Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Масштабные изменения в общественном развитии Нового века предъявляют особые требования к социологической науке. Происходящие изменения в социуме выдвигают все более высокие требования к способности современного человека адаптироваться к новым реалиям общественной жизни.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ':


МЕЖРИГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ»
ШИФР ГРУППЫ С - 3 - 2003 - МПс ( 1.6 з ).
Специальность ПСИХОЛОГИЯ
КИЕВ 2003
ВСТУПЛЕНИЕ
Масштабные изменения в общественном развитии Нового века предъявляют особые требования к социологической науке. Происходящие изменения в социуме выдвигают все более высокие требования к способности современного человека адаптироваться к новым реалиям общественной жизни. Присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения природного и социального мира являются лишь фундаментом становления и социализации личности. Важную роль в ее формировании играют воспитание и образование, которые помогают осваивать и сохранять созданные предшественниками духовные богатства социального мира.
Возраст подростков - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
В этот ответственный период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу; стабилизируются черты характера и основные формы МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Стремление личности подростка к самосовершенствованию ( САМОПОЗНАНИЕ, САМОВЫРАЖЕНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ), происходит через формирование и становление МЕЖЛИТНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
В условиях демократизации общества возрастает спрос на психологическую культуру, где вопрос о взаимодействии подростков и социума все еще недостаточно изучен. Наше исследование направлено на изучение дифференцированного отношения подростков к социальной среде.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить психологические особенности формирования взаимоотношений подростков и социальной среды.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - психология межличностных отношений.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс формирования межличностных отношений у подростков.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
психологический анализ теоретических основ межличностных отношений у подростков;
изучить психологические особенности межличностных отношений у подростков;
определить основы формирования межличностных отношений подростков.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
.1 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
ХХ1 век - век раскрытия творческого потенциала человека. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо. Личность обладает тремя важнейшими психологическими характеристиками: во-первых, при всей пластичности психических проявлений все же отчетливо проступает устойчивость свойств личности; во-вторых, личность представляет собой единое целое, где каждая черта тесно взаимосвязана с другими; в-третьих, она проявляется в многообразной деятельности, направленной на всестороннее познание, а также преобразование как себя так и окружающего мира. Задачи современного общества создать условия для гармоничного развития и реализации творческого и интеллектуального потенциала личности.
Что такое личность? Разные психологи отвечают по- разному; в разнообразии их ответов, в расхождении и совпадении мнений и кроется сложность самого ФЕНОМЕНА ЛИЧНОСТИ. Каждое определение личности, которое мы встречаем в литературе, заслуживает внимания и принятия в поисках глобального определения личности.
Чаще всего определение личности сводится к определению совокупности социальных и приобретенных качеств человека на своем пути развития. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие «ЛИЧНОСТЬ» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его поступки.
Р.С. Немов так обобщил это понятие: «ЛИЧНОСТЬ - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека; имеющие существенное значение для него самого и окружающих».
С понятием « ЛИЧНОСТЬ», «ЧЕЛОВЕК» в науке часто используются термины «ИНДИВИД», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ». Эти понятия имеют как и общую сторону, так и различие.
Понятие «ЧЕЛОВЕК» включает в себя совокупность всех присущих человеку качеств, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Понятие «ИНДИВИД» характеризует конкретного человека, дополняя психологическими и биологическими свойствами, которые ему присущие. В понятие «ИНДИВИД» входят также качества, которые отличают этого человека от других и объединяют с другими людьми.
«ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей» - так формулирует Р. С. Немов.
В структуру личности включаются такие качества: СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ, МОТИВАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. С.Л. Рубинштейн так обобщил эти качества личности:
«Способности человека - это проявления, стороны его способности к обучению и труду. Воля в специфическом смысле этого слова, поднимающаяся над уровнем одних лишь природных органических влечений, предполагает существование общественной жизни, в которой поведение людей регламентируется нравственностью и правом. Становление воли - это становление субъекта, способного к самоопределению. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида, характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий».
Р.С.Немов характеризует качества личности так:
«Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных сферах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей».
Богатство и глубина личности предполагают богатство и глубину ее связей с миром, с социумом. Но личность - это не существо, которое растворилось в среде; личностью может быть только тот человек, который способен выделить себя из своего окружения, чтобы по - новому, сугубо «избирательно» (С. Л. Рубинштейн) связаться с ним. Личностью является человек, особым образом относящийся к окружающему, сознательно устанавливающий определенные отношения, выявляющий свою индивидуальность.
Личность своим отношением к жизни влияет на других, к ней не относятся окружающие безразлично, у такого человека есть и друзья и враги; его и любят и ненавидят, ним всегда движет активная, жизнеутверждающая позиция. Определяя свое отношение к людям, человек самоопределяется, это выражается в его самосознании. В реальном бытии, человек, осознавая себя как субъекта, определяет свое «Я». «Я» - это ЛИЧНОСТЬ во всей ее многогранности, в единстве всех сторон бытия, которые отражаются в ее самосознании.
Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. В понятии «ИНДИВИД» воплощена родовая принадлежность человека. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ осуществляется в многообразных общественных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
Личность находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, зависит ее психология - психология раба, господина или свободного человека.
Посредством идеологии формируется ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ее отношение к различным сторонам общественной жизни. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, в следствии чего формируется общность или противоположность взглядов и социальных установок.
Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер, в результате накопления знаний и опыта у личности формируется МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека.
Американский психолог начала ХХ в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества.
Э.Кречмер, представитель немецкой «конституционной психологии», разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая - то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовках личности З. Фрейдом, в его учении все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими инcтинктами или влечениями, и в первую очередь сексуальными.
В противоположность биогенетическому подходу, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми, где, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью, лишь благодаря воздействии социальных условий жизни.
Авторы теории научения Э. Торндайк, Б. Скиннер, считают, что жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний.
“Терия поля” предложенная американским психологом немецкого происхождения К.Левиным, основывается на концепции, где поведение индивида управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле “жизненного пространства"
Психологический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственных психических процессов. В нем можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э.Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими ( Ж.Пиаже, ДЖ. Колли и др.).
Концепция, в центре внимания которой стоит развитие личности в целом, называется персонологической ( Э. Шпрангер, К. Бюлер, А.Маслоу и др.).
Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Личность - это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Мера этого развития - воплощение в личности “надличностных”, общественно - исторических потребностей развития человечества.
Основу личности составляет ее СТРУКТУРА, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление самооценки и устойчивого образа”Я”.
Совокупность психических принципов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется САМОСОЗНАНИЕМ, а представление индивида о самом себе складывается в мысленный “ОБРАЗ Я “.
Самосознание - продукт развития. Этот процесс переосмысливания, происходящий всю всю жизнь у человека, образует основное содержание его внутреннего мира, определяющие мотивы и смысл его деятельности.
Существенной стороной самосознания является САМООЦЕНКА - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.
“САМОСОЗНАНИЕ - не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процессе ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненый опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способнсть, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство - МУДРОСТЬ” - писал С.Л.Рубинштейн еще более полвека назад, но оно и сегодня не потеряло своей актуальности.
Теоретические направления психологии личности часто классифицируют в терминах трех основных категорий
ПЕРВАЯ - ПСИХОАНАЛИЗ, представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими институтами.
ВТОРАЯ - это направление в психологии личнсти - БИХЕВИОРИЗМ, трактует людей практически как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - ТРЕТЬЕ и самое новое направление ПЕРСОНОЛОГИИ, считает, что человек от природы способен к самосовершенствованию.
Наиболее влиятельными направлениями исследования и понимания природы активности личности являются психоаналитические теории и взгляды представителей гуманистической психологии.
Социальная психология как пограничная область знаний осуществляет СИНТЕЗ социологического и общебиологического подходов в исследовании личности. Ее интересует процесс СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА как ЛИЧНОСТИ, - социализация которой начинается с первых минут жизни.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - исторически обусловловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она может протекать в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на развивающуюся личность разных, иногда противоположно направленных факторов общественной жизни.
Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности, - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ. В сфере деятельности происходит постоянное расширение ее “каталога”, т.е. освоение человеком новых видов деятельности, выявление наиболее значительных ее аспектов, личностный выбор и на его основе - подчинение всех остальных видов деятельности основному, сосредоточение внимания на нем. В сфере общения происходят расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. В сфере социализации осуществляется становление образа “Я” под влиянием включения человека в разные социальные группы.
Социализация - не одномоментный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни.
Социализация - это многогранный процесс познания индивидом созданной людьми цивилизации, приобретения опыта социальной жизни, превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность.
Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих отношений, правил поведения среди людей, необходимых для эффективного взаимодействия с ними, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения. Она также включает в себя активное познание мира, навыки коллективной работы и коммуникативных способностей.
Для каждого нового поколения открываются все более широкие возможности для СОЦИАЛИЗАЦИИ, но каждому следующему поколению приходится все труднее, так как количество информации постоянно возрастает и намного превышает возможности отдельно взятого индивида. Понятие СОЦИАЛИЗАЦИИ касается как процесса, так и результатов приобретения человеком жизненного опыта.
Особого внимания заслуживают механизмы СОЦИАЛИЗАЦИИ, т. е. способы приобретения опыта, накопленного предшественниками, приобщения к культуре. В качестве основных источников получения опыта могут быть общественные объединения, семья, школа, система образования, литература и искусство, печать, радио, телевидение.
Теория социального научения, лежащая в основе современных механизмов социализации, утверждает, что поведение человека есть результат его общения, совместной деятельности, подражания и наблюдения за другими, обучения и воспитания, взаимоотношения с окружающим миром. Эта теория отрицает исключительную зависимость поведения человека от генотипа, биологии организма и его созревания и считает, что развитие не менее зависимо от социума.
Другим важным положением теории социльного научения является утверждение о том, что любые формы общестенного поведения, даже если в основе лежат генетические факторы, преобразуются с применением к человеку разнообразных социально - культурных поощрений и наказаний. Поощрения (похвала, награда, одобрение и т. п.) стимулируют, наказания - подавляют и препятствуют развитию.
Не менее важным механизмом социализации есть ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Дети по мере своего развития усваивают различные формы поведения, человеческих отношений идентифицируя себя с другими людьми, перенимая их взгляды и жизненный опыт; посредством идентифицируя различные виды социального и полоролевого поведения.
Социально - психологический аспект рассмотрения личности, на синтезе психологии и социологии, должен учитывать общепсихологические особенности личности, ее конкретно -...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии

Реферат: Психология семейных отношений

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Реферат: Возможности использования шкалы приемлемости для определения межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте

Курсовая работа: Социально-психологическая специфика системы отношений старших подростков