Курсовая работа: ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

В последнее время внимание многих психологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего возраста. Это далеко не случайно, так как вся жизнь ребенка зависит от взрослого. С самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практическое, но и психологическое развитие складывается у ребенка в результате обучения. От того, как оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ':


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
БЕЛОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА
УФА 2006
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
.1 Психологическое развитие ребенка на первом году жизни
.2 Особенности развития органов чувств, условных рефлексов для развития ребенка
.3 Роль матери для гармоничного развития ребенка и благоприятного протекания этого периода
Выводы по 1 главе
Глава 2. Анализ влияния общения матери с ребенком на физическое и психическое развитие ребенка
.1 Констатирующий эксперимент по изучению познавательной деятельности младенцев
.2 Формирующий эксперимент по психическому и физическому развитию, восприятия окружающего мира детей первого года жизни
.3 Контрольный эксперимент по выявлению эффективности коррекционно-развивающих занятий, способствующих развитию взаимодействия между ребенком и взрослым
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
В последнее время внимание многих психологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего возраста. Это далеко не случайно, так как вся жизнь ребенка зависит от взрослого. С самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Учится не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практическое, но и психологическое развитие складывается у ребенка в результате обучения. От того, как оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; положительные мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
В период младенчества также очень важно своевременно создавать условия для формирования психических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. [ 21 ]
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком психического и физического развития.
Поэтому очень важно заложить основу гармоничных отношений между ребенком и взрослым, обеспечить эмоционально и психически благоприятные условия для развития ребенка.
В данном случае, нам, взрослым, непосредственно связанным с детьми в едином воспитательно-образовательном процессе, просто необходимо знать и хорошо ориентироваться в особенностях развития детей.
Актуальность темы. Развитие ребенка во многом зависит от взрослого (близких).
Цель: выявить значение общения матери (близких) с ребенком для гармоничного развития ребенка в период новорожденности и младенчества.
Задачи: 1. Изучить и систематизировать психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме.
. Изучить познавательную деятельность младенцев.
. Разработать методику, позволяющую матери в процессе общения с ребенком развивать психические и физические качества ребенка.
. Разработанную нами методику апробировать на практике.
. Обобщить, систематизировать данные, выработать рекомендации.
Гипотеза: мы предполагаем, если мать достаточно общается с ребенком, то физическое и психическое развитие ребенка будет на достаточно высоком уровне.
Объект исследования: выступили 6 семей, имеющие ребенка до года.
Предмет исследования: является процесс изучения и формирования двигательной активности ребенка, эмоционального развития.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретической части проведен анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, сделаны соответствующие выводы, проанализированы разработки по изучаемому вопросу.
Практическая значимость работы в том, что полученные в ходе работы материалы, представленные в тексте курсовой работы могут быть использованы в детских учреждениях, для работы с будущими матерями в женских консультациях для организации соответствующей работы.
При написании курсовой работы использовались следующие методики:
изучение психолого-педагогической литературы;
наблюдение;
педагогический эксперимент;
анализ документации.
Методическая основа исследования. Исследование опиралось на методическое положение о взаимосвязи науки и практики; учтены методические рекомендации А.С. Золотниковой, С.Д. Любимова.
ребенок психика физический познавательный
Глава 1. Психологические особенности развития в младенчестве и раннем детстве
.1 Психологическое развитие ребенка на первом году жизни
Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении. Не драматизируя излишне это событие, отметим, что процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Не даром психологи говорят о кризисе новорожденности.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций, так называемых безусловных рефлексов. Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, эта психика в ее первичной, зачаточной формах мало похожа на психику взрослого человека, прошедшего огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека. [7]
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологочески настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальной потребностью, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержки. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования и развития ребенка. [14]
Признание указанных потребностей требует признания у младенца соответствующих аффективных переживаний. Не удовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания (беспокойство, крик), а их удовлетворение (радость, повышение общего жизненного тонуса) - усиление двигательной и познавательной активности.
Следовательно, содержание психической жизни, детей первого года жизни, характеризуется сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально переживаемыми впечатлениями. Можно сказать, что в сознании у младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Переживания представляет собой средство такой ориентации, однако, на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности. Да и сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, и побуждают к активности ребенка. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. И надо особо подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних) побуждений определяет и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Взрослые навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания и прогулок. У детей до года, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
В 1956 году французская исследовательница Марсель Жебер изучала в Уганде развитие движения африканских детей. К своему удивлению она обнаружила, что маленькие африканцы из бедных семей обгоняют европейских детей в физическом и психическом развитии. Чем младше ребенок, тем разрыв показателей больше.
Оказалось, что африканская мать воспитывает малыша по иному, чем француженка или американка. С первых дней жизни ребенок сидит на спине у матери. Где бы ни была она, с кем бы ни говорила, ребенок всюду с ней. Конечно, в разговор он еще не вступает, но наблюдает с интересом. И главное - кормление грудью, источник жизни ребенка. Ребенок знает, что он никогда не встретит отказа. Спать он ложится тоже с матерью. Другое дело маленький европеец. Мать его хоть и любит, но не очень-то балует. Лежит он в кроватке, смотрит в потолок. Питание строго по расписанию: поел, жди следующего раза. Проблема фигуры для европейцев тоже имела не мало важное значение, поэтому они старались поскорее перевести ребенка на искусственное питание. [5]
Итак, общение с близким взрослым, новые впечатления, чувство безопасности - все это маленький африканец получает в избытке, европейскому же малышу этого не хватает. Вот он и отстает в развитии. Но и любопытно то, что к двум годам развитие африканского ребенка резко замедляется; европейские сверстники догоняют и перегоняют его, - сказывается уровень культуры окружения. Здесь вывод очевиден: чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.
Наиболее определенные сдвиги в свойствах нервной системы наблюдается в раннем детстве в период бурного физического и психического развития. В связи с вопросом о возрастном развитии свойств типа нервной системы также очень важно иметь в виду достоинства каждого детского возраста. Крайним упрощением было бы думать, что переход от более младших возрастов к более старшим только подъем на более высокий уровень, совершенствование этих свойств. Важно учитывать, что возрастные периоды представляют собой необходимые стадии развития и нельзя «перескочить» через какой-нибудь из них.
Каждая новая ступень психического развития закономерно следует за предыдущей, и переход от одной к другой, обусловлен не только внешними, но внутренними условиями. [22]
Это говорит о том, как важно обеспечить своевременное формирование тех или иных психологических качеств.
Пользуясь словами Э. Эриксона можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка «основы доверия» в отношении внешнего мира, некоторую внутреннюю убежденность, что он пришел в мир, который его ждал, который ему рад, который для него уютен, который для него тепл, добр и которому ребенок может быть открыт. [11]
Важно подчеркнуть, что, если не будет сформировано это чувство базового доверия к миру, то место это не останется пусто, его займет чувство «базового недоверия» к миру, боязнь этого мира. Существенно, что это нельзя отложить на потом, впоследствии это бывает сделать значительно труднее, а порой и невозможно.
Средства для решения этой задачи и легки и трудны одновременно. Собственно, средство только одно: с ребенком должна быть все время мать, должна все время любить его, улыбаться, нежно и весело разговаривать, она должна всегда быть готова напоить, накормить, обогреть малыша, руки ее неизменно должны быть теплыми, ласковыми и при этом она должна быть внутренне уверена в том, что делает очень важное может быть, самое важное дело.
.2 Особенности развития органов чувств, условных рефлексов для развития ребенка
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в постоянной среде (организм матери) он в друг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством сменяющихся раздражителей, в тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти в разумную личность. [18]
Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубоко понимания процесса его развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение или воспитание.
Люди, окружающие младенца помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, обучают, воспитывают, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор, пока ребенок не станет взрослым и не станет вести независимый, самостоятельный образ жизни.
Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных сенсорных и двигательных способностей - инстинктов позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Например, у новорожденного имеется не мало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих внутренних и внешних стимулов. При рождении у младенца имеются ощущения всех элементарных форм восприятии, памяти, благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. В число таких базовых элементов восприятия можно включить, например, механизм зрительного, слухового и мышечного сосредоточения, слежение за объектами, локализация в пространстве, сохранение в памяти, обработки следов их воздействия.
Младенец, которому от рождения всего лишь один - два дня, уже способен различать химические вещества по вкусу обоняние как один из древнейших органов чувств, начинает у него функционировать также после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное зрение, движение и слух.
В первые два месяца жизни ребенок демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при касании к их поверхности, совершает движения руками, ногами, головой. У него имеется также способность зрительного слежения за движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из которого льется дневной свет.
Младенец способен различать вещества на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим, даже способен определить степень сладости. Новорожденные ощущают запахи, реагируют на них (поворот головы, дыхание, частота сердцебиения).
Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения. За последние годы учеными доказано, что некоторые рефлекторные реакции проявляются еще до рождения. Так, уже через восемнадцать недель у плода образуется сосательный рефлекс. [12]
Следует также назвать группу врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных процессов и т.п. Несомненно, врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов. Все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка.
Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования.
К концу первого месяца жизни появляются условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положение на коленях у матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени. [11]
Ощущения новорожденного не дифференцированы и неразрывно связаны с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояний или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущениях». [7]
Важное событие в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение - появляется на второй - третьей неделе. Резкий звук хлопнувшей двери вызывает прекращение движений ребенка, он замирает и замолкает. Позже, на третьей - четвертой недели, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение появляется на третьей - пятой недели: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.
Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии постепенно из этого состояния выделяются отдельные моменты, периоды бодрствования. Новорожденный, приобретя способности реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Примерно в один месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лицо, вскидывает ручки, издает громкие звуки, начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция названа комплексом оживления. И это означает появления первой социальной потребности - потребности в общении. Тем самым заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается младенчество. Младенец интенсивно растет. Начинает более интенсивно и успешно двигаться, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Из практически беспомощного существа, располагающего ограниченного набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы ребенок в течение года превращается в маленького человека, не только легко стоящего на двух ногах, но и относительно свободно и самостоятельно передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции (функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для исследования окружающего мира.
Зрительное сосредоточение появившееся еще на этапе новорожденности совершенствуется, становится достаточно длительным, к трем месяцам его продолжительность достигает семи - восьми секунд. Становиться возможным прослеживание движущихся предметов. Примерно в четыре месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается, издает радостные звуки. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекает контрасты, движения наблюдаемых предметов и другие свойства. Не только хорошо знакомые, но совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более...

Похожие материалы:

Реферат: Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

Реферат: До- и послеродовая гимнастика для женщин. Гимнастика для ребенка первого года жизни

Реферат: Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Продукты питания

Статья: Естественное вскармливание детей первого года жизни. Методы проведения контроля и коррекции. Технология вскармливания грудью

Реферат: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни