Курсовая работа: Развитие и взаимосвязь речи и мышления

Актуальность. Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое.

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие и взаимосвязь речи и мышления':


Курсовая работа
На тему «Развитие и взаимосвязь речи и мышления»

Введение
Актуальность. Проблема взаимосвязи речи и мышления по сей день остаётся одним из наиболее непостижимых и соответственно притягательных предметов изучения. Являясь необходимыми атрибутами человека, оба явления сочетают в себе социальное и биологическое. С одной стороны, и речь и мышление представляют собой порождение мозга человека, с другой стороны, речь и мышление являются социальными продуктами, поскольку сам человек есть социальное явление. Многие ученые занимались этой проблемой, но она до сих пор остается не исследованной до конца. Благодаря мышлению у человека развивается речь.
Цель исследования: изучение развития и взаимосвязи речи и мышления у детей 6-7 лет.
Объект исследования: познавательная сфера у дошкольников.
Предмет исследования: мышление и речь дошкольников.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ феномена мышления в рамках психологии.
2.Осуществить анализ феномена речи в рамках психологии.
.Подобрать и провести методики для исследования взаимосвязи и развития мышления и речи.
.Выявить индивидуальные особенности мышления и речи в дошкольном возрасте.
Гипотеза курсовой работы основана на предположении о том, что мышление и речь у детей дошкольного возраста взаимосвязаны.
Методологическая база исследования: данной проблемой занимались Г. Эббингауз, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, К.Левин, А. Бине, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, беседа, математико-статистические методы, психологическое наблюдение, психологический эксперимент.
Психодиагностические методики:
.«Что здесь лишнее?»
.«Свободная классификация»
.«Расскажи по картинке»
.«Опиши картинку»
Эмпирическая база исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18» города Курска, выборка составила 15 человек в возрасте 6-7 лет.
Структура работы. Курсовая состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 30 наименований. Работа содержит 11 таблиц, 5 приложений.

Глава 1. Теоретические основы развития и взаимосвязи речи и мышления
.1 Анализ феномена мышления как психического процесса
Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.
Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.
Мещеряков Б. в своем психологическом словаре пишет, мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.
Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).
По С.Л. Рубинштейну, мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщенное познание объективной реальности.
Все мыслительные операции (анализ, синтез и т. д.) возникли сначала как практические операции и лишь, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в относительно самостоятельную теоретическую деятельность. В теоретическом мышлении связь с практикой сохраняется, лишь характер этой связи изменяется. Практика остается основой и конечным критерием истинности мышления; сохраняя свою зависимость от практики в целом, теоретическое мышление высвобождается из первоначальной прикованности к каждому единичному случаю практики.
С.Л. Рубинштейн пишет, что мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности, на эти же важные черты мышления указывают и многие другие психологи. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз «добывает» знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях - важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение объективной реальности. Оно обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку.
По мнению М.И. Еникееву, мышление - психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений. В элементарной форме понимание проявляется уже при узнавании объектов, отнесении их к определенной категории. Понять что-либо - значит включить новое в систему имеющихся связей. Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру - стадии и механизмы достижения познавательной цели.
А.В. Петровский пишет, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление - это искание и открытие нового.
С.Р. Немов считал, что мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Вскрывая существенные и закономерные связи между предметами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обобщает единичные факты и применяет результаты обобщения - общие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление требует оперирования уже имеющимся объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового закона или явления. Являясь обобщенным отражением действительности, мышление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышления с языком сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча (про себя). Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что оно неразрывно связано с чувственным познанием, являющимся главным информатором об окружающем мире. Мыслительная деятельность осуществляется в практике и неразрывно связана с нею. Любой вид деятельности, любой вид труда основывается на решении мыслительных задач.
Как пишет С.Ю. Головин, мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, кои мышление порождает, но к коим не сводится.
Р.Х. Тугушева пишет, мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника из чувственного познания через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Мыслительная деятельность - это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно-исторического развития, познания и преобразования природы и общества вырабатываются и систематизируются научные знания.
Как пишет П.А. Сорокун, мышление - это процесс обобщенного и опосредствованного отражения предметов и явлений в их связях и отношениях, познание нового, неизвестного.
Человеческое мышление - это речевое мышление. Мысль заключена в смысловом содержании слова. Мышление является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность.
По М.И. Еникееву, явления мышления классифицируются следующим образом:
мыслительная деятельность - система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи;
мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация;
формы мышления: суждение, умозаключение, понятие;
виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-абстрактное.
По содержанию различается практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
По операционной структуре мыслительная деятельность подразделяется на алгоритмическую, осуществляемую по заранее известным правилам, и эвристическую - творческое решение нестандартных задач.
По степени абстрагированности выделяется эмпирическое и теоретическое мышление.
Все мыслительные акты совершаются на основе взаимодействия анализа и синтеза, которые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико-синтетическим механизмом высшей нервной деятельности);
При характеристике индивидуального мышления учитываются качества ума - систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и другие, а также тип мышления индивида, его интеллектуальные особенности.
Еникеев пишет, мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция - классификация - конкретизация. Мыслительные операции - это мыслительные действия. Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение - элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.
Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.
Обобщение - свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.
Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений - на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.
Классификация - группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному. Конкретизация (от лат. concretio - сращение) - познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация - высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному - теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.
Р.С. Немов выделял следующие мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
Анализ - это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. Абстракция - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения - понятия - выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Петровский пишет, логика изучает логические формы мышления - понятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса. В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам. В единичных суждениях - только к одному. Суждения образуются двумя основными способами: 1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. Умозаключение, рассуждение - это и есть основная форма опосредствованного познания действительности. Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения.
В своей работе Ю.В. Александрова пишет, в психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой основное содержание мышления, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью. Понятие - это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития. Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить , оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи

Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Курсовая работа: Развитие проблемы творческого мышления в истории зарубежной психологии

Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Реферат: Развитие речи