установка - это неосознанное состояние психофизиологической готовности к определенному действию и поведению. Установка включает в себя как когнитивный, так и эмоциональный и поведенческий компоненты. Для суицидальной установки это: суицидальные мысли и намерения, эмоции, в которых преобладают депрессия и тревога, чувство вины, а также подготовка к реализации суицидальных действий. Если на ранних стадиях кризиса преобладают суицидальные мысли, а эмоциональный и поведенческий компоненты выражены слабее, то на поздних фазах преобладание получают суицидальные действия - подготовка и исполнение акта суицида [56, 283].
Пессимистическая личностная установка обычно плохо поддается психотерапевтической коррекции, что также объясняется паранояльностью суицидального состояния. Паронояльная акцентуация характера отличается ригидностью нервно-психических процессов, стереотипностью в форме следования готовым мыслительным стереотипам и поведенческим паттернам, моральным догматизмом, обидчивостью со склонностью к образованию сверхценных идей. Все это утяжеляет характер суицидального поведения у такой личности. При дезадаптации такие индивиды могут пытаться совершить суицид чаще, чем другие лица [56, 283].
Конечно, далеко не все суициденты являются паранояльными личностями. Однако почти все суициденты обнаруживают паранояльность не как свойство характера в преморбиде, но как характеристику суицидального состояния с практически всеми присущими ему признаками. Например, известно, что примерно треть от числа совершивших попытку самоубийства повторяют ее в течение года, а среди душевнобольных суицидентов этот риск возрастает до 60%. Эти данные говорят о ригидных стереотипных реакциях, которые находят отражение в самосознании человека, в данном случае в пессимистической установке, что это обусловлено не ситуациями, а какими-то внутренними механизмами. Высокая резистентность пессимистической личностной установки по отношению к психотерапии также свидетельствует о ригидности [56, 284].
Структуру ценностного сознания у паранояльной личности следует оценивать как дисгармоничную. В ней одна ведущая ценность (семья, ребенок или научное изобретение) приобретает сверхценный характер и девальвирует, оттесняет на задний план все другие ценности. В этом и состоит в данном случае повышенная опасность возникновения суицидального кризиса - если «главная ценность» теряется (например, уход из семьи любимого мужа), то и вся жизнь обесценивается, рушится вся пирамида ценностей [56, 284].
Нечто подобное можно видеть в системе ценностей суицидента. Но если ценности личности в норме при хорошей адаптации носят жизнеутверждающий характер, связывают человека с жизнью, то в состоянии дезадаптации место ведущей ценности занимают ценности негативного плана. При суицидальном поведении такой «сверхценностью» становятся идеи ухода из жизни как иллюзорного выхода из кризиса, разрушившего всю имевшуюся систему ценностей личности суицидента. Подкрепляясь другими компонентами суицидального...

Похожие материалы:

Реферат: Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте

Реферат: Гендерные особенности самосознания в подростковом возрасте

Реферат: Гендерные особенности в подростковом возрасте

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Курсовая работа: Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи