Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)

Актуальность моей дипломной работы, обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества наблюдается тенденция к увеличению проявлений девиантного поведения у детей и подростков. Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания, проституция, «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для будущего России.

Дата добавления на сайт: 04 августа 2024


Скачать работу 'ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)':


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)
Выполнила: студентка
курса, очного отделения
Шамонова Татьяна Васильевна
Научный руководитель:
к.псх.наук, доцент
Козловская Светлана Николаевна
Москва 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведения подростков
§1. Понятие и причины девиантного поведения подростков
§2.Виды и формы девиантного поведения
§3.Нормативно-правовая база защиты подростков c девиантным поведением
Глава II. Технологии работы с подростками девиантным поведением
§1. Структура и характеристика Межрайонного Центра Дети Улиц СВАО г. Москвы
§2. Опыт социальной работы с подростками девиантного поведения в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
§3. Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
Глава III. Профилактика девиантного поведения подростков
§1. Профилактика девиантного поведения подростков в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
§2. Результаты исследования по использованию технологий профилактики форм девиантного поведения в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
§3. Оптимизация технологий профилактики в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моей дипломной работы, обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества наблюдается тенденция к увеличению проявлений девиантного поведения у детей и подростков. Наличие большого количества девиантных подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания, проституция, «криминализация» поведения - все это представляет угрозу для будущего России.
Тема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, несмотря на высокую степень проработки, по-прежнему остается актуальной, прежде всего по причине многогранности и многоаспектности данной проблемы. Ею занимаются представители многих областей знания: педагоги, психологи, психотерапевты, наркологи, социологи, специалисты по социальной работе, валеологи, юристы, криминологи и др.
Одна из причин, вызвавших массовое распространение в молодежной среде - курения, употребления алкоголя и наркотических средств - это социально-экономические преобразования в стране.
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.
Для современной России, характерно качественное ухудшение структуры преступности несовершеннолетних. За последние десять лет существенно выросло число умышленных убийств, разбойных нападений, фактов нанесения тяжких телесных повреждений, грабежей, совершенных несовершеннолетними. Подростки все чаще занимаются бандитизмом, рэкетом, вымогательством. В январе-сентябре 2011 года, по данным Росстата, 46 тысяч 490 преступлений, совершенно подростками. Причем в структуре подростковой преступности резко возросло число насильственных и корыстно-насильственных преступлений, таких как убийства, кражи, грабежи и разбои.
Наркомания - это ещё одна проблема современного российского общества. По данным Росстата в России на начало 2011 года употребляют наркотики 2,5 млн. человек. По статистике, 20% наркоманов - это школьники, 60 % - это молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет, 20% - это остальные возрастные категории. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы.
Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую - и приводя их к смертельному исходу. По данным ВОЗ, в России, в 2010 году, 1,7 тыс. подростков покончили жизнь с самоубийством, это число в 3 раза больше, чем в развитых странах. Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.
Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем, до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.
Степень разработанности проблемы
Ряд ученых занимались изучением причин девиантного поведения, а также предлагали свои определения «девиантному поведению», такие как: Гилинский Я.И., Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю., Беличева С.А., Пятницкая И.Н., Шипунова Т.В., Тюрина Э.И., Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю., Кучукова Н.Ю.
Павленок П.Д., Руднева М.Я., Самыгин П.С., Менделевич В.Д., Змановская Е.В., Шнейдер Л.Б., Фельдштейн Д.И., Рожков М.И. разрабатывали свои классификации форм и видов девиантного поведения.
Подростки как никто другой нуждается в помощи и поддержке государства, на международном, федеральном, региональном уровне принято ряд нормативно-законодательных актов: Конвенция ООН о правах ребёнка, Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Конституция РФ от 12.12.1993, Семейный Кодекс, Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 № 124, ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120, Указ Президента РФ «Об уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка от 01.09.2009 № 986, Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы» от 21.03.2007 № 172.
Разработкой технологий социальной работы, занимались ряд видных ученых: Жуков В.И., Павленок П.Д., Холостова Е.И., Дубровская Т.А. ,Чернецкая А.А., Щукина Н.П., Кузнецова Л.П.
На базе Городского Центра «Дети улиц» существует методический отдел, который занимается разработкой литературы и периодики. Среди них можно выделить следующих авторов: Волкова С.В., Крюкова В.И., Белова В.А., Тарасова А.В., Егошина И.В., Хорохорина Е.А., Баянова Э.Р., Плешакова Е.В.
Объектом исследования являются девиантные подростки
Предметом исследования являются формы и методы технологии профилактики с подростками девиантного поведения.
Цель исследования - изучение основных технологий профилактики девиантного поведения подростками
В процессе изучения выбранной темы мы определили следующую гипотезу исследования: Профилактика отклоняющегося поведения может быть эффективно реализована при следующих условиях:
скоординированной работе всех специалистов (психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, юрист);
серьезном внимании (приоритет) к проблеме первичной профилактики отклоняющегося поведения;
регулярном взаимодействии с семьями и проведением с ними социально-профилактических мероприятий
Задачи исследования:
Определить основные причины подростковой девиаций;
Изучить законодательство в области защиты прав подростков;
Рассмотреть технологии социальной работы с девиантными несовершеннолетними на примере ГБУ Городской Центр «Дети улиц» (отделение в СВАО)
Определить пути оптимизации деятельности учреждений по предотвращению и преодолению подростковой девиантности;
Проанализировать основные направления профилактики девиантных подростков в Городском Центре «Дети улиц» (отделение в СВАО)
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, системный анализ;
- эмпирические базой является изучения опыта работы ГБУ Городской Центр «Дети улиц» (отделение в СВАО)
Теоретическая значимость представленной работы заключается в том, что в ней рассмотрены в комплексе различные причины девиантного поведения; виды и формы девиантного поведения; проанализированы технологии социальной работы, которые используются при работе с девиантными подростками, направленные на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения, рассмотрены технологии профилактики как основополагающей технологии превентивных мер по предупреждению девиаций в подростковой среде.
На основе анализа научной литературы, обобщения и анализа опыта деятельности ГБУ Городской Центр «Дети улиц» (отделение в СВАО) автор наметил пути оптимизации профилактической деятельности детей и подростков. Результатом исследовательской работы является внедрение пилотной программы «Ваше здоровье».
Практическая значимость, по мнению автора заключается в том, что реализация проекта разработанного на основании современных технологий способствует повышению информированности подростков о современных проблемах общества, а также понижает риск развитию девиантного поведения подростков.
Сформулированные в работе выводы и предложения могут быть использованы работниками специализированных учреждений, а также других организаций и ведомств при оказании необходимой социальной помощи семьям и детям.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
§ 1. Понятие и причины девиантного поведения подростков
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиация (от лат. deviatio - отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру, с присущей ему противоречивостью процесса развития, постоянного стремления к сохранению и изменению. По определению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Коллектив авторов во главе с академиком В.Н. Кудрявцевым рассматривает девиантное поведение как отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение, «ненормальное поведение» с точки зрения нормативно значимого фактора, устойчиво проявляющееся отклонение от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилование и убийство). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к уходу от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелания решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств,погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику). Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Точку зрения В.Н. Кудрявцева разделяет профессор С.А. Беличева, которая рассматривает девиантное поведение как нарушение процесса социализации детей, поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность - проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции. Ряд зарубежных исследователей исходит из «психологозированных» определений понятия девиантного поведения и непосредственно не связывает его с влиянием социальных факторов. Например, американский социолога. Коэн, отклоняющимся поведением называет такое, которое «идет вразрез с институциональными ожиданиями», а английский ученый Д. Уолкс вообще считает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», т. е. субъективно навешиваемый «ярлык».
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.
Такие ученые, как К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Васина, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенин, девиантное поведение понимают как отклоняющиеся от установленных норм и стандартов отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, социальными и моральными нормами, причем на данном уровне социального и культурного развития последних (разновидностями такого аморального поведения можно считать алкоголизм, наркоманию, токсикоманию). К наиболее выраженным проявлениям девиантного поведения можно отнести делинквентное (противоправное) поведение.
Таким образом, можно констатировать, что главным критерием девиаций принято считать нарушение социально-нравственных норм.
Норма - предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом. Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.
Естественно, встает вопрос: каковы причины отклонений поведения детей от социальных норм?
Известно, что в поведении человека сочетаются компоненты различного уровня - биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические, морально-этические факторы риска отклоняющегося поведения.
Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относятся:
генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. По данным Центральной НИИ Организации и Информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения и социального развития, в России на 2010 год - проживает 195 тысяч 810 детей-инвалидов с детства в возрасте от 0 до 14 лет. Среди заболеваний преобладают: заболевания болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, Болезни органов дыхания, Болезни кожи и подкожной клетчатки. А также 17 тысяч 541 ребенок стал инвалидом в результате беременности, родов и послеродового периода 35 тысяч 142 ребенка страдают заболеваниями в результате врожденной аномалии (пороки развития), деформации и хромосомного нарушения. Данные поражения дети приобретают, уже во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения (по данным Института педиатрии, акушерства и гинекологии 25 % женщин курят во время беременности); заболеваний матери, влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
Психологические особенности индивида также могут определять его предрасположенность к формированию девиантного поведения.
Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: например, недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, низкая стрессоустойчивость, внушаемость, нарушения гендерной идентичности, акцентуации характера, нравственная незрелость личности, узость круга интересов.
Отклонения в поведении могут возникать и при некоторых «пограничных состояниях» - психогенных расстройствах (неврозах, реактивных депрессиях, посттравматических стрессовых расстройствах), психосоматических заболеваниях, личностных расстройствах (психопатиях), а также при социальной и педагогической запущенности у детей и подростков. Девиантное поведение может сочетаться и быть следствием серьезной психопатологии: умственной отсталости, шизофрении.
В Российской Федерации, по данным Росстата, число больных психическими расстройствами, зарегистрированных учреждениями здравоохранения в 2010 г., составило среди детей 0-14 лет 703, 2 тыс. человек и среди подростков 15-17 лет - 273, 5 тыс. человек или 16,5% и 6,5% соответственно от общего числа больных. При этом впервые выявлено 140,9 тыс. психических заболеваний у детей и 31,5 тыс. психических заболеваний у подростков.
Социальные причины девиантного поведения - это неблагополучное микросоциальное окружение (девиантная референтная группа; принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников, отчуждение от социально-позитивного большинства; социальная депривация, недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят нестабильность социально-экономической ситуации, негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям, несовершенство законодательства, отсутствие развитой системы социальной поддержки.
К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо - или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Технология профилактики девиантного поведения подростков в практической деятельности (на базе МБОУ Школа №24, МБОУ Гимназия №1 г. Новосибирска)

Курсовая работа: Специфика проявления девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Диагностические функции школьного психолога в организации первичной профилактики суицидального поведения подростков

Курсовая работа: Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков