Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)

Актуальность исследования. В настоящее период в РФ не прекращается реформа образования. В результате ее учебно-воспитательная деятельность с воспитанниками общеобразовательных органов обязана встать на другой качественный уровень, для того чтобы новое поколение молодых людей отвечало тем условиям, которые предъявляет ему общество на нынешнем шаге собственного формирования. Одной из основных проблем данной реформы представляется предотвращение девиантного поведения детей и подростков.

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)':


Содержание
Введение
Глава 1. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема
.1 Условия и причины развития девиантного поведения у подростков
.2 Особенности семейного воспитания как фактор развития девиантного поведения подростков
Глава 2. Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)
.1 Экспериментальное исследование
.2 Характеристика технологии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации
.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы программы профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной организации
.4 Рекомендации по профилактике девиантного поведения в общеобразовательной организации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В настоящее период в РФ не прекращается реформа образования. В результате ее учебно-воспитательная деятельность с воспитанниками общеобразовательных органов обязана встать на другой качественный уровень, для того чтобы новое поколение молодых людей отвечало тем условиям, которые предъявляет ему общество на нынешнем шаге собственного формирования. Одной из основных проблем данной реформы представляется предотвращение девиантного поведения детей и подростков.
В последнее время у большинства подростков встречается направленность к таким типам девиаций, как несогласие обучаться, сквернословие, своеволие, ложь, наркомания и воровство, раннее начало сексуальной жизни, враждебность, уход из дома, употребление спиртного, табакокурение и токсикомания и др.
Ответственность за удачное выполнение профилактики девиантного поведения у подростков несет не только семья подростка, но и общеобразовательные организации как главные институты обучения.
В многочисленных исследованиях Ю. М. Антонян, Б. В. Добрянской Э. И. Дранищевой, К. Р. Копыстянской Е. Г. Самовичев, Н. М. Шкулер, и др. изучен тот факт, что отрицательная обстановка в семье, а так же жизненные ценности отца с матерью непосредственно влияют на развитие ценностей и норм поведения у ребенка.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы профилактики девиантного поведения школьников в общеобразовательных учреждениях всколыхнули выбор темы девиантного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях. Проведенные автором исследования в общеобразовательных организациях показали, что психологам, социальным педагогам, учителям и родителям мало знакомы новые формы и методы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков, тем не менее, их необходимость подтвердили 78,4% опрошенных.
Цель исследования: обосновать технологию социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях и выработать рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях.
Объект исследования: деятельность по профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: технология социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательных организациях.
Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: нормализация социальной ситуации развития личности младшего подростка, осуществляется в ходе организованного комплексного, личностно-ориентированного профилактического процесса, в котором участвуют заинтересованные специалисты, сам подросток, а также его семья и ближайшее окружение.
В соответствии с задачей, целью, предметом, и гипотезой были установлены последующие задачи изучения:
.Охарактеризовать подростковую девиацию как социально-педагогический феномен в младшем подростковом возрасте.
.Выявить характерные черты детско-родительских взаимоотношений в семье, воздействующие на формирование девиантного поведения подростков.
.Обосновать суть социально-педагогической профилактики в общеобразовательных учреждениях.
.Разработать и апробировать методику социально-педагогической профилактики девиантного действия подростков в общеобразовательных учреждениях.
Теоретико-методологической базой изучения являются личностно-ориентированные, аксиологические, культурологические подходы к организации педагогического процесса (К.А. Абульхановой-Славская, В.Г. Бочарова, A.B. Брушлинский, A.JL Леонтьев, JIM. Лузина, Т.В. Машарова, A.B. Мудрик, Р.Х. Шакуров, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская); комплекс мыслей о влиянии отношений в семье на развитие личности ребенка (А. Адлер, Л.С. Алексеева.
В работе применялись следующие способы изучения: теоретический; исследование психологической, социально-педагогической, социологической, научно-методической литературы по вопросу; преподавательский опыт (констатирующий, вырабатывающий, контрольный); наблюдение; анкетирование (опрос, беседа); преобразующие методы; умозаключительная и статистическая переработка информации.
Опытно-экспериментальной базой исследования явились МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска. В эксперименте принимали участие 52 подростков 5-7 классов указанных школ, 38 родителей и 8 преподавателей.
Практическая значимость изучения состоит в возможности применения содержащегося в работе теоретического материала и апробированной в процессе опытно-экспериментальной работы технологии социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в деятельности общеобразовательных средних учебных заведений.
Глава 1. Девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема
девиантный поведение подросток
Изучая проблему возникновения девиации как социально- педагогическую проблему, нельзя не отметить важность в этом аспекте самого сложного из всех детских возрастов - младшего подросткового возраста (11-13 лет). В этом возрасте происходит временное психологическое отделение подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, в то время как влияние сверстников усиливается.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.
