Контрольная работа: Психологическая характеристика младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
I. МЕСТО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДИЗАЦИЙ
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ
2. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПО Д.Б. ЭЛЬКОНИНУ
3. ПЕРИОДИЗАЦИЯ Ж. ПИАЖЕ
II. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТА
III. КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЗРАСТА
IV. ТИПИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ
V. ОБОБЩЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Психологическая характеристика младшего школьного возраста':
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Контрольная работа по предмету
"Возрастная психология"
по теме "Психологическая характеристика младшего школьного возраста"
Выполнила Жигиль Е.В.
Проверила Кряжевских О.В.
Пермь, 2016
Содержание
I. Место возраста в рамках различных возрастных периодизаций
1. Периодизация по Л.С. Выготскому
2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
3. Периодизация Ж. Пиаже
II. Анатомо-физиологические характеристики возраста
III. Ключевые характеристики возраста
IV. Типичные возрастные трудности, проблемы
V. Обобщенные способы решения проблем, преодоления трудностей
Список использованной литературы
I. Место возраста в рамках различных возрастных периодизаций
1. Периодизация по Л.С. Выготскому
Для Льва Семеновича Выготского развитие - это прежде всего возникновение нового. Источником развития, по Выготскому, является социальная среда. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, воспитывающим и обучающим его, определяет возникновение возрастных новообразований.
Выготский вводит понятие "социальная ситуация развития" - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Среда становится совершенно иной, когда ребенок переходит от одной возрастной стадии к следующей.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.
Периоды детского развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности, младенческий возраст (2 месяца-1 год), кризис 1 года, раннее детство (1-3 года), кризис 3 лет, дошкольный возраст (3-7 лет), кризис 7 лет, школьный возраст (8-12 лет), кризис 13 лет, пубертатный возраст (14-17 лет), кризис 17 лет.
Школьный возраст (от 8 до 12 лет) наступает после кризиса 7 лет. Детская непосредственность в указанное время утрачивается. Это происходит в результате дифференциации внешней и внутренней жизни. Появляется логика чувств, обобщения, переживания ребенка приобретают смысл. Кроме того, возникает самооценка. [1]
возрастная периодизация психологическая младший школьный
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л.С. Выготского, мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя.
2. Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину
Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии.
Эльконин рассматривает ребенка как личность, активно познающую окружающий мир - мир предметов и человеческих отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности Эльконин выделяет две группы:
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело с системой отношений "ребенок - взрослый".
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений "ребенок - предмет".
Периодизация детского развития. Периодизация Д.Б. Эльконина - наиболее распространенная в отечественной психологии. Согласно периодизации Эльконина, процесс детского развития в целом можно разделить на этапы (более крупные временные образования), включающие в себя периоды детского развития.
Этапы детского развития. Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, делится на следующие три этапа:
.Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
2.Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы);
.Средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать.
В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими - его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых; хочет равноправного отношения к себе. [2]
3. Периодизация Ж. Пиаже
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. Ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между ними, объединяя их в иерархии.
В исследованиях Жана Пиаже прослежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой характер на протяжении детства. По теории Пиаже особенности детского мышления заключаются в его эгоцентризме. Сфера влияния эгоцентризма до 8 лет совпадает непосредственно со всей областью детского мышления в целом. Перелом после 8 лет заключается в том, что эгоцентрический характер мысли сохраняется лишь в сфере отвлеченного рассуждения. Между 8 и 12 годами влияние эгоцентризма ограничено одной сферой мысли, одним ее участком. [10, 39]
Факторы развития интеллекта. Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание. До 7-8 лет взаимодействие ребенка с миром вещей и людей подчиняется законам биологического приспособления. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединяются социальные, благодаря которым у ребенка вырабатываются нормы мышления и поведения. Это достаточно высокий и поздний уровень: лишь после переломного момента (около 7-8 лет) социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль в развитии интеллекта. Ребенок социализируется постепенно. Периоды интеллектуального развития по Пиаже.Ж. Пиаже выделил четыре периода интеллектуального развития детей:
. Сенсомоторный период, от рождения ребенка до 18-24 месяцев.
. Дооперациональный период, от 18-24 месяцев до 7 лет.
. Период конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.
.Период формальных операций, после 12 лет.
Период конкретных операций. На стадии конкретных операций дети уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Пройдя какой-либо сложный путь в пространстве, ребенок семи лет в состоянии его запомнить, указать и узнать, более того - вернуться назад и повторить, если потребуется. Но изобразить его графически на бумаге он, как правило, еще не может. Восьмилетний ребенок уже в состоянии сделать и это.
Стадией конкретных операций данный уровень интеллектуального развития называется потому, что пользоваться понятиями ребенок здесь может, только связывая и относя их к конкретным объектам, а не как понятиями в абстрактно-логическом смысле слова. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными).
Ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Операция - центральное понятие теории Ж. Пиаже. Операция - это обратимое действие. Такими обратимыми операциями являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями. Дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов, которые выражаются отношениями: если А=В и В=С, то А=С; А+В=В+А
На стадии конкретных операций, в возрасте между 7 и 12 годами, дети оказываются в состоянии упорядочивать объекты по различным признакам, например по высоте или по весу. Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и т.п., характеризуют не абсолютные, а относительные свойства объектов, т.е. такие их качества, которые проявляются у данных объектов лишь в отношении других объектов.
Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем, дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые события.
II. Анатомо-физиологические характеристики возраста
Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма - центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов. В основе такой перестройки лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают действовать "старые". Хотя физиологическая сущность этого физического криза еще полностью не определена, по мнению ряда ученых примерно в возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции, например, гипофиза и коры надпочечников, что дает старт выработке таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов.
С физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость.
К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.
III. Ключевые характеристики возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение к отметкам).
. Мотивация достижения становится доминирующей.
. Происходит смена референтной группы.
. Происходит смена распорядка дня.
. Укрепляется новая внутренняя позиция.
. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Компоненты учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину):
. Мотивация.
. Учебная задача.
. Учебные операции.
. Контроль и оценка.
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности [11].
Речь Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Ребенок проявляет собственную активную позицию к языку. Легко овладевает звуковым анализом слов, прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи.
Мышление Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
К концу младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).
В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления).
Память Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности.
В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.
Внимание Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание.
Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Восприятие Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.
Воображение Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой - воссоздающее (репродуктивное), на второй - продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Самосознание Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области - в занятиях спортом, музыкой.
Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему - по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье. [5]
Поступление в школу вызывает резкое увеличение освоенной территории. Это происходит не только потому, что школа обычно находится на иногда довольно значительном расстоянии от дома. Меняется весь уклад жизни ребенка и его социальный статус: он теперь школьник. Все чаще родители посылают его с различными поручениями, что сразу расширяет диапазон мест, которые он посещает. [9, c 69]. Ребенок начинает самостоятельно пользоваться транспортом. Это формирует навыки, обеспечивающие психологическую включенность в ситуацию и способность держать под контролем внимания множество меняющихся параметров окружающей среды. Вырабатывается установка на контакт с окружающими предметами и людьми. Формируется знание социальных правил: что пассажир имеет право делать, а что нет. И наконец, появляется определенный уровень осознания самого себя. [9, 193].
IV. Типичные возрастные трудности, проблемы
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это...
Похожие материалы:
Реферат: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возрастаКурсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Реферат: Психолого-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста, имеющих трудности поведения
Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов