Дипломная работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)

Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека как субъекта труда в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий.

Дата добавления на сайт: 16 сентября 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
Кафедра социальной психологии и социологии управления
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ)
Работу выполнил
Спичка Ю.В.
Краснодар, 2014
Содержание
Введение
1. Психологические аспекты профессионального отбора персонала
.1Психологическое исследование профессиональной деятельности
.2 Психодиагностика профессионально важных качеств как ориентировочная основа профессионального отбора
2. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств у программистов и менеджеров по продажам
.1 Психологический анализ должностных позиций IT-компании
.2 Методы, этапы и процедура проведения исследования
.3 Психодиагностическое исследование специалистов с разным уровнем успешности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Технический прогресс в промышленном производстве, на транспорте, в энергетике и военном деле сопровождается непрерывным повышением роли человека как субъекта труда в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, широкое применение вычислительной техники, информационных моделей индивидуального и коллективного пользования коренным образом меняют характер труда и влекут за собой возникновение новых профессий. Несмотря на постоянное совершенствование техники, условий и организации деятельности, трудовые функции человека усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Выполнение трудовых функций накладывает на специалиста чрезвычайно большую ответственность, так как от эффективности и надежности его действий в значительной степени зависит качество работы и безопасности труда.
Труд в современном обществе характеризуется, прежде всего, его умственным и творческим содержанием, высокой информационной насыщенностью, в ряде случаев экстремальностью внешних условий и рабочих ситуаций, совместным процессом деятельности и многими другими особенностями, предъявляющими высокие требования к состоянию психической сферы человека и обусловленными в своих проявлениях специфическими закономерностями психической активности и психического склада личности [1, с 12].
Современные организации и компании пришли к осознанию того, что грамотное управление человеческим капиталом - это один из ключевых ресурсов, обеспечивающий их конкурентоспособность на рынке, наравне с другими конкурентными преимуществами (новые технологии, появление нового сегмента рынка, изменение стоимости или наличия компонентов производства и т.д.). И действительно, разница между эффективным и неэффективным сотрудником в нынешней экономике знаний ощутима сильнее, чем раньше. Так «хороший» программист в эпоху IT-технологий напишет в десять раз больше строк пригодного для использования кода, чем его посредственный коллега.
Значимость подбора определяется желанием работодателя найти наиболее подходящего работника, в которого с достаточной степенью гарантии можно было бы помещать капитал, затрачивать средства на его подготовку и развитие.
При этом процесс найма работников, начиная с конца 1990-х годов, претерпевает кардинальные изменения. Демографический кризис и старение населения, параллельно с бурным подъемом экономики привели к сокращению числа потенциальных сотрудников, в результате чего самым дефицитным активом современности явился как раз человеческий ресурс. Компании переориентировались в сторону «войны за таланты», которая ярко проявилась в лихорадке найма и удержания сотрудников [22, с 11].
Категория «талант» или «талантливы сотрудник», вошедшая в обиход языка рекрутеров, ничего общего с психологической интерпретацией данного термина не имеет. Под «талантом» в данном случае подразумевается потенциальный сотрудник, профессиональные компетенции и личные качества которого ценны для компании-работадателя, благодаря которым должна быть повышена её прибыльность и конкурентность на рынке.
В нашей работе на примере IT-компании «Первый БИТ» мы рассмотрим профессионально важные качества, необходимые для эффективной работы сотрудников в сфере информационных технологий. За основу будут взяты две ключевые должности в данной компании, а именно программисты и менеджеры по продажам.
Актуальность данного исследования обусловлена двумя ключевыми факторами. Во-первых, в настоящее время мы наблюдаем глобальную автоматизацию и интеграции всех процессов в обществе с помощью информационных технологий. Информационные технологии проникли в социальные, экономические, политические и другие сферы общественной жизни. Мы уже не мыслим свое существование без компьютеров, электроники, средств связи, они стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Во-вторых, не смотря на развитость и востребованность самой сферы-IT, есть «кадровый голод», т.е. потребность в квалифицированных специалистах в данной сфере.
Таким образом, объектом нашего исследования является психологические аспекты профессионального отбора.
Предмет исследования - профессионально важные качества, необходимые для эффективной работы в должности программиста и менеджер по продажам в сфере - IT.
Цель исследования - выявление профессионально важных качеств, необходимы для эффективной работы в должности программиста и менеджер по продажам в сфере - IT.
Гипотеза исследования - ключевыми профессионально важными качествами при работе в компании ориентированной на предоставление услуг клиентам в сфере - IT для программиста являются: высокий уровень концентрации внимания; переключаемость внимания; абстрактно-логическое мышление; практическое мышление; высокий уровень вербальной кратковременной памяти: гибкость поиска рационального способа решения задач; высокий интеллект; эмоциональная устойчивость; ответственность; радикализм; стремление к профессиональной самореализации.
Для менеджера по продажам - высокий уровень переключаемости внимания; абстрактно-логическое мышление; вербально-логическое мышление; высокий уровень вербальной кратковременной памяти; гибкость поиска рационального способа решения задач; общительность; эмоциональная устойчивость; решительность; радикализм; мотивация на достижение успеха.
В соответствии с целью исследования и для проверки гипотез были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме профессиональной деятельности человека;
изучить и проанализировать проблему профессионального отбора в психологической науке;
проанализировать существующие подходы к пониманию феномена «профессионально важных качеств», разобрать сущность, особенности и методы выявления ПВК;
изучить должностные позиции IT-компании с психологической точки зрения и выявить ПВК для эффективной работы в должностях программиста и менеджера по продажам;
экспериментально проверить выделенные ПВК у программистов и менеджеров по продажам.
Для решения данных задач использовались различные источники, материалы исследования отечественных и зарубежных ученых. Наиболее полно и подробно проблема профессиональной деятельности разобрана в трудах отечественных психологов: А.В. Карпова, В.Н. Дружинина, А.Н. Знаковского, М.В. Григорьева, В.А. Толчик, В.А. Бодрова, Г.В. Суходольского, К.К. Платонова, Е.П. Ильина, В.Д. Шадрикова, Л.Г. Дикой, Д.Н.З авалишена и др. В области изучения сущности, структуры и специфики деятельности как базовой категории психологической науки были разобраны теоретические позиции С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также В.Д. Шадриковой в вопросе психологической системы деятельности как совокупности психических структур субъекта деятельности. Для рассмотрения дифференциального характера профессиональной деятельности были использованы труды Климова Е.А, Зеера Э.Ф., Дж. Холланда, А К.Марковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Е.В. Ильина. В дальнейшем своем развитие наше исследование опиралось на материалы Т.С. Кабаченко, И.Н. Носс, А.В. Карпова, М.В. Григорьевой, В.А. Бодрова, В.А. Толчек, В.Д. Шадриковой, И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна и др. в области изучения психологических аспектов профессионального отбора. Для выявления ПВК, разработка методов диагностики ПВК, организации и проведения диагностического исследования ПВК были использованы методические материалы С.Д. Некрасова, Ю.Б. Шлыковой и И.Н. Носс. В качестве методических средств по профессиональному отбору были использованы: методика исследования переключения внимания Шульте; методика изучения избирательности внимания Мюнстенберга; тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра; методика изучения гибкости поиска способа решения задач (ГПС) С.Д. Некрасова; методика на определение ценностных ориентаций М. Рокича; Личностный опросник 16F (Р. Кеттелл); методика изучения мотивации к успеху Т. Элерса.
Практическое значение исследования обуславливается тем, что изучение профессионально важных качества, необходимых для эффективной работы в должности программиста и менеджер по продажам можно использовать при профессионально отборе на аналогичные должностные позиции в других компаниях. Полученные результаты также могут быть использованы при дальнейшем изучение профессионального отбора на другие должности в данной компании.
Структура работа: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
программист менеджер психологический профессиональный
1. Психологические аспекты профессионального отбора персонала
1.1Психологическое исследование профессиональной деятельности
В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов профессиональной деятельности, что обусловлено социально-экономическими потребностями общества в знаниях психологических закономерностей деятельности человека в различных сферах его профессиональной активности, стремлением к гуманизации труда, научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека в управлении людьми и техникой.
Профессиональная деятельность как один из основных видов трудовой деятельности человека является областью изучения психологии труда.
Прежде чем приступить к изучению профессиональной деятельности как таковой, необходимо составить представление о человеческой деятельности и учесть основные характерные ее особенности, при раскрытии феномена профессиональной деятельности.
Категория деятельность, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями (сознание, личность, поведение, общение и др.) является предметом изучения многих наук, т.е. она является общенаучной категорией.
В широком смысле слова деятельность - это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда [16, с.52].
С психологической точки зрения, исходя из многообразия психологических подходов к изучению человеческой деятельности, нет единого определения данного термина.
Так с бихевиористской позиции (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер, Э. Торндайк, К. Халл и др.) деятельность рассматривается в рамках поведения, которое понимается как совокупность двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды [55].
С позиции психоанализа З.Фрейда деятельность человека раскрывается в контексте влечения (Id), которое является порождающим к действиям импульсом. Т.о. деятельность «подчиняется принципу наслаждения, т. е. автоматически регулируется ощущениями наслаждения или удовольствия, или неудовольствия» [52].
C позиции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и др.) деятельность личности как уникальной целостной системы рассматривается в контексте открытой возможности для ее самоактуализации [50].
Использование понятия «деятельность» в качестве содержательно-базовой категории свойственно именно отечественной психологии.
В рамках деятельного подхода, разработанного советскими психологами С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым, деятельность как человеческая активность является определяющим фактором сознания[53].
На основе этого положения С.Л. Рубинштейн формирует принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому «формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство.
Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, тем самым ее течение и характер; деятельность перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды; закономерности, которым она подчиняется, выходят за пределы одной лишь физиологии» [39, с.167].
Т.о. деятельность в единстве с сознанием обладает рефлексивным качеством и не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул.
В свою очередь А.Н. Леонтьева в деятельном подходе делал упор на рассмотрение проблемы общности строения внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности. Для решения этой задачи он опирался на труды Л.С. Выготского, в которых подробно развернут принцип интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта.
Согласно данному принципу внутренние деятельность - есть интериоризированная внешняя деятельность, которая перешла во внутренний, умственный план, в результате специфической трансформации (обобщение, сокращение, вербализация). Т.о. внутренняя структура человеческой психики есть усвоение внешней социальной деятельности. И наоборот, внешняя деятельность является результатом экстериоризации (разворачивание во вне) внутренних психических структур человеческой психики, которые накладывают свой отпечаток на внешние формы деятельности [22, с.68].
Из выше сказанного исходит то, что внешняя и внутренняя деятельность не обособлены друг от друга, и могут рассматриваться в контексте организованной целостной системы, имеющей общее строение.
Системность организации деятельности наиболее полно проявляется в особенностях ее структуры, которая представлена с позиции структурно-морфологического и функционально-динамического подходов.
Согласно психологической теории А.Н. Леонтьева, в которой применяется структурно-морфологический подход к деятельности, основной структурной единицей деятельности является «действие», а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. В соответствии с данной структурой деятельности выделяются три основные уровня: операций, действий и автономной деятельности [21, с.71].
Действие, как основной компонент, «клеточка» человеческой деятельности по С.Л. Рубинштейну, представляет собой произвольную, преднамеренную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели.
Благодаря свойству активности, целенаправленности и осознаваемости действий, деятельность как целостная структура содержит в себе основные свойства её ключевого компонента.
Соответственно деятельность можно определить как форму активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей [16, с.53].
В отличие от действий операция как один из уровней деятельности представлен без свойства осознаваемости и соотносится с условиями достижения целей. Т.о. операция - это действие, переведенное на автоматизированный, неосознаваемый уровень регуляции.
Высшим уровнем деятельности является собственно деятельность, которая рассматривается в рамках системы личности, поэтому данный уровень соотносится непосредственно с личностными характеристиками, такими как мотивы.
По А.Н. Леонтьеву деятельность как таковая как раз и выделяется на основе критерия наличия у нее какого-либо самостоятельного, специфического мотива, который выступает внутренней побудительной силой к деятельности. Деятельность без осознанной потребности, т.е. немотивированной не может быть.
Мотив деятельности как «опредмеченная потребность», непосредственно связан с ее предметом, поскольку определяется им. Как отмечает А.Н. Леонтьев «беспредметная деятельность» также как немотивированная деятельность лишена смыла [21, с.74].
При этом специфика предметной определенности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе его деятельности. Так, предмет деятельности выступает с двух сторон. С одно стороны он проявляется как подчиняющая себе и преобразующая деятельность сущность, с другой - как образ, продукт психического отражения.
Рассмотренная выше сущность и структура деятельности позволяет говорить о её основные общепсихологические свойства, к которым относятся свойства: активности, осознаваемости, продуктивности, предметности и системности.
Согласно функционально-динамическому подходу, психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов, совокупность которых характеризуется инвариантность.
Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, эти компоненты являются основным базисом деятельности, они же являются основными регулятивными процессами реализации цели деятельности с позиции динамики. Цель, в данном ключе, выступает как интегратор всех компонентов деятельности в единое целостное для ее достижения [16, с.61-62].
Для обозначения целостной системы в психологии сложилось понятие психологической системы деятельности (ПСД), которая обозначает совокупность психических структур субъекта деятельности в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности.
А.В. Карповым в своем труде была подробна рассмотрена концепции о сущности психологической системы деятельности. Согласно данной концепции ПСД включает в себя такие функциональные блоки, как мотивы, цели, программы, информационные основы деятельности, принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств [1, с.21].
Исходной структурой, на основе которой формируется ПСД, является субъект деятельности во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения личности при переходе из среднего звена в высшую школу

Реферат: Универсальные психодиагностические комплексы для профессионального отбора персонала