Курсовая работа: Развитие речи старших дошкольников
Актуальность выбранной темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Для психологии и педагогии характерно особое отношение к языку и речи, ведь они являются важнейшим средством человеческого познания и общения, каналом передачи и усвоения общечеловеческих ценностей, средством воспитания и обучения. Речь является значимым условием развития памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы личности и т.д.
Дата добавления на сайт: 24 августа 2024
Скачать работу 'Развитие речи старших дошкольников':
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблема изучения речи в психологии
1.1 Понятие речи в психологии
1.2 Подходы к рассмотрению речи в психологии
Глава 2. Особенности речевого развития в пятилетнем возрасте
2.1 Характеристика социальной ситуации развития ребенка 5 лет
2.2 Особенности ведущей деятельности ребенка 5 лет
2.3 Новообразования возраста
2.4 Особенности развития речи у детей пятилетнего возраста
Глава 3. Описание методик диагностики и развития речи детей пятилетнего возраста
3.1 Методика 1. "Назови слова"
3.2 Методика 2. "Расскажи по картинке"
2.4 Методика 4. Общий словарный запас
2.5 Методика 5. Исследование особенностей звукового анализа слова
2.6 Программа психодиагностики речевого развития детей пятилетнего возраста
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность выбранной темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Для психологии и педагогии характерно особое отношение к языку и речи, ведь они являются важнейшим средством человеческого познания и общения, каналом передачи и усвоения общечеловеческих ценностей, средством воспитания и обучения. Речь является значимым условием развития памяти, мышления, воображения, эмоциональной сферы личности и т.д.
Сенситивным периодом развития речи считается ранний детский возраст, а для дошкольного возраста характерно активное усвоение ребенком разговорного языка, развитие грамматической, лексической и других сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте способствует как умственному, так и личностному, нравственному развитию ребенка. Без этого он не будет готов к школьному обучению.
Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зарубежные психологи, как Н. Хомский, Ж. Пиаже, В. Штерн, Ч. Осгуд и др. Значительный вклад в понимание механизмов речи внесли отечественные психологи - Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, А.В. Запорожец и др.
Целью данной работы является изучение особенностей развития речи у детей пятилетнего возраста.
Объектом исследования выступает речь как познавательный процесс. Предметом исследования являются особенности развития речи у детей в возрасте 5 лет.
Задачи исследования:
)Дать определение понятию речи и рассмотреть основные подходы к его изучению в психологии;
2)Описать социальную ситуацию развития пятилетнего ребенка, рассмотреть психологические новообразования и ведущую деятельность в этом возрасте;
)Охарактеризовать особенности развития речи у детей в возрасте 5 лет.
Метод исследования: теоретический анализ литературы.
речь психология диагностика звуковой
Глава 1. Проблема изучения речи в психологии
1.1 Понятие речи в психологии
Первые исследования, посвященные проблеме речи, считали речь и язык синонимами. Первым ввел в науку различение языка и речи Ф. де Соссюр.
В рамках данной работы необходимо четко определить, чем эти два понятия различаются.
Т.Н. Ушакова определяет язык как скрытую систему лексических единиц, а также правил их соединения в речи. А.Р. Лурия предлагает определять язык как сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы.
Речь - это конкретная реализацию языка в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. В Словаре практического психолога речь определяется как сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком .
Среди когнитивных процессов речь занимает особое место. Она обладает универсальностью, включаясь в разнообразные познавательные акты, что проявляется в "оречевлении" человеком любой воспринимаемой информации. Еще более интересна речь в когнитивном аспекте как особое средство для передачи, хранения и использования информации. Наибольшее количество знаний человек получает из устных или письменных речевых сообщений.
Речь всегда обращена к кому-то, т.е. является актом коммуникации, включающим как минимум двух участников. У каждого участника речевого общения механизм речи включает три основных звена или блока:
) восприятие речи;
) продуцирование речи;
) внутренняя речь, которая является центральным звеном. Цель этой системы состоит в переносе содержания из внутриречевого звена одного коммуниканта во внутриречевое звено других участников процесса.
В механизме внутренней речи можно выделить три иерархически организованных уровня:
уровень - это механизмы действия и владения отдельными словами, обозначающими обычно явления внешнего мира. Он реализует номинативную функцию языка и речи;
уровень связан с образованием множественных связей между базовыми элементами и формированием так называемой "вербальной сети". Вербальная сеть - это материализованная лексика языка. Эксперименты показали, что объективной и языковой связанности слов соответствует связанность в нервной системе их следов. Эти связи образуют так называемые "семантические поля", или "вербальные сети". При активации узла "вербальной сети" возбуждение, затухая, распространяется на примыкающие структуры. Связи "вербальной сети" стабильны, в существенных чертах одинаковы у всех людей, сохраняются в течение жизни. "Вербальная сеть" составляет статическую основу речевого общения людей;
уровень - динамический, по своим временным и содержательным характеристикам соответствует продуцируемой внешней речи. С физиологической стороны состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов "вербальной сети" в их специальных интеграциях. Каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, которая затем путем перекодирования переходит в команды артикуляционным органам.
