Реферат: Психологическая характеристика осужденного

Работа по исправлению и перевоспитанию преступников, осужденных к лишению свободы, начинается с изучения личности, т. е. с определения круга тех черт и особенностей жизни и поведения осужденного, без знания которых трудно добиться успеха в его исправлении и перевоспитании.

Дата добавления на сайт: 16 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая характеристика осужденного':


Содержание
Введение
Особенности эмоциональной сферы осужденных к лишению свободы
Психологическая характеристика осужденного
Список литературы
Введение
Работа по исправлению и перевоспитанию преступников, осужденных к лишению свободы, начинается с изучения личности, т. е. с определения круга тех черт и особенностей жизни и поведения осужденного, без знания которых трудно добиться успеха в его исправлении и перевоспитании. И хотя по своим социально-психологическим чертам осужденные не одинаковы, общая программа их изучения должна быть «стандартной» и охватывать, по нашему мнению, следующие основные группы вопросов:
а) Условия жизни и воспитания в семье, взаимоотношения в семье, отношение к учебе.
б) Отношение к труду и наличие специальности, трудовых навыков.
в) Навыки жить и трудиться в коллективе, отношение к людям, знание норм социалистического общежития и навыки их соблюдения, уважение к советским законам и привычка их исполнения.
г) Направленность мировоззрения, взгляды, интересы, стремления, увлечения и наклонности.
д) Положительные и отрицательные черты характера, физическое состояние и психологические особенности.
е) Обстоятельства и характер преступления, самооценка содеянного.
Этот довольно широкий, хотя и неполный перечень вопросов освещает основные этапы жизни осужденного. Зная их, воспитатель может учитывать индивидуальные особенности каждого осужденного. Изучив биографию осужденного этап за этапом, воспитатель устанавливает, где и как впервые он оступился, какие причины способствовали этому и почему он стал на преступный путь, какие у него были мотивы, цели преступления. Исходя из этого, можно определять: против каких сложившихся взглядов, черт характера, привычек осужденного надо повести целеустремленную борьбу, а какие качества надо развить и укрепить.
Указанная программа изучения личности осужденного является, безусловно, лишь общей схемой. В зависимости от особенностей самой личности в эту схему вносятся соответствующие дополнения и поправки. Изменяется она и в связи с развитием личности, происходящим в процессе перевоспитания. Все больше расширяется круг вопросов, касающихся не только этапов прошлого, но и перспектив на будущее. Говоря другими словами, программа изучения тесно связана с диалектикой развития личности, сущность которой - борьба нового со старым. А в процессе этой борьбы могут возникать различные внутренние противоречия и конфликты. В одних случаях - это конфликты в волевом процессе, сопровождающиеся так называемой борьбой мотивов, развертывающейся на основе противоречащих друг другу побуждений. В других - конфликты, отражающие противоречивые влияния окружающих на заключенного. Наконец, это могут быть конфликты между теми дальними перспективами, которые намечает для себя осужденный, и ближайшими будничными целями и делами. Умение воспитания своевременно заметить эти внутренние конфликты даст ему возможность помочь заключенному преодолеть соответствующие конфликтные ситуации и правильно применить к нему те или иные средства педагогического воздействия.
Особенности эмоциональной сферы осужденных к лишению свободы
В отношении неоднократно судимых заключенных программа изучения личности дополняется еще несколькими группами вопросов: характер предпоследних преступлений, основания освобождения от наказания, причины повторного преступления, самооценка своего образа жизни; отношение к администрации исправительно-трудового учреждения, к самодеятельным организациям заключенных и т. д. Выяснение этих вопросов, как показывает опыт, предупреждает воспитателя от возможных ошибок и способствует дифференцированной работе в коллективе.
Таким образом, программа изучения личности - это не анкета, на которую можно давать односложные ответы, а своеобразный рабочий дневник воспитателя. По выражению А. С. Макаренко, воспитателя должны интересовать не анкетные вопросы, а более глубинные процессы развития личности, т. е. порой трудно уловимые явления, без знания которых нельзя всесторонне познать личность.
В арсенале средств воспитателя богатое разнообразие приемов, методов изучения личности заключенных. К ним относятся: изучение личного дела; индивидуальные беседы; систематическое наблюдение; естественный эксперимент; изучение через коллектив заключенных; личный контакт и переписка с родственниками заключенного; переписка с общественными организациями, предприятиями (учреждениями), где раньше работал заключенный и т. д.
Чтобы систематизировать проводимую работу, учитывать эффективность применяемых методов воздействия :: происходящие изменения в сознании осужденного, каждому воспитателю необходимо выработать определенную технику изучения личности заключенного: порядок ведения записей, их систематизации и обработки, составление объективной характеристики и др. Касаясь этого вопроса, А. С. Макаренко разъяснял, что каждый воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы и записывать в нем наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ними, факты, свидетельствующие о движении воспитанника вперед, и анализировать явления кризиса и перелома .
Следуя этому совету, многие воспитатели ведут подобные записи или в отведенных для этого журналах, или в специальных тетрадях учета, а затем их обобщают. Некоторые воспитатели одной из наиболее приемлемых форм считают, например, составление развернутой характеристики на каждого заключенного, условно названной нами психографией. Работу над характеристикой они начинают лишь после изучения психологических особенностей личности. Такие обстоятельные характеристики дают возможность лучше организовывать процесс перевоспитания, применять принципы индивидуализации отбывания наказания.
Наряду с общими для всех условиями жизни, у каждого индивида имеется большое своеобразие условий личной жизни, индивидуального жизненного опыта, существенное различие в семейном воспитании, различие психофизиологических особенностей. Поэтому типические свойства даже у членов одного и того же класса или какой-либо социальной группы могут быть различными. Это хорошо проиллюстрировал в своей речи М. И. Калинин на собрании учащихся старших классов в апреле 1941 г. Он мастерски начертил типы дореволюционной молодежи и их происхождение. А для более полного их понимания разделил выведенные типы на положительные и отрицательные, в зависимости от направленности интересов и отношения к обществу.
Первый тип - люди, которые стремились всякими путями выскочить из рабочей среды, продвинуться по административной лестнице, приобрести внешний «культурный вид» и жениться на дочерях администраторов. Второй тип - работяги, все интересы которых сводились к заработку, к домашнему уюту и личному благополучию; производство и личное благосостояние - вот сфера их интересов, за пределы которой они не выходили. Эти два типа объединяли незначительное меньшинство рабочей молодежи. Большая же ее часть по существу представляла противоположный тип. Эта часть молодежи всегда жила более широкими интересами и была оппозиционно настроена по отношению к существующим общественным порядкам. Именно из среды таких людей, говорил М И Калинин, выходили тогда настоящие революционные борцы.
Следовательно, поведение людей определяется не психофизиологическими особенностями, не темпераментом, не типом нервной системы, а общественными условиями жизни, «системой отношений человека к действительности». Темперамент оказывает соответствующее влияние, но лишь на сам процесс деятельности человека (энергичность, медлительность и т. д.), на реакцию, которая, как говорят физиологи, является ответом на воздействие раздражителей. Он обусловливает развитие определенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и составляющих основу характера.
Касаясь этих вопросов, И. П. Павлов писал: «Образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком, смысле этих слов».
Исследуя работу по формированию характера школьников, Б. Г. Ананьев, например, в своей трактовке характера исходит из принципа единства сознания и деятельности. При этом он указывает, что «цельность личности - не природный дар, а исторически образующееся социальное качество психологического развития личности».
Анализируя психологические изменения осужденных, можно заметить что, аналогичный процесс происходит также при исправлении и перевоспитании преступников. Поэтому указанное определение может быть использовано и воспитателями исправительно-трудовых учреждений. Есть немало примеров, когда под воздействием определенного комплекса политико-воспитательных мероприятий и требований режима у осужденного постепенно образуются убеждения, укрепляются волевые качества, которые обеспечивают ему возможность легче преодолевать те или иные трудности, а вместе с тем и регулировать собственное поведение.
Осмыслив роль характера в жизни человека, проследив его влияние на поведение осужденного, воспитатель может быстрее и глубже изучать каждого из них и более успешно решать задачи, стоящие перед исправительно-трудовыми учреждениями.
Опыт практической работы по перевоспитанию и исправлению преступников показывает, что без учета индивидуальных особенностей личности невозможно добиться успеха в перевоспитании. Опираясь на опыт школьной педагогики воспитателя при определении общей характеристики заключенных проводят своеобразную их типизацию (классификацию). Но для определения и типизации психологических основ поведения той или иной группы преступников обычной классификации недостаточно (особенно, если учесть отсутствие официальных данных о детстве и семейном воспитании, условиях жизни, а главное педагогическую запущенность несовершеннолетних и молодых людей). Поэтому, на наш взгляд, необходимо, прежде всего, найти и выделить в каждой группе заключенных (определенной согласно педагогическому анализу) то общее в свойствах характера, что их объединяет, и определить взаимосвязь, соотношение с другими чертами характера. А на этой основе попытаться определить признаки конкретного психологического типа и классифицировать их. Следует также установить структурные свойства личности, уровень отношения к реальной действительности и выяснить, насколько укоренилось в сознании преступника плохое прошлое.
Итогом этой работы должны быть развернутые характеристики, в которых, кроме основных биографических данных, нужно отражать следующие сведения :
) Характерологические особенности: взаимоотношения личности с коллективом, его членами и отдельными людьми (как до осуждения, так и в период отбывания наказания) ; отношение к себе и самооценка своих поступков; отношение к труду; потребности (идейные, трудовые и другие), степень их выраженности и способ удовлетворения; интересы и наклонности, уровень развития сознания и мировоззрения; образование и специальность; этические качества.
) Уровень психического развития: особенности речи и мышления; волевые качества; особенности свойств памяти, внимания, фантазии; специальные способности: технические, художественные.
) Темперамент: тип темперамента и его проявления; эмоциональные особенности: степень их выражения, устойчивость эмоций, преобладающие эмоции; под влиянием каких факторов колеблется настроение и как.
) Структурно-психологические качества: уравновешенность, цельность, глубина реакций и переживаний, соотношение формы и содержания поведения.
В заключение такой характеристики указываются: основные положительные и отрицательные черты личности преступника, их происхождение; способы и приемы, необходимые для укрепления положительных черт и искоренения отрицательных, для быстрейшего исправления его психики, осознания и выработки новых навыков и привычек.
Из данной схемы видно, какую огромную работу должен проводить тот или иной воспитатель, чтобы всесторонне познать личность заключенного, правильно определить формы и методы педагогического воздействия и добиться положительных результатов, индивидуализировать исполнение наказания. Это хорошо понимают большинство практических работников и творчески подходят к порученному делу.
Основываясь на данных марксистской психологии и исходя из итогов массовых и длительных наблюдений за поведением осужденных, можно, на наш взгляд, выделить следующие основные структурные типы характеров осужденных: чувствительный, агрессивный, лицемерный. Согласно исследованиям современных педагогов-психологов и, в частности, Б. Теплова, Н. Левитова, А. Ковалева и др., такие типы характеров развиваются при следующих условиях.
Чувствительный тип (самый распространенный среди осужденных) складывается яри неблагоприятных условиях жизни и воспитания в семье, неорганизованном образе жизни и повышенной возбудимости нервных процессов (сильной впечатлительности). Признаками этого типа характера является обостренная чувствительность, мнительность, недоверчивость, длительная продолжительность внутренней переработки впечатлений, иногда заторможенность в проявлении личного отношения, неуверенность в своих поступках. В свете Павловского учения, этот признак соответствует пассивно оборонительному типу, которому присуща не только робость, но и трусливость.
Агрессивный тип обычно формируется в условиях жестоких личных взаимоотношений, при постоянном воздействии на человеческую психику (начиная с детства) дурных примеров, ничем не обоснованной жестокости по отношению к людям и другим живым существам. Признаки характера такого типа - постоянная озлобленность, жестокость, эгоизм, черствость, злорадство, яркое проявление низменных физиологических потребностей, наглость и др. Носителями такого типа характера обычно являются лица, осужденные за бандитизм, убийство, изнасилование, разбой.
Лицемерный тип характера складывается при наличии отрицательных примеров в семье и раздвоенности личности (т. е. при расхождении между внутренним содержанием и внешней картиной поведения). Это объясняется слабоволием, пассивным образом жизни и наличием индивидуально-эгоистических привычек. В отличие от агрессивного типа, для носителей которого типичен сангвинистически-холерический темперамент и сравнительно активная роль сигнальной системы, лицемерный тип присущ людям с флегматическим или меланхолическим темпераментом. У них наблюдается уравновешенность первой и второй сигнальной систем, иногда показное многословие.
