Курсовая работа: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проблемы: Проблема взаимосвязи особенностей внимания и черт личности является весьма актуальной для психологической науки, так как она касается нескольких фундаментальных и интенсивно разрабатываемых проблем общей психологии и психологии личности.

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ (ПО Р. КЭТТЕЛЛУ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА':


Взаимосвязь особенностей внимания и черт личности (по Р. кэттеллу) у детей младшего школьного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Исследование особенностей внимания и черт личности
1.1 Проблема исследования внимания
.1.1 Теории внимания, подходы к его исследованию
.1.2 Виды и свойства внимания
.2 Личность и внимание
.3 Теория черт личности Р. Кеттелла
.4 Эмпирические исследования когнитивных особенностей в связи с характеристиками личности
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Участники
.2 Методы исследования
.2.1 Многофакторный личностный опросник для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ)
.2.2 Корректурная проба на основе колец Ландольта
.3 Процедура, исследовательский дизайн, статистический анализ данных
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Особенности внимания и черт личности младших школьников
.2 Результаты взаимосвязи особенностей внимания и черт личности
.3 Обсуждение результатов
Выводы
Заключение
Литература
ПриложениЕ
введение
Актуальность проблемы: Проблема взаимосвязи особенностей внимания и черт личности является весьма актуальной для психологической науки, так как она касается нескольких фундаментальных и интенсивно разрабатываемых проблем общей психологии и психологии личности.
В психологии большое внимание уделено как понятию «внимание», так и проблематике черт личности.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Изучением внимания занимались: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т. Рибо, Ж. Годфруа, Н.Н. Ланге, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин А. Валлон, К. Коффка, Ж.Пиаже, Е.Б. Титченер и др. (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001).
Термин «черта личности» разрабатывался и широко использовался в рамках чертографического подхода к личности (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Р. Маккрей, П. Коста и др.) В данных работах черты личности понимаются в широком или узком классе ситуаций, сложившихся в ходе формирования индивидуального опыта на основе взаимодействия факторов индивидуальной конституции, среды и собственной личностной смысловой активности (Хьелл Л., Зиглер Д., 2009).
Взаимосвязь внимания и личностных особенностей до сих пор остается мало изученным вопросом, чаще всего такого рода данные были лишь косвенным результатом разработки других исследовательских задач, многие вопросы взаимосвязи внимания и черт личности еще не были достаточно изучены.
Изучение данной темы особенно актуально в настоящее время и представляет большой интерес для целостного понимания личности в единстве когнитивных и личностных особенностей.
В настоящее время имеется пробел в исследованиях взаимосвязи особенностей внимания и черт личности (по Кеттеллу) у младших школьников, что говорит об актуальности проблематики настоящего исследования.
В связи с этим, целью исследования является выявление взаимосвязи особенностей внимания и черт личности младших школьников.
Практическое значение данной работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при разработках обучающих, коррекционных программ, направленных на работу с младшими школьниками, а также использоваться в консультационной работе школьного психолога. Научная новизна и теоретическое значение данной работы выражается в получении конкретных результатов взаимосвязи особенностей переключения внимания и черт личности, а также особенностей устойчивости и продуктивности внимания и черт личности у младших школьников. Объект: Когнитивные и личностные особенности.
Предмет: Взаимосвязь особенностей внимания и черт личности младших школьников. Задачи:
Выяснить, связаны ли черты личности с особенностями переключения внимания у младших школьников.
Выяснить, связаны ли черты личности с особенностями продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников.
Для исследования были применены следующие методики:
.Психологические методы: Многофакторный личностный опросник для младших школьников Р. Б. Кеттелла (CPQ); корректурная проба на основе колец Ландольта, используемая для определения переключения, устойчивости и продуктивности внимания.
.Метод математической обработки: «Statistica (версия 5.5)».
Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь особенностей внимания и черт личности.
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
.1Проблема исследования внимания
.1.1 Теории внимания. Подходы к его исследованию
Внимание проявляется в большей или меньшей степени в любой сознательной деятельности людей, включено в процесс восприятия, проявляется также в процессах памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в деятельности человека делает ее продуктивной, организованной, активной.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания.
Существует несколько точек зрения на природу внимания. Остановимся на некоторых из них.
. Внимание есть результат двигательного приспосо6ления (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001). Эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения или идеи получают особую интенсивность и ясность сравнительно с прочими ощущениями и идеями, притом эта особая интенсивность и ясность находятся до известной степени в нашей власти, так как мы можем по желанию переносить внимание с одного предмета на другой.
Эти черты присущи моторной теории внимания, представителями которой являлись Декарт, Феррьер, Рибо и др Т. Рибо считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей. Двигательный эффект внимания по мнению Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими, вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем наше внимание (Леонтьев А.Н., 1986). Существует, также, моторная теория русского психолога Ланге Н.Н. Он полагал, что постоянные колебания внимания можно объяснить теми движениями, которые производит человек при восприятии или представлении предмета.
. Внимание есть результат ограниченного объема сознания (Гиппенрейтер Ю.Б., 2001).
С этой точки зрения рассматривали внимание главным образом Гербарт и Гамильтон. Гербарт, исходя из своих недоказанных и даже иногда маловероятных принципов, пытался математически определить силу нового представления в зависимости от давления на него старых; Гамильтон указывает только, что если одно из представлений особенно интенсивно, то прочие тем самым вытесняются из сознания.
. Внимание есть результат эмоций (Гиппенрейтер. Ю.Б. 2001).
Так как интересными состояниями являются для нас эмоции или разнообразные чувствования удовольствия и неудовольствия, то внимание есть результат именно эмоций или эмоциональной окраски данного представления; чем эта окраска резче, тем представление интереснее для нас, или, иными словами, тем внимательнее мы к нему: интересность, эмоциональность и внимательность можно считать синонимами.
Эта теория, особенно ярко развитая в английской ассоциационной психологии, верно указывает на зависимость внимания от интересности представления.
. Внимание есть результат апперцепции. (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001).
Учение об апперцепции было развиваемо целым рядом немецких психологов: Лейбницем, Вольфом, Кантом, Вундтом. Лейбниц называет апперцепцией ясное и интенсивное сознание, сопровождающееся памятью и различением; Вольф и Кант полагают апперцепцию в акте самосознания; Вундт внес в понятие апперцепции волевой элемент.
. Внимание есть особая активная способность духа. (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001).
Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, особенно тем, что при внимании волевое усиление ведет к прямому изменению интенсивности известного представления, считают внимание за первичную и активную способность. Эту теорию можно наблюдать в двух формах: старой, представителями которой были шотландские психологи Рид и Стюарт, считающие, что разумение и воля, разные способности, внимание же рассматривается как влияние воли на разумение; и современной, утверждающей, что внимание есть не результат, но сама сила, оно «есть чисто духовная активность и истинное fiat воли, что воля прямо влияет на силу данных представлений и это влияние есть первичное, дальнейшим образом неразложимое психическое действие» (Леонтьев А.Н., 1986).
Общей и наиболее характерной чертой теорий этих является утверждение, что волевые движения должны быть объяснимы из волевого внимания.
. Внимание есть результат нервной задержки (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2001).
Теория внимания как нервного подавления желает объяснить основной факт внимания, а именно исключительное преобладание одного представления над другими, тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего и является факт особой концентрации сознания. Сторонники этой теории Феррьер и Марилье.
Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Она была предложена Д.Н. Узнадзе. Он считает, что “внимание по существу нужно характеризовать как процесс объективации - процесс, в котором из круга наших первичных восприятий, т.е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулируемых условиями актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь идентифицируясь, одно из них, становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания”.
Таким образом, по мнению Узнандзе Д.Н. (Леонтьев А.Н., 1986), акт объективации является специфическим состоянием, свойственным человеку - состоянием, которого лишено животное и, на котором по существу строится все преимущество человека, строится возможность нашего логического мышления.
Интересную концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин (Гальперин П.Я.,1993). Он говорил о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов.
