Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории - как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы.

Дата добавления на сайт: 30 сентября 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ':


Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра педагогики и психологии
психологические проблемы девиантного поведения подростков
Курсовая работа по психологии
Выполнила:
студентка 33 группы ФЕМИ
Иванова Мария Андреевна
Проверила:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии НТГСПИ (ф) РГППУ
Мешкова Ирина Владимировна
Нижний Тагил

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
.2 Психологические особенности подросткового возраста
.3 Психологические проблемы девиантного поведения подростков, причины
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет
.2 Анализ результатов исследования
.3 Рекомендации по профилактике девиантного поведения
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение
Проблема отклоняющегося поведения школьников - одна из актуальных социально-педагогических проблем. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня девиантное поведение несовершеннолетних рассматривается как свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-экономической ситуации в стране, а совокупность фактов антиобщественного поведения и правонарушений подростков на определенной территории - как серьезный показатель недостатков проводимой профилактической и воспитательной работы.
Исследование М. И. Рожкова, проведенный в 2004 году им опрос 610 учителей общеобразовательных учреждений показал, что наибольшую выраженность имеют такие формы отклоняющегося поведения среди подростков: табакокурение - 65 %; грубость, сквернословие - 50 %; срывы уроков, пропуски уроков - 25 %; употребление алкоголя - 13 %; уходы из дома - 12 %; наркомания - 10 %; токсикомания - 10 % [8, с. 120].
Проблема девиантного поведения многоаспектна и изучается специалистами из разных областей науки. В частности, можно назвать работы таких авторов, как А.Д. Гонеев, К. Хорни, Л.Б. Шнейдер, В.Д. Менделевий [3, с. 12].
Проблема девиантного поведения на протяжении многих лет притягивает к себе внимание ученых, ищущих ответы на вопросы о природе и проявления этого феномена. Первоначально проблемой девиантного поведения заинтересовались зарубежные ученые.
Объект: девиантное поведение подростков.
Предмет: социально-психологические причины, обуславливающие возникновение психологических проблем девиантного поведения подростков.
Цель курсовой работы: выявить «психологические проблемы», которые возникают у подростков с девиантным поведением.
Гипотеза состоит в том, что у подростка с девиантным поведением могут быть психологические проблемы, вызванные социально-психологическими причинами.
Задачи:
. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучить понятие «девиантное поведение».
. Изучить психологические особенности подросткового возраста.
. Рассмотреть психологические проблемы подростков, склонных к девиантному поведению, социально-психологические причины, обуславливающие девиантное поведение подростков.
. Организовать и провести эмпирическое исследование с целью выявления склонности к девиантности у подростков, обработать полученные данные, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу, письменный опрос.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (25 источников), приложений. Объем работы составляет 37 страниц, в работе 2 таблицы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Сущность и содержание понятия девиантного поведения
Я.И Гилинский первым в России ввел в употребление термин «девиантное поведение».
Под девиантным (лат. deviatio - отклонение) поведением понимают:
. поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам);
. социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения).
В первом определении девиантное поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией. Во втором оно служит объектом социологии [6, с. 72].
В основе отклонений лежит понятие «норма». Нормой является усредненное значение какого-либо признака; наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности; идеальный желаемый тип, образец, эталон.
Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности Кудрявцев относит правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т. д.), которые могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения [14, с. 45].
По мнению А. Коэна, отклоняющееся поведение - это «такое поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть ожиданиями, разделенными и признаваемыми законными внутри социальной системы» [15, с. 36].
Отклоняющееся поведение необходимо отличать от поведения, связанного с мозговой патологией. В происхождении отклоняющего поведения большую роль играют дефекты личностного развития, сочетающиеся с недостатками, ошибками воспитании и отрицательным влиянием неблагоприятной ситуации, складывающейся в ближайшем окружении человека - семье, референтной группе [19, с. 172].
А.А. Бодалев и А.Н. Сухов четко разделяют отклоняющее поведение на:
) поведение собственно девиантное, т. е. отклоняющееся от принятых в обществе норм;
) поведение делинквентное (психологическая тенденция к правонарушению) - преступное, криминальное [2, с. 26].
Некоторые ученые предполагают в качестве нормы использовать ожидания соответствующего поведения, а некоторые - эталоны, образцы поведения. Девиантными могут быть не только действие, но и убеждения, идеи.
Одним из первых затронул тему девиантного поведения Д. Э. Дюркгейм. Он ввел понятие аномии. Аномия - это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которое вызывается резкими изменениями, то есть аномия - социальная дезорганизация.
Существенно развил и преобразовал данный термин Р.К. Мертон. Аномия - это результат конфликта между «культурой» и «социальной структурой», нормальными, законными средствами и побуждения к поиску новых (незаконных) способов удовлетворения потребностей. Он выделяет пять способов «аномического приспособления» в различных формах адаптации: конформность, инновация, ритуализм, ретринизм и мятеж.
Американский социолог-теоретик Т. Парсонс расширил типологию Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Парсонс объясняет появление девиантных мотиваций невыполнением ожиданий. Поведение подростков он рассматривает через понятие «аномии» - состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется парадоксальность системы ценностей, центральное место в которой занимают ценности личного успеха и его достижения. Следование им усиливает структурную дифференциацию общества, что ведет к конфликтам и девиантному поведению [6, с. 143].
Теория основоположника психоанализа З. Фрейда объясняла отклонения в поведении фиксацией на одной из стадий психосексуального развития. А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, отмечая характерные черты девиантов, как агрессивность, комплекс неполноценности и повышенная тревожность, видят причины девиантного поведения в неврозах, сексуальных расстройствах, неосознанных влечениях личности. В качестве таких неосознанных, подавляемых влечений З. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер - стремление к превосходству над другими, к власти, Э. Фромм - влечения к страданию и смерти, К. Хорни говорил о неосознанном стремлении личности к безопасности [18, с. 221].
