Курсовая работа: Психологические концепции возрастного развития
Проблема и ее актуальность. На сегодняшний день знание фактов и закономерностей психологического развития человека в онтогенезе от рождения до старости, а также норм развития, возрастных задач, типичных проблем разных возрастов, предвидимых кризисов и способов выхода из них нужно специалистам в различных областях психологии, педагогики, медицины, социальных служб и других сфер деятельности.
Дата добавления на сайт: 14 сентября 2024
Скачать работу 'Психологические концепции возрастного развития':
Введение
Проблема и ее актуальность. На сегодняшний день знание фактов и закономерностей психологического развития человека в онтогенезе от рождения до старости, а также норм развития, возрастных задач, типичных проблем разных возрастов, предвидимых кризисов и способов выхода из них нужно специалистам в различных областях психологии, педагогики, медицины, социальных служб и других сфер деятельности. Для практикующего психолога особенно важно знать и понимать особенности и закономерности стадий психического развития и формирования личности, включая специфику когнитивного, личностного и психосоциального развития на каждом возрастном этапе. В условиях острых социальных изменений, в условиях социальной нестабильности человек по-иному переживает время собственной жизни, сужаются временные перспективы и временные границы. Проблема исследования многообразия составляющих психического развития личности на протяжении жизни человека становится особенно актуальной в эпоху перемен, и является важнейшей задачей стоящей перед обществом по обеспечению нормального психического развития и здоровья человека.
Тема исследования: «Психологические концепции возрастного развития».
Цель исследования заключается в анализе основных теоретических концепций и подходов в психологии возрастного развития в отечественных и зарубежных исследованиях, а также в рассмотрении современных психологических взглядов и подходов на проблемы возрастной периодизации и возрастного развития.
1.В ходе написания курсовой работы для достижения намаченной цели исследования, предполагается решить следующие задачи:
2.Дать характеристику возрастной психологии и психологии развития как науки, ее предмету и кругу решаемых задач.
.Проанализировать проблему детерминации психического развития человека.
.Рассмотреть основные понятия и методы исследования в возрастной психологии.
.Изучить ведущие теоретические концепции и подходы возрастной психологии в зарубежной литературе.
.Рассмотреть взгляды и концепции возрастного развития в отечественной психологии.
.Сделать выводы.
Методы исследования. Основным методом исследования является анализ литературы на предмет описания и сравнения психологических концепций возрастного развития, представленных в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Информационную базу составляют теоретические научные изыскания психологов, внесших существенный вклад в развитие психологической науки и разработавших собственные подходы и практические методики (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, У. Бронфенбреннер и другие). Основными источниками является научная и учебная литература, научные публикации и статьи, диссертации, материалы тематических Интернет-ресурсов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из трех глав с приложениями. В первой главе речь пойдет о методологических, методических и понятийных основах психологии развития и возрастной психологии, а также об основных проблемах этой области знаний. Вторая глава будет посвящена изложению и анализу основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной психологии, и оказавших наиболее ощутимое влияние в науке. В третьей главе будут рассмотрены концепции и подходы, разработанные отечественными психологами, а также многие дискуссионные проблемы возрастной психологии как науки.
1. Методологические и понятийные основы возрастной психологии
.1 Теоретические и практические задачи возрастной психологии
возрастной психология детерминация
Психология развития и возрастная психология представляет собой важнейший раздел психологической науки, где исследуются факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Появившись изначально как детская психология, данная область знаний стала достаточно самостоятельной к концу XIX века. Тем не менее, требования развивающегося общества и логика развития науки показали очевидность необходимости целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. На сегодняшний день психология развития стремится к раскрытию психологического содержания последовательных стадий онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов у человека, что немыслимо, если не учитывать влияние на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Таким образом, ее специфической особенностью является исследование онтогенетического развития человеческой психики, его качественных этапов и закономерностей перехода от одного этапа к другому. Каждый конкретный этап при этом характеризуется различными специфически возрастными задачами освоения окружающего мира и культуры, решаемых посредством формирования новых видов поведения и деятельности.
Объектом исследования данного раздела психологии представляет собой развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый индивид, что по своей сути представляет собой весьма сложную динамическую систему взаимосвязанных процессов и явлений. Предметом исследования в психологии развития и возрастной психологии являются различные возрастные этапы развития человека, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, темп и направленность, общие закономерности и тенденции психического развития в онтогенезе.
Психология развития и возрастная психология рассматривает изменения в поведении человека в разные его возрастные периоды и пытается объяснить эти изменения, выявить закономерности приобретения человеком знаний и опыта. Она имеет несколько разделов, среди которых можно выделить следующие:
) детская психология - раздел возрастной психологии, исследующей условия и движущие силы развития психики детей, закономерности функционирования ребенка как личности;
) психология юности - область исследований психологии развития, изучающая особенностей детей старшего подросткового возраста, исследованием их жизненных позиций детей, кризиса данного периода, стремлений к их самоопределению;
) психология зрелого возраста занимается исследованием закономерностей и механизмов развития психики индивида на стадии его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Другими словами данная сфера исследований возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;
) геронтопсихология (от греч. gerontos - старец, старик) представляет собой раздел возрастной психологии, занимающийся изучением психики людей пожилого возраста. Данный раздел возрастной психологии изучает психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости.
Своей научной целью психология развития содержит - постижение психологических явлений посредством анализа их происхождения, вследствие этого ее относят к области общей психологии. Данная область знаний ставит своей задачей изучение целостного психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти. Будучи тесно связанной с другими отраслями психологической науки, возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. Таким образом, психология развития и возрастная психология представляет собой часть общей психологии, исследующей схожесть и различия психологического функционирования индивида на протяжении всей его жизни. Поскольку роль человеческого фактора является особо значимым моментом во многих сферах жизнедеятельности людей, то можно утверждать, что возрастная психология вносит серьезную лепту в осмысление и понимание психологической сущности развития человека как индивида и как личности.
Учитывая сказанное можно сформулировать и выделить следующие основные функции психологии развития и возрастной психологии: во-первых, это описание особенностей развития человеческой психики на разных стадиях его жизни с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний; во-вторых, это прогнозирование возможных изменений поведения и переживаний именно как следствие его возрастного развития; в-третьих, это конечно понимание причин, факторов, условий изменения в поведении и переживаниях индивида в различном возрасте; в-четвертых, это коррекция психического развития индивида посредством создания оптимальных условий для его нормального развития.
Следует отметить, что практическая значимость психологии развития и возрастной психологии обусловлено, прежде всего, научной разработанностью вопросов о нормальном развитии детей, о характерных возрастных проблемах, методах их решения, этапах становления взрослой здоровой личности, гражданина, профессионала, родителя. Учитывая, что значение возрастной психологии представляется весьма весомым в теоретическом и практическом плане, можно сформулировать спектр теоретических и практических задач, решаемых психологией развития и возрастной психологией.
Теоретические и практически задачи психологии развития и возрастной психологии:
исследование направляющих сил, причин и механизмов психического развития человека на всем протяжении всей его жизни;
выделение возрастных периодов психического развития индивида в онтогенезе;
возрастная и клиническая диагностика;
исследование возрастных особенностей и закономерностей возникновения, развития и изменения различных психических процессов;
определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
определение характерных возрастных особенностей, потенциалов, закономерностей для разных видов деятельности, овладения знаниями;
изучение возрастного развития личности, учитывая также конкретные исторические условия и т.д.;
организация систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
эффективная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования.
1.2 Ключевые понятия психологии развития и возрастной психологии
В качестве центрального понятия возрастной психологии предстает понятие «психическое развитие». Развитие как таковое представляет собой процесс перехода из менее совершенного состояния в более совершенное состояние, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, появление новых механизмов, структур и процессов. Психическое развитие, в свою очередь, есть закономерное изменение процессов человеческой психики с течением времени, наблюдаемое в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Аналогично философской категории «развитие», понятие «психическое развитие» характеризуется необратимостью изменений, определенной направленностью и закономерностями. Вместе с тем, для более полного понимания развития психики человека, необходимо рассмотреть его с позиции временной протяженности или дистанции его протекания. Здесь можно выделить по крайней мере пять видов развития:
Микрогенез представляет собой самую короткую временную дистанцию - актуальный генез. Микрогенез охватывает возрастной период, характеризуемый протеканием краткосрочных психических процессов, а помимо этого и развернутые последовательности действий.
Антропогенез - есть человеческое развитие, представленное во всех его аспектах, включая и культурное развитие., начиная с появления «человека разумного» и по ныне.
Онтогенез представляет собой индивидуальное развитие человека, протекающее с момента его зачатия и до его смерти. При этом стадия развития плода (пренатальная фаза) обладает особым положением, поскольку жизненные функции непосредственно зависят от организма матери.
Функционалгенез является составной частью онтогенетического становления психических процессов человека и представляет собой функциональное психическое развитие, куда относится - развитие психических функций; появление нового уровня решения интеллектуальных, мнемических, перцептивных и прочих задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами.
Филогенез объединяет в себе общее развитие вида, представляет собой предельную временную дистанцию, появление видов, их трансформацию, дифференциацию и преемственность. Другим словами, это есть вся эволюция видов от простейших организмов до появления «человека разумного».
Выделяются минимум два типа развития. Преформированный и непреформированный. Первый представляет собой тип, в котором изначально определены все этапы развития организма и их конечный результат его развития. Второй тип представляет собой такое наиболее часто встречающийся тип развития, стадии которого невозможно предопределить заранее.
Процесс изучения психического развития человека предполагает решение таких задач, как - описание, объяснение, прогноз и коррекция развития. Процесс описания заключается в представлении множества явлений, фактов, процессов развития психики в полном объеме. Процесс объяснения означает поиск причин и условий изменивших поведение и внутренние переживания. Другими словами необходимо установить причинно-следственную связь, будь она строгой, вероятностной, одинарной, множественной или вообще отсутствует. Прогнозирование заключается в предвидении возможных последствий, которое всегда носит гипотетический характер. Коррекция развития представляет собой попытка управлять следствием посредством изменения возможных его причин.
В психологической литературе также различаются нормативное и индивидуальное психическое развитие. Нормативное развитие характеризуется общим характером изменений, свойственным большей части людей определенного возраста. Зачастую о нормативном развитии говорят как об идеальном развитии - высшем уровне психологического, личностного развития. В свою очередь индивидуальное развитие обусловлено вариативностью нормы и уникальностью отдельной личности, с подтверждением своеобразия целого ряда ее способностей.
Одним из ключевых понятий психологии развития и возрастной психологии является понятие психологического возраста индивида, которое представляет собой определенную стадию развития человека в онтогенезе, характеризуемую объективностью, исторической изменчивостью, хронологической и символической фиксированностью. Психологические возрасты различаются в разных психологических концепциях в зависимости от метода периодизации, от избранного основания. Хронологический возраст индивида обозначает длительность его существования с момента рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
Социальная ситуация развития представляет собой особенную для каждого возрастного периода систему отношения субъекта и социальной среды, которая определяет при этом направление и характер его психического развития. Обуславливается отношением между «хочу» и «могу», постоянно находящимися в противоречии и разрешающиеся в ведущей деятельности.
Психические новообразования представляют собой особые психологические образования, активно развивающиеся и явственно проявляющиеся на конкретной стадии возрастного развития под воздействием ведущей деятельности.
Ведущая деятельность - является деятельностью индивида на определенной возрастной стадии его развития, оказывающей наибольшее влияние на его психическое развитие и влекущее возникновение различных психических новообразований.
Возрастные кризисы - представляют собой особые, сравнительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, обусловленные резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.
1.3 Основные методы исследования в возрастной психологии
В качестве главных исследовательских методов возрастной психологии предстают методы сбора фактов, определения тенденций, динамики психического развития, наблюдаемой во времени посредством метода наблюдений. Метод научного наблюдения, не должен быть сведен к простой фиксации фактов, его главная цель - научное объяснение причин того или иного явления. Являясь научным и вполне объективным, метод наблюдения заключается в планомерном и целенаправленном фиксировании важных для психолога фактов в обычных условиях жизни индивида. Важнейшими условиями метода научного наблюдения являются постановка задачи; составление плана; отбор объекта и ситуации наблюдения; сохранение естественных условий жизни; невмешательство; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов регистрации результатов.
Процесс наблюдения может быть организован в виде сплошного и выборочного наблюдения. Сплошное наблюдение направлено на исследование одновременно многих сторон поведения индивида на протяжении достаточно длительного времени и, обычно, осуществляется в отношении одного или нескольких людей. Здесь может иметь место определенная избирательность критериев. Выборочное наблюдение ориентировано на фиксацию отдельных сторон поведения индивида или его поведение в конкретных ситуациях, в конкретные промежутки времени.
Процесс объективного научного наблюдения сопряжен с целым рядо трудностей, к числу которых можно отнести высокую трудоемкость; большие затраты времени; невозможность проверки; пассивную позицию исследователя; высокая вероятность упущения психологических фактов; опасность субъективности при интерпретации результатов; ограниченность применения математических методов обработки данных. Необходимо признать, что в ходе исследователь регистрирует лишь внешние проявления поведения субъекта, симптомы, а интересуют его при этом скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может делать лишь какие-то предположения. Поэтому исследователь должен быть крайне осторожен в выводах и учитывать то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сформироваться особая мотивация, способная оказать существенное влияние на результат. Как бы там ни было, невзирая на все недостатки метода наблюдения, его несомненная ценность заключается в том, что отсутствуют какие либо возрастные ограничения для испытуемых. Продолжительное наблюдение за жизнью ребенка, в частности, дает возможность выявить переломные моменты - так были получены знания о критических периодах развития. В современных исследованиях наблюдение применяется как метод сбора данных на начальном этапе, но в...
Похожие материалы:
Реферат: Соотношение индивидуального и возрастного развития младших школьниковКурсовая работа: Психологические особенности развития приемных детей
Курсовая работа: Акцентуации характера (понятия, концепции, отличительные особенности, причины, механизмы развития)
Реферат: Проблема развития мышления. Основные психологические теории
Реферат: Концепции развития личности сущность и специфика