Реферат: Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста

Поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. В это время происходит серьезная перестройка психики, появляются новые обязанности, к ребенку начинают предъявлять новые требования, меняется режим дня, объем информации, которую нужно усвоить увеличивается. Все это является для ребенка стрессом.

Дата добавления на сайт: 20 сентября 2024


Скачать работу 'Социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста':


Содержание
Введение
. Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению
. Условия социальной адаптации к обучению
. Физиологическая готовность детей к обучению в школе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Поступление в школу - важный этап в жизни ребенка. В это время происходит серьезная перестройка психики, появляются новые обязанности, к ребенку начинают предъявлять новые требования, меняется режим дня, объем информации, которую нужно усвоить увеличивается. Все это является для ребенка стрессом.
Но именно это время наиболее благоприятно для развития таких психических процессов как внимание, память, воображение, мышление, воля и др.
Очень важно, чтобы процесс приспособления к школьным условиям, иначе говоря, адаптация, прошел как можно успешно для ребенка. Задача учителя и психолога обеспечить для этого необходимые условия.
М.Р. Битянова, кандидат психологических наук, считает, что адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой среде.
По Д.Б. Эльконину, социально-психологическая адаптация - это процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс адаптации многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Адаптация детей к школе включает в себя привыкание ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
1. Психологическая готовность детей младшего школьного возраста к обучению
Важным условием успешной психологической адаптации в период младшего школьного возраста является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологическая готовность ребенка к обучению - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности - представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики.
В процессе усвоения общественно выработанных эталонов, изменяется характер детского мышления. В развитии мышления к началу младшего школьного возраста появляется переход от эгоцентризма к децентрации. В системе межличностных отношений начинает вырабатываться чувство ответственности, развивается эмпатия, сензитивность. К началу обучения в школе у ребенка появляется амбивалентность переживаний и развивается рефлексия. К 6 - 7 годам у многих детей самооценка становится более адекватной.
Поэтому целенаправленная работа по психологической адаптации в этот период наиболее эффективна.
А.Л. Венгер, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения и процесс формирования «внутренней позиции школьника».
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, говорят о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.
Хочется сказать, что психологическая адаптация ребенка - это глубокая перестройка мотивационной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.
Мотивационная готовность детей к обучению. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе является составной частью психологической готовности. В рамках учебной деятельности появляются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются основой, обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе. Успешная учебной деятельности требует не только развитых способностей, но и таких важных мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в свою способность достичь определенного результата. Наличие знаний не гарантирует их автоматическое исполнение. Учащиеся с одинаковым уровнем интеллектуальных способностей могут разительно отличаться по тому, насколько способными они считают себя к преодолению встающих перед ними задач, и это отражается в мотивации их деятельности.
Так как ребенок включен в активные социальные отношения, и он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха, который необходим для успешной психологической адаптации. В младшем школьном возрасте дети также начинают четко осознавать свои возможности и способности. В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит так называемая познавательная потребность. Познавательная потребность появляется из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях, в активности, которые имеются у ребенка с рождения. Развитие познавательной потребности у разных детей выражена неодинаково: у некоторых - ярко, у других - слабо, у третьих сильнее выражена практическая ориентация. Часто развитые способности у ребенка к учебной деятельности связаны именно с развитием мотивационной сферы.
Мотивационно готовым к школьному обучению считается ребенок, которого обучение привлекает не внешней стороной и атрибутами школьной жизни, а возможностью получать новые знания. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением, познавательной деятельностью произвольно, что становится возможным при сформированной системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
О мотивационной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время бесед с психологом. Положительная направленность ребенка к обучению в школе - это важнейшая предпосылка его успешной социально - психологической адаптации и принятие им соответствующих школьных требований. С момента, когда в сознании ребенка представление о школе стало отражать искомый образ жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически готов вступить в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.
Методика для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Интеллектуальная готовность детей к обучению. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок 6 - 7 лет уже должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность к школе так же предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить поставленную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана и с развитием таких мыслительных процессов как способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку предстоит устанавливать причинно - следственные связи между предметами и явлениями, разрешать найденные противоречия, что играет важную роль в психологической адаптации первоклассника.
При изучении интеллектуального компонента психологической готовности к обучению акцент в современной психологии делается прежде всего не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, должен научиться рассуждать, находить причины явлений и делать выводы.
Наиболее полное понятие «интеллектуальная готовность к обучению в школе» дано в определении Л.А. Венгера, под которым он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный. Составляющими этого набора прежде всего являются внимание, память и воображение.
Процесс обучения невозможен без достаточно сформированного внимания. У первоклассника внимание носит еще непроизвольный характер. Для ребенка 6 - 7 лет интересно все новое, неожиданное, яркое. Это привлекает внимание без всяких усилий. При этом дети могут упустить важные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают внимание.
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают осознанно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Важную роль в этом играет совершенствование планирующей функции речи. В этом возрасте в речи детей увеличивается количество обобщающих слов. И наоборот, меньше становится ситуативной речи, проявляется контекстная, связанная с сообщением о ситуациях и явлениях, которые в данный момент ребенок не наблюдает. В связи с этим постепенно речь ребенка становится связной, развернутой, логической и понятной слушателю. Благодаря этому, речь позволяет заранее словесно выделить важные для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Возможности развития произвольного внимания к 6 - 7 годам уже велики. В этом возрасте уже появляется способность произвольно концентрировать внимание на неинтересных вещах, хотя все еще преобладает непроизвольное внимание, и внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором, особенно при сосредоточении на сложном материале. Успешная психологическая адаптация является залогом для развития концентрации, объема и устойчивости внимания, при этом складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов. Благодаря этому внимание становится опосредованным.
Память. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. В этот период идет интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Главное достижение данного возраста - это начальный этап перехода ребенка от непроизвольного к произвольному запоминанию. Важной особенностью этого возраста также является и то обстоятельство, что перед ребенком 6 - 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Это становится возможным в связи с тем, что ребенок начинает применять различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, а также смысловое и ассоциативное связывание материала. К началу обучения в школе структура памяти сильно изменяется в связи со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Говоря о характерных особенностях детей младшего школьного возраста, надо учесть то, что учащиеся отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Ни уже обладают устойчивыми психологическими особенностями, которые нельзя не учитывать. Например, одни дети имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, а третьи - зрительно - двигательный. У одних наглядно - образное мышление, а у других - абстрактно - логическое. Одним детям легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух. Некоторым требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое. Недостаточное внимание к индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет порождает у них различного рода трудности, мешает достижению поставленных целей и препятствует психологической адаптации ребенка.
Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация также являются необходимыми условиями развития памяти.
Воображение. Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный для развития творческого воображения, фантазии.
Переход ко все более правильному и полному отражению действительности, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному - это основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения в этом возрасте.
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение прямо связано с образами действительности, которые возникают у детей. Реализм - особенность воссоздающего воображения детей. Он проявляется во всех возможных формах деятельности: в игровой, в изобразительной. Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, так как в жизни. Случающееся изменение действительности объясняется незнанием, неумением последовательно изобразить события жизни. Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближают их к реальной действительности. Реализм воображения детей 6 - 7 лет представляет возможность создания образов, которые не противоречат действительности, но не обязательно являются прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Довольно часто в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, и им требуются аналогии для решения поставленных задач. Именно этот вид воображения дети часто задействуют при недостатке жизненного опыта.
Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Эмоционально - волевая готовность ребенка к обучению. Развитие эмоционально - волевой готовности на данном возрастном этапе и ее роль в психологической адаптации является значимой для психологической адаптации в целом. Если у ребенка эмоционально - волевая сфера сформирована, то ему легче удается адаптироваться к обучению в школе. Готовность эмоционально - волевой сферы способствует желанию учиться, делает минимальной дезадаптацию ребенка к школе, помогает преодолению трудностей, связанных с учебой. Эмоционально - волевая готовность к началу младшего школьного возраста обеспечивает стартовую готовность к обучению в школе.
Анализ исследований эмоционально - волевой регуляции в отечественной психологии показывает, что формирование эмоционально - волевой сферы у ребенка 6 - 7 лет тесно связано с развитием мотивационной и интеллектуальной сфер, которые, несомненно, являются основными показателями психологической готовности к школе и влияют на успешную адаптацию к обучению. Эмоционально - волевая сфера ребенка также является важным показателем для успешного обучения в школе и социализации. Ребенку в этом возрасте свойственна непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем, появляется способность вербализовать собственные чувства и чувства окружающих людей, умение подчиняться требованиям и правилам. Ребенок оказывается перед необходимостью преодоления появляющихся трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.
Эмоционально-волевая готовность ребенка имеет важное значение для воспитания в первокласснике социально значимых качеств: отзывчивости, человечности. Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть разные по длительности, силе и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями: отдельными физическими раздражителями, сложными условиями того или иного вида деятельности, отношением сверстников и взрослых.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми желательно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику детей программа. Главная задача таких программ - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной упор в группе развития делается на развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала вызвать у ребенка желание научится чему- то новому, а уже потом начинать работу по развитию высших психологических функций.
2.Условия социальной адаптации детей к обучению
Социальная, или личностная, готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Важным этапом в развитии детей младшего школьного возраста является кризис 7 лет.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую не только для самого себя, но и для других людей деятельность. Это проявляется прежде всего в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешной адаптацией детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет никак не проявлялся.
Социальная адаптация ребенка к обучению в школе процесс сложный, так как на этом этапе взросления ребенок не может до конца осознавать необходимость обучения. Основная задача педагогов и родителей - заинтересовать и привлечь детей к обучению, помочь приспособиться им к новым социальным условиям. Результатом станет адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешное последующее обучение.
Сроки адаптации первоклассников могут быть разными. Самими трудными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации, которая оказывает негативное влияние на психическое состояние школьника. В это время не следует увеличивать нагрузку и темп обучения. Главное в этот период обеспечить естественное протекание адаптации и хорошие результаты. Обычно устойчивая приспособляемость к школе отмечается уже в первом полугодии обучения. Именно в первые недели обучения закладываются основы для развития учебной успеваемости.
Успешность социальной адаптации индивидуальна для каждого ребенка и зависит от множества факторов.
Первоначальный...

Похожие материалы:

Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Психолого-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста, имеющих трудности поведения

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Курсовая работа: Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста

Контрольная работа: Содержание психологической готовности к обучению в школе. Основные новообразования детей младшего школьного возраста