Курсовая работа: Психологические аспекты самоактуализации личности

Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности, каждого индивидуума по отдельности. Общество развивается и прогрессирует с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы, воплотившие их в жизнь во благо себе и окружающим.

Дата добавления на сайт: 16 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические аспекты самоактуализации личности':


Введение
самоактуализация психология интеллигентность
Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности, каждого индивидуума по отдельности. Общество развивается и прогрессирует с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы, воплотившие их в жизнь во благо себе и окружающим. Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися. Самоактуализация по Маслоу - это «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т.д.» Это постоянный процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. Также существуют некоторые аспекты, характеризующие этот процесс.
Один из аспектов - интеллект. Маслоу подчеркивал важность холистического мышления, которое имеет дело с системами связей и служит объединяющим началом.
Следующий аспект - это «самость». Для самоактуализации очень важно понять собственную природу и действовать в соответствии с ней.
Не менее важными аспектами являются эмоциональный и волевой. Если говорить о волевом, то он проявляется в том, что самоактуализирующиеся люди упорно идут к намеченной цели. Эмоциональная сторона проявляется в том, что без положительных эмоций, в состоянии внутренней напряженности исчезает энергия индивида, так же отрицательные эмоции препятствуют эффективному функционированию.
Следующий аспект - тело. Маслоу подробно не рассматривает роль тела в процессе самоактуализации. Однако важно, чтобы индивид не забывал о телесных нуждах. Маслоу говорил: «…нежелание считаться с потребностями организма и идти им навстречу, скорее всего, приведет, по крайней мере на западе, к формированию незначительного, душевно уродливого индивида…»
Также можно выделить такой аспект как социальные отношения. По Маслоу потребности в любви и уважении принадлежат к основным. Без удовлетворения этих потребностей самоактуализация не возможна.
Каждая из этих сторон - неотъемлемая часть длительного процесса самосовершенствования. Изучение и анализ этих аспектов поможет людям наиболее приблизиться к самоактуализации.
В наше время эта проблема как никогда актуальна, так как, каждому человеку необходимо определиться с целями, процесс достижения которых приведет к саморазвитию и самосовершенствованию.
Объектом данного теоретического исследования является самоактуализация личности.
Предмет исследования - аспекты самоактуализации личности.
Цель - изучение психологических аспектов самоактуализации личности.
Задачи исследования - анализ литературных источников.
1. Исторический анализ теорий самоактуализации
.1 Предпосылки возникновения концепции самоактуализации
Самоактуализированный человек - это некий идеал, и достичь его можно различными путями, которые менялись с течением времени. Однако и сам образ, характеристики идеального человека в разные периоды истории в трудах различных философов и психологов постоянно менялись. В данном разделе предполагается рассмотреть эволюцию представлений об идеальном человеке, образ которого создавался с момента появления человечества, однако первые наиболее полные, обобщенные концепции идеального человека появились еще в Древнем Китае и продолжали развиваться в трудах многих ученых в дальнейшем.
1. Конфуций, один из представителей Древневосточной философии, воздерживался от суждений о сверхъестестенном, полагая мироуправляющей силой божественно-натуралистическое «безмолвное» Небо (Тянь). Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное предопределение. Философия Конфуция фаталистична.
Человеческую природу Конфуций считал этически нейтральной. Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности».
2. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».
3. В представлении Фридриха Ницше, немецкого философа, идеальный человек - «сверхчеловек». Этот образ воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Ницше характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека. Главная тенденция в воззрениях этого мыслителя состояла в совершенствовании культуры человека, в улучшении самого типа человеческой личности.
4. Вся философская система Владимира Соловьева основывается на определенном понимании человека.
«Вообще человек, - пишет философ, - есть некоторое соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий… Причем собственно человеческое начало есть разум, т.е. отношение двух других».
Ярчайшая особенность человека по Соловьеву заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремиться усовершенствовать земной мир и самого себя.
5. По Толстому, идеала человек может достигнуть путем религиозного самосовершенствования. Этику религиозного самосовершенствования он связывал с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
6. В трактовке Абрахама Маслоу идеальный человек - это самоактуализированная личность. Интеллектуальными предшественниками его исследований по этой проблеме были психоанализ, социальная антропология и гештальт-психология.
Психоанализ. В 50-е годы, когда клиническая психология была еще сравнительно новой областью, Маслоу считал психоанализ наилучшей системой для исследования психопатологии, а также лучшей из доступных форм психотерапии. Однако он понял, что психоаналитическая система недостаточна для роли общей психологии, приемлемой для всего человеческого мышления и поведения.
«Психоанализ представляет человека каким то ущербным существом, из которого тут и там выпирают его слабости и недостатки, без которых его описание было бы не полным…Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой заключается смысл, богатство и ценность его жизни, - все это или опускается Фрейдом, или переводится при его анализе в разряд паталогического».
Теория психоанализа очень повлияла на жизнь Маслоу и его взгляды. Сложное описание Фрейдом невротических и абнормальных аспектов человеческого поведения натолкнуло Маслоу на мысль о создании научно обоснованной психологии, которая могла бы полностью охватить все особенности человеческого поведения. Разработанный Маслоу анализ личности увлек его самого и продемонстрировал наличие существенной разницы между интеллектуальным знанием и конкретным, хорошо организованным экспериментом.
Социальная антропология. Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антрапологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культуры и личности, занимавшимися приминением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Кроме того на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными паттернами и предписаниями. Впечатление было столь сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.
