Реферат: Психосемиотика сна

Сновидения вызывают интерес у человечества, начиная с самых древнейших времен. Уже в Древнем Египте существовало руководство по сновидениям и были построены специальные храмы - серапимы - в которых жрецы разгадывали и истолковывали сны фараонов. Огромную роль сновидения играли в шаманизме, воспринимаясь как способ астрального общения шаманов с божествами. Древние евреи считали, что пророческие сны - это прямой разговор с Богом.

Дата добавления на сайт: 22 августа 2024


Скачать работу 'Психосемиотика сна':


Введение
Сновидения вызывают интерес у человечества, начиная с самых древнейших времен. Уже в Древнем Египте существовало руководство по сновидениям и были построены специальные храмы - серапимы - в которых жрецы разгадывали и истолковывали сны фараонов. Огромную роль сновидения играли в шаманизме, воспринимаясь как способ астрального общения шаманов с божествами. Древние евреи считали, что пророческие сны - это прямой разговор с Богом.
Постепенно развивались различные науки, связанные с изучением сновидений. В настоящее время этот феномен изучается такими многочисленными науками, как физиология, сомнология, психология, а также семиотика и культурная антропология, обозначая междисциплинарный подход. Свое отражение сновидения нашли и в литературе: начиная с мифов и фольклорных текстов вплоть до наших дней. И интерес в изучении мотивов сновидений в художественных произведениях не только не угасает, но и наоборот, набирает обороты. Тема является не до конца изученной и тем самым представляет особый интерес для разработки.
Большинство литературоведов уделяют внимание сновидениям как части целого произведения, как определенному художественному ходу автора. Так, например, Н.А. Нагорная в докторской диссертации «Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм» рассматривает философско-эстетическое значение и функции сновидений в прозе модернизма и постмодернизма, Л.А. Ходанен в своих многочисленных работах уделяет внимание отношению представителей русского романтизма к сновидениям в целом, многие исследователи рассматривают мотив сновидений у одного автора, определяя сюжетно-композиционную функцию, как, например, Б.С. Кондратьев в монографии «Сны в художественной системе Ф.М. Достоевского. Мифологический аспект» классифицирует сновидения, встречающиеся в творчестве Достоевского. Но мало кто рассматривает произведение как переработанное, пересказанное сновидение самого писателя, тем самым доказывая теоретическую актуальность данной работы. Так, если предметом изучения является психосемиотика сна в общем, то объектом - психосемиотика сновидений в творческом сознании. Практическая актуальность работы реализуется в описании содержания интегративного курса по выбору, посвященного онейрической поэтике русских поэтов.
Целью моей работы является исследование психосемиотики сна в творческом сознании, влияния сновидений на творчество писателей, возможность представления произведения как пересказа настоящего сновидения, что представляет мою гипотезу, и впоследствии разработка интегративного курса на основе полученных результатов. Нагляднее всего поставленная цель реализуется на материале лирических произведений, поэтому в работе будет рассмотрена именно поэзия разных эпох и направлений.
Для достижения цели будут решены следующие задачи:
на основе анализа психиатрических и психологических работ выявить зависимость сновидений от бессознательного и влияние реальности на содержание сновидений;
раскрыть взаимосвязь между художественными произведениями и образностью, свойственной сновидениям;
проанализировать влияние бессознательного на творческий процесс;
в соответствии с теоретическим основанием работы обосновать возможность изучения художественного произведения как онейрического текста;
исследовать онейрические тексты на примере русской поэзии;
представить изученную информацию в форме содержания интегративного курса по выбору.
Данный курс носит интегративный характер, так как базируется на психологическом, литературоведческом и онейрическом знании о феномене сновидения и его отражении в художественном (литературном) творчестве русских поэтов.
Курс предназначен для старших школьников (10-11 классы) или студентов 1 и 2 курса гуманитарных и негуманитарных вузов.
Продолжительность курса: 18 учебных часов, в процессе которых изучаются 5 тем. Тема 5 рассчитана на 10 учебных часов.
Тематическое содержание курса представлено в следующих параграфах.
1. Сновидение как объект психологического исследования
психосемиотика сновидение сознание
Учение З. Фрейда
Зигмунд Фрейд одним из первых занялся научным толкованием сновидений, представляя свою технику как процесс раскрытия значения и смыслов снов. Опираясь на представление, что сновидение - это продукт психической деятельности самого спящего, Фрейд создал свою концепцию сна, которая заключалась в следующем: сновидение есть осуществление желания, его реализация, которая во сне предстает уже в сбывшемся виде.
В труде «О сновидении» З. Фрейд (Фрейд З. Психология бессознательного. СПб.: Питер, 2004. С. 277-306) подробно раскрывает теорию понимания сновидения и механизмов сна. Он развил идею, что все наши скрытые или несбывшиеся желания находят свою реализацию в сновидениях, причем выражаются они не в прямой форме, а метафорически. Наше мышление использует различные образы, символы, чтобы воссоздать желаемую картину, напоминая при этом поэтический язык. Однако Фрейд убежден, что сновидение - это не проявление фантазии или творческой деятельности, а лишь «сгущение материала, смещении его и наглядное его представление». При этом под «сгущением» подразумевается, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего; под «смещением» - результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами; а под «наглядным представлением» - регрессивное превращение мысли в зрительные образы. Все сюжеты, разворачивающиеся в сновидениях, уже имели место в той или иной форме в наших скрытых мыслях, тем самым сон - это сложная интеллектуальная деятельность. И содержание сновидения образуют реальные переживания. А вера в самостоятельную творческую силу сновидения рождается только из-за того, что видевший сон не может вспомнить источники, породившие его сновидения. В бодрствующем состоянии они могли казаться ему незначительными, или же события, повлиявшие на сон, протекали некоторое время назад и уже успели сгладиться в памяти видевшего сон, однако что-либо напомнило сознанию об этих моментах, и оно воспроизвело их в сновидении.
Также Фрейд рассматривает вопрос о «сглаженности» сновидений, почему попробуждении сон кажется таким связным, хотя, порой, и нелогичным. Ответ прост: сам человек, видевший сон, в поисках последовательности сглаживает свои воспоминания в рассказе, представляя свое сновидение как единый сюжет, а не калейдоскоп несвязных образов.
В работе «Толкование сновидений» З. Фрейд (Фрейд З. Толкование сновидений. Спб.: Азбука, 2012. 512 с.) выделяет три главные особенности памяти сновидений: использование впечатлений прошедших дней, акцент на незначительные воспоминания, использование детских воспоминаний. Тем не менее, источниками сновидений могут служить и значимые свежие воспоминания, накладываясь одно на другое, или же важные мысли, которые не давали покоя в течение дня. И сновидения, по существу, оказываются своеобразной реакцией на актуальные, волнующие спящего, переживания. Содержание сновидения - перевод мыслей на другой, образный, язык. И поэтому для правильного толкования сновидения нужно учиться читать образные знаки, а не рассматривать только очевидное значение. Так, нужно различать скрытое и явное содержание сна. Явным содержанием сна Фрейд называл непосредственно образы, являющиеся спящему. А скрытым-то, что они образы несут под собой. И именно скрытое содержание должно стать целью исследования для правильного понимания сновидения. И для обнаружения скрытого смысла Фрейд ввел процесс свободных ассоциаций, позволяющий постигнуть суть содержания сновидения, то есть метод высказывания всего, что только приходит в голову, какими бы абсурдными и нелогичными эти мысли не казались самому сновидцу.
В своих толкованиях сновидений З. Фрейд опирался не только на частную жизнь отдельного человека и влияние событий одного дня на содержание сновидений, но и рассматривал отрасли языкознания, антропологии, мифологии. В этих сферах исследователь находил общие трактовки сновидений у разных людей, общие символы. Однако основной акцент был сделан на пансексуальную символику (пансексуальность - сексуальное влечение, которое не зависит от половых условностей). Такой подход нашелотклик у последующих исследователей сновидений, например, у Густава Юнга, и вызвал бурную полемику, как с поддержкой подобных воззрений, так и с критикой по отношению к подобному учению.
Учение К.Г. Юнга
Густав Юнг, вслед за Фрейдом, продолжил традицию исследования бессознательного и толкования сновидений, но его трактовка во многом отличалась от фрейдовской. Во-первых, представление о снах, как о запретных импульсах полового влечения, он считал наивным и упрощенным. Хотя швейцарский психиатр и оставил в собственной теории толкования сновидений сексуальные символы, но трактовал их с усложненной мотивировкой, отталкиваясь от использованной во сне символики. Во-вторых, он сознательно уходил от техники свободных ассоциаций, используемой Фрейдом, так как такой подход к трактовке содержания сна выявляет только личные ассоциации видевшего сновидение, но не дает понимание его настоящего смысла. Вместо этого Юнг предлагал строить как можно больше аналогий непосредственно к самому сновидению.
