Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучение была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедший в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста':


КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста
Введение
память мышление педагогический
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучение была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедший в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».
Как отмечает Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. [13 c. 167]
В 1888 г. В Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, - книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.
Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть 20 века и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин, Карл и Шарлота Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, З. Фрейд, С. Выгодский, А.Б. Залкинд, А.П. Нечаев, Г.А. Фортунатов и др.
В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли и отечественные ученые: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леоньтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
Актуальность темы исследования развития памяти, мышления определяются рядом теоретических и практических предпосылок и факторов, требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.
Развитие памяти, мышления - одни из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленные на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в 21 веке.
Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые 3 года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного мозга ребенка.
Амплификация (обогащение) умственного развития с первых лет жизни - основная идея для работы с детьми раннего возраста.
Проблема нашего исследования - одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний - в философии, социологии, биологии, педагогики и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личность, отечественные психологи проводят углубленные и разноправленные исследования. Особенности развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства.
Накопленные знания - с одной стороны, новые подходы современной науки - с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития, но и многие важнейшие направления поиска, определяя проблемы развития детства.
Потребность в решении этих и многих других проблем и вопросов обусловила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в литературе.
В основе настоящей теории развития детства лежат, прежде всего, концептуальные положения и экспериментальные материалы научной школы Выгодского - Леонтьева - Эльконина. [15 c. 93]
Анализ этих положений и материалов позволил В.П. Зинченко вычленить некоторые важнейшие принципы, характеризующие процессы психического развития ребенка, которые уже сейчас являются руководящими как при разработке основ и проектирования системы обучения, воспитания детей, так и при организации исследования детства.
В настоящее время существует достаточно большой объем знаний, раскрывающий процесс развития с разных сторон. В то же время реальная картина развития детства пока четко не обрисована. Углубленного изучения требуют механизмы переходов от одного возраста к другому, особенности взаимодействия социальной ситуации и специфики развития в этой ситуации, взаимоотношений между взрослым и ребенком и др. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной и многие другие.
Цель исследования: Выявить эффективные методы развития памяти, мышления у детей раннего возраста.
Объект исследования: Процесс развития памяти, мышления у детей раннего возраста.
Предмет исследования: Комплекс Психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию мышления, памяти у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования:
Эффективность развития памяти, мышления у детей раннего возраста будет возрастать, если учитывать следующий комплекс педагогических условий:
Приобщение детей к действию с различными предметами-игрушками и пособиями, которые должны быть подобраны по цвету, форме и материалу;
Проведение психологически и педагогически обоснованных систем занятий;
Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Для достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи исследования:
1.Изучить проблемы в теории и практике
2.Выявить сущности понятий «память и мышления»
.Выявить уровень развития памяти, мышления у детей раннего возраста
.Подобрать и апробировать циклы занятий, упражнений и игр
.Разработать методические рекомендации.
Методы исследования:
Изучение Психолого-педагогической литературы
Педагогический эксперимент
Анализ реального педагогического процесса.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные исследования, методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности студентов для повышения эффективности процесса развития памяти, мышления у детей раннего возраста.
1. Сущность понятия «развитие памяти, мышления»
Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. [18 c. 100]
Основным свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Наряду с понятием «развитие» в психологии развития существуют понятия «созревание» и «рост».
Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», - писал К. Коффка. [3 c. 55]
Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост», - уточняет Д.Б. Эльконин. [3 c. 57]
Развитие мышления
Мышление является высшим психическим познавательным процессом. [12 c. 17] Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.
Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связано с мышлением, поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развития мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи.
Развитие памяти. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама.
Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектом: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если же промежуток времени между узнаванием и последним восприятием и последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать несколько дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.
Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.
Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети, преимущественно опираясь не наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений.
Кроме того, у детей в рассматриваемом возрастном периоде существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так к концу третьего года жизни ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого-то, что было примерно год назад.
Таким образом, к концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.
1.1 Психологические особенности развития памяти и мышления в раннем возрасте
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года - 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложно-подчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов.
Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т.е. увеличения мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам - в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензетивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.
Как писал Л.С. Выгодский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе». [11 c. 257]
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой - маленький; твердый - мягкий;), их количество (один, много). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и - позднее - логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.
У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.
В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания. [3 c. 64]
С помощью речи в мышлении формируются, являющимися единицами мыслительного процесса.
Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей, картинок и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов, опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.
Этапы развития мышления
Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. [6 c. 123]
В большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развитие мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от его практической деятельности: мы видим, как ребенок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает, проявляется уже в конце первого года жизни малыша. Причем проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку сам процесс мышления для ребенка имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.
Например, ребенок в возрасте 1 года и 1 месяца в состоянии догадаться, что для того чтобы достать орехи со стола, необходимо к столу поставить скамейку. Или другой пример: мальчик в возрасте 1г. 3 мес., для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию.
Во всех вышеприведенных примерах ребенок опирался на опыт, уже полученный им раньше. Причем следует учитывать, что этот опыт ребенка не всегда является его личным опытом. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослым.
Овладение речью
Следующий этап развития мышления ребенка связан с овладением речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. Они очень быстро приобретают для него общее значение и очень легко переносят с одного предмета на другой. Однако в значении первых слов нередко входят только какие-то отдельные признаки предметов и явлений, которыми ребенок и руководствуется, относя к ним слово. Например, слово «яблоко» детьми весьма часто сопоставляется со всеми круглыми предметами, а иногда и со всеми предметами красного цвета.
Сравнение
Сравнение - одна из логических операций мышления, суть, которой заключается в сопоставлении одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой. [13 c. 65]
Другим весьма значимым этапом развития мышления ребенка является этап, в процессе которого малыш может один и тот же предмет назвать несколькими словами. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании у ребенка такой умственной операции, как сравнение. На данном этапе развитии мышления в сознании ребенка происходит процесс обнаружения сходства или различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются. Следовательно, к концу второго года жизни ребенок в состоянии обнаружить различия между окружающими его предметами.
В процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается.
1.2 Характеристика педагогических условий развития памяти, мышления у детей раннего возраста
У детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающему, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружающем.
В связи с этим вначале осуществляется целенаправленное ознакомление с домашним (дети 1 года - 1,5 лет), а затем и более широким кругом людей, принимающих участие в их жизни повседневно в бытовых ситуациях, а затем эпизодических и в других ситуациях. [4 c. 43]
Нужно помочь ребенку «открыть себя», привлекая внимание к нему самому. Особое внимание надо обращать на лицо человека и вести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот, нос и т.п. и более детально: губы, зубы, брови, щеки и т.д. Позднее дети узнают и запоминают названия частей тела: голова, руки, ноги (9991,5-2 г.); живот, спина, шея, пальцы, ногти, (2-3 г.) Дети постепенно начинают понимать, что части тела, имеют свое значение. К 3-м годам они способны заметить, что у всех живых существ имеются такие же, как у человека, или подобные части тела. Эти знания по-новому определяют отношение ребенка к кукле как живому существу и игрушкам-животным, стилизованным под человека.
Взрослый может использовать конкретные ситуации для раскрытия ребенка его собственных физических состояний и эмоциональных переживаний (дети 1-2 года) Учить замечать и соответствующим образом реагировать на физические и душевные состояний других людей - взрослых и детей, сочувствовать им (1,5 - 3 лет)
Взрослый помогает ребенку понять причину и следствие эмоционального состояния как результат каких-либо событий (дети 1,5-2 лет) или удавшейся/ неудавшейся деятельности (дети 2-3 лет)
Особое значение в познании окружающего отводится предметам и действиям с ним. Непосредственные контакты с предметами ближайшего окружения способствуют накоплению чувственного опыта об их свойствах (дети 1 года - 1,5 лет), способах действий с ним. В более раннем возрасте детей привлекает в основном внешняя сторона предметов - яркость, необычность формы, звучание и т.д. После 2 лет особую значимость приобретают...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр