Курсовая работа: Самооценка младших подростков с разными типами привязанности
Подростковый возраст является одним из ключевых периодов определяющим дальнейшее развитие личности человека. Л.С. Выготский определял этот возраст как кризисный, сопровождающейся изменением ведущей деятельности и социальной ситуацией развития.
Дата добавления на сайт: 28 сентября 2024
Скачать работу 'Самооценка младших подростков с разными типами привязанности':
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки и психологической привязанности у подростков
.1 Психология подросткового возраста
.2 Значение самооценки в структуре личности
.3 Привязанность как психологический феномен
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование
.1 Материалы и методы исследования
.2 Алгоритм проведения исследования
.3 Анализ и обсуждение результатов
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Введение
Подростковый возраст является одним из ключевых периодов определяющим дальнейшее развитие личности человека. Л.С. Выготский определял этот возраст как кризисный, сопровождающейся изменением ведущей деятельности и социальной ситуацией развития. Так, на данном этапе происходит переход от зависимого детства к этапу самостоятельности и ответственности. По сути, подросток начинает занимать промежуточное положение между ребенком и взрослым. Ведущая деятельность переходит от стадии игровой к этапу интимного общения.
Большинство как отечественных, так и зарубежных авторов подчеркивают данный факт, указывают на значимость психологических факторов влияющих на успешность преодоления подросткового кризиса и возможности дальнейшего гармоничного развития личности. Большое значение здесь уделяется системе собственных оценок подростка, которая во много зависит от ближайшего социального окружения (родители, сверстники, одноклассники и т.д.).
При этом психологи весьма категорично указывают на недостаточную устойчивость самооценки подростков, что обусловлено рядом причин. Во- первых, в указанный период происходит весьма заметное изменение картины тела, которое многими подростками (в большей степени девочками) очень болезненно воспринимается. Причем основные проблемы восприятия у ребенка вызывают не столько изменения формы тела, сколько оценки и отношения других людей к новому формирующемуся облику. Так же особое внимание у подростков уделяется оценке собственных интеллектуальных возможностей («Не быть глупее других»).
Таким образом, можно уверенно констатировать, что система внешних оценок исходящих от референтных групп, по сути, является ключевым фактором, влияющим на самооценку подростка. Степень же значимости окружения в данном возрасте чаще всего определяется привязанностью подростка, которая рассматривается как психологический феномен, выражающийся в построении эмоциональной связи между двумя людьми, характеризующейся взаимным участием и желанием поддержать близкие отношения.
Поэтому для того, чтобы более точно понять особенности формирования самооценки у подростка необходимо оценить степень и качество его психологической привязанности к значимым лицам.
Актуальность темы исследования: заключается в установлении зависимости между самооценкой, как важнейшим психическим процессом и разными типами привязанности младших подростков. Это не разработанная область исследования психологической науки. Если сами по себе процессы самооценки и явления привязанности достаточно хорошо изучены, то взаимное влияние их не являлось предметом какого-либо тщательного психологического анализа.
Цель работы: Изучить особенности самооценки младших подростков с разными типами привязанности
Объект исследования: самооценка младших подростков
Предмет исследования: разные типы психологической привязанности младших подростков
Гипотеза исследования: Самооценка подростка имеет зависимость от особенностей его психологической привязанности.
Задачи исследования:
1.Произвести анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2.Исследовать особенности психологической привязанности у младших подростков
3.Исследовать гендерные особенности привязанности
4.Оценить уровень самооценки у младших подростков
5.Установить взаимосвязь между самооценкой и типом психологической привязанности у младших подростков
6.Обобщить полученные данные в выводы, составить заключение
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: концепции психологии развития, представленные в трудах Л.С. Выготского. Именно в семилетнем возрасте, как отмечал Выготский, начинает складываться самооценка - обобщенное, то есть устойчивое, и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Кризис подросткового возраста напрямую связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Л.С. Выготский, впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Л.С. Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов- средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. По мнению Л.С. Выготского в своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований.
Рубинштейн С.Л. личность способна отражать саму себя и осознавать саму себя. И более того, иметь стабильную и сложно структурированную систему представлений и оценок себя по различным критериям.
Теория самооценки, разработанная в работах С.Я. Рубинштейн; учение о психологической привязанности как психологическом феномене определяющим эффективность функционирования личности
Так же в работе было рассмотрено учение о психологической привязанности как психологическом феномене определяющим эффективность функционирования личности Боулби Дж. В своей работе
«Привязанность» Дж. Боулби утверждал, что процесс "импринтинга", в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему дети испытывают эмоционально-негативные переживания, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды. Теория привязанности считает потребность в близких эмоциональных отношениях специфически человеческой, подчеркивая центральную роль отношений в развитии личности от начала до конца.
Методы исследования:
-Шкала К. Кернс на определение надежности привязанности ребенка к родителям (Thе Kеrns Sеqurity Sсalе - KSS).
-Опросник привязанности к родителям и сверстникам (IPPA).
-Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей.
Выбор методик был обусловлен несколькими критериями:
1.Соответствие цели и задачам исследования;
2.Соответствие методик возрастному периоду респондентов.
Методы математической статистики, используемые в работе:
-Методы дескриптивной статистики;
-U-критерий Манна-Уитни;
Корреляционный анализ Ч. Спирмена.
Характеристика выборки исследования: В исследовании приняли участие 40 подростков в возраст 11-12 лет (20 девочек и 20 мальчиков).
Теоретическая значимость работы: результаты исследования обогащают теоретические основы возрастной психологии и психологии развития. Полученные данные предоставляют информацию о специфике самооценки младших подростков с разными типами привязанности. Полученные данные могут быть использованы для составления методической программы для оказания психологической помощи подросткам и их родителям. Представленная информация может быть полезной для школьных психологов, социальных работников, а так же лиц занимающихся с данной возрастной группой.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения самооценки и психологической привязанности у подростков
1.1Психология подросткового возраста
Подростковый возраст занимает достаточно непродолжительный, но при этом значимый жизненный отрезок от 10-11 до 13-14 лет. Подростковый период является, по мнению многих исследователей одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается переходным и кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие разнообразные стороны развития и жизни.
Кризис подросткового возраста напрямую связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития («ССР») представляет собой особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте «ССР» представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное место между детством и взрослостью.
Тогда как ведущая деятельность рассматривается как деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом и личностном развитии ребенка на каждом отдельном этапе становления личности. У младших школьников ведущей деятельностью является учебная, но в подростковый период она сменяется на интимно-личностное общение. Стоит отметить, что в процессе взаимодействия со сверстниками (одноклассниками, друзьями) происходит становление качественно-нового уровня самосознания ребенка. У него формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время диаметрально новое качество - потребность в отстаивании своих интересов, своего «Я». Кроме того, общение представляет для подростков весьма значимым информационным каналом, обеспечивающим полноту коммуникации с окружающим миром.
В результате такой стремительной смены интересов в данном периоде может терпеть ущерб учебная деятельность. Часто у подростка можно отметить снижение мотивации к школьной программе. Пытаясь вернуть прежние успехи в школе, родители пытаются всеми возможными средствами ограничить, а порой и оградить своего ребенка от общения со сверстниками. При этом каждому родителю важно не забывать о том, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью, его наличие и полноценность является гарантом и залогом гармоничного
психического и личностного развития ребенка.
Далее, стоит указать, на то, что особенности поведения подростка зачастую связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими на физиологическом уровне. Активное половое созревание, сочетающееся с неравномерным физиологическим развитием подростка, во многом обуславливают эксцентричные и неординарные поведенческие реакции в этот возрастной период.
Известно, что в подростковый период проявляется эмоциональная неустойчивость и перепады настроения. В этом возрасте у ребенка может наблюдаться широчайший спектр переживаний от экзальтации до гипотимии. Поведение и реакции подростков зачастую бывают непредсказуемы, за короткий период они могут проявить абсолютно амбивалентные реакции :
•целеустремленность и упорство сочетаются с импульсивностью;
•активность и потребность в деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и волевым снижением;
•излишняя самоуверенность и безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
•смелость в поведении порой сочетается с тревожностью, мнительностью и застенчивостью;
•романтизм необъяснимым образом сочетается с цинизмом и расчетливостью;
•нежность, ласковость могут проявляться на фоне грубости и жестокости;
•потребность во взаимодействии с окружающими сочетается с потребностью нахождения в одиночестве.
При этом самые бурные эмоциональные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих уязвить самолюбие подростка, принизить его реноме. Вершина аффективной неустойчивости наблюдается у мальчиков в возрасте 11-13 лет, у девочек - в возрасте 13-15 лет.
В подростковый период остро встает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков тесно связаны с прохождением ряда личностных кризисов и проблемных периодов. Здесь можно говорить о: кризисе идентичности, кризисе, связанным с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Первым стоит рассмотреть кризис идентичности, как наиболее яркое проявление возраста. Что касается первого кризиса, то можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового видения себя. Внешние атрибуты кризиса проявляются в активном интересе к собственной персоне. Подростки склонны постоянно что-то доказывать друг другу и также самому себе, они общаются на разные темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения. Интерес к исследованию самого себя начинает становиться доминантным. Подростку интересно познание уровня развития своих возможностей через прохождение заданий разного уровня сложности, участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
Быстрое развитие сознания и самосознания детерминирует интерес к собственной персоне, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, излишне самокритичен и сенситивен к критическим замечаниям со стороны окружающих. Из-за этого любая оценка со стороны значимых взрослых, сверстников, может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Становление у подростка качественно нового уровня самосознания, Я- концепции, выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство и различие с другими людьми, осознать собственную уникальность и индивидуальность. Познание себя в основном реализуется через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм, нарочитый цинизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание.
Как следствие, в подростковом возрасте отмечается резкая девальвация ценности общения в семейном окружении. В этот период самыми большими авторитетами становятся представители референтной группы - друзья, а не родители. Патриархальные устои и правила, исходящие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на ребенка лишь с условием, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают реакцию протеста.
Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, уникальные формы поведения, которые образуют специфическую подростковую субкультуру. Для подростков весьма значимо чувство принадлежности, возможность занять свое место в группе сверстников. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание - социальное сознание, перенесенное вовнутрь.
Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте значительно снижается авторитет родителей и учителей, при этом возрастает значимость мнения сверстников. Не удивительно, что в этот период родители жалуются на то, что их ребенок непослушен, «отбился от рук», увлечен только друзьями и совсем не думает об учебе. При этом попытки родителей наладить контакт на прежнем уровне, как правило, ни к чему не приводят, напротив, часто усугубляют ситуацию. Важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.
Вторым кризисным моментом данного периода можно выделить кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
Выдающийся отечественный психолог Эльконин Л.Д. (1989) выделяет одну важную особенность подросткового возраста - чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Подросток стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет, что часто провоцирует родителей на постановку запретов.
Но данная ситуация психологически необходима, так как именно в подобном противостоянии со взрослыми подросток познает свои границы, рубежи своих физических и социальных возможностей, пределы дозволенного. Через подобную борьбу за независимость он удовлетворяет потребность в самопознании и самоутверждении и учиться действовать самостоятельно.
Весьма важно, чтобы это противостояние происходило в экологичных условиях и не достигало крайней степени выраженности, так как здесь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В данном возрасте дети считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Безнаказанность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до делинквентного поведения.
Весьма часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.
Итак, для подросткового возраста характерны следующие особенности
1)Активное половое созревание
2)Неравномерность физиологического развития, что может приводить к частым и необоснованным сменам настроения, эмоциональной лабильности
3)Изменение социальной ситуации развития
4)смена ведущей деятельности. Учебная деятельность вытесняется, начинает преобладать интимно-личностное общение со сверстниками;
5)Происходит раскрытие и утверждение своего «Я».
6)Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
7)Появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.
Это далеко не все изменения, происходящие в этот период. Но именно они, в первую очередь и наиболее ярко, сказываются на взаимоотношениях «родитель-ребенок».
1.2Значение самооценки в структуре личности
Всякое внешнее воздействие выражается в индивидуальной психике посредством сложного социального качества, обозначаемым в психологии системным понятием «личность».
Возникновение личности как...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивностиКурсовая работа: Особенности мышления младших подростков
Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков
Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников
Курсовая работа: Самооценка младших школьников