Курсовая работа: Психологическая структура личности

Человек существует в объективном мире, но в реальности существует еще один мир: субъективный - это мир психики человека, его личность. Субъективный мир (мир психики индивида) и объективный мир составляют единое целое окружающей реальности; личность является одним из компонентов объективного мира и ни сколько не уступает ему по разнообразию и красочности.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Психологическая структура личности':


Оглавление
Введение
Глава 1. Взгляды представителей психологических школ и направлений на структуру личности
§ 1.1 Топографическая модель З. Фрейда
§ 1.2 Структура личности с точки зрения западных и отечественных исследователей
§ 1.3 Три составные психологической структуры личности
2. Направленность личности
2.1 Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Человек существует в объективном мире, но в реальности существует еще один мир: субъективный - это мир психики человека, его личность. Субъективный мир (мир психики индивида) и объективный мир составляют единое целое окружающей реальности; личность является одним из компонентов объективного мира и ни сколько не уступает ему по разнообразию и красочности. Если бы, по каким либо причинам в объективном мире отсутствовал человек с его неповторимой психикой (психика [4, с. 4] - форма активного отображения субъектом объективной реальности), то реальность выглядела бы совершенно иначе.
Человек со свойственной ему активностью с самого своего появления в этом мире пытался познать, систематизировать, упорядочить все, что ему попадалось под руку, все, что он созерцал и ощущал, в том числе и свой внутренний мир. Зачастую познать себя, свою личность (личность - это человек как субъект отношений и сознательной деятельности) намного труднее, нежели окружающую реальность. Безусловно, что изучать личность индивида необходимо. Так, например, для более рационального использования любого устройства вначале необходимо ознакомится с его внутренним содержимым, механизмом устройства, инструкцией по эксплуатации. Человеку тоже необходимо познать себя, так как без понимания структуры личности и законов ее функционирования невозможно гармонично развиваться и вести плодотворную деятельность. От того как будет функционировать личность будет зависеть продуктивность и общества в целом: если мы не будем обладать знаниями о структуре личности и особенностей ее существования и деятельности, то мы не сможем направить энергию деятельности в нужное русло, функционирование общества приобретет неэффективный характер.
Всю глубину и значимость проблемы познания личности, в особенности ее структуры, понимает мировое сообщество и активно работает в этом направлении. За всю историю человечества добыто немало сведений о психике человека. Они систематизированы в молодой науке психологии, изучающей психические явления. Как наука психология сложилась в XIX веке. Она изучает личность конкретного, живого то есть постоянно развивающегося индивида, и это развитие не может быть однолинейным.
Объектом исследования в этой проблеме исследования структуры личности является отдельный индивид, то есть человек как представитель вида Homo sapiens, и группы индивидов, многие аспекты структуры личности проявляются лишь при межличностном взаимодействии. Предметом исследования являются явления человеческой психики. Многое в структуре психики личности известно благодаря кропотливому труду отечественных и зарубежных ученых. Досконально изучен мозг человека. Доказано что он является физиологической основой психики. В этом есть большая заслуга отечественных ученых: И. Павлова, М. Бехтерева, Н. Сеченова и многих других. Все явления человеческой психики возникают, формируются и развиваются в процессе деятельности мозга, который отображает окружающую действительность. На сегодняшний день С. Рубинштейном открыт ”принцип единства сознания и деятельности”, в психоанализе З. Фрейдом, К. Юнгом и другими исследователями широко освещена проблема бессознательного в структуре психики, в бихевиоризме - проблема поведения. Но абсолютного знания не существует и в реальности все еще остаются "белые пятна”. В настоящее время идут исследования структуры личности в особенности таких явлений человеческой психики как мотивации, ощущений, памяти, эмоций, внимания, речи, способностей, мышления, восприятия, деятельности аспектов направленности личности.
Хотелось бы отметить уникальный по своему охвату и разнообразию труд С. Рубинштейна "Основы общей психологии”, который является универсальным источником информации по проблеме сущности и содержательной стороны психики, в частности структуры личности. Не менее интересными источниками являются "Психология личности” Ю. Гиппенрейтера и А. Пузырея; "Психология личности” А. Асмолова; Хрестоматия по истории психологии, под редакцией П. Гальперина, А. Ждана; "Основные психологические теории в психоанализе” З. Фрейда; "Психологические типы” К. Юнга.
психологическая структура личность темперамент
Глава 1. Взгляды представителей психологических школ и направлений на структуру личности
§ 1.1 Топографическая модель З. Фрейда
Наибольший интерес и симпатию вызывают взгляды на структуру личности З. Фрейда и К. Юнга, отечественных психологов.
Представитель психоаналитического направления З. Фрейд применял топографическую модель личностной организации. [10, c.156 - 188] Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное, бессознательное.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. З. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, память, чувства) входят в сферу сознания. Любое переживание в сознании человека в данный момент времени следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.
Уровень предсознательного, которую иногда называют "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все что, вы делали в прошлую субботу утром. С точки зрения З. Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное, представляющее собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожали сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Там могут храниться забытые травмы детства или скрытые враждебные чувства к родителю, или подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Согласно З. Фрейду такой неосознаваемый материал определяет во многом наше повседневное поведение.
З. Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков, предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания. Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус.
Однако в 20-х гг.З. Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в структуру личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.
Ид. Слово "ид" происходит от латинского "оно" и означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний существует еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности - эго.
