Контрольная работа: Психология и педагогика

План

1. Методы исследования в психологии
.1 Понятие о методах исследования в психологии. Принцип объективного научного психологического исследования
.2 Классификация методов исследования в психологии
.3 Организационные методы
.4 Эмпирические методы
.5 Методы коррекции
.6 Методы обработки данных
.7 Интерпретационные методы
. Формы организации учебного процесса в высшей школе
.1 Лекция
.2 Семинарские и практические занятия
.3 Самостоятельная работа
.4 Формы педагогического контроля
Библиографический список

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология и педагогика':


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Обучение заочное
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Екатеринбург 2014

План
1.Методы исследования в психологии
.1 Понятие о методах исследования в психологии. Принцип объективного научного психологического исследования
.2 Классификация методов исследования в психологии
.3 Организационные методы
.4 Эмпирические методы
.5 Методы коррекции
.6 Методы обработки данных
.7 Интерпретационные методы
. Формы организации учебного процесса в высшей школе
.1 Лекция
.2 Семинарские и практические занятия
.3 Самостоятельная работа
.4 Формы педагогического контроля
Библиографический список

. Методы исследования в психологии
.1 Понятие о методах исследования в психологии. Принцип объективного научного психологического исследования
Методы исследования в психологии - это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. Сказанное относится и к психологии. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века, выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ полученных такими методами фактов послужил основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность явились причиной того, что психология долгое время оставалась неэкспериментальной наукой, оторванной от практики, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.
В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами.
. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение - по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов.
. Методика психологического исследования должна опираться на анализ деятельности человека.
. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития, и нужно изучить движущие силы этого процесса.
.2 Классификация методов исследования в психологии
Психология пользуется целой системой различных методов. Известно несколько классификаций методов исследования в психологии. Поскольку по-разному трактуются методы и методики, существуют различные психологические школы, появляются дополнения, изменения. Приведем одну из классификаций методов, объединяющую классическую отечественную классификацию, выдвинутую Б. Г. Ананьевым (1907 - 1972), и предлагаемую современными учебными пособиями. В соответствие с нашей классификацией в психологии выделяются следующие группы методов.
. Организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. Организационные методы включают:
а) сравнительно-генетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.
. Эмпирические методы. Это самая обширная группа методов, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Вот основные эмпирические методы:
а) наблюдение и самонаблюдение;
б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);
г) анализ продуктов деятельности;
д) биографические методы.
. Методы коррекции (набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей):
а) аутотренинг;
б) групповой тренинг;
в) способы психотерапевтического воздействия;
г) обучение.
. Методы обработки данных включают в себя:
а) количественный метод (статистический);
б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).
. Интерпретационные методы.

.3 Организационные методы
К познанию закономерностей психического развития можно подойти посредством двух основных типов исследования: так называемых поперечных срезов и продольных (лонгитюдных). Оба типа характеризуются рядом преимуществ и недостатков.
Поперечные срезовые исследования психического развития состоят в изучении одних и тех же психологических характеристик в группах детей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности, клиническими реакциями и т. п. Основным преимуществом этого метода считается сравнительная быстрота исследования - возможность приобретения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в поперечных срезах статичны и не показывают динамики процесса развития, его непрерывности, а многие закономерности развития, полученные таким образом, являются весьма приблизительными.
Современные лонгитюдные исследования имеют целью регистрировать соматическое и психическое развитие ребенка. Долговременному наблюдению собственных детей посвящали себя многие специалисты, детские врачи и психологи (супруги Штерн, Бюлер, Менчинская и др.). Геселл также исследовал группу детей месяц за месяцем, причем на основе своих наблюдений он вывел «нормы развития поведения» для разных возрастных ступеней, начиная от 0 до 16 лет.
В нашей стране онтогенетические исследования имеют долговременную традицию (В. М. Бехтерев , Н. М. Щелованов, Л. С. Выготский , А. Н. Леонтьев , Д. Б. Эльконин , А. А. Люблинская, Н. Д. Левитов и др.). Особенно известны исследования развития речи и ее влияния на способность к учению и развитию личности детей, проведенные в лаборатории А. Р. Лурия (1959).
Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, обладает многими преимуществами:
лонгитюдное исследование позволяет проводить обработку данных по отдельным возрастным периодам;
оно дает возможность определить динамику развития каждого ребенка;
только лонгитюдное исследование дает возможность решить вопрос так называемых критических периодов в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод получает в зоопсихологии и в детской психологии. Этот метод получил название «сравнительно-генетический». Наиболее продуктивное использование указанного метода в сфере сравнительной психологии (зоопсихологии) принадлежало В. А. Вагнеру. В своих работах он впервые обосновал и использовал эволюционный метод, суть которого заключается в сравнении психики изучаемого животного с представителями предшествующих и последующих ступеней эволюции животного мира.
.4 Эмпирические методы
Группа эмпирических методов в психологии считается основной с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку.
Наблюдение.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение (интроспекция) и как объективное наблюдение (внешнее наблюдение). В процессе самонаблюдения человек описывает свое поведение, ощущения, чувства и мысли. Хорошо известной формой такого самонаблюдения является ведение дневника. Результаты самонаблюдения также содержатся в письмах, автобиографиях, анкетах и др. документах.
В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и переживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов. Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Наблюдение в психологии должно вестись в основном объективными методами.
Первое основное требование к наблюдению как научному методу - наличие ясно осознаваемой цели исследования. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению; наблюдение должно приобрести избирательный, выборочный, частичный характер. Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами.
Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях.
Теперь о недостатках метода наблюдения. Интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения, так как наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что увеличивает опасность неточных записей. Трудность представляет и интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.
Эксперимент.
История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в получении научных знаний. Особенности экспериментального метода исследования:
. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.
. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.
. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.
. Эксперимент позволяет установить допускающие количественные закономерности.
В структуре эксперимента можно обозначить систему исследовательских этапов и задач:- теоретический этап исследования (формулировка проблемы и темы исследования, определение объекта и предмета исследования, определение экспериментальных задач и гипотез исследования);- методический этап исследования (разрабатывается методика эксперимента и экспериментальный план);- экспериментальный этап (непосредственное проведение опытов);- аналитический этап (количественный анализ результатов, математическая обработка, научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций).
Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент.
Лабораторный эксперимент характеризуется применением специального лабораторного оборудования, дающего возможность точно фиксировать количество и качество внешних воздействий и вызываемых ими психических реакций. При лабораторном эксперименте деятельность испытуемых стимулируется специальными заданиями и регламентируется инструкцией. Против лабораторного эксперимента выдвигается три соображения. Указывается на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздействия экспериментатора.
Основная тенденция естественного эксперимента (нечто среднее между наблюдением и экспериментом) - сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Исследователи стараются подобрать естественные условия, соответствующие их целям.
Формирующий эксперимент выступает как средство воздействия, изменения психологии людей. Он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Этот метод опирается на конструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации.
Психодиагностические методы.
Психодиагностические методы позволяют фиксировать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь признакам. В число диагностируемых признаков могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям и т. п.
Психологические тесты. Психологический тест (с англ. «тест» - проба, испытание) - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др. Диагностическая ценность теста зависит от профессиональной грамотности экспериментатора и условий проведения эксперимента. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить ущерб в педагогической практике, в области профотбора.
Методы опроса, интервью, анкетирование. К числу наиболее распространенных средств психодиагностики относятся всевозможные опросы, т. е. получение информации со слов опрашиваемых. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации на ранних стадиях исследования; с помощью данных интервью выдвигаются рабочие гипотезы; опрос служит для уточнения и контроля данных, полученных другими методами. Все разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» - интервью, проводимое исследователем по определенному плану; 2) заочный опрос - анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
Выделяют два вида интервью: стандартизированные и нестандартизированные. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах.
Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы.
Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные нередко свидетельствуют не столько о подлинных мнениях и настроениях опрашиваемых, сколько о том, какими они их изображают.
Метод беседы является вспомогательным средством в исследовании и должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть организована по плану. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны.
В последнее время в психологических исследованиях стал широко применяться метод психологического моделирования. Он выражается в знаковой имитации психических явлений или организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, логического мышления, а также создавать модели психической деятельности. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Однако любая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный аспект, абстрагируясь от других сторон изучаемого явления.
Изучение продуктов деятельности.
Этот метод позволяет определить способности человека, уровень его знаний, умений и навыков. Им широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования. Цель - позволить понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития. Этот метод широко используется и в детской психологии - изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.
Биографический метод.
Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Он состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится причинный анализ межсобытийных отношений, выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации. Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, почерки и т. д. Во многих случаях этот метод используется не один, а в сочетании с другими методами, дополняющими друг друга.
.5 Методы коррекции
аутогенный психотерапевтический школа
Психотерапевтическая помощь является индивидуальной и базируется на глубоком проникновении в личность пациента, его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с...

Похожие материалы:

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Психология конфликта

Реферат: Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Реферат: Психология здоровья

Реферат: Психология характера

Реферат: Психология толпы