Дипломная работа: Психологическая готовность к школьному обучению

Проблема готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда). Решением этой задачи заняты учёные, педагоги не только в нашей стране, но и практически во всех странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети развиваются быстрее. Обновлённая школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.

Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая готовность к школьному обучению':


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
им Н.Г. Чернышевского
Педагогический институт
Кафедра психологии образования
Дипломная работа
Психологическая готовность к школьному обучению
Студентки 6 курса факультет педагогики
психологии и начального образования
Савостеенко Натальи Владимировны
Научный руководитель, ассистент Н.С. Соболева
Зав. кафедрой
канд. пед. наук, доцент Л.Е. Тарасова
Саратов 2006г.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности ребёнка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда). Решением этой задачи заняты учёные, педагоги не только в нашей стране, но и практически во всех странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети развиваются быстрее. Обновлённая школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению.
Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности.
В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребёнка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребёнка к началу школьного обучения.
Психологическую готовность нельзя рассматривать независимо от физиологического и социального развития ребёнка и представлять как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в том числе и в процессе школьного обучения) человек выступает одновременно как существо биологическое и социальное, как индивид, личность и субъект деятельности.
Поступление ребёнка в школу является для него серьёзным испытанием. Чтобы обеспечить успешное обучение, учителю необходимо с первых же дней осуществлять индивидуальный подход. При этом он должен учитывать, прежде всего, степень готовности ребёнка к школьному обучению. В противном случае у детей с низким уровнем готовности возникает повышенная утомляемость вследствие школьных перегрузок. Нередки случаи трудности адаптации, угрожающие нарушением нервно-психического здоровья. Эти дети недостаточно полноценно усваивают школьную программу, начинают отставать от сверстников в психическом развитии.
Часто родители, а иногда и учителя, считают основным показателем готовности к школе знакомство ребёнка с буквами, умение читать и считать, знание стихов и песенок. Практика же показывает, что подобные знания мало влияют на успешность обучения.
Поступление ребёнка в школу всё чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи.
Проблема психологической готовности детей к школе уже давно стала значимой не только для учёных, педагогов и родителей, она стала социально значимой для страны в целом. Многие связывают слабую эффективность начальной школы с низкой готовностью дошкольников к обучению, с низким уровнем их здоровья и умственного развития.
Необходимы научные и практические шаги, позволяющие осуществлять подготовку ребёнка к школе с сохранением его физического и психического здоровья, в тесной взаимосвязи с естественной потребностью ребёнка в познании и развитии.
Актуальность и отсутствие единого мнения по проблеме готовности детей к обучению в школе обусловили выбор нашей дипломной работы: «Психологическая готовность к школьному обучению».
Объект исследования - психологические особенности детей 6-7 лет и их подготовка к школе.
Предмет исследования - психологическая готовность к школьному обучению.
Цель исследования - изучить теоретические и практические аспекты психологической готовности детей к школьному обучению.
Гипотеза исследования - психологическая готовность к школьному обучению будет эффективной если:
будет учитываться мотивация, которая обеспечит высокий уровень психологической готовности к школьному обучению;
будет сформирована система элементарных знаний и представлений, необходимых ребёнку для начала школьного обучения;
интерес к графической деятельности у детей начинать развивать достаточно рано;
у детей будет развито логическое и образное мышление, вербальная механическая память и способность к обучаемости.
Задачи исследования:
выявить учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности ребёнка к обучению в школе;
описать общие закономерности развития психики в детском возрасте при подготовке ребёнка к обучению в школе;
охарактеризовать процесс становления и развития психологической системы учебной деятельности;
дать характеристику базовых и ведущих учебно-важных качеств (УВК);
описать методики по определению психологической готовности детей к школе;
изучить условия для определения школьной зрелости.
Методы исследования:
теоретические - теоретико-методологический анализ научной литературы;
эмпирические - наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.
Эмпирическая база - исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа села Иваниха Перелюбского района Саратовской области», в котором участвовало 23 учащихся.
Структура работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. психологическая готовность к школьному обучению
1.1 Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности ребёнка к обучению в школе
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включённой в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения [22, с. 58].
В результате многолетних экспериментальных и теоретических исследований, анализа процессов усвоения чтения, письма и математики учащимися начальных классов были выявлены учебно-важные качества, образующие структуру психологической готовности детей к обучению в школе, и их взаимосвязи.
Количество и характер взаимосвязей каждого УВК определяют его вес в структуре готовности (см. табл.1).
Психологическая структура стартовой готовности детей к обучению в школе Таблица 1
№ блока Функциональный блок структуры готовности Учебно-важные качества (УВК) Условные обозначения УВК Вес УВК
1 Личностно-мотивационный Мотивы учения Отношение к школе и учению Отношение к взрослому Отношение к детям Отношение к себе М ОШ ов од ОС 25 12 1 13 11
II Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи Принятие задачи Уровень притязаний пз УП 16 10
III Представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности Представление о содержании учебной деятельности Вводные навыки Графический навык ПС вн гн 5 20 15
IV Информационная основа деятельности Вербальная механическая слуховая память (объём) Вербальная логическая слуховая память (точность) Зрительная образная память (точность) Слуховое восприятие ритмически организованных структур (слуховой анализ) Зрительный анализ геометрических фигур Зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук (выраженность синкинезий) Уровень обобщений МП лп оп СА ЗА впс ск УО 12 7 3 5 17 9 11 17
V Управление деятельностью и принятие решений Произвольная регуляция деятельности Произвольное внимание Функциональная асимметрия двигательной системы рук Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) ПРД пв ФА Об 15 5 2 15
* Средний вес УВК в структуре стартовой готовности к обучению в школе равен 11,2
школьный зрелость психика детский
Чем выше вес УВК, тем оно важнее, тем большее влияние уровень развития этого качества оказывает на успешность школьного обучения.
Качества, имеющие наибольшее количество связей с другими УВК, и, следовательно, больший вес в структуре готовности будем называть базовыми УВК. Они играют интегрирующую роль в структуре готовности, объединяя другие качества в соответствии с целями обучения. Высокий уровень развития базовых УВК является основой для развития и компенсации других учебно-важных качеств. Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:
мотивы учения;
зрительный анализ (образное мышление);
уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
способность принимать учебную задачу;
вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
графический навык;
произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого);
обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).
Уровень развития некоторых качеств (не всех) оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность усвоения программного материала. Такие качества называются ведущими УВК. В начале обучения в первом классе это:
мотивы учения;
зрительный анализ;
способность принимать учебную задачу;
вводные навыки;
графический навык;
произвольность регуляции деятельности;
обучаемость;
вербальная механическая память.
Не названные здесь учебно-важные качества (см. табл. 1) также влияют на успешность усвоения знаний, но не напрямую, а опосредованно, взаимодействуя с другими УВК, входящими в структуру школьной готовности.
Базовые и ведущие УВК в начале школьного обучения практически одни и те же. Именно на развитие этих качеств следует обращать особое внимание при организации диагностической и коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками при подготовке их к школе[20, с. 71].
Здесь необходимо сделать одно очень важное замечание.
Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребёнка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, её решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.
Психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Вообще говоря, в реальной деятельности ребёнка выделить отдельное психическое качество «в чистом виде» достаточно сложно. Так, например, УВК «принятие задачи» тесно связано с учебными мотивами и умственным развитием ребёнка: для того чтобы ребёнок принял задачу, поставленную педагогом, необходимо, чтобы он захотел это сделать, чтобы данная задача отвечала его интересам и потребностям; в то же время принятие задачи предполагает необходимый для этого уровень развития мышления (понимания того, что надо делать), некоторых знаний и умений, произвольности, то есть способности удерживать внимание на выполнении задания. УВК «вводные навыки» (некоторый запас знаний и умений, необходимый для начала систематического школьного обучения) непосредственно связано с мотивами учения, способностью принимать учебную задачу и произвольно управлять своей деятельностью, с уровнем развития вербальной памяти и способностью к обобщениям[1, с. 19].
Помимо непосредственных связей, существует опосредованное взаимодействие УВК через связи с другими качествами. Например, способность принимать задачу опосредованно связана с вербальной памятью через мотивы учения и вводные навыки. Можно проследить взаимосвязи и всех других учебно-важных качеств.
Графически взаимосвязи учебно-важных качеств в структуре готовности можно изобразить в виде условной схемы (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязи учебно-важных качеств в структуре психологической готовности к обучению в школе в начале первого года обучения
Таким образом, психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, существуют не изолированно, а тесно взаимосвяи образуют структуру психологической готовности к обучению в школе.
Когда говорят о «структуре», то имеют в виду некоторую целостность, элементы которой связаны друг с другом определенным образом, при этом важны и связи элементов, и их особенности.
«Система» - это тоже структура, но более совершенная. Она настроена на достижение определенной цели. При этом успешность функционирования системы и достижения цели определяются не столько отдельными её элементами, сколько характером их взаимосвязей и взаимодействий. Чем совершеннее организация элементов, чем теснее их взаимосвязи, тем эффективнее «работает» система[14, с. 35].