Он говорил, что все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две группы. Первая - процессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая - процессы контроля за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль - это отдельное психическое действие. Благодаря ему происходит совершенствование всякой деятельности.
Внимание по своей внутренней сути есть не направленность и сосредоточенность сознания на объекте, а функция контроля, представленная в его сокращенной, умственной, автоматизированной форме. “Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль” (Гальперин Л.Я.,1993).
На сегодняшний день в понятие “внимания” вкладывается совершенно различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, ее мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”. (Добрынин Н.Ф.1975, С. 45)
По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности (определяется как готовность к действию). Они вызывают изменение отношения к объекту. Это изменение отношения к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, он становится более ясным и отчетливым. Во внимании находит выражение связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем отчетливее выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание (Добрынин Н.Ф.,1975).
Добрынин также указывает, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Он говорит, что внимание - это не самостоятельный процесс. Оно является стороной других каких-либо психических процессов, например, восприятия, памяти и т.п., которые не могут существовать без этой необходимой стороны (Добрынин Н.Ф.,1975).
Сходной позиции придерживается Страхов В.И., подчеркивающий, что «…под вниманием нельзя понимать какую- либо отдельную или обособленную форму психики. Внимание неотделимо от психических процессов и состояний, оно является необходимым психологическим компонентом деятельности человека” (Страхов И.В.,1958, С. 86). В системе психической деятельности человека внимание является одним из психологических элементов эффективности и творческого характера всех видов деятельности.
С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. Это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» (Рубинштейн С.Л., 2000).
.1.2 Виды и свойства внимания
Традиционно принято в психологии разделять внимание на произвольное и непроизвольное, далее мы рассмотрим виды внимания с точки зрения разных психологов.
С.Л.Рубинштейн среди непроизвольного выделяет вынужденное, невольное, привычное. Он говорил, что как разновидности непроизвольного внимания, их объединяет то, что побудительные причины лежат вне сознания человека. (Рубинштейн С.Л., 2000.)
Психолог Овчарова Р.В. полагает, что основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. И называет его характеристики: целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности; организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или иному предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы; устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.
В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности (Овчарова Р.В.,1996, С.9-10.).
Андреев О.А. указывает, что существует ряд причин, обусловливающих произвольное внимание: интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности; осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности (Андреев О.А., 1996).
Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий высокого интереса к деятельности. По мнению А.Г. Платоновой, вследствие этого, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания: возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии (Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997).
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Оно обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания.
Устойчивость внимания - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Как утверждал К.Д.Ушинский, устойчивость тесно связана с динамическими характеристиками внимания, например с его колебаниями. Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительного периода работы, который подразделяется на следующие стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу; достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые путем волевых усилий; снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении усталости.
Еще одним свойством внимания является интенсивность. По мнению Дормашева Ю.Б., интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении других его участков (Дормашев Ю.Б., Романов В.Я., 1995).
Концентрация внимания - это степень сосредоточения. Дормашев Ю.Б. также пишет о сосредоточении внимания, под которым он понимает внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности (Дормашев Ю.Б., Романов В.Я.,1995).
Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, указывает П.Я. Гальперин (Гальперин Л.Я.,1993). То есть это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Гальперин П.Я. указывает, что трудно совмещать два и более вида умственной деятельности; легче совмещать двигательную и умственную деятельность; для успешного выполнения одновременно двух видов деятельности один вид деятельности должен быть доведен до автоматизма (Гальперин Л.Я.,1993).
Анализируя литературу, мы видели множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Большинство авторов отмечают, что внимание - это столь универсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один вид человеческой деятельности. Высокий уровень развития всех свойств внимания способствует успешной деятельности, обеспечивает успешность учебных и трудовых процессов.
1.2 Личность и внимание
Психолог В. И. Страхов (Страхов И.В., 1958) подчеркивал, что внимание происходит от образованных свойств личности и вместе с тем...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа: Анализ особенностей развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста на основе рисуночных методов

Квалификационная работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Реферат: Психолого-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста, имеющих трудности поведения

Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста