Контрольная работа: Развитие общения в онтогенезе
Содержание
Введение
. Что такое «общение»
. Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
. Процесс общения в филогенезе
Заключение
Литература
Дата добавления на сайт: 30 июля 2024
Скачать работу 'Развитие общения в онтогенезе':
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Факультет заочного обучения
Кафедра общей психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Психология общения»
ТЕМА: «Развитие общения в онтогенезе»
Разработала:
Тихомирова Маргарита Юрьевна
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
. Что такое «общение»
. Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
. Процесс общения в филогенезе
Заключение
Литература
Введение
Психология - это наука о душе. В силу уникальности своего предмета исследования, психология занимает особое место среди прочих наук о человеке и обществе. Уникальность психологии состоит еще и в том, что познающий и познаваемое здесь сливаются воедино. Человек стремится познать свою же, человеческую, душу, бесконечно проникая в свою собственную сущность. Неудержимое влечение к самопознанию и полезно и порочно одновременно. Тайны души манят человека своей близостью и неизведанностью. Путешествие по лабиринтам собственной души оборачивается восхождением к высотам собственного величия и головокружительным падением в пропасть своей ничтожности. Среди подлинных страданий открывается для человека возможность в муках произвести на свет новое знание о самом себе и, изменив самого себя, возродиться в новом обличий, сохраняя при этом верность главному, сущностному, истинному.
Путешествия внутри себя совершает каждый человек, выступая автором своей собственной житейской психологии. Житейская психология интуитивна, по своей сути. Проходя через жизненные испытания, человек извлекает уроки из ошибок, подмечает положительные или отрицательные результаты и в дальнейшем использует свой опыт, хотя и не всегда осознанно. Научные психологические знания рациональны и всегда осознанны.
Научная и житейская психология испокон веков пытаются проникнуть в таинство человеческого общения.
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку, даже очень могущественному.
Сегодня, у истоков третьего тысячелетия, ученые и практики разных специальностей особенно остро осознают насущную необходимость объединить свои усилия в изучении проблем общения. Общение, встречающее человека на пороге жизни и провожающее его в мир иной, по праву может стоять в центре научно-практических изысканий любой науки о человеке. Эта тема всегда является актуальной для исследования.
Главным предметом обсуждения в данной работе является развитие общения в онтогенезе человека. Проанализировав учебные пособия, статьи, научные труды российских и зарубежных психологов мы постараемся найти ответ на следующие вопросы:
Что такое «общение»?
Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
Процесс общения в филогенезе
психологический онтогенез общение сознание
1. Что такое «общение»
Общение по своему происхождению и содержанию - продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «соединение», «сообщения».
Что же такое общение? Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
коммуникативную (передача информации);
интерактивную (взаимодействие)
перцептивную (взаимовосприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
Итак, многоплановый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них
В начале несколько слов о функциях общения на индивидуальном уровне жизни человека. Они многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций:
информационно-коммуникативную;
регуляционно-коммуникативную;
аффектно-коммуникативную.
И на основе этого выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга.
Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация - (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Иными словами, коммуникативная сторона общения - это передача информации.
В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.
Интерактивная сторона общения - взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.
Итак, общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность .
2. Основные этапы овладения процессом общения в онтогенезе человека
Одним из важнейших условий для развития личности является общение с окружающим миром и те отношения, которые устанавливает человек в процессе этого общения. Человек способен изменятся, расти, развиваться, взрослеть. Индивид может реализовываться как социальное существо лишь в общении с другими людьми. Человек появляется на свет не имея никаких навыков, способностей к существованию. Те качества, которые обеспечивают его жизнедеятельность в определенном социуме он приобретает в процессе общения.
На ранних этапах онтогенеза общение имеет особенно большое значение для развития личности ребенка. Поведение, деятельность и отношения ребенка к миру и самому себе в значительной степени определяется его общением со взрослыми. Современные исследования поведения младенцев (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин) показали, что в первые дни после рождения дети не выявляют потребность в общении со взрослыми. Это свидетельствует о том, что потребность в общении не врожденная, а формируется в процессе взаимодействия со взрослыми.
Общение с окружающими людьми происходит в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у малыша в первые дни жизни в контакте со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов является улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (на 4-й неделе жизни).
Уже на втором месяце жизни возникает специфически человеческая социальная по своей природе потребность - потребность во взрослом человеке, в общении со взрослыми, которые ухаживают за ребенком. Первоначальной формой проявления этой потребности является реакция оживления. Это непосредственно-эмоциональное общение с партнером. В таком общении, выражая свое отношение к партнеру, дети используют различные экспрессивно-мимические средства (взгляд, улыбка, выразительные движения, вокализация).
Только развиваясь рядом со взрослым, ребенок сам может стать человеком. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка основу доверия или недоверия в отношении внешнего мира. Улыбка как специфическая реакция на лицо матери - показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Путь ребенка к познанию предметов и удовлетворению собственных потребностей идет через отношение к другому человеку.
Это тот исток психической жизни, с которого начинается формирование у ребенка специфически человеческая потребности в общении.
Д.Б. Эльконин говорил, что человек очень давно придумал программированное обучение для детей первого года жизни. Это - игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Манипулирование его с игрушками - скрытая совместная деятельность, в которой взрослый присутствует опосредованно, будучи как бы запрограммированным в игрушке.
Начиная со второго полугодия жизни ребенка, общение связано с освоением предметов. М.И. Лисина назвала его ситуативно-деловым. Детям важно присутствие взрослого, его доброжелательное внимание.
К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
К девяти месяцам (начало кризиса первого года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Ходьба - первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой переход к новой ситуации развития.
Второе новообразование - появление первых слов, которые носят характер указательных жестов. Речь служит критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними возникло новое в отношениях - предметная деятельность. Это происходит в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет).
Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным, оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.
Д.Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем возрасте по двум основным направлениям:
. От совместного со взрослым действия до самостоятельного исполнения.
. Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.
Развитие предметного действия от совместного со взрослым к самостоятельному выполнению также проходит ряд этапов:
совместные действия - попытки специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения;
частично-совместные действия ребенка и взрослого - овладение специфическим способом употребления орудия - показ.
Например, вспомните, как ребенка приучают к самостоятельному приему пищи: ребенку дают ложку и помогают овладеть способом применения данного орудия. При этом взрослый комментирует свои действия, поддерживает (одобряет), когда действия ребенка совершаются верно.
Овладев конкретной операцией, ребенок способен совершить перенос действия: с одного предмета на другой - из одной ситуации в другую, следуя словесным указаниям взрослого.
Например, научившись пользоваться ложкой, ребенок способен овладеть сходным прибором - вилкой.
Например, ребенок кормит из ложки свои игрушки, животных.
Роль взрослого возрастает в глазах ребенка. Взрослый начинает восприниматься ребенком как носитель образцов человеческого действия. В результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого относительно предметных действий.
Таким же образом, как развивается предметное действие, происходит и формирование речи.
Слово в раннем возрасте выступает для ребенка орудием, которое, однако, он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте является орудием, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за два-три года овладевает родным языком, а в двуязычной среде и двумя.
Сначала ребенок понимает слова-указания, затем начинает понимать слова-названия, позднее наступает понимание инструкций и поручений, наконец, понимание рассказов, то есть понимание контекстной речи.
Все основные новообразования раннего возраста связаны с развитием восприятия, интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам».
Основная потребность ребенка - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: ребенок живет в опосредованной, а не прямой связи с миром, то есть он не готов участвовать в деятельности взрослого.
Единственная деятельность, которая позволяет включиться в уже смоделированные отношения и действовать внутри этой модели, - это сюжетно-ролевая игра. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Центр общения смещается на овладение ролевых действий, расширяется опыт общения со сверстниками.
Рисунок 1. Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры
Роль, которую берет на себя ребенок, можно считать единицей компонента, центром игры. Игровые действия являются действиями со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.
Правила - это последний компонент в структуре игры. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует, как требуют правила. Превращение правила во внутреннюю позицию - важный признак формирования произвольного поведения ребенка. За выполнением правила, лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
Особенности социальных отношений.
Дошкольник имеет две сферы социальных отношений, которые связаны игровой деятельностью:
ВЗРОСЛЫЙ← РЕБЕНОК→ДЕТИ
Результаты игры и отношения внутри детского коллектива не влияют на отношения ребенка с родителями. Оба вида отношений существуют параллельно и не связаны иерархическими связями. Важно учитывать, что благополучие ребенка зависит прежде всего от внутрисемейной гармонии.
Общественное по своему содержанию отношение к окружающей действительности формируется в дошкольном возрасте, значит, именно тогда начинается становление личности. Многогранность общения в дошкольном возрасте сказывается в последующем на индивидуальных особенностях личности, ее будущей реализации.
Учебная деятельность младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу система «ребенок → учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: впервые отношение «ребенок → учитель» становится отношением «ребенок → общество».
В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок → учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, - значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.
Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности.
Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней - это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.
Совместная деятельность - необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Для лучшего усвоения учебного материала необходима совместная работа со сверстниками. В группе сверстников отношения равноправные, а между ребенком и взрослым - иерархические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.
В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется (переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его самостоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.
При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения - основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности.
Учебная деятельность и игра.
При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становятся более значимыми игры с достижением известного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного, возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.
Новые формы игровой деятельности способствуют пониманию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школьном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.
К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представляет....
Похожие материалы:
Курсовая работа: Самооценка и ее развитие в онтогенезеРеферат: Развитие антимикробной химиотерапии и новые парадигмы
Курсовая работа: Влияние детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Статья: Развитие анатомии в России
Реферат: Содержание, развитие и особенности гендерной психологии