В начале школьного обучения успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня развития отдельных индивидуальных качеств ребёнка: мотивов учения, способности принимать задачу и т.д. (см. перечень ведущих УВК). Они, конечно же, взаимосвязаны (все психические функции так или иначе связаны друг с другом), но связи эти формировались в дошкольных видах деятельности, содержание и организация которых отличаются от содержания и организации учебной деятельности в школе. Поэтому структура индивидуальных качеств ребёнка до начала школьного обучения ещё мало приспособлена для учения. И только в учебном процессе, под руководством учителя, в результате усвоения знаний и умений, и самой учебной деятельности в исходной структуре индивидуально-психологических качеств учащегося (стартовая готовность к обучению в школе) происходят значительные изменения, которые можно назвать настройкой на учебную деятельность и усвоение знаний в условиях школьного обучения. Успешность обучения теперь во многом зависит от «организации» учебных качеств учащегося, то есть от того, насколько хорошо они взаимодействуют, обеспечивая необходимое качество усвоения знаний. Таким образом, формируется вторичная готовность к обучению в школе[16, с. 21].
В процессе обучения развиваются не только взаимосвязи отдельных УВК, но активно развиваются и сами психические качества и свойства, составляющие психологическую структуру школьной готовности. Но уже в конце первого учебного года успешность обучения мало зависит от уровня развития тех качеств, которые составляли структуру стартовой готовности к школе. Было установлено, что в конце первого класса уровень развития отдельных УВК у учащихся, имеющих различный уровень успеваемости, различается незначительно. Этот факт хорошо известен учителям начальной школы: нередки случаи, когда неглупые и с хорошей памятью ученики из благополучных семей учатся плохо, и дело здесь не только и не столько в их нерадивости и лени. Дело в том, что в процессе обучения в первом полугодии формируются те учебно-важные качества, которых нет и не могло быть в структуре стартовой готовности к школе, и сама структура готовности, как мы уже говорили, в этот период претерпевает значительные изменения[33, с. 73]. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.
Таким образом, психологическая готовность к школе является, с одной стороны, результатом предшествующего периода развития, с другой - как бы проекцией условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребёнка.
1.2 Общие закономерности развития психики в детском возрасте при подготовке ребёнка к обучению в школе
Рассматривая готовность к школе в контексте психического развития, мы видим, что общие закономерности развития психики в детском возрасте проявляются и при анализе школьной готовности.
1. Согласно принципу функционального единства сознания, сформулированного Л.С. Выготским, психика ребёнка «в каждую возрастную эпоху представляет собой единое целое, обладающее определенным строением» [10, с. 142]. В основе развития психики как целого лежит перестройка функциональных связей и отношений её компонентов, которая и определяет, в конечном счете, изменение и развитие каждой отдельной психической функции. Поэтому готовность к обучению в школе нужно рассматривать как целостную структуру, развитие которой обусловливается качественными и количественными изменениями составляющих её учебно-важных качеств и их взаимосвязей.
. Установлено, что психическое развитие имеет неравномерный и гетерохронный характер. К моменту поступления в школу одни компоненты структуры готовности достигают достаточно высокого уровня развития и являются наиболее значимыми для успешности обучения. Другие - находятся в стадии становления, развиваются в процессе усвоения знаний и могут стать более значимыми на последующих этапах обучения.
. Психическое развитие ребёнка осуществляется через усвоение общественно-исторического опыта (знаний, умений, навыков и всеобщих форм психической деятельности) и выступает в качестве условия успешности усвоения школьных знаний и как его результат (В.В. Давыдов). Программа школьного обучения предполагает постепенный переход от усвоения простых знаний, навыков и форм психической деятельности к более сложным.
Соответствие исходного уровня психического развития ребёнка требованиям школы (до начала обучения) является предпосылкой успешного усвоения на первом этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму в I классе, это - усвоение грамоты, первоначального чтения и письма), в этом случае мы говорим о стартовой готовности к обучению в школе. В процессе усвоения программного материала происходит качественное изменение психики ребёнка, формируются новые механизмы и способы учебной деятельности. Характер этих изменений, степень их соответствия целям обучения будут определять готовность ребёнка к усвоению знаний на следующем этапе обучения (применительно к обучению чтению и письму - этап обучения смысловому чтению и письму целыми словами). Это вторичная готовность к обучению.
. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, своеобразное сочетание которых для каждого ребёнка определяет значительную вариативность уровня готовности поступающих в школу детей. Поэтому специфика социальной ситуации и особенности...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Психологическая готовность к обучению в среднем звене

Курсовая работа: Психологическая готовность к школе

Курсовая работа: Психологическая готовность родителей к воспитанию детей инвалидов

Реферат: ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИИ В ШКОЛЕ

Контрольная работа: МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЛИЦ С ОВЗ