Маслоу также серьезно изучал гештальт-психологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальт-психолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных частей.
Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм - это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин.
Ему Маслоу посвятил книгу «К психологии бытия». В предисловии он писал: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это - интеграция Гольдштейна (и гештальтпсихологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском Университете».
Таким образом, видно, что данная проблема интересовала многих Философов и психологов на протяжении многих лет, что говорит об актуальности и важности данного вопроса.
.2 Основные теории самоактуализации (обзор зарубежной психологии)
Теоретические обоснования представлений о самоактуализации были даны в работах Маслоу и других ученых. В данном разделе предлагается рассмотреть теории исследователей, изучавших эту проблему, и провести их сравнительный анализ.
Концепция самоактуализации Абрахама Г. Маслоу.
В своей книге «Дальние пределы человеческой психики» Маслоу говорит: «У меня никогда и в мыслях не было заняться исследованием самоактуализации, и первый мой интерес к этой проблеме не носил исследовательского характера». [4, с. 53] Все началось с попыток молодого интеллектуала понять двух своих учителей, которых он любил до обожания, которыми восхищался и которые были прекрасными людьми. Маслоу пытался понять, почему эти два человека, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, так отличались от большинства других людей. У Маслоу было такое впечатление, что они не только отличаются от других людей, но что они - нечто большее, чем люди. Его исследование началось как преднаучная или ненаучная деятельность. Он стал делать записи в своем дневнике о Максе Вертхаймере и Рут Бенедикте. По ходу того, как он пытался понять их, размышлять о них и вести о них записи в своем дневнике, в один прекрасный миг понял, что эти два образа можно обобщить, как определенный тип людей, а не два несравнимых индивида. Это было стимулом для дальнейшей работы.
Это не было исследованием вообще. Маслоу делал свои обобщения на основе выбранного им самим определенного типа людей.
Люди, которых он выбрал для своего исследования, были уже пожилыми, прожившими большую часть своей жизни и добившимися значительных успехов. Маслоу считал, что, выбирая для тщательного изучения прекрасных, здоровых, сильных, творческих, добродетельных, проницательных людей - начинает появляться иной взгляд на человечество.
Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Большинство исследований в области самоактуализации исходят из предложенной Маслоу иерархической модели человеческих потребностей. Согласно Маслоу существует пять уровней человеческих потребностей:
1. физиологические потребности;
2. потребности безопасности и защиты;
3. потребности принадлежности и любви;
4. потребности самоуважения;
5. потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Потребности самоактуализации выступают на передний план лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности.
Маслоу в своей книге «Дальние пределы человеческой психики» описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
«Во-первых, самоактуализация - это переживание, переживание всепоглащающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него. Это переживание, в котором нет и тени юношеской робости, только в моменты таких переживаний человек воистину становится человеком. Это мгновения самоактуализации, мгновения, когда человек проявляет свое «Я»… Ключевое слово здесь «самозабвенность»». [4, с. 57] Обычно мы сравнительно мало сознаем, что происходит в нас и вокруг нас (например, при необходимости получить свидетельские показания об определенном событии большинство версий расходится). Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.
Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день - значит десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация - это непрерывный процесс; она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.
Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или эссенциальную природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация - это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.
Честность и принятие ответственности за свои действия - существенные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Каждый раз, когда мы ищем ответы внутри, мы соприкасаемся со своей внутренней самостью. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.
Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.
Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Большой талант или разумность - не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои способности, другие же, может быть, со средним талантом, сделали невероятно много.
«Пик-переживания» - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты «пика». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем наиболее ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более способны конструктивно использовать нашу энергию.
Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии. Нам нужно лучше сознавать, как мы искажаем образы себя и образы внешнего мира посредством репрессий, проекций и других механизмов защиты.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий.
Основной недостаток теории Маслоу заключается в том, что он использовал для исследования специфических испытуемых, а не случайно отобранных репрезентантов общей популяции.
Концепция самоактуализации Курта Гольдштейна
Поскольку концепция самоактуализации - наиболее важный вклад Маслоу в психологию, может быть полезным посмотреть как развивал это представление его создатель Курт Гольдштейн. Его представления существенно отличаются от поздних формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что «организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире».
Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является «формирование определенного уровня напряжения, такого, которое сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность». Такое влечение как голод, - это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей.
По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания.
Концепция самоактуализации Карла Р. Роджерса
По Роджерсу актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма

Курсовая работа: Психологические особенности личности спортсмена-боксера

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена

Дипломная работа: Психологические аспекты одиночества