Таким образом, различие характерологических структур выражается в особенностях нервно-психического склада преступника, обусловленных общественно-производственными условиями, его практической деятельностью и темпераментом. Следовательно, в основе любого проступка или преступления лежит единство социальной обусловленности жизни (воспитание, жизненный опыт, среда и т. д.) и психофизиологических особенностей лица.
Психологической основой антиобщественного поведения (или преступления) человека являются, по нашему мнению, следующие элементы (особенности):
) Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения или, как говорят, отсутствие самоконтроля за своими действиями; проявление безудержной импульсивности реагирования и поведения. Данные особенности преобладают у преступников, имеющих холерический темперамент, у аффективных и неуравновешенных и обычно присущи осужденным за ограбление, насилие, убийство, разбойное нападение, хулиганство. Однако следует подчеркнуть, что проявление указанных особенностей объясняется не физиологическими причинами, а социальными факторами: скудным жизненным опытом, узостью кругозора и общего развития, отсутствием здоровых убеждений, дурным воспитанием, отсутствием устойчивых привычек к соблюдению правил поведения социалистического общежития.
) Безволие и пассивность, отсутствие единства между словами и делом. Эти черты чаще всего наблюдаются у преступников, обладающих меланхолическим и флегматическим темпераментом, реже - у сангвиников. Состав их преступления - это обычно соучастие в хищении государственной собственности, кражах личного имущества граждан, преступно-халатные действия (бездействия), способствовавшие совершению преступлений другим лицом.
) Проявление частнособственнической, индивидуалистической психологии: Это наиболее характерно для лиц, совершивших хищения государственного имущества, кражи личного имущества, злоупотребления служебным положением. Эти свойства проявляются обычно вне зависимости от психофизиологических особенностей личности.
) Наличие отрицательных привычек в общении с людьми. Эту особенность можно было бы и не выделять как психологическую особенность, так как здесь мы имеем дело с социальным явлением. Но из данных педагогического анализа и продолжительных наблюдений видно, что наличие плохих привычек относительно чаще замечается у холериков и сангвиников. Поэтому можно предположить, что наличие привычек до некоторой степени зависит от состояния основных психических процессов, от волевых качеств личности.
Из сказанного следует, что все антиобщественные действия (преступления) - это не проявление каких-то физиологических особенностей личности, а следствие социальных явлений. Однако недооценивать эти особенности в процессе перевоспитания нельзя. Особенно тщательно они должны учитываться при организации индивидуальной работы с заключенными и индивидуальном подходе к ним. А достичь этого возможно только при правильной постановке работы по изучению личности преступника по научно обоснованным программам наблюдения.
личность преступник осужденный эмоциональный
Психологическая характеристика осужденного
Выявление причин преступности в целом и отдельных категорий преступлений предполагает, прежде всего, тщательное изучение личности преступника. Именно в ней аккумулируются различного рода факторы объективного и субъективного характера, которые сами по себе или при наличии тех или иных объективных условий, приводят к совершению преступлений. Те или иные качества личности могут либо стимулировать при определенных условиях преступное поведение, либо, наоборот, тормозить принятие соответствующего решения.
С.В. Бородин в этой связи отмечает, что «личность преступника с его сознанием и волей является тем центральным звеном, которое связывает причину и следствие. Здесь созревает решение совершить преступление, которое затем осуществляется... Для того, чтобы какие-то внешние обстоятельства обусловили преступное поведение, надо, чтобы они были соответственно оценены субъектом такого поведения, побудили его избрать преступный способ действия».
Под личностью преступника следует понимать совокупность демографических и социально-психологических свойств, приобретенных генетически или под влиянием окружающей среды и определяющих в совокупности ее поведение в той или иной ситуации. Свойства личности могут...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Нарушения мышления при психических заболеваниях, их психологическая характеристика

Реферат: Психологическая характеристика лидеров преступных групп

Контрольная работа: Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Реферат: Психологическая характеристика типов темперамента

Курсовая работа: Социально-психологическая работа с агрессивными подростками