Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу

Выбор профессии - сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Сделать правильный выбор непросто. И самый главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом периоде.

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу':


Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Факультет психологии
Кафедра общей и практической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу
Студентка: Хомченко Ольга Борисовна
очно-заочное отделение
специальность «Психология»
Руководитель: Кожинова О. В.
Москва,2010

Введение
Выбор профессии - сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Сделать правильный выбор непросто. И самый главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом периоде.
Теория и практика образования показывают, что профориентационные методики в процессе обучения закладывают основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. они основаны на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель профориентационных методик - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Выбор профессии и выбор способов дальнейшего обучения, совершенствования - задача, выдвигаемая для нас на протяжении всей жизни.
Целью моей работы является социально-психологическая помощь педагогам, родителям и подросткам в нелегком, на современной этапе, выборе дальнейшей профессиональной деятельности. Ознакомление с психологическими и другими особенностями выбирающих и выбираемых.
Для каждого старшеклассника жизненноважным становится не ошибиться, как и для каждого взрослого - не дать сделать неправильный выбор.
Основной сложностью исследования является некоторое несоответствие Взрослых и Детских желаний и представлений о своем будущем.
Задача психолога на данный момент является отделение желания взрослого от желания подростка и актуализация ребенка на втором.
В конце концов именно подростку предстоит сделать этот выбор и жить этой жизнью.

1. Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника
.1 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план - понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. [1, стр. 87]
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. [2, стр. 140]
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. [3,стр. 34] По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. [4, стр. 57]
Профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии - мотивация выбора профессии, у юношей она не подвержена изменению с возрастом, у девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. [5, стр. 25]
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
.2 Профессиональное самоопределение
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. [6, стр 50]. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:
субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
объект выбора - то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают. [7, стр. 89]
Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:
внешних условий;
индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы :
Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
Профессиональное обучение:
осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
Профессиональная адаптация:
формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
Самореализация в труде:
выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека. [8, стр. 167]
Предпосылки профессионального самоопределения:
Профессиональное самоопределение - существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой - система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. [6, стр. 60] Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Испытываемая человеком потребность в самоопределении сама по себе беспредметна. А.Н. Леонтьев отмечал, что «…до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, так как он еще не обнаружен…». [9, стр. 26]
Взаимосвязь личности и внешней, по отношению к ней, системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность. [10, стр. 51]
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего. [11, стр. 172]
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:
) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвующие в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обуславливания сферы деятельности, привлекательной для человека. [12, стр. 57]
«Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации..
) Позиция старших членов семьи.
Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.
Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии… [1, стр. 38]
Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.
О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
) Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении. [13, стр. 29]
) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику. [7, стр. 49]
) Личные профессиональные планы.
В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они - зависит от человека.
) Способности.
Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
) Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки .
) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.
) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до фессиональные увлечения - путь к будущему. [8, стр. 68]

2. Выявление профессиональных установок подростков на этапе выбора профессии
.1 Типологии профессионального выбора
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.
). Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:
выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов;
выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.
) В. Джайде выделяет следующие типы профессионального выбора:
Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью.
При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности.
Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям.
) Ф. Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию:
первый тип - безразличный, меркантильный,
второй - нерешительный, фантазирующий,
третий - послушный, безответственный,
четвертый - целеустремленный, уверенный .
) Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы:
низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;
заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;
завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;
завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (14).
) финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»:
в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответствии с его личными качествами,
в конце диагностического этапа остается некоторое несоответствие между выбираемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах,
остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами,
в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции в отношении своего профессионального будущего (15).
) Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого (16). При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростки. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта.
) В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора. Эта типология строится при использовании двух параметров, широко использующихся в настоящее время в экспериментальных работах по структуре интеллекта: первый из них - выраженность когнитивного стиля, в...

Похожие материалы:

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена

Квалификационная работа: Психологические особенности и основные факторы профессионального самоопределения старшеклассников

Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты теории Эриха Фромма

Курсовая работа: Психологические аспекты самоактуализации личности