Курсовая работа: Развитие памяти старших дошкольников

Проблема развития памяти актуальна в наши дни. В современное время нам нужно запоминать гораздо больше разнообразной информации, чем это было раньше.

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Развитие памяти старших дошкольников':


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
.1Общее представление о памяти
.2Виды памяти, их характеристика
.3Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте
Глава II. Экспериментальное изучение памяти в старшем дошкольном возрасте.
.1Программа констатирующего эксперимента
.2Анализ полученных данных
.3Рекомендации по развитию памяти старших дошкольников
Заключение
Библиографический список
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития памяти актуальна в наши дни. В современное время нам нужно запоминать гораздо больше разнообразной информации, чем это было раньше.
Память - это основа нашей психической жизни, это весь наш жизненный опыт. Она является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Когда человек действует, он опирается на свой собственный и исторический опыт. Развивать память значит выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.
Память в развитии ребенка играет огромную роль. Усвоение знаний о самом себе и об окружающем мире, приобретение умений и навыков, овладение нормами поведения и многое другое - все это связано с работой памяти. Школьное обучение предъявляет большие требования к развитию памяти, так как оно предполагает систематическое, целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками. И к моменту поступления ребенка в школу, уровень развития памяти должен быть достаточно высок.
Когда у дошкольника развивается способность мыслить, а отсюда запоминать и воспроизводить материал, то это приводит к определенным изменениям в психике и поведении ребенка.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития памяти. Можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе, используя возможности развития памяти и мышления дошкольника.
Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие психологи как Д. Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, А. А. Люблинская, Г.А. Урунтаева, О. А. Шаграева, А. Р. Лурия, Т. Д. Марцинковская и другие.
Цель исследования: исследовать особенности развития памяти старших дошкольников.
Объект исследования: память старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности развития памяти.
Гипотеза исследования: предположим, что у детей старшего дошкольного возраста непроизвольное запоминание преобладает над произвольным.
Для достижения цели и проверки гипотезы решались задачи:
.Проанализировать психолого-педагогическую литературу, связанную с проблемой памяти, особенностями ее развития в старшем дошкольном возрасте.
.Экспериментально исследовать особенности развития памяти старших дошкольников.
.На основе полученных эмпирических данных сделать вывод об особенностях развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
.Разработать рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.

Глава I. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
1.1Общее представление о памяти
Память составляет основу всех психологических процессов человека.
Каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраниться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание, и воспроизведение прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. (Рогов Е.И., 1995).
Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. (Урунтаева Г.А., 2001).
Память обычно понимается как дар или способность, благодаря которой можно вызвать, обдумать либо описать предыдущий опыт в настоящее время [Р. Корсини, А. Ауэрбах. 2006].
Память в психоанализе: одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений [Лейбин В., 2010 г.]
Анализируя вышеизложенные определения, можно выделить общее определение: память - это запечатление, сохранение и воспроизведение информации, отражение прошлого опыта.
Память - это сложная психическая деятельность, содержащая в своей структуре такие процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов запоминания в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное запоминание. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию. Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств запоминания, а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного запоминания относятся: составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного запоминания, в частности его роль существенно снижается при запоминании жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку. (Краткий психологический словарь, 1998).
Сохранение (англ. retention, storage) - один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание - три критерия сохранения. Сохранение имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. Сохранение - конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление сохранения с течением времени называется забыванием, восстановление забытого - реминисценцией. Для исследования процесса сохранения используются следующие методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко) (Большой психологический словарь, 2003).
Воспроизведение - доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме. В отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия стимула и может выступать в произвольной и непроизвольной форме. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которая либо ставится субъектом самому себе, либо ставится ему другими людьми. (Краткий психологический словарь, 1998).
Забывание (с. 226) - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию. Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г. Э. Мюллером и А. Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание - их распадом. И то и другое - результат отсутствия подкрепления этих связей. (Популярная психологическая энциклопедия, 2005).
Таким образом, память - это запечатление, сохранение и воспроизведение информации, отражение прошлого опыта. Память включает в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Изучением памяти занимались такие ученые, как Е. И. Рогов, Р. С. Немов, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г.А. Урунтаева, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина и другие.
1.2Виды памяти, их характеристика
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 1). (Маклаков А. Г., 2008).

Рис. 1. Классификация основных видов памяти (Маклаков А. Г., 2008).
Классификацию видов памяти по характеру психической активности впервые предложил П. П. Блонский. Ему удалось определить различия между четырьмя видами памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая), хотя они взаимосвязаны и не существуют независимо друг от друга.
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде ().
Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитые человеком чувства. Об этом виде памяти К. С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память» (Станиславский К. С., 1954).
Особое значение имеет эта память для артиста, но в той или иной мере она развита у каждого человека. Подлинное сочувствие другому человеку возможно только благодаря эмоциональной памяти. В процессе воспитания воздействие на эмоциональную память человека имеет существенное значение, так как самое сильное воздействие - это воздействие на чувства. Сохранение в памяти пережитых чувств является предпосылкой воспитуемости человека (Богословский В. В., 1973).
Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим (Дубровина И.В., 2003).
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма (Немов Р.С., 2003).
Словесно-логическая память - это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей в словесной форме. Запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята. Это происходит при запоминании формул, дословных формулировок. Иногда мысли могут запоминаться в другом речевом оформлении, тогда они воспроизводятся своими словами. Так обычно запоминается прочитанный текст. Будет ли запоминание дословным или измененным, определяется задачей, стоящей перед человеком, а также выработавшимися у него способами заучивания (Богословский В.В., 1973).
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации (Немов Р.С., 2003).
Долговременная память позволяет мозгу хранить информацию в течение долгого времени. Этот вид памяти считается практически постоянным, в ней все зависит от консолидации (объединения) запомненного. Если информация представляет собой объект истинного внимания, она хранится, в ином случае утрачивается. Информация, рассматриваемая как подходящая для повторного использования, передается из кратковременной памяти в долговременную. Последняя же служит хранилищем прочно усвоенных данных. Похоже, ее объем неограничен.
Ученые считают, что в долговременной памяти данные, требующие длительного хранения, содержатся в закодированном виде. В ней есть различные «стоки» информации: знания человека об окружающем мире и научные знания (семантическая память), его биография (эпизодическая память), моторные навыки и контент, который никогда не забывается (процедурная память) (Анхельс Наварро, 2015).
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников

Реферат: Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников

Курсовая работа: Развитие мышления младших дошкольников средствами белорусской музыки

Реферат: Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины