Реферат: Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)

Оглавление

Введение
Глава 1. Проблема самодетерминации
.1 Определение самодетеминации
.2 Внутренняя и внешняя мотивация
.3 Автономия в развитии
Глава 2. Теория когнитивной оценки
.1 Внутренняя и внешняя мотивационная субсистема
.2 Развитие личностных ориентаций
Заключение
Literature list
Глоссарий

Дата добавления на сайт: 28 июля 2024


Скачать работу 'Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)':


Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
"Белорусский государственный университет физической культуры"
Кафедра иностранных языков
Реферат
Психология мотивации. Проблема самодетерминации
(на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)
Исполнитель:
студентка магистратуры, 511гр.
Костенко А.А.
Научный руководитель:
ст. преподаватель
Борисевич А.Н.
Минск, 2014
Оглавление
самодетерминация личность мотивация деси
Введение
Глава 1. Проблема самодетерминации
.1 Определение самодетеминации
.2 Внутренняя и внешняя мотивация
.3 Автономия в развитии
Глава 2. Теория когнитивной оценки
.1 Внутренняя и внешняя мотивационная субсистема
.2 Развитие личностных ориентаций
Заключение
Literature list
Глоссарий
Введение
Проблемы мотивации описаны во многих различных источниках психологической литературы. Как в российских или белорусских, так и в зарубежных городах, ученые психологи составляют множество теорий, охватывающих данный вопрос. Любая их этих теорий по-своему пытается ответить на вопрос, чем именно руководствуется человек, совершая тот или иной поступок в своей жизни. Но за конкретным ответом всегда стоит более общий в виде позиции автора, может ли человек совершать свободный выбор или же его поведение детерминировано не зависящими от самого человека факторами. Многие исследователи поддерживают точку зрения о наличии того или иного выбора в разных аспектах жизни человека, но чаще всего - на уровне общих идей или рассматривая выбор как включенный в другие психические процессы. Однако по такой проблеме, как свобода выбора, конкретных исследований, как научного психологического понятия, не проводилось. В данной работе будет представлен взгляд на работу теории самодетерминации американских авторов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райана.
Имена этих авторов почти никаким образом неизвестны в нашей стране, хоть они и считаются живыми классиками. На данный момент. Нет ни одной их работы, которая была бы переведена на русский язык.
В Соединенных Штатах направление позитивной психологии стремительно развивается и набирает силу. Её целью является направить внимание науки о психологии не только на исправление негативного, но и на построение нового в позитивизме человека. Сюда же можно и причислить теории самодетерминации (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000).
Глава 1. Проблема самодетерминации
Теория, которую разработали Деси и Райан затрагивает одну из сложных проблем, не слишком широко представленную в зарубежной, а тем более в отечественной психологии, - проблему самодетерминации. Вперёд выходит проблема собственной активности человека, его способность самостоятельно выбирать направление саморазвития. Говоря об основной идее теории, наиболее существенным является постулирование наличия у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, является здоровой и полноценной личностью. "Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье, и на исследование процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ" (Ryan, Deci, 2000, р.74). Однако ситуация не всегда складывается лучшим образом, и во многих случаях среда мешает здоровому самоосуществлению и активно навязывает такие нормативы, которые пагубно влияют на психику человека. Поэтому важной практической задачей, которую может помочь решить теория, является определение условий, которые помогают или мешают нормальному развитию и поиск тех ресурсов в человеке, что могли бы помочь ему противостоять негативному влиянию среды без ущерба самому себе. "Наша теория самодетерминации связана с этой диалектическим противостоянием активного "Я" и различных сил, внешних и внутренних, с которыми личность встречается в процессе развития" (Deci, Ryan, 1991, p.239). Основным понятием теории Эдварда Деси и Ричарда Райана является самодетерминация (автономия).
.1 Определение самодетеминации
Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Данное понятие дает возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения для свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), то есть позволяет избежать абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории
Деси считает (Deci, 1980), что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно имеет преимущества для развития умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.