Феномен «индивидуализации» (А. В. Петровский, 1987) находит наиболее наглядное выражение в «негативных» признаках - в ответ на навязывание младшему подростку взрослыми прежнего статуса. Формы общения подростков, молодежная мода, специфический сленг, музыкальные пристрастия служат знаковой демонстрацией «инаковости» по отношению к нормам и образцам поведения старшего поколения. Ставятся под вопрос и прежние правила поведения самих подростков, наступает кризис внутренней позиции.
У подростков с девиантным поведением (при разных ведущих отрицательных линиях развития психики) всегда встречаются одно и то же явление: они не в состоянии объективно оценить себя, не знают своих сил и возможностей. Отсюда противоречие между оценкой другими людьми и самооценкой, явное преувеличение своих достоинств или недостатков, а также необоснованные претензии на особое место в коллективе, на особое внимание учителя и т.д. Следствием этого являются конфликты с окружающими, которые не признают этих претензий. А если эти конфликты затяжные, то у младшего подростка формируется девиантное поведение.
«Накопление отрицательного» возникает у младшего подростка тогда, когда у них проявляются негативное отношение к себе и школе, обида на необъективное отношение к себе родителей, педагогов, умение утаивать свои поступки, конфликтные отношения с воспитательной средой, низкий уровень самосознания и низкая требовательность к самому себе [39. с. 87].
Отрицательное влияние на формирование личности младшего подростка оказывает безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино - видео- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, ужаса и страха, агрессии, учащих подростка «грамматике» девиантного (а по сути - криминального) поведения, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости.
Девиантное поведение детей и подростков является одной из форм присущего всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойства отклонятся от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека [83].
Определение девиантности поведения представляет собой значительную трудность. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий, которые часто спорны. Они могут быть неясны, меняться со временем, к тому же на основе различных культур формируются различные социальные ожидания.
Девиация (от латинского deviatio - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, присущего ему противоречивого процесса развития, постоянного стремления к сохранению и изменению [26. c.44-52].
Группа авторов во главе с академиком В. Н. Кудрявцевым, рассматривающих девиантное поведение как социальное отклонение, характеризует его как отступление от существующих социальных норм [52. с.64].
Точку зрения В. Н. Кудрявцева разделяет С. А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушения процесса социализации детей. Девиантное (отклоняющееся) поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам [8. с.131].
Все сказанное позволяет сделать вывод, что девиация является одной из сторон влияния изменчивости, присущего как человеку, так и окружающему миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека. Поведение любого подростка может быть оценено как нормальное или отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. В переводе с латинского «норма» - правило, образец, предписание. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [31. с. 109].
В современных быстро меняющихся условиях жизни акцент делается на усиление развития личного потенциала ребенка, развитие его способности самостоятельно определять цели деятельности и способы их реализации. В то же время социально-психологический климат семьи, школы, отдельные педагогические стратегии могут оказывать депривирующее воздействие на подростков и в результате стать помехой для самореализации ребенка в образовательном процессе. Одной из особенностей современной социально-психологической ситуации в сфере образования становится предупреждение депривирующих воздействий, определяющих во многом решение различных социально-психологических и образовательных проблем.
Понятие «депривация» английского происхождения (to deprive), означает лишить, отнять, отобрать и характеризуется как состояние, в котором субъект лишен возможности удовлетворять свои важные потребности в течение длительного времени, и которое возникает в результате различных ситуаций [57. с.340]. Депревационное развитие личности происходит в силу как внутренних субъективных причин (низкая активность, неспособность найти правильные пути выхода из сложившейся ситуации), так и причин внешних (отсутствие благоприятных условий обучения и воспитания, не сложившиеся отношения с родителями, низкий жизненный уровень и др.). Указанные факторы в совокупности оказывают влияние на личность и могут приводить к появлению чувства обиды, жалости к себе, зависти, тревожности, а по отношению к другим людям - озлобленности, жестокости, стремлению унизить, продемонстрировать грубую силу.
Испытывая подобные состояния, личность теряет равновесие в понятиях «можно» и «нельзя», нарушает взаимодействие со средой, что может подталкивать подростков к совершению правонарушений. Отклонения в поведении связаны, как правило, с низкой культурой, отсутствием понятия о правилах и нормах поведения и др.
Последствием непродолжительного воздействия депривации становится депривационный опыт, в соответствии с которым подросток в схожей ситуации проявляет себя определенным вполне предсказуемым образом. Следствием же длительного воздействия депривации становятся депривационные поражения, т.е. негативные, а в отдельных случаях, необратимые последствия. Депривация в образовательном процессе представлена совокупностью разных видов: психологической, материнской, культурной, образовательной, эмоциональной и др., которые тесно взаимодействуют друг с другом, образуют депривационные условия и в совокупности составляют депривационное пространство [1. c.26].
Одной из основных причин возникновения деприваций у детей является разлука с матерью, с семьей, помещение в детский дом, дефекты физического и психического развития, неблагополучная обстановка в семье (эмоциональная глухота, занятость родителей, равнодушие, завышенные и заниженные требования к ребенку). Депривация в общении с матерью вызывает у ребенка не только нарушение в развитии, невротические и аффективные расстройства, чувство страха, агрессивность, но и порождает недоверие к другим людям. Результатом депривации потребности ребенка в родительской любви становится отсутствие у него чувства уверенности в себе, которое, возникнув на ранних стадиях развития, впоследствии становятся устойчивой характеристикой личности. В результате материнской депривации у ребенка наблюдается неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, неуверенность в себе, интеллектуальное отставание, вялость эмоциональных реакций.
Последствия материнской депривации особенно ярко проявляются в школьные годы. В частности у младших школьников в общении выступают два ведущих «симптомо комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым» (Дубровина И.В., Рузская А.Г.), которые в подростковом возрасте могут усугубляться и приводить к нарушениям норм и правил поведения.
Дж. Боулби, изучая причины делинкветного поведения у детей и подростков, выявил [14. с.259], что длительный период разрыва эмоциональных связей между детьми и родителями может стать причиной нарушенного развития их личности. Изучая подростков, имеющих выраженную наклонность к воровству, Боулби выделил среди них большую группу тех, которые отличались пониженными показателями эмоционального развития. Данные подростки с одинаковым безразличием реагировали как на доброту, так и на наказание, в кругу окружающих выделялись одиночеством, не испытывали привязанности к членам детской банды в составе которой совершали преступление. Изучение истории жизни таких детей, позволило Дж. Боулби выявить, что 86% из них имели продолжительный опыт расставания с матерью (продолжительностью до пяти лет). В результате исследования ученый убедительно доказал, что длительный опыт расставания с матерью может приводить к нарушению развития личности, в частности к расстройству эмоционального реагирования, которое выражается в отсутствии заботы об окружающих, невозможности строить взаимоотношения с людьми, что позволило ему сделать вывод о том, что материнская забота в раннем детстве является необходимым условием психического здоровья как в детстве, так и во взрослом возрасте. Теория привязанности Дж. Боулби позволила раскрыть причины отклоняющегося от общепринятых норм поведения подростков не сложившимися отношениями с родителями, и оказала большое влияние на социальную работу в части заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.
Устройство современного общества содержит источник различных видов деприваций, в том числе и деприваций в образовательной сфере. О депривации в образовательном процессе речь идет тогда, когда ограничиваются возможности самореализации личности, возникает отчуждение её от учебной деятельности, что приводит к психологическому дискомфорту. Основными симптомами отчуждения становятся отвращение к учебному труду, негативное отношение к школе. Среди причин вызывающих отчуждение прежде всего выступает характер отношений школьников и педагогов: формальный характер усвоения знаний, отсутствие субъект-субъектных отношений и др. В результате у учеников возникают трудности в осмыслении информации, происходит заучивание непонятной информации.
Л.И.Божович писала по этому поводу, что наличие у ученика формальных знаний хуже, нежели их отсутствие. Данный аспект сближает образовательную депривацию с когнитивной. Когнитивная (информационная) депривация приводит к отсутствию упорядоченного формирования знаний, представлений ребенка о социуме, социальных правилах и нормах поведения, что лишает его возможности понимать, предвосхищать и регулировать свое поведение. Когнитивная информация возникает тогда, когда ребенок оказывается не в состоянии осмыслить знания в силу своих индивидуальных и возрастных особенностей. Указанная депривация приводит к разрозненным знаниям ребенка о внешнем образе, собственных чувствах, способностях, возможностях. При отсутствии необходимой информации о явлениях окружающего мира, представлений о связях между предметами и явлениями, у подростка появляются ложные убеждения, порой подталкивающие на совершение правонарушений. В этом случае лучшей профилактикой становится избегание информационного дефицита, получение новых впечатлений, приобретение знаний из различных источников.
Образовательная депривация может рассматриваться как разновидность культурной депривации. Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского, развитие ребенка происходит в процессе итериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений, при этом взрослый выступает для него в качестве важного источника развития и носителя опыта. Отсутствие заботы и депривационные отношения тормозят развитие ребенка. Семья может усиливать, либо ослаблять влияние образовательной депривации. Так, в ряде семей образование не считается важной культурной ценностью, ему не придается должного значения, у ребенка не поддерживаются ценностные стимулы учения. В конечном итоге это приводит к значительному снижению восприятия культурных ценностей посредством образования.
В данном случае влияние семьи усиливает влияние образовательной депривации. Опрос, проведенный автором среди учащихся 7,8 классов, показал, что ученики (48%) нуждаются в поддержке со стороны учителей, достижениях и признании. В качестве предупреждения и преодоления образовательной депривации видится необходимость перехода педагогического воздействия от лозунга «все, что дается ребенку должно быть усвоено», к пониманию, содействию, сопереживанию, т.е. принципу принятия ребенка в образовательном процессе.
Зависимость между сроком пребывания в депривационных условиях и...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков