Курсовая работа: Психологическая готовность к обучению в среднем звене

Период перехода младшего школьника в среднее звено часто сопровождается разного рода трудностями, возникающими не только у школьников, но и у педагогов. Рубеж IV-V классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая готовность к обучению в среднем звене':


Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к обучению в среднем звене
1.1 Понятие структура и особенности формирования учебной деятельности
.2 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
1.3 Психологическая готовность к обучению в среднем звене
Глава 2. Исследование психологической готовности к обучению в среднем звене
.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Период перехода младшего школьника в среднее звено часто сопровождается разного рода трудностями, возникающими не только у школьников, но и у педагогов. Рубеж IV-V классов характеризуется значительным снижением интереса учащихся к учебе в школе, к самому процессу обучения. Симптомами этого «разочарования» являются: отрицательное отношение к школе в целом, к обязанности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и особенно дома, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе [19, c. 323].
Все трудности возникают из-за неготовности ребенка к переходу к обучению в среднем звене. Значение степени готовности к обучению в среднем звене трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяют успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное становление. Кроме того, в настоящее время система современного образования направлена на индивидуализацию школьника. Таким образом, проблема психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе стала актуальной и популярной. Можно с полной уверенностью и убежденностью сказать - это потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене и взаимосвязи ее составляющих.
Исходя из актуальности, тема работы: «Психологическая готовность к обучению в среднем звене».
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: психологическая готовность к обучению в среднем звене.
Контингент исследования: младший школьник в период перехода в среднее звено.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи основных составляющих психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене с результатами успеваемости в период адаптации.
Задачи исследования:
.На основе изучения и анализа научной, учебно-методической литературы и периодической печати рассмотреть основные понятия и особенности данной проблемы;
.Провести исследование составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене;
.Проанализировать результаты успеваемости учащихся 5 классов в адаптационный период;
.Провести корреляционный анализ результатов исследования;
.Обосновать выводы.
Гипотеза: мы предполагаем, что результаты успеваемости учащихся в адаптационный период зависят от основных составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене.
Работа носит опытно-экспериментальный характер и состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы психологической готовности к обучению в среднем звене
.1 Понятие, структура и особенности формирования учебной деятельности
«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике.
Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия [11, с. 34].
Так же необходимо выделить, что учебная деятельность является:
общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);
общественной по своему смыслу (она является общественно значимой и общественно оцениваемой);
общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).
Очень важно будет отметить, что усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.
Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности (в других видах деятельности усвоение знаний и умений выступает как побочный результат).
В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.
Говоря об учебной деятельности необходимо выделить ее структуру.
Структуру учебной деятельности рассматривали многие ученые, в нашей работе мы на структуре В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
Структура учебной деятельности В.В. Давыдова:
. Потребность в учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте в процессе развития сюжетной игры у детей формируется познавательный интерес, а в младшем школьном возрасте на его базе формируется потребность в учебной деятельности, т.е. в усвоении теоретических знаний.
. Мотивы учебных действий.
Потребность в учебной деятельности конкретизуется у школьников в многообразии мотивов, требующих от них выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников к овладению способами построения теоретических знаний, направленными на решение учебных задач.
. Учебная задача.
Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством действий школьники раскрывают происхождение «клеточки» некоторого целостного объекта и используют эту «клеточку» для мысленного воспроизведения этого объекта. Тем самым, школьники осуществляют микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний (при решении задачи школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой конкретной задаче).
. Учебные действия (от общего к конкретному): а) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; б) моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; в) преобразование модели отношения для изучения свойств в «чистом виде»; г) построение системы частных задач, решаемых общим способом; д) контроль за выполнением предыдущих действий; и) оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи.
. Учебные операции
Каждое действие состоит из определённых операций, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий, входящих в ту или иную учебную задачу (действие соотносится с целью задачи, а его операции - с условиями задачи).
Структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина:
.Учебно-познавательные мотивы, сущность которых состоит в усвоении обобщённых способов действий в конкретной области изучаемого предмета;
2.Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;
3.Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируются представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;
.Действия контроля (самоконтроля), которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;
.Действия оценки (самооценки) степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.
Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности ученику для самостоятельного осуществления. Наиболее активно этот процесс осуществляется в период младшего школьного возраста.
.2 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст - период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами. Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах. При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности.
В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются. Действия, направленные на усвоения общего образца - способа решения задачи, соответствующим образом мотивируется. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно этот материал.
Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии - так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способ выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.
В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения [12, с. 152].
Целеполагание - важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности.
В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания.
Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков [12, с. 159].
Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно сформировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, а конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.
Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. Следует оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.
В умственном росте школьника большую роль играет формирование учебной направленности, ответственного отношения к учению, таких мотивов или побуждений к учению, которые укрепляют его стремления достигнуть успехов в учебной работе [6, с. 286].
Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма разнообразны.
У школьников третьих и четвертых классов мотивами выступают - стремление занять первое место в коллективе класса, проявить качества хорошего ученика.
Так же, в третьих и четвертых классах на первый план выступает интерес не к самому процессу деятельности (не к тому, что делает ученик при усвоении знаний), а к тому, каково содержание этих знаний.
В процессе школьного обучения мотивы учения постепенно укрепляются и углубляются [6, с. 286].
Средний школьный возраст - это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.
Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом. Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда - и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников [6, с. 294].
.3 Психологическая готовность к обучению в среднем звене
Психологическая готовность - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированность механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа взаимоотношений. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.
Психологическая готовность - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях средней школы [12, c.323].
Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам начального школы и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения с взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению). Индивидуальные показатели этих форм готовности оцениваются при их сравнении с показателями возрастной нормы [3, с. 483].
Можно выделить следующие составляющие понятия «психологическая готовность к обучению в среднем звене»:
1.Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
.Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах)
.Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Учебная деятельность в начальной школе стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов, которые обуславливают успешность усвоения программного материала и являются основой формирования знаний или когнитивных особенностей учащихся. Этими процессами являются: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
Наиболее характерная черта восприятия - его малая дифференцированность. Младшие школьники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Это связано с возрастной слабостью аналитической функции при восприятии. Дело в том, что детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии.
Восприятие и оценка времени и пространства у младших школьников совершенствуется вместе с расширением опыта и общим развитием в процессе обучения. Открывается возможность более сознательного оперирования пространственными и временными понятиями.
Основной особенностью является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение.
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным). Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием его требований. Прежде всего, совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Не лишаясь живости, яркости и конкретности, представления младших школьников постепенно становятся более реалистическими, все более верно отражают содержание учебных предметов, прочитанных детьми книг, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие [7, с. 50].
Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника, появляется мышление в понятиях.
Слово остается в словаре ребенка на всю жизнь. Понятие же, обозначенное этим словом, будучи обобщенным отражением действительности, растет, углубляется вместе с общим развитием ребенка и служит средством раскрытия существенных признаков новых явлений, активным способом обнаружения внутрипредметных и межпредметных связей [10,...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучению

Курсовая работа: Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов

Реферат: ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Курсовая работа: Психологическая готовность к школе

Реферат: Психологическая безопасность личности