Эго (от лат. "ego”-я) является компонентом психического аппарата, который ответственен за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром, помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.
Чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. "super" - сверх и "ego" - я).
Полностью сформировавшимся суперэго считается, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, старается направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.
Топографическая модель З. Фрейда, безусловно, удачно сформулирована и дает четкое наглядное представление о структуре личности, чем заслуживает большое внимание к себе со стороны исследователей психической жизни.
§ 1.2 Структура личности с точки зрения западных и отечественных исследователей
В аналитической психологии представлена своя структура личности, которая появилась в результате переработки К. Юнгом психоанализа. Он утверждал, что душа (душа в теории К. Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. [12, с.106]
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyсhe, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда - то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым не достает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.
И, наконец, К. Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Как говорил К. Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума". [12, с.74] Содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных образов, то есть архетипов (архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом). [12, с.124]
Особое внимание в теоретической системе К. Юнг уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Персона - это наше публичное лицо, то есть, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Она служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность.
Противоположностью персоны в аспекте приспособления к окружающему миру выступает тень. Она представляет собой подавленную, темную, дурную и животную сторону личности.К. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого нала в жизни индивидуума.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, а анимус - внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Этот архетип эволюционировал в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом.
Самость наиболее важный архетип в теории К. Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. В понимании Юнга развитие самости - это главная цель человеческой жизни. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех сознательных и бессознательных аспектов души.
Большинство западных теорий [11, с.78] исходят из схемы детерминации развития личности под влиянием двух факторов - среды и наследственности. Структуры личности тем самым составляются и рассматриваются исходя из этой схемы. Например, двухфакторная модель за основу структуры личности в психоанализе З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга, Эго-психологии Э. Фромма, гуманистической психологии А. Маслоу, бихевиоризме и многих других теориях. Современные многофакторные теории личности (Р. Кеттел) в конечном счете, сводят строение личности к проекциям все тех же основных факторов - биологического и социального.
В современной отечественной психологии развивается деятельностный подход, в рамках которого исследователи (А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Б. Ананьев, А. Петровский, А. Асмолов и др.) строят свои теории личности. В русле этого направления личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса. Биологического свойства человека рассматриваются в ней как "безличные" предпосылки развития личности (А. Асмолов, А. Петровский), которая не может сохранять их как структуру, рядоположенную и равноправную социальной подструктуре.
Природные предпосылки развития индивида, его эндокринная и нервная системы, телесная организация, преимущества и дефициты его физического склада очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Но психологическое, входя в личность человека, преобразовывается, становясь культурным, социальным.
§ 1.3 Три составные психологической структуры личности
Сам человек представляет собой чрезвычайно сложную систему макрохарактеристик. Среди которых важнейшими являются макрохарактеристики человека как: а) индивида, б) субъекта деятельности, в) личности, г) индивидуальности.
Как индивид человек является представителем вида Homo sapiens и отражает в себе особенности пола, возраста, нейродинамики (свойств нервной системы), конституции.
Являясь субъектом деятельности, человек опирается на психические процессы ощущения, восприятия, памяти, воли, речи, внимания, мышления. Они позволяют успешно выполнять поставленную перед человеком задачу.
Макрохарактеристика личности подразумевается как продукт социализации. В нее входят темперамент, характер, направленность личности, способности.
Человек как индивидуальность использует свой индивидуальный опыт, знания, навыки, умения, которые приобретает в процессе жизни, а "изюминка" делает человека неповторимым, поскольку представляет собой уникальный способ сочетания элементов структуры человека, который не встречается еще где-либо и тем самым не поддается ни какой классификации.
Прежде чем говорить о структуре личности, опишем необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что человек способен к опосредованному поведению. Предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководства осуществляется на основе сознательных мотивов - целей и принципов.
От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное повеление (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже " стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее, действовать вполне нравственно. Хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Итак, в структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная или интраиндивидная подсистема, образованная особенностями строения характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности. Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих "здесь и теперь" связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на "вклады" в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.
Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности.
Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения за достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые, в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику, позволяет экспериментально подтвердить факт персонализации что и было показано в большом количестве исследований.
Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:
) индивидуальность личности;
) ее представленность в системе межличностных...

Похожие материалы:

Реферат: Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

Реферат: Психологическая безопасность личности

Курсовая работа: Возрастные кризисы: психологическая сущность, структура и содержание

Реферат: Понятие личности и ее структура

Реферат: Структура личности