В качестве формы самоутверждения рассматривалась в концепциях А. Бандуры, А. Басса, М. Лазаруса проблема агрессивности, тревожности и отклонений в поведении.
А. Маслоу разработал концепцию психологически здорового человека. В теории человеческих мотивов он различает врожденные базовые потребности и метапотребности, неудовлетворенность которых приводит к психопаталогиям (страдания, апатия, цинизм).
Анализируя теоретические подходы к девиации, Ч. Фрейзер выделяет три подхода:
) с позиции социализации;
) с позиций социально-психологической реакции;
) с позиции социального контроля. Н. Дж. Смелзер выделяет три компонента девиации: 1) человек с девиантным поведением; 2) норма (ожидание), которое является критерием оценки девиантности и 3) другой человек, социальная группа, реагирующий на поведение девиантного человека. Девиантность определяется, по его мнению, соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям [20, с. 86].
Важный вклад внесли Говард и Орлин (1960), разработавшие теорию дифференцированных возможностей. Подход Говарда и Орлина представлял собой связь двух основных направлений социально-психологической мысли по проблеме девиантного поведения, а именно - представленную анемическую теорию и теорию дифференцированных возможностей [22, с. 123].
1.2 Психологические особенности подросткового возраста
девиантный поведение подросток психологический
Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности, охватывающий возраст с 11-12 до 14-15 лет. Этот возраст привлекает к себе особое внимание учителей, педагогов и психологов.
Главный момент подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Ребенок всесторонне развивается, у него возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности подростков.
Впервые психологические особенности данного возраста были описаны Г. С. Холл, который обратил внимание на противоречивость поведения подростка. Он представил подростковый возраст как кризисный период развития. Это промежуточная стадия между детством и взрослым периодом. Кризисные, негативные явления подросткового возраста связаны с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. Содержание подросткового периода описывается как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» [14, с. 21].
Кризис подросткового возраста считался неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием. Так, психосексуальное развитие человека в психоанализе отождествляется с развитием самой личности. Подростковый возраст характеризуется возвращением либидозной энергии к половым органам и формированием половой идентичности.
По мнению, Еникеева М.И., Кле М., Ремшмидта Х половые инстинкты создают наибольшее внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. А значит, происходящие в организме подростка биологические изменения, могут приводить к резким изменениям его поведения.
М. Мид изучала непосредственное влияние социальных условий на психологические особенности подростков. Протекание подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого человека [4, с. 59].
Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал, несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Типичные черты данного возраста: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям и чувствам, уход в себя, появление чувства исключительности, неудовлетворенность потребностей, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим и возникновение конфликтов между ними. Отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка [14, с. 42].
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.
Подростковый возраст - это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности ко всему, что делает человека взрослым.
Подростковый возраст характеризуется рядом черт:
наличием потребности в самовоспитании,
становлением самостоятельности,
активной работой над собой,
формированием чувства собственного достоинства.
Негативное воздействие на самосознание, порождает честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими [23, с. 78].
Ю.М. Орлов: «В подростковом возрасте осуществляется активная интеграция подростка в группу сверстников. При этом индивидуализация может проявляться в форме самоутверждения (позитивного или негативного). Если мотив самоутверждения - стремление к лидерству и престижности, а форма позитивная - то самоутверждение может положительно влиять на процесс и результат учебной и общественной деятельности» [14, с. 48].
Ведущий мотив подростка (по Кондратьеву М.Ю.): «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться» [14, с. 62].
Поисковая активность подростка (Филонов Л.Б.) направлена на «поиск пределов допустимого» [16, с. 106].
Подростковый возраст - возраст противоречия одновременно растущих тенденций - социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я").
Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты подросткового возраста, по его мнению, этими главными чертами являются следующие:
. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой.
. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его намеренно воспитывают.
. Подростку хочется быть личностью, совершить что-то героическое.
. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится не справиться, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью, пряча свои настоящие чувства [14, с. 134].

1.3 Психологические проблемы девиантного поведения подростков, причины
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы девиантного поведения, связаны в первую очередь с трудновоспитуемыми подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. Поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения. Отсюда и появляются в действиях подростков черты девиантного поведения.
Девиантные действия выступают:
в качестве средства достижения важной цели;
как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении (девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка).
Особенности подростковой девиации:
высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
недифференцированная направленность реагирования;
кратковременность реакций с критическим выходом;
низкий уровень стимуляции;
высокий уровень готовности к девиантным действиям [9, с. 57].
Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. В человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня - биологические, психологические и социальные. Отсюда и вытекают походы к рассмотрению причин девиантного поведения подростков.
Психологический подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Причиной появления девиаций в поведении и развитии ребенка может стать недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). Такие отклонения рассматриваются в области неврологии и нейропсихологии.
Психологические особенности тесно связаны с девиантным, отклоняющимся от принятых норм поведением. Например, пониженная самооценка и негативный Я- образ положительно коррелируют с 26 видами отклоняющегося поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами.
Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации З. Фрейда. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)

Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков