Реферат: Психология толпы
Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу.
Дата добавления на сайт: 29 июля 2024
Скачать работу 'Психология толпы':
Введение
Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик «Пожар» или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе «человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации» и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться. Наверняка вам приходилось хотя бы раз в своей жизни войти в комнату в тот самый момент, когда там уже был рассказан анекдот и все громко смеются. Вы не услышали шутку, однако общее веселье вас захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного эмоционального заражения, который ученые называют циркулярной реакцией. По мнению психолога, профессора специалиста по психологии стихийного массового поведения Акопа Назаретяна, именно такая реакция и слухи и является причиной перерождения группы людей в толпу.
1. Понятие толпы. Механизм ее формирования
Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.
Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.
Толпа - бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».
При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.
Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:
публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;
контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;
совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.
В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.
Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств - циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.
Что послужит детонатором, превращающим сборище мирных людей в агрессивную по своей сути толпу - паника, вызванная стихийным бедствием, пожаром, доведенный до ноты истерии митинг или рок-концерт, боязнь остаться без раздаваемой щедрой рукой гуманитарной помощи, массовое недовольство, - не суть важно. Причины могут быть самые разнообразные и неожиданные.
Важно, что в какой-то момент сто тысяч индивидуальностей утрачивают самоконтроль и превращаются в единый биологический организм, живущий по своим законам, где человеку отводится роль не более чем одной из тысяч молекул, составляющих его. Понятно, что «молекула» не может жить по своим законам, - но лишь по общим. Подчиненность каждого всем - главный закон толпы.
Очень часто после завершения массовых беспорядков люди, вспоминая события прошедших часов или даже дней, удивляются, что они, в общем-то мирные, законопослушные, благовоспитанные граждане, вдруг, съехав с тормозов, бежали туда, куда бежали все, Делали то, что делали прочие, вплоть до преступлений и актов вандализма. Что произошло? Как они до такого докатились? Непонятно.
Очень даже понятно. Человек - животное стадное. Оттого и выжил в экстремальные первобытные времена. Нет-нет, а старые инстинкты дают себя знать. И былой биологический закон - приоритет стаи над составляющими ее индивидуумами - прорывается сквозь налет благоприобретенных цивилизованных привычек.
2. Психологические особенности индивида в толпе
психологический толпа индивид поведение
В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.
Человека в толпе характеризуют следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе - это ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая «как все», человек перестает отвечать за собственные поступки. Отсюда и та жестокость, которая обычно сопровождает действия агрессивной толпы. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.
Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.
Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения. Под влиянием внушения, приобретаемого в толпе, индивид совершает действия с неудержимой стремительностью, которая к тому же возрастает, поскольку влияние внушения, одинакового для всех, увеличивается силой взаимности.
Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности. Это сознание позволяет ему поддаться скрытым инстинктам: в толпе он не склонен обуздывать эти инстинкты именно потому, что толпа анонимна и ни за что не отвечает. Чувство ответственности, сдерживающее обычно отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе - здесь понятия о невозможности не существует.
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость.
Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.
Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
. Поведение в толпе
Из выше сказанного можно вывести основное правило самоспасения в толпе - стремление к сохранению индивидуальности. Потеря индивидуальности равна гибели!
Главное для человека в толпе - не поддаться общему психозу спасения любой ценой, не стать рядовым поленом, поддерживающим пламя в набирающем силу психическом пожаре (есть такой термин). Можно и сгореть, но в индивидуальном порядке. Отключить эмоции, полагаться только на разум. Он единственная надежда на спасение. Только он может подсказать человеку верную линию поведения. Эмоции поведут туда, куда побегут все. Анализировать, взвешивать ситуацию, искать наиболее перспективные пути спасения.
Некоторые простейшие приемы, позволяющие оказать психологическое сопротивление массовому психозу паники. Никогда не принимать на веру слухи, которые муссируются в толпе. Искать способ проверить навязываемую информацию с помощью фактов.
Не подчинятся мнению толпы слепо, сколько бы верным оно ни казалось в данный момент. Закрыть уши, открыть глаза. Принимать решение, исходя из принципа: верю только тому, что вижу!
Но нельзя, если вы не согласны с мнением и действиями толпы, высказывать это публично. Внутренняя позиция человека не должна проявляться внешне. «Белых ворон» толпа уничтожает. Не высказывать, не защищать свое мнение, не вступать в дискуссии. Сосредоточится на действии! Оно важнее слов.
Бурные массовые чувства, будь то страх, ненависть или радость, очень заразительны. Необходимо сопротивляться массовому психозу. Если чувствуете, что «заводитесь», попробуйте взглянуть на себя со стороны. Не глупо ли вы выглядите, не смешны ли ваши движения, мимика, речь? Самоирония и стыд - хорошие тормоза при начинающейся истерике.
Отвлекайтесь любым возможным способом. Главное - сохранить ясность ума. Используйте приемы аутотренинга: глубокое дыхание, созерцание неподвижных предметов, разговор с самим собой и т.п. Наконец, попробуйте отрезвить себя, сильно ущипнув за руку, прикусив губу; ударив самого себя по щеке или причинив любую другую боль.
Сосредоточьтесь на близких вам людях. Ваша задача защитить их. А это возможно, только если вы контролируете ситуацию и свое психическое состояние. Вам есть чего опасаться. Опыт показывает, что под влиянием толпы социальные связи разрушаются, человек перестает заботиться о своих друзьях и родных, перестает замечать их. Человек толпы становится врагом своих близких. Известны случаи, когда в приступе паники или демонстрации фанатической преданности вожаку стаи (читай - лидеру толпы) матери жертвовали своими детьми!
Ищите в толпе «изгоев», подобных себе. Объединяйтесь с ними, создавайте оппозицию общему настроению (только молчаливую оппозицию!). Несколько человек, нашедших друг в друге опору, легче противостоят толпе, чем один, труднее поддаются психозу всеобщего настроения. Не может быть, чтобы среди тысяч людей не нашлось десятка здравомыслящих. Узнавайте их по выражению глаз, по мимике, по действию, по отношению к происходящим событиям. Пробивайтесь к ним, вставайте рядом, объединяйте ваши разум и физическую силу.
Если вы не поддались отрицательному обаянию толпы, значит, вы наполовину выиграли бой за выживание. Физические действия, непосредственно направленные на спасение, в условиях паники вторичны. Если вы защитили сознание, оно научит тело, как выбраться из передряги живым и невредимым.
А если говорить уж совсем отвлеченно, то стихия толпы тем разрушительней, чем из менее воспитанных людей она состоит. Интеллект, помноженный на воспитание, не оставляет панике ни единого шанса. Тому есть множество примеров, когда представители высшего света между потерей лица и смертью выбирали смерть. Люди, для которых понятие чести выше страха потери своей жизни, в условиях самой «заводной» паники не потеряют самообладания. Они защищены абсолютно.
Судовой оркестр во время гибели лайнера «Титаник» до последнего мгновения, пытаясь успокоить толпу, играл вальсы Штрауса. Оркестранты погибли в полном составе, но в том, что они поддались панике, их обвинить нельзя. На том же «Титанике» было немало случаев, когда джентльмены уступали дамам свои спасжилеты, а проплывая в ледяной воде (20 минут - предел выживания!) мимо переполненных шлюпок, спрашивали: «Господа, у вас не найдется еще одного местечка? Нет? Тогда извините за беспокойство. И счастливо оставаться живыми».
К сожалению, большинство из нас будет в подобной ситуации использовать совсем другие словосочетания и предпринимать совсем другие действия. Для нас жизнь - гораздо более конкретное понятие, чем честь.
А раз так, то не надо надеяться на то, что в экстремальных условиях мы поведем себя рыцарями без страха и упрека. Скорее всего, нет. Будем бежать, кричать и толкаться, как самые обыкновенные обыватели, спасающие свою жизнь. И страхи у нас будут, и упреки всем, кто под горячую руку попадет. И никаких там «Разрешите пропустить вас вперед».
И, значит, спасаться нам придется, как самым обыкновенным обывателям, то есть физически. Нравственная смерть нас волнует гораздо меньше. И шансов на выживание у нас будет тем больше, чем лучше мы знаем, что делать в такой ситуации, и чем больше заботимся о своем попавшем в передрягу организме.
Толпа в замкнутом помещении.
Итак, вы сидите расслабленно в кресле в кинотеатре или на концерте, и вдруг происходит ЧП. Тот самый внешний фактор: пожар, взрыв, вооруженная агрессия группы террористов или просто крики о пожаре, взрыве или агрессии. Люди в зрительном зале вначале оторопели, потом сдвинулись, качнулись в сторону выходов, закричали. Задние, боясь оказаться дальше всех от спасительной двери и ближе всех к опасности (которую зачастую даже и не видят), нажали на передних. Передние уперлись в стены, образовалась давка. Слово-то какое точное - давка. Ни прибавить, ни убавить.
Вы, конечно, растеряны и испуганы - слишком внезапен был переход от расслабленности к угрозе. Очень хочется вскочить и побежать вместе со всеми, не важно, куда, лишь бы отсюда. А вот тут вы не правы. Очень важно, куда, и еще важно, когда.
Если вы надумали убегать, то старайтесь быть первыми, пока еще проходы свободны, пока еще основная масса людей выбирается из рядов кресел, пока они еще не превратились в толпу и помнят о нормах общечеловеческой морали, не пустили в ход локти и кулаки. Потом эта мораль будет смята, раздавлена и растоптана тысячами ног. Главная ваша задача - не оказаться в набравшей мощь приливной волне.
Если вы не успели попасть в первые ряды бегущих людей и если явная опасность не просматривается, постарайтесь переждать, пока схлынет основной поток спасающихся. Понимаю, трудно не поддаться общей панике. Как же так - все бегут, а вы чего-то ждете. Обидно же! И все-таки попробуйте усмирить свой страх.
В огромном числе случаев толкотня массы людей в узких проходах бывает много опасней самой угрозы, вызвавшей панику. Только в одном случае имеет смысл подвергать свою жизнь опасности, бросаясь в паникующую толпу, - при быстро распространяющемся пожаре.
Перед броском избавьтесь от всех способных причинить боль вам и окружающим колющих, режущих, стеклянных и просто объемных, выступающих из карманов предметов. Было не мало, когда потерпевшие были изрезаны собственными ключами или ножничками, высунувшимися из косметички.
Представьте на секунду, что станет с вашими ребрами, если в них с огромной силой вдавить ваш же пухлый блокнот или кошелек. Равномерное давление кости худо-бедно выдержат, а вот точечное - не всегда. А если между теми же ребрами в тело войдет вставшая поперек острая, как кинжал, шариковая авторучка? Не жадничайте, бросьте вы вещи, в крайнем случае запомните, где их оставили, потом, когда все завершится, вернетесь, найдете.
Снимите очки, если не хотите, чтобы вам вдавили их в глаза. Уберите сережки - их все равно вырвут в общей сутолоке, но уже вместе с ушами. Избавьтесь от громоздкой, длинной, слишком свободной, изобилующей выступающими, цепляющимися за что ни попадя деталями - крючками, пуговицами, завязками и т.п. - одежды. Обязательно снимите с шеи галстуки, шарфы,...
Похожие материалы:
Реферат: Психология толпы 2Курсовая работа: Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом
Реферат: Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)
Реферат: Психология семейных отношений
Реферат: Психология сексуальных взаимодействий подростков. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами