Курсовая работа: Самоуправление у студентов

Актуальность темы исследования. Успешное выполнение разных видов деятельности, умение самостоятельно принимать решение и добиваться поставленной цели предполагает наличие у человека развитой способности к самоуправлению. Особое значение проблема самоуправления, в частности, управления своей деятельностью как одной из форм активности личности приобретает в студенческом возрасте, когда усиливаются требования к умению молодых людей самостоятельно организовывать свою жизнь и деятельность.

Дата добавления на сайт: 24 августа 2024


Скачать работу 'Самоуправление у студентов':


Введение
самоуправление профессиональный педагог обучение
Актуальность темы исследования. Успешное выполнение разных видов деятельности, умение самостоятельно принимать решение и добиваться поставленной цели предполагает наличие у человека развитой способности к самоуправлению. Особое значение проблема самоуправления, в частности, управления своей деятельностью как одной из форм активности личности приобретает в студенческом возрасте, когда усиливаются требования к умению молодых людей самостоятельно организовывать свою жизнь и деятельность.
Изучение феномена самоуправления является актуальной проблемой современной психологии, для которой характерно возрастание значения проблем, связанных с исследованием личности как субъекта жизни и деятельности.
Различные аспекты процесса самоуправления рассматриваются, в частности, представителями Казанской психологической школы. По определению Н.М. Пейсахова, самоуправление является способностью человека прогнозировать будущие результаты своей деятельности, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии оценки качества, извлекать информацию о ходе процесса самоуправления и вносить в него поправки. Также обращается внимание на то, что процесс самоуправления деятельностью носит творческий характер, реализующийся как в постановке целей, так и в поиске оптимальных средств достижения поставленных целей.
Как отмечает Н.А. Вагапова [29], самоуправление, проявляясь в деятельности, одновременно выступает ее механизмом, в значительной степени определяя ее успешность, а также способствуя успешности личности в целом.
Самоуправление личности рассматривается В.И. Моросановой, О.А. Конопкиным в рамках исследования самосознания личности, при этом одной из функций самосознания называется способность личности направлять воздействия на самого себя, быть субъектом этих воздействий (В.И. Моросанова, О.А. Конопкин). Исходя из этого, можно сделать вывод о связи способности к самоуправлению с самостоятельностью личности, реализующейся в «авторстве» профессионального, личностного развития и жизни в целом.
Рассмотрение феномена самоуправления, в частности, способности к самоуправлению деятельностью, применительно к вопросу о профессионально важных качествах личности педагога и специфике профессионально-педагогической деятельности позволяет говорить об обусловленности эффективности деятельности педагога уровнем развития у него способности к самоуправлению. Педагогическая деятельность связана с постановкой и решением системы педагогических задач, как краткосрочных, так и отдаленных по времени. Способы и средства решения этих задач определяют эффективность педагогической деятельности, что отмечается в публикациях ряда исследователей (А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Б.Г. Ананьев, Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Анисимова и другие). Анализ возникшей ситуации, выбор оптимального способа ее решения, самоотчет педагога по мере выполнения того или иного педагогического действия - необходимые этапы процесса самоуправления и в то же время непременные условия правильного решения педагогических задач.
В ряде диссертационных работ указывается на большое значение развития способности к самоуправлению социально значимой деятельностью в студенческом возрасте, в частности, у студентов - будущих педагогов (Н.А. Вагапова, Т.В. Воробъева, И.В. Плахотникова и др.). Исследователи обращают внимание на то, что развитая способность к самоуправлению деятельностью у будущих педагогов будет содействовать достижению ими успеха как в учебной, профессиональной деятельности, так и в жизни в целом. Высокий уровень развития данного качества у студентов - педагогов
позволит им развивать способность к самоуправлению у объектов их будущей профессиональной деятельности.
Преодоление личностных конфликтов студентами - будущими педагогами также связано с осознанным самоуправлением деятельностью, способствующим выходу из кризиса, построению перспективы и реализации собственных возможностей.
Актуальность избранной темы и предметной области исследования обусловлена также и тем, что в настоящее время в связи с переходом на новые ФГОС ВПО существенно возросли требования к уровню развития у студентов навыков самоорганизации и самоуправления, способности к самостоятельному и творческому решению встающих перед ними задач.
Вместе с тем отмечается дефицит исследований, посвященных выявлению психологических условий, обеспечивающих эффективное развитие у будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью.
Актуальность и значимость вопроса о необходимости развитии у студентов - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью обусловлена рядом противоречий:
-между возросшими в условиях трансформации современного российского общества требованиями к уровню активности, мобильности, самостоятельности, гибкости людей, с одной стороны, и недостаточными возможностями многих из них соответствовать новым требованиям жизни в силу сложившихся ранее способов организации своей жизни и деятельности, с другой стороны;
-между изменившимися требованиями к процессу вузовского профессионального обучения, в т.ч. с учетом ФГОС ВПО, и имеющимся у студентов незначительным опытом самоуправления деятельностью;
-между сложностью, ответственностью педагогической деятельности, ее высокой степенью самоорганизации и недостаточностью внимания развитию у студентов - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью.
Указанные противоречия определяют проблему исследования: в теоретическом плане - это разработка, научное обоснование модели процесса развития у студентов университета - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью, в практическом плане - это создание и апробация специальной программы развития данной способности у студентов, экспериментальная проверка ее эффективности.
Недостаточная разработанность данной проблемы в науке и практике обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Развитие способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов».
Цель работы состоит в разработке, теоретическом обосновании и
экспериментальной проверке эффективности программы развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов и развития в нем способности к самоуправлению деятельностью.
Предмет исследования: совокупность психологических условий, определяющих эффективность реализации модели процесса развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов будет эффективным, если:
-разработать модель процесса развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов-педагогов;
-выявить и обеспечить создание основных психологических условий, определяющих эффективность реализации модели в практике их психологической подготовки к профессиональной деятельности.
В качестве таких условий предполагаются следующие:
-формирование у студентов уверенности в себе, увеличение степени самостоятельности в постановке целей деятельности и планомерной их реализации, развитие мотивации достижения; мобилизация конструктивных сил в решении встающих перед ними задач, содействие проявлению ими настойчивости и целеустремленности;
-расширение знаний о процессе самоуправления деятельностью и его компонентах, совершенствование умений, лежащих в основе данного процесса;
-совершенствование механизма самоконтроля и самокоррекции деятельности, развитие способности к объективной самооценке, содействие осознанию значимости рефлексии в процессе самоуправления деятельностью;
-стимулирование положительных эмоций, создание на занятиях благоприятного эмоционального фона,
-развитие чувства долга и ответственности, формирование активной жизненной позиции, укрепление позитивного отношения к окружающим людям, к процессу и результату деятельности.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме самоуправления и развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов в период их вузовской подготовки к предстоящей профессиональной деятельности.
2.Изучить уровень развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - педагогов до и после реализации экспериментальной программы развития данного качества личности студентов - педагогов.
3.Спроектировать, научно обосновать модель процесса развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
4.Разработать и реализовать авторскую программу развития у будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью.
5.Экспериментально проверить выявленную в теоретическом анализе совокупность основных психологических условий, обеспечивающих эффективность реализации модели процесса развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
Методологическая основа исследования:
-концепция иерархического (уровневого) построения методологии научного познания (Э.Г. Юдин);
-общеметодологические научные принципы (системности, детерминизма, развития, объективности); фундаментальные принципы отечественной психологии (детерминизма, единства сознания и деятельности, развития);
-системный подход в психологии (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, П.К. Анохин, В.А. Ганзен, К.К. Платонов);
-деятельностный подход к проблеме развития психики (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин);
-субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова и др.);
-аксиологический подход (И.Ф. Исаев, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, С.В. Тимофеева и др.);
-компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов (А.В. Баранников, В.А. Кальней, В.И. Панов, А.А. Пинский, С.Е. Шишов и др.).
Теоретические основы исследования составляют:
-положение концепции Б.Г. Ананьева о разноплановых образованиях в структуре личности, включенных в процесс уровневой регуляции деятельности;
-положения концепций отечественных авторов о способности к самоуправлению деятельностью как интегративном свойстве личности, объединяющем процессы целеполагания и регуляции активности, о развитии системы самоуправления (Н.А. Вагапова, А.А. Деркач, Г.С. Никифоров, Н.М. Пейсахов, М.Н. Шевцов и др.);
-идеи отечественных психологов о целостной системе саморегуляции, об уровневой специфике саморегуляции и ее видах относительно различных форм человеческой активности (К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Бернштейн, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, Н.М. Пейсахов и др.);
-положения концепций отечественных и зарубежных исследователей о роли ценностно-смысловых и духовно-нравственных факторов в формировании личности и образа жизни человека (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Д.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, К. Роджерс, В. Франкл и др.).
-идеи о сущности и структуре педагогической деятельности, о профессионально важных качествах личности педагога и их развитии в студенческом возрасте (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.Л. Ситников, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, А.И. Щербаков и др.).
Методы исследования:
-из системы теоретических методов нами использовался теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования; применялись методы анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, индуктивный метод;
-в ходе исследования использовались следующие эмпирические методы: наблюдение, опрос, метод тестов, метод самооценки;
-на этапе формирующей работы применялись теоретико - экспериментальное моделирование программы диагностики и развития личности студентов, психолого-педагогический эксперимент с использованием комплексной методики развивающей работы;
-в процессе анализа результатов эксперимента использовались методы математико-статистической обработки данных (статистический анализ средних, распределений, корреляционный, факторный анализ, вычислялись значения критерия Колмогорова-Смирнова для несвязанных выборок, t - критерия Стьюдента (для зависимых и независимых выборок), критерия xи - квадрат) и качественный анализ результатов проведенного исследования.
Этапы исследования. Настоящее исследование проведено в 3 этапа:
Iэтап (2012-2013 гг.) - теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; разработка психологической структуры способности к самоуправлению деятельностью, а также модели процесса ее развития у будущих педагогов, выбор методов и методик психодиагностического исследования уровня развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - педагогов.
IIэтап (2013-2014 гг.) - проведение констатирующего этапа эксперимента со студентами первых курсов; разработка программы развития у будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью.
IIIэтап (2014-2015 гг.) - формирование экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ) с целью реализации авторской развивающей программы и выявления ее эффективности. Апробация программы, направленной на развитие способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов. Обработка, анализ и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».
Научная новизна исследования:
1.В качестве самостоятельного предмета психологического исследования предложено, изучено и описано развитие у студентов - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью как сложноструктурированного психического феномена в совокупности ценностно-смысловых, мотивационных, когнитивных, операциональных, волевых, рефлексивных характеристик.
2.Спроектирована, научно обоснована авторская модель процесса развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов. Модель включает формулировку цели и ожидаемого результата ее реализации; теоретико-методологические основания ее разработки; содержательные компоненты развивающей программы как практической составляющей модели; совокупность психологических условий, содействующих эффективному развитию способности к самоуправлению деятельностью у будущих педагогов; описание основного психологического механизма ее развития у студентов; критерии и показатели, позволяющие выделить и описать уровни развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - педагогов.
3.Разработана и внедрена авторская программа развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
4.Определен критериально-диагностический аппарат, изучена динамика развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов, отражающая влияние экспериментальной программы на уровень ее развития у студентов. Доказано, что реализация программы содействует эффективному развитию данного качества личности будущих педагогов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1.Обобщены и систематизированы основные подходы к проблеме саморегуляции и самоуправления, а также теоретические материалы по вопросам места и роли способности к самоуправлению в структуре профессионально-важных качеств личности педагога, развития данной способности у студентов - будущих педагогов в процессе обучения в вузе.
2.Изложены принципы, положенные в основу развития у студентов - будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью в процессе реализации авторской развивающей программы (субъекта и субъектности, активности, сотрудничества, развития, систематичности и последовательности, системности, доступности).
3.Обосновано выделение совокупности психологических условий, определяющих эффективность реализации модели процесса развития у будущих педагогов способности к самоуправлению деятельностью (формирование у студентов уверенности в себе, увеличение степени самостоятельности в постановке целей деятельности и планомерной их реализации, развитие мотивации достижения; содействие проявлению ими настойчивости и целеустремленности; расширение знаний о процессе самоуправления деятельностью; совершенствование механизма самоконтроля и самокоррекции деятельности; стимулирование положительных эмоций, создание на занятиях благоприятного эмоционального фона, развитие чувства долга и ответственности, формирование активной жизненной позиции, укрепление позитивного отношения к окружающим людям, к процессу и результату деятельности).
4.Охарактеризован психологический механизм развития у студентов - педагогов способности к самоуправлению деятельностью (актуализация субъектности студентов, реализация этого качества в поведении, общении, учебной и профессиональной активности, осознание изменений в мере собственной активности, в выборе и осуществлении деятельности, последующее углубление этих изменений).
5.Разработаны критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностный, регуляторный) и соответствующие им эмпирические показатели, позволяющие выделить и описать уровни развития способности к самоуправлению деятельностью у студентов - педагогов.
Практическая значимость исследования.
1.Результаты диссертационного исследования позволили уточнить содержание и методы работы со студентами - будущими педагогами в процессе их психологической подготовки к профессиональной деятельности, содействующие развитию у них способности к самоуправлению деятельностью.
2.Практическое значение имеет показавшая свою эффективность программа, направленная на развитие способности к самоуправлению деятельностью у студентов - будущих педагогов.
3.Обобщенные теоретические и экспериментальные результаты диссертационного исследования, а также представленные в работе учебно - методические материалы используются в практике преподавания психологических учебных дисциплин студентам, обучающимся по педагогическим направлениям подготовки.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечиваются широкой теоретико - методологической базой исследования; соответствием примененных методов и методик цели, задачам, объекту и предмету исследования; корректным применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных, в том числе с использованием адекватного программного обеспечения; достаточным объемом выборочной совокупности, обеспечивающей ее репрезентативность;...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие вербальной креативности студентов в условиях обучения в высшем учебном заведении

Реферат: Изучение феномена лидерства у студентов

Курсовая работа: Мотивы учения студентов-первокурсников

Курсовая работа: Ценностная направленность студентов-психологов

Тестовые задания: ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОЖНЫМ И ВЕНЕРИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА (Вариант 1)