Реферат: Психология толпы 2

Термин «внеколлективное поведение» относится к той чрезвычайно широкой области социально-психологических явлений, которые возникают в ситуациях, где индивиды лишены помощи, поддержки и направляющего влияния со стороны коллектива.

Дата добавления на сайт: 29 июля 2024


Скачать работу 'Психология толпы 2':


Введение
Термин «внеколлективное поведение» относится к той чрезвычайно широкой области социально-психологических явлений, которые возникают в ситуациях, где индивиды лишены помощи, поддержки и направляющего влияния со стороны коллектива. О таких ситуациях много написано в зарубежной социальной психологии, поскольку они сплошь и рядом возникают в буржуазном обществе. Но иногда люди оказываются вне коллектива и в обществе социалистическом. Марксистская социальная психология изучает эти явления, прежде всего для того, чтобы общество могло своевременно оказать влияние на таких людей, изменить их поведение. Приведем пример. Ни одно даже самое совершенное общество будущего не застраховано от стихийных бедствий. Когда возникает опасность лишиться всего, что им дорого, когда люди вырваны из привычного строя жизни и не знают, что делать, может начаться паника. Она может причинить даже больше ущерба, чем само наводнение, землетрясение или пожар. Изучение паники как специфической формы внеколлективного поведения, знание методов ее предотвращения и борьбы с нею необходимо для того, чтобы не допустить подобных несчастий. Иногда людей постигает личное горе: человек потерял другого, близкого ему человека. И случается, что такой человек, особенно если к нему не проявили достаточно чуткости, не поддержали в нужный момент, в отчаянии «обращается к богу». Поведение верующих здесь также рассматривается как случай внеколлективного поведения: нельзя же, в самом деле, назвать коллективом изуверскую секту или даже «спокойную» группу верующих, организованную на основе принципов, весьма далеких от социализма. Но изучать психологию верующих, знать ее, чтобы бороться с религией, необходимо. Следует подчеркнуть, что, как показали исследования, «истинно верующих» в наши дни очень немного: значительно меньше, чем тех, кто иногда заходит в церковь, совершает обряды и т. п. Последние случаи иногда дань традиции, а то и просто - как ношение на груди золотого крестика - моде, навеянной зарубежными кинофильмами. Здесь действуют уже не те причины, которые породили религию, а иные, социально-психологические, которые в конце прошлого века Г. Тард представил как «законы подражания». Данную сферу явлений иногда обозначают как «массовидную психику», а исследуя последнюю, главное внимание обращают на стихийное влияние людей друг на друга в ситуациях неорганизованного взаимодействия. К категории внеколлективного поведения, наконец, должны быть отнесены и случаи взаимодействия нескольких лиц, случайно или умышленно оказавшихся вне влияния коллектива и образовавших «малую группу». Такие группы могут образоваться при соприкосновении людей в сфере жизни, не контролируемой коллективом. Их может свести вместе случай, взаимная симпатия, такого рода общие интересы, как коллекционирование, рыбная ловля, туризм и т. п. Люди могут быть вынуждены вступить в контакт на чисто утилитарной основе. Этот процесс представляет собой как бы одну из начальных стадий формирования коллектива. Вместе с тем в ряде случаев такие группы могут характеризоваться и внутригрупповой антипатией, эгоизмом, конфликтностью. Эти признаки возникают в результате стихийных влияний. Если подобные явления не встречают организованного противодействия, то они оказывают отрицательное влияние не только на каждого человека внутри этой группы, но и на смежные с ней группы и коллективы. Иногда такая группа может сложиться и внутри коллектива, предлагая свою защиту нерадивым и недисциплинированным лицам от влияния администрации и общественного мнения. Изучение подобного рода групп необходимо для того, чтобы найти способ изменения их направленности, определить пути «переделки» их и включения в коллектив. Социальная жизнь человека отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и, привычны. Другие серьезно отличаются от того, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд индивида. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредствованным влиянием других людей. Подчиняясь моде, например, мы бываем в положении, когда нам не нравится новый фасон одежды или обуви, но мы покупаем модные изделия, потому что старые «уже не носят», а носить устаревший фасон неприятно. Индивид, даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, лишь на основе восприятия их поведения заражается этим поведением, подчиняется и следует ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но оно должно быть рационально объяснено индивидом самому себе. В противном случае оно неизбежно вызовет внутреннее беспокойство, дополняемое работой воображения относительно возможной низкой оценки своей личности другими. В результате юбка укорачивается или удлиняется, брюки сужаются или расклешиваются, и личностное напряжение, возникшее из-за испытываемой по этому поводу неудовлетворенности, снимается. Этот простой пример показывает одну из форм массового внеколлективного поведения, под которым в социальной психологии подразумевается аналогичное по своему характеру поведение групп людей, возникающее в результате психического взаимодействия между ними вне коллективов и целесообразной коллективной деятельности. Люди, составляющие эти группы, сохраняют свою индивидуальность, но их поступки оказываются во многих чертах схожими. В массовых формах внеколлективного поведения играют большую роль неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения, например, иногда возникают стихийные действия в связи с каким-либо впечатляющим событием, затрагивающим главные ценности людей в ходе классовой борьбы. Так начинались многочисленные «медные», «соляные» и прочие бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье. Аналогичным образом, т. е. на эмоциональной основе, начинались первые стихийные выступления европейских рабочих, выразившиеся в поломках ненавистных машин, в избиениях хозяйских прихвостней, т. е. в ситуациях, лишенных еще ясного идеологического контекста и четко осознаваемых классовых целей совершаемых действий. Массовые формы внеколлективного поведения в последние десятилетия стали предметом пристального внимания со стороны буржуазной социальной психологии из-за того, что в современном антагонистическом обществе растет число участников и повышается политическая значимость различных форм этого вида поведения. Это, прежде всего, объясняется углублением классовых противоречий и обострением классовой борьбы. Но помимо этих социальных есть причины психологические, связанные с психологией общения и влиянием средств массовой коммуникации, нарастающими личностными и групповыми напряжениями, возникающими как неизбежное следствие дальнейшего усложнения цивилизации в условиях антагонистического общества и сопровождающего ее роста противоречий.
1. Субъекты и признаки массовых форм внеколлективного поведения
Субъектом массовых форм внеколлективного поведения при возникновении соответствующих условии может выступить любая достаточно многочисленная группа людей, выделяющая себя по какому-нибудь более или менее заметному признаку и осознающая свое единство. Например, совокупность людей, населяющих определенную территорию, может до определенного момента не осознавать своего единства. Здесь каждый действует «сам по себе». Однако стоит возникнуть общей опасности, например стихийному бедствию или нашествию врагов, и постепенно сообщество начинает действовать как единое целое. Иными словами, для осуществления массового стихийного поведения такая аморфная социальная общность должна превратиться из статической в динамическую социальную группу с едиными установками, аналогичными по своему характеру чувствами и мотивацией относительно каких-то объектов, затрагивающих интересы ее участников. Субъектом массовых форм внеколлективного поведения может быть и часто становится публика, под которой понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение. Возникает публика вместе с появлением предмета общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, «предмет искусства», который, по выражению К. Маркса, «создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой». В качестве субъекта внеколлективного поведения может выступить во всем своем многообразии и толпа - контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений, характеризующие публику, у толпы, как правило, отсутствуют. И наконец, субъектом внеколлективного поведения может выступать масса как совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным - обычно классовым - интересом. Масса, составляющая, по В.И. Ленину, «огромное большинство народа», выступает в качестве субъекта всех революционных преобразований. Масса в значительно большей мере, чем другие субъекты внеколлективного поведения, характеризуется классовым признаком. Этот момент четко прослеживается во всех стихийных выступлениях «пролетарской», «крестьянской», «мелкобуржуазной» массы. Вместе с тем поведение массы (стихийное или преднамеренно организуемое) может и не иметь явно выраженного классового признака. Описаны такие формы «массового» поведения, как массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый военный лжепатриотический угар. Разные формы стихийного внеколлективного поведения обусловливаются специфическим для каждого случая набором объективных и субъективных факторов. Общая тенденция, однако, заключается в том, что чем дальше, по типу взаимодействия участников, субъект поведения отходит от «публики» к «толпе», тем больше рациональные способы регуляции поведения уступают место эмоциональным. Происходит это по ряду причин. Если в малой группе сравнительно небольшая сфера деятельности позволяет индивиду вести себя и действовать с большим ощущением личного контроля над ситуацией, то в большой группе такого ощущения индивид не испытывает. Наоборот, он чувствует силу человеческой ассоциации, которая оказывает на него влияние своим присутствием. Влияние этой силы выливается либо в поддержку и усиление, либо в сдерживание и подавление его индивидуального поведения. Так, люди в большой группе, ощущая психическое давление присутствующих, могут не сделать того, что они непременно сделали бы при иных обстоятельствах: они могут не оказать помощи жертве несправедливости, например, если толпа настроена враждебно к жертве. Подобный случай блестяще описал в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой: никто не попытался защищать арестанта Верещагина, на которого губернатор Растопчин указал толпе как на виновника «гибели Москвы». Влияние большой группы на индивида может оказаться и поощряющим. Чувствуя такое влияние, индивид подчас оказывается в состоянии совершить то, что представлялось ему ранее невозможным. Другая причина - ощущение собственной анонимности. Затерявшись в «безликой массе», поступая, «как все», индивид утрачивает ощущение ответственности за собственные поступки. Отсюда подчас невероятная жестокость агрессивной толпы, подстрекаемой демагогами и провокаторами. В малых группах, как правило, между индивидами возникают прямые и непосредственные отношения. В больших группах личное общение фрагментарно. Отношения индивидов опосредованы другими людьми, возникают лишь с частью участников и по частному поводу и ориентированы на обобщенные и шаблонные представления о ценностях всей группы. Эта разница оказывает существенное влияние на процесс взаимодействия между людьми и на формы коммуникации. Особо важную роль при возникновении и осуществлении любой из форм внеколлективного поведения играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями. Некоторые виды такого поведения, например, паника, возникают в ситуации острого дефицита информации или неэффективности официальных систем передачи сообщений. Индивид становится участником стихийного группового поведения, либо «заражаясь» непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Подмечено, что люди проявляют готовность поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Так происходило взаимное увлечение к боевому подвигу в ходе штурма казарм «Монкада» на Кубе, возникал взрыв трудового энтузиазма на массовых стройках ирригационных каналов в советской Средней Азии. Очевидно, что такого рода психическое заражение было бы невозможно, если бы участники этих действий не видели или не знали о действиях и поступках других, тут же присутствующих людей. Следует отметить, что иногда психическое «заражение» может порождать также чувства уныния и депрессии. Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют системы массовой коммуникации. И чем в больших масштабах осуществляется массовое поведение, тем больше оно зависит от газет, радио, телевидения и кинематографии. Связано это и с тем, что, как отмечал Б.Ф. Поршнев, для условий современной жизни более характерным является отказ индивида поддаваться непроизвольному заражению. Эта тенденция проявляется более четко вместе с повышением уровня развития общества и, как следствие, развития самого человека. Чем выше этот уровень, тем критичнее относится человек к силам, которые автоматически увлекают его на путь тех или иных действий или переживаний, в том числе и совместных с другими людьми. Человек достаточно высокого уровня развития нуждается в убеждении - автоматическое заражение действует на него либо ослаблено, либо не действует совсем. Действие же массовых средств информации содержит в себе момент убеждения. Однако зависимость от систем официальной коммуникации не абсолютна. В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются, и порой бывает трудно определить, где кончается влияние одной и начинает проявляться другая. Колонка тина «Столичные сплетни», столь характерная для многих буржуазных газет,- классический пример такого взаимопроникновения. Содержание неофициальной коммуникации - разговоров, сплетен, толков, слухов - переходит на страницы печатного издания или становится темой для беседы телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И напротив, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу близких друзей. Люди обычно пользуются обеими системами коммуникации, дополняя одну - основную - другой, которая служит вспомогательным средством для проверки и для интерпретации сведений, поступающих по каналам первой системы. Так, например подмечено, что для крестьян во многих странах неофициальная коммуникация имеет первостепенное значение. Вместе с экономическим укладом натурального хозяйства и духовно замкнутых мирков родилась традиция полагаться на сообщения «очевидцев». Беседа с соседом или с завсегдатаем деревенского кабачка, вернувшимся из города, куда тот ездил на рынок, для крестьянина традиционно кажется более надежным источником информации, чем сообщение, переданное по радио или напечатанное в газете. Поэтому в сознании индивида часто закрепляется интерпретация, разделяемая его соседями, родственниками, друзьями, попутчиками в дороге. В ходе интерпретации сообщения происходит взаимное стимулирование - первый шаг к подготовке группового поведения. Гнев, вызванный сообщением о введении нового налога или о росте цен на инвентарь, легко разделяется собеседником, и тот, кто сообщает, испытывает удовлетворение от возбуждения в получателе тех же чувств, которые испытывает он сам. При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу резко возрастает вероятность возникновения стихийного поведения. Последнее может быть направлено либо на выражение испытываемых его участниками чувств, оценок и мнений, либо на изменение ситуации через действия. Очень часто субъектом внеколлективного поведения оказывается толпа.
2. Толпа как внеколлективная форма массового поведения
Представление о толпе, прежде всего, рождается из личного опыта. Каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей появление пожарных машин около дома, из которого валит дым. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением, люди, составляющие эту группу, постепенно превращаются в «нестройное, неорганизованное скопление людей», или толпу. Однако на нее совсем не похожи преднамеренно собранные толпы хулиганов, которые пытаются сорвать предвыборный митинг, созванный компартией в капиталистической стране, или проводимый ею массовый спортивный праздник. Иной будет и толпа, волнующаяся перед закрытыми воротами завода после объявления администрацией локаута или стихийно собравшаяся у тела убитого полицией студента и движущаяся с телом жертвы произвола к дворцу губернатора. Можно вспомнить и действия тысячных толп озверевших хунвейбинов и цзаофаней против «лиц, стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути»; в свое время они стали стандартной процедурой осуществления «великой пролетарской культурной революции». Поведение групп, обозначаемых в толковых словарях русского и других языков как «множество сошедшихся вместе людей», «скопище», «сборище» или «нестройное, неорганизованное скопление людей», имеет иногда очень серьезные последствия в социальной жизни общества. Как агенты царского правительства в свое время работали «над разжиганием дурных страстей темной массы», вдохновляя толпы черносотенцев на погромы и избиения, сейчас агенты антикоммунистических групп и организаций подогревают массовые истерии против «красных», разжигают ненависть обывателя. О подобного рода явлениях еще в 1925 г. писал один из первых советских исследователей проблем социальной психологии - М.А. Рейснер, который отмечал, что «подобно тому, как это делал Бонапарт во Франции, современные диктаторы реакции стремятся сорганизовать люмпенпролетарские отбросы в качестве вооруженного авангарда фашизма, линчевания и всевозможных Ку-Клукс-Кланов». Марксистская социальная психология связывает поведение толпы с практической реализацией наиболее древнего по своему происхождению социально-психологического противопоставления «мы» и «они». «Толпа - это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью...

Похожие материалы:

Реферат: Психология толпы

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Психология конфликта

Реферат: Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Реферат: Психология страха смерти

Реферат: Психология здоровья