Сновидение, по Юнгу, это средство наладить связь между сознанием и подсознанием. Он был согласен с Фрейдом в том, что сновиденияговорят на собственном самодостаточном языке. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг полагал, что сновидения могут содержать не только воспоминания и переживания, но и важные сообщения, философские идеи, предостережения.
Образный язык сна представляет собой метафоры и ассоциации, сходные с первобытными идеями и ритуалами. Ученый отметил, что такие образы являются цельной частью бессознательного. Они могут возникнуть у каждого, без опоры на образование или умственные способности отдельно взятого человека. В сновидениях такие символы появляются самопроизвольно, так как сны случаются, а не изобретаются человеком. Таким образом, именно сновидения являются главным источником нашего знания о символизме. Ведь символы рождаются именно из той области психического, которая не контролируется сознательным разумом. Как писал К.Г. Юнг, «сон - нормальное психическое явление, передающее бессознательные реакции или спонтанные импульсы сознанию» (Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.С. 62).
Бессознательное же у Юнга имеет более сложную интерпретацию, нежели у Фрейда. По Юнгу, оно состоит из двух слоев: личностный (поверхностный) и коллективный (более глубокий и сложный). При этом если личностный слой обусловливает интимное содержание сновидений, личные переживания, переработанные события дня, то коллективное бессознательное имеет всеобщую природу. Оно идентично у всех, выражает одинаковые образы поведения и представляет собой своеобразный итог жизни целого рода. Содержаниями коллективного бессознательного являются так называемые архетипы (единая базовая схема поведения или характера, своеобразный психический шаблон). Эти архетипы едины, вне зависимости от времени или от географического расположения, они повторяются на протяжении всей истории повсюду, где действует творческая фантазия: герой-спаситель, враждебное существо, рождение, смерть и др., - все они присутствуют в любой части света. Архетип, по Юнгу, - своеобразный символический образ инстинктов.
Юнг считал, что архетипы являют себя в сновидениях через персонажей или символы. Архетип всегда входит во взаимодействие с уже пережитым опытом каждого отдельного человека и в сновидении представляет собой уже архетипический образ. Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства и по своей сути универсальны. Они находят свое место в сказках, фольклоре. Однако рассматривать их надо в контексте жизни сновидца, так как именно сознательная жизнь накладывает отпечаток на определенный архетип и меняет содержание сновидения.
Также Г. Юнг обращал внимание на компенсаторную роль сновидений в психической жизни индивида и наделял сны функцией восстановления психического баланса. Сны могут предупреждать о неадекватности принимаемых решений или неправильности выбранного пути, что подтверждает мнение Юнга о том, что источники кризисов жизни - в бессознательном. Именно сны могут дать подсказку, чего стоит опасаться или на что следует обратить внимание отдельному индивиду.
Учения З. Фрейда и К.Г. Юнга дали начало дальнейшим масштабным исследованиям сновидений как порождений бессознательного.
Дополнения Д. Роберта к юнгианскому учению
Одним из ярких последователей юнгианского учения в наши дни стал Джонсон Роберт. В своей книге «Сновидения и фантазии» (Роберт Д. Сновидения и фантазии. Анализ и использование. М.: Рефл-бук, 1996. 288 с.) он хоть и опирается на идеи Юнга, но рассматривает проблему немного под другим углом и вносит свои дополнения. Так, например, он открыто объединяет сновидения и воображение, так как оба этих процесса имеют один источник - бессознательное. Эти системы бессознательного общаются с сознанием на языке символизма. Роберт считает, что именно в бессознательном содержится значительная часть «Я» каждого индивида и основные черты характера. А сны - это своеобразный мост, с помощью которого человек может разобраться в своем внутреннем мире. В каждом сне содержится своеобразный посыл, который бессознательное хочет донести до сознания, и именно его нужно разгадать толкователю или самому сновидцу.
Д. Роберт заметил, что и у сновидений, и у воображения есть общая черта - умение преобразовывать расплывчатые формы бессознательного в четкие образы, которые может воспринять разум. И хотя эти загадки бессознательного порой могут казаться неразрешимы, все-таки их можно правильно расшифровать и растолковать при должном внимании к каждой детали сновидения. Объединяя сновидения и воображение в одной ипостаси, Роберт все-таки четко разграничивает их, полагая недопустимым считать, что сновидение - это продукт воображения, а воображение - это сны наяву.
Юнговский аналитик также развил мысль, по которой каждый человек состоит из множества внутренних личностей. Все внутренние личности располагаются в бессознательном и практически не проявляют себя во время бодрствования, по крайней мере, осознано. А сновидения как раз демонстрируют наличие этих самых внутренних личностей и сложные отношения между ними, содержащимися внутри одного сознания. Некоторые из этих личностей по своей природе являются психологическими архетипами - универсальными образами (архетип героя, архетип жадины). Опираясь на учение Юнга о первичных образах, Роберт заключил, что архетипы являются базовыми формами, определяющими наши ценности, творческие способности, поведение, тип мышления. Однако большинство внутренних личностей - обычные персонажи снов, свои для каждого отдельного сновидца.
В своей книге Роберт выразил мысль, что если собрать все сновидения отдельного человека и исследовать общую картину, то можно заметить, что каждый из снов отражает определенный участок по направлению к обретению собственного «Я». Все сновидения направлены на постижение внутренних личностей, являются ключами к их понимаю или сигналами их требований.
Также доктор, вслед за Юнгом, развил понятие Активного Воображения (погружение в воображение в бодрствующем состоянии, особый метод использования силы воображения). Юнг считал, что этот метод позволяет продлить сон и довести его до логического завершения, Роберт же полагает, что это своего рода диалог, который человек ведете с различными частями «Я», живущими в бессознательном, особое Царство фантазий. Это техника, позволяющая образам, живущим в бессознательном, подняться на уровень воображения. Примерно такую технику в последующем будут использовать сюрреалисты, пытаясь погрузиться в состояние сна наяву ради достижения нужного состояния для творческого процесса.
Сновидение в контексте современных исследований
В современной науке существует несколько точек зрения на сновидения:
сновидения - как результат деятельности памяти и воображения,
сновидения - как результат действия внешних раздражителей,
сновидения - как результат действия внутренних раздражителей.
Так, первый подход основывается на том, что все произошедшее за день с отдельным человеком откладывает на нем свой отпечаток и напоминает о себе в состоянии сна. Доказательством такого подхода служат истории Менделеева или Эйнштейна, в которых ученые совершили свои открытия именно во сне, продолжив работу над тем, что недоделали в состоянии бодрствования. В какой-то мере это направление является продолжением учений З. Фрейда и Г. Юнга, которые рассматривали сновидение как переработку предшествующего опыта во время бодрствования.
Второй подход опирается на влияние таких внешних раздражителей на органы чувств спящего, как свет, звук, прикосновения и др. Все это накладывается на сновидения спящего и порождает различные образы. Ученый А. Мори проводил эксперименты над своими испытуемыми, поднося к их лицу то открытый флакон одеколона, то лампу с красным светом - все это порождало причудливые сны у сновидцев, у них появились образы парфюмерной лавки и раскатов грома соответственно.
Третий подход раскрывает воздействие внутренних органов человека на его сновидения. Таким образом, сновидения могут иметь диагностические значения, сигнализируя о заболеваниях желудка, сердца и др. внутренних органов.
При этом велись многочисленные споры, активен ли мозг человека во время сна, и учеными было подтверждено, что «сон - это активный физиологический процесс», - как замечает В.М. Ковальзон в своей работе «Природа сна» (Ковальзон В.М. Физиология сна // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1999. №8.С. 627-634).
Вывод: объединив все вышесказанное, можно утверждать, что состояние сна - это активный физиологический процесс, во время которого мозг так же активен, как и во время бодрствования. Этот процесс порождает сновидения, на которые влияют самые разнообразные факторы. В данной работе будет рассматриваться, по большей части, сновидения как результат деятельности памяти и воображения. Этот фактор выделяют как современные исследователи сновидений, так и давшие толчок к развитию указанного направления Зигмунд Фрейд и Густав Юнг. Именно они разделили сознательное и бессознательное и доказали, что бессознательное общается с сознанием посредством особого поэтического и метафорического языка - языка образов и символов. Для общения бессознательное использует два канала: сновидение и воображение, и хотя это разные по своей сути процессы, они объединены одним источником и одним языком. Психиатры могут спорить о содержаниях сна, будь то реализация неисполненного во время бодрствования желания или же важные решения и философские идеи, главным для дальнейшего исследования в данной работе является то, что сновидение - это источник символизма, родственный воображению. И художественное сознание может использовать шифр сновидений для создания художественных текстов так же, как использует...

Похожие материалы:

Реферат: Анатомические аспекты сна и бодрствования

Статья: Клиническое значение нарушений сна у беременных

Реферат: Сон. Нарушения сна

Реферат: Физиология сна

Реферат: Психофизиология сна