Психологическим критерием самодетерминации является гибкость человека в управлении собственными взаимодействиями со средой. Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями. Самодетерминация включает в себя управление своей средой или своими действиями, направленными на результат, но может также включать в себя и отказ от контроля.
Самодетерминированное поведение включает в себя решения человека о том, как себя вести, базирующееся на предположении о том, как добиться удовлетворения своих потребностей. При этом поведение детерминируется информацией, поступающей от среды, а также самой личностью, которая эту информацию воспринимает и интерпретирует. Эмпирическими критериями самодетерминации являются такие ее проявления как спонтанность, креативность, интерес и личностная значимость как причины действия, чувство, ощущение себя свободным и такие психолингвистические индикаторы, как преобладание в речи глаголов "хочу" над "должен" (Deci, Ryan, 1991).
Несамодетерминированное поведение - такое, когда поведение полностью детерминировано физическими или физиологическими причинами или средой. Несамодетерминированным можно назвать поведение-привычку, негибкое поведение или поведение, контролирующееся эмоциями, которые препятствуют выбору и гибкому использованию информации. Потеря самодетерминации происходит в случаях, когда человек перестает осуществлять намеченные действия, либо не осознает, с какой целью те или иные действия им осуществляются. Авторы выделяют два типа такого поведения, причем оба типа могут быть и адаптивными, и неадаптивными в зависимости от конкретной ситуации:
Автоматическое поведение. Оно с трудом поддается перепрограммированию, поскольку оно удовлетворяет неосознаваемые мотивы, которые изменить трудно.
Автоматизированное поведение. Более гибкое, поэтому может быть неадаптивным только в течение короткого времени. Его можно легче перепрограммировать на самодетерминированное.
Типы поведения, которые содержат награду в себе самих (такие как игра, исследование и т. п.) объединяются (Deci, 1980) понятием компетентности, связанное, в свою очередь, с понятием внутренней мотивации.
Переживание компетентности понимается как один из типов внутренней удовлетворенности, достигаемой человеком, и обеспечивающей развитие. Предполагается, что у человека есть внутренняя психологическая потребность в чувстве компетентности при взаимодействии с внешней средой. Эта потребность имеет адаптивную ценность и не связана с биологическими влечениями. Она является основой направленного устойчивого поведения, в котором совершается выбор. Компетентность и самодетерминация (автономия) - это те первостепенные психологические потребности, которые лежат в основе внутренне мотивированной активности. "Потребность в компетентности и самодетерминации (автономии) обеспечивает возможность понятного объяснения широкой области исследовательских и исполнительских типов поведения и идеи о том, что индивиды стремятся к развитию своих интересов и способностей" (Deci, Ryan, 1991, p.242).
.2 Внутренняя и внешняя мотивация
Одним из типов мотивации, необходимых для осуществления человеческого развития является внутренняя мотивация. Ее можно определить как свободное участие в деятельности при отсутствии внешних требований или подкреплений (Deci, 1980). Мотивация не основывается на влечениях, но при этом предполагается, что ее энергия является внутренней относительно природы организма. Индивид опробует новую деятельность, решает исследовательские задачи или стремится к освоению своей среды просто ради опыта, который он получает. Процесс открытия сам по себе является наградой. "Внутренняя мотивация касается активной, исследовательской, находящейся в поиске задач природы индивидов, которая играет решающую роль в приобретении и развитии структур и функций" (Ryan, 1993, p.21).
Различение внутренней и внешней мотивации происходит по критерию награды за осуществляемую активность. При внешней мотивации и сама награда будет внешней по отношению к человеку. Когда же мотивация является внутренней, то вознаграждением за нее будет являться активность сама по себе. Деси (Deci, 1980) считает, что внутренне мотивированное поведение базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой. Оно является потребностью, которая основывается на свойствах центральной нервной системы, существует постоянно и мотивирует текущее поведение и мысли до тех пор, пока не прерывается базовыми влечениями или эмоциональными реакциями. Такая потребность приводит людей к поиску и решению задач, оптимальных для их уровня способностей "Мы полагаем, что существует врожденное и витальное движение в направлении ассимиляции и синтеза, типичным примером которого служит спонтанная, внутренне мотивированная активность" (Ryan, 1993, p.25) -такова авторская позиция. Рост внутренней мотивации, обеспечивающий оптимальное развитие личности, зависит от социальных условий, которые поддерживают и охраняют автономию человека или же наоборот разрушают ее. Таким образом, внутренняя мотивация и сопровождающие ее проявления могут быть подорваны в условии чрезмерного контроля или при неустойчивости (нестабильности), что приводит к неадекватному развитию и психопатологии.
Одной из составляющих теории самодетерминации наряду с уже перечисленными является понятие воли. Воля как способность сознательного выбора детерминант поведения с необходимостью включает в себя внутреннюю потребность в компетентности и самодетерминации. Способность и потребность здесь идут рука об руку. Основой воли является внутренняя мотивация, человеческая потребность быть компетентным в сочетании с самодетерминацией в отношениях со средой. Воля, в свою очередь, решает конфликты между потребностями, подчиняя себе последние. Воля является необходимым аспектом здорового функционирования человека.
.3 Автономия в развитии
Для здорового развития ребенку необходим автономный тип взаимодействия со средой, когда значимые взрослые обеспечивают установку на свободный выбор и решение задач без явных границ и ограничений. Это важно, чтобы ребенок научился взаимодействовать со средой и контролировать собственные импульсы. Поэтому одним из существенных факторов развития, считают авторы (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995), является свобода. Для осуществления целостного и гармоничного развития необходимо, чтобы человек стремился к большим и малым целям, действовал и рос в условиях борьбы и принимал решения, будут ли с ним происходить изменения или нет. В этом процессе чрезвычайно важны, считают авторы (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995), проявления потребностей в компетентности и автономии (самодетерминации), описанные выше. Психологическая потребность во взаимосвязи с другими людьми является третьим (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995), наряду с потребностями в автономии и самодетерминации, типом внутренней мотивации, обеспечивающим оптимальное развитие человека.
Возможность удовлетворения потребностей в автономии, компетентности и связи с другими людьми обеспечивает свободу активности и организации. Развитие является способом взаимной актуализации внутренних потенциалов, интересов и объединения знаний, ценностей и регуляторных механизмов, что приводит к их гармонизации (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995). Выделяются следующие три необходимых для оптимального развития ребенка компонента окружающей его среды:
Направленность на автономию - взрослые поддерживают собственную инициативу ребенка, дают возможность выбора, позволяют самостоятельно решать проблемы, минимизируют контроль и применение силы и действуют, ориентируясь на перспективы ребенка.
Структура - взрослый выполняет для ребенка роль проводника в среде и обеспечивает необходимое поле, в котором могут осуществляться различные операции, обеспечивает рациональную организацию требующейся активности и дает значимую обратную связь на свободную активность ребенка.
Включенность - взрослый уделяет ребенку время, внимание и предоставляет возможности, когда последний делает открытия, разведывает новые места или проявляет сам себя.
"Дети появляются на свет с врожденными психологическими потребностями - потребностями в автономии, компетентности и связи с другими людьми - и в течение своей жизни они ищут удовлетворения этим потребностям. Они появляются на свет с общими интересами и врожденными склонностями, что идет рука об руку с мотивированием их продолжающихся стремлений к внутриличностной и межличностной согласованности. Данный взгляд, однако, не эквивалентен взгляду, что способности и интересы являются генетически предопределенными" (Deci, Ryan, 1991, p.275). Скорее, отмеченную выше врожденную направленность можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого уже зависят от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром. Такая точка зрения, на наш взгляд, сходна с постулатом
Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу 6-го месяца в виде свободного "Я". К 9-и месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что-либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы. В таких тенденциях проявляется внутренняя мотивация, поэтому они не требуют внешней стимуляции или давления и возникают спонтанно, если этому не препятствует социальный контекст (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995). Такая внутренне мотивированная форма активности обеспечивает свою собственную награду в виде возбуждения, интереса и наслаждения, которые ей сопутствуют. Она является самоцелью и не представляет собой средства для достижения более отдаленных последствий.
Исходя из благих побуждений, родители могут задушить у ребенка начала тенденций, основывающихся на внутренней мотивации, если используют при воспитании подкрепление и контроль. Даже естественной тенденции к ассимиляции требуются внешние обстоятельства, которые поддерживали бы автономию в состоянии активности и жизненности. Использование же контролирующих стратегий уводит человека от активной автономной включенности в процесс в сторону пассивных и ригидных ориентаций. Оптимальная, обеспечивающая свободу активности среда является гарантом успешности детского развития, поскольку "дети, при развитии которых проявлялась поддержка чувства автономии и инициативы, внутренне мотивированы или более ориентированы на овладение различными ситуациями" (Ryan, 1993, p.35).
Окружение с самого рождения диктует ребенку правила и нормативы. Важно то, как это происходит и каким образом ребенок усваивает эти правила и ограничения. В процессе социального научения не только приобретается конформность, но и происходит процесс превращения внешних требований во внутреннюю регуляцию - через процесс интернализации. Интернализация - это переключение внешней движущей силы и средств поведения во внутренние (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995). Будучи интернализированными, изначально внешние результаты поведения человека могут стать частью его внутреннего мира, и соответствующее поведение больше не будет требовать внешних подкреплений. Но для полной интернализации, или интеграции, необходимо, чтобы человек не только принял в себя процесс регуляции, а еще и сделал его своим собственным.
Интернализация является наиболее продуктивным способом развития внутренней мотивации. Интернализация обеспечивает ребенку возможность наиболее гармоничного развития.
Внутренняя мотивация и интернализация связаны с понятием автономии. При этом внутренняя мотивация представляет собой прототип автономной регуляции, а интернализация и следующая за ней интеграция являются средствами, с помощью которых та активность, к которой нет внутреннего интереса приобретает для человека значение автономной. Интегрированные ценности являются основой самодетерминации. Но при этом необходимо отметить, что поведение с полностью интегрированными регуляторными процессами не обязательно будет внутренне мотивированным. Здесь возможно задействование других форм внутренней регуляции, в которых регуляция тоже будет внутренней, но не истинно внутренней. "По нашей концепции и интроекция, и эго-включенность представляют собой частичную интернализацию. Источник регуляции является внутренним по отношению к личности, но остается внешним по отношению к "Я"" (Ryan, 1993, p.30).
Интроекция - это частичная ассимиляция, при которой регуляторные процессы интегрируются в той же форме, что и при внешней регуляции (Ryan, Deci, and Grolnic, 1995). Средство и объект регуляции при этом находятся в одной личности, но сами при этом разделены. Регуляторный процесс не интегрируется в "Я" и является источником напряжения и конфликта. Интроективная регуляция ригидна и является основой развития внутренне контролирующей регуляции. Она приводит не к интегрированному и целостному, а к ложному "Я" и связана с тревожностью, самоуничижением и другими неадаптивными паттернами поведения. Если у ребенка преобладают ценности в форме интроектов, то это может привести к риску психопатологии. Однако в некоторых случаях, например, при психотерапии, интроектированные процессы могут быть переведены на уровень интеграции, которая приводит к более позитивным формам адаптации. Другой формой частичной интернализации является эго-включенность.
Эго-включенность определяется следующим образом: "индивиды рассматривают свою собственную хорошесть или "оцениваемость" как зависящую от достигнутого конечного результата" (Ryan, 1993, p.26). Она еще меньше, чем интроекция дает...