Речь - средство, служащее общению людей между собой. Наиболее простая форма общения предполагает наличие двух взаимодействующих партнеров. У каждого из них можно выделить два основных вида факторов, влияющих на организацию диалога: относящихся к данному субъекту общения (факторы "Я") и относящихся к партнеру по коммуникации, а также наличной ситуации (факторы "не-Я").
Среди факторов "Я" наиболее общим является мотив общения. Человек вступает в коммуникацию, желая получить помощь, вызвать участие, дать информацию и т.д. В еще большей степени содержание общения определяется тем, что можно назвать интеллектуальным потенциалом человека (образование человека, его конкретные знания, мировоззрение, убеждения). Содержанием человеческой коммуникации часто бывают и чувства.
К факторам "не-Я" относится, прежде всего, необходимость при общении понимать рациональную, логическую позицию партнера. Нередко, однако, оценка рациональной позиции партнера оказывается второстепенной по сравнению с выявлением его эмоционального отношения. Важным является и фактор социально-личностного представления собеседника. Это представление может выражаться в глобальной оценке его как хорошего-плохого, авторитетного-неавторитетного, честного-нечестного и т.д. При общении со знакомыми людьми эти оценки становятся более личностными.
На организацию диалога влияют также некоторые факторы ситуации. Ситуация может стать предметом обсуждения, т.е. прямо составить его содержание. Порой она дает мотив к вступлению в общение. Для диалога имеют значение временные и пространственные характеристики ситуации (например, физическая дистанция между людьми) .
По содержательно-формальным характеристикам речевых высказываний различают следующие их формы: информацию, вопрос, просьбу. В зависимости от представленности факторов общения соотношение этих речевых форм меняется. Известно, например, как много вопросов задает ребенок, общаясь со взрослым и как велика доля информации, идущей от взрослого к ребенку. Мы охотно обращаемся с вопросами к людям, мнение которых нас интересует, и не делаем этого в других случаях. Не ко всякому человеку, не во всякое время и не в любом месте легко обратиться с просьбой.
Понимание речи - это процесс, при котором на основании некоторого сообщения создается мысленный образ информации, содержащейся в этом сообщении. Последовательность произносимых человеком звуков должна соответствовать смыслу сообщаемого, если он хочет, чтобы его поняли. Кроме того, "отправитель" ("адресант") и "получатель" ("адресат") должны обладать общим знанием значений слов и правил грамматики. Поскольку речь всегда отличается незаконченностью, "адресат", для того, чтобы создать верный мысленный образ сообщаемого, должен полагаться на свои предварительные знания, контекст или обстановку.
Д. Халперн предлагает разделить речь на две структуры, или разновидности представления. Глубинное представление речи имеет отношение к ее смысловому компоненту - это те мысли, которые человек хочет передать. Поверхностная структура соответствует звукам вербального выражения мыслей или их письменному аналогу, тексту, который может быть представлен на бумаге, экране компьютера или ином материале, предназначенном для письма. "Адресант" хочет сообщить "адресату" свою мысль. Мысль (глубинная структура) известна только "адресанту". Она трансформируется с помощью звуков речи или букв (поверхностная структура), которые помогают "адресату" реконструировать мысль, выраженную в словах "адресанта".
Основные виды речи можно представить на следующей схеме (рис. 1).
Рис. 1. Основные виды речи
Таким образом, речь реализуется с помощью языка. Речь - процесс общения, язык - средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Проблема соотношения языка и речи ставит перед исследователями множество вопросов: что исторически первично - речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.
1.2 Подходы к рассмотрению речи в психологии
Проблема речи активно разрабатывалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Основная идея бихевиоризма заключалась в том, что основными механизмами формирования и развития речи у человека являются подражание и подкрепление. Д. Уотсон полагал, что у ребенка есть некоторая врожденная способность к подражанию звукам человеческой речи. В процессе взаимодействия с родителями ребенок получает положительное подкрепление, подражая звукам речи взрослых. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам. Внешние поведенческие формы подражания постепенно переходят во внутренний план и становятся внутренними мыслительными реакциями. Данная теория может объяснить появление у человека каких-то речевых оборотов или местного говора. Однако она не в состоянии объяснить процесс усвоения языка, в частности - ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь, или детское словотворчество.
Преформистская теория речевого развития, разработанная Н. Хомским, строилась на идее о том, что у большинства языков имеется похожая базовая структура. Из этого вытекает предположение о том, что эта структура врожденная и определяет способность каждого человека видоизменять значения или смысл любой данной фразы, а также строить неограниченное число осмысленных высказываний. Другими словами, в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сенситивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости. В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит без осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или вообще невозможно. Эта врожденная лингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных и интеллектуальных процессов у ребенка.
Ж. Пиаже была разработана конструктивистская теория усвоения языка. Главная идея ее заключается в том, что развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти. Сам по себе язык не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта, он значим, поскольку способствует взаимодействию ребенка со взрослыми как источником информации.
По мнению Уорфа, язык можно рассматривать только в рамках той или иной культуры. Он выдвинул так называемую релятивистскую теорию языка, согласно которой восприятие мира зависит от языка, структура которого различна в разных культурах.
В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным регулятором его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решений. Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слова, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.
А.А. Леонтьев предложил психологическую теорию речевой деятельности, согласно которой между человеческим языком и явлениями внешнего мира нет прямой и однозначной соотнесенности. Между ними располагается промежуточное звено - общественная деятельность, включение в которую обеспечивает формирование у субъекта системы индивидуальных значений (образ мира). Языковые средства обеспечивают фиксирование общественного опыта, передачу сообщений между людьми, а также организацию совместных и индивидуальных действий (практических и умственных). Через язык и знаково-символические средства человечество и каждый человек получает возможность осуществлять связи настоящего с прошедшим и с будущим.
В соответствии с темой данной работы интересна идея, выдвинутая Ф.А. Сохиным, о формировании у дошкольников элементарного осознания явлений языка и речи, о необходимости лингвистического развития в дошкольном детстве.
Таким образом, проведенный анализ основных теорий речи и языка позволяет выделить следующие идеи, на которых будет строиться рассмотрение речи у детей пяти летнего возраста:
речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь представляют собой своеобразный "узел", в который "сплетаются" различные линии психического развития - развитие мышления, воображения, памяти, эмоций;
ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
ориентировка ребенка в языковых явлениях определяет условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Глава 2. Особенности речевого развития в пятилетнем возрасте
2.1 Характеристика социальной ситуации развития ребенка 5 лет
Возраст 5 лет включается старший дошкольный возраст, который хронологически определяется границами в 5-7 лет. Это возраст считают одним из основных периодов, когда ребенок активен в познании окружающего мира.
Поэтому главное в этом возрасте - полноценный контакт ребенка с миром: получение разнообразной информации от всех органов чувств, а также развитие пространственного восприятия, музыкальности, "образного мышления", чувства ритма.
Еще одна важное правило - развитие двигательной коры (моторики, последовательности движений, "ловкости"), вслед за которой формируются лобные отделы, обеспечивающие контроль и саморегуляцию (в том числе произвольную, эмоциональную).
Самые важные занятия, закладывающие основы детского интеллекта, должны быть связаны с двигательной активностью, развитием сенсорной сферы (увидеть, прикоснуться, почувствовать аромат, услышать). Это сформирует полноценную зону пространственного анализа и синтеза, из которой вырастет "внутреннее пространство" интеллекта.
Произвольность внимания и памяти впервые возникает в этом возрасте, до этого все процессы были непроизвольными. От ребенка требуется концентрироваться не только на том, что ему интересно, эмоционально окрашено. Теперь важно еще прикладывать усилие, планировать, "проговаривать это усилие". Психофизиологическая основа для появления некоторых элементов произвольности уже есть. Но для того чтобы свойства полноценно развивались, они должны быть востребованы окружением ребенка: в семье, детском саду, на игровой площадке и т.п.
В 5 лет ребенок уже обретает собственный характер и какие-либо способности к творчеству: он постоянно что-то делает и пытается превратить свои фантазии в реальность.
В возрасте 5 лет ребенок по-прежнему считает семью центром мира. В это время, несмотря на то, что детям уже хочется играть с друзьями, все важнейшие аспекты эмоциональной жизни все также находятся внутри дома. Ребенок уже может делиться своими переживаниями, сочувствовать окружающим людям. Он становится более независимым и вполне может контролировать свое поведение.
Малыш имеет собственное мнение, учится управлять своими эмоциями и постепенно понимает, что начинает взрослеть. В данной ситуации задача родителей - помочь ребенку справиться с новыми для него чувствами и переживаниями.
В возрасте 5 лет ребенок обладает вполне достаточным представлением о мире. Поэтому он уже понимает, что в каждой семье существуют свои ценности, традиции и порядок. Кроме этого, в данный период дети начинают:
ориентироваться в пространстве и времени; различать цвета, форму и размер предметов; рисовать людей практически такими, какие они есть, то есть с головой, глазами, носом, ртом, ушами, руками, ногами и телом; копировать буквы, а затем писать их по памяти; учить буквы; определять размер предметов; понимать, где находится правая и левая сторона.
Психология ребенка постепенно совершенствуется, а значит, улучшается моторика его движений, увеличивается сила и скорость. Малыша начинает тянуть к участию в соревнованиях, к занятиям различными видами спорта .
Эмоциональное состояние стабилизировалось, поведение стало более ровным и меньше подверженным смене настроения. В пять лет психика уже гораздо более окрепшая, нежели в четыре годика. Ребенок способен внимать объяснениям, адекватно реагировать на просьбы родителей, занимать себя самостоятельно, если взрослые заняты.
Пятилетнего ребенка уже называют дошкольником - значит, одним из основных его занятий будет подготовка к...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности познавательной деятельности старших дошкольников с нарушениями речиРеферат: Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников
Курсовая работа: Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр
Курсовая работа: Развитие памяти старших дошкольников
Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи