Курсовая работа: Семейные кризисы и пути их преодоления

Актуальность работы. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики, изучающих динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Являясь социальным институтом, семья определяет стабильность общества и его способность восполнять население в каждом следующем поколении.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Семейные кризисы и пути их преодоления':


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Семейные кризисы и пути их преодоления
.1 Понятие семьи и семейных кризисов
.2 Пути преодоления семейных кризисов
Глава 2. Материалы и методы экспериментального исследования особенностей взаимоотношений в супружеской паре в период прохождения нормативного семейного кризиса
Глава 3. Результаты экспериментального исследования особенностей взаимоотношений в супружеской паре в период прохождения нормативного семейного кризиса
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики, изучающих динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. Являясь социальным институтом, семья определяет стабильность общества и его способность восполнять население в каждом следующем поколении. Поэтому общество в целом заинтересовано в создании условий для обеспечения продуктивного функционирования семейной системы, успешность которого во многом определено качеством брачно-семейных и детско-родительских отношений [5, с. 54].
Изучение процесса формирования и развития семьи, ее роли в жизни общества и каждого человека в отдельности является важным для педагогов и психологов системы образования. Ведь основной целью их профессиональной деятельности является обеспечение условий для личностного развития учащихся, успешности их учебной деятельности и повышение эффективности педагогического взаимодействия в учебно-воспитательном процессе, что во многом зависит от семьи, в которой дети проходят первичную социализацию, приобретают навыки социального взаимодействия с окружающим миром. Знание закономерностей семейных отношений с позиций их влияния на развитие личности позволяет проводить практическую психолого-педагогическую и консультативную работу с семьями, помогать перестраивать взаимоотношения в супружеской и детско-родительской подсистемах, повышать уровень их функциональности [17, с. 86].
Объект исследования: супруги, находящиеся в браке от 3 до 43 лет, 45 семей.
Предмет исследования: пути преодоления семейных кризисов.
Цель исследования: изучить семейные кризисы и пути их преодоления.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что характер взаимоотношений в супружеских парах в период прохождения нормативных семейных кризисов 3-7 лет, 13-23 лет и после выхода на пенсию имеет свою специфику и претерпевает определённые изменения, а также с увеличением стажа брачных отношений проявляется тенденция к уменьшению взаимных открытых конфликтов.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой нами были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике с целью конкретизации и уточнения понятия «семейный кризис» и пути его преодоления.
.Исследовать особенности взаимоотношений в супружеской паре в период прохождения нормативного семейного кризиса 3-7 лет.
.Исследовать особенности взаимоотношений супругов в период прохождения нормативного семейного кризиса 13-23 лет.
.Исследовать взаимоотношения супругов в период прохождения нормативного семейного кризиса после выхода на пенсию.
.Провести сравнительный анализ, полученных в ходе исследования данных, и выявить специфику характера взаимоотношений супругов каждого периода семейного кризиса.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, обобщение, абстрагирование, синтез, психологический эксперимент.
Методики исследования: методика диагностики супружеских отношений» Левкович; опросник «Измерение установок в семейной паре» Алёшиной.
Структура работы. Работа написана на 25 листах печатного текста. Работа содержит введение, 3 главы, включающих в себя параграфы, выводы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
.1Понятие семьи и семейных кризисов
Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. В данном определении семьи содержится также указание на две подсистемы в ее структуре - супружескую и детско-родительскую. Два поколения определяют состав современной семьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети - такие же, как и родители, равноправные участники и «строители» семьи [15, с. 10].
В психолого-педагогической литературе существует достаточное количество определений «семьи», дополняющих друг друга. Анализируя различные точки зрения относительно сущностного определения понятия «семья», не сложно заметить, что многие исследователи акцентируют свое внимание в основном на следующих характеристиках: семья - это малая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и родственными связями. Однако этих показателей не достаточно для того, чтобы признать указанное выше определение полным, ибо даже при наличии этих составляющих, семья как таковой может и не быть [10, с. 41].
Существуют различные классификации нормативных семейных кризисов. Рассмотрим некоторые из них. Так, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи: зачатие, беременность и рождение ребенка; начало освоения ребенком речи; ребенок идет в детский сад или в школу; подростковый возраст ребенка; взрослый ребенок покидает родительский дом; после свадьбы в семью приходят невестки и зятья; наступление климакса в жизни женщины; уменьшение сексуальной активности мужчин; родители становятся бабушками и дедушками; смерть одного из супругов [18, с. 16].
Л. Хало выделяет восемь основных стадий развития семьи, некоторые из них можно считать кризисными: стадия монады (взрослый ребенок, не состоящий в браке), стадия ухаживания, брак, появление первого ребенка в семье, появление второго ребенка, школа первого ребенка, пубертат первого ребенка и школа второго ребенка, уход из семьи первого ребенка, пубертат второго, его уход; смерть партнера по браку [7, с. 34].
Основными характеристиками семьи являются:
) брачные и кровнородственные связи между членами семьи;
) совместное проживание;
) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.
Как важнейший институт социализации детей, семья имеет свои параметры: демографический (большая, включающая многих родственников; нуклеарная, состоящая лишь из родителей и детей; полная и неполная; бездетная, однодетная, двухдетная, многодетная); социально-культурный (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); социально-экономический (имущественные характеристики и занятость родителей на работе); технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни). Функциональность семьи является важнейшим показателем ее социальной активности. В выполнении каждой функции, отражающей ту или иную сферу жизнедеятельности семьи и содержащей в себе потенциальные возможности социального воспитания, и состоит ее действительное бытие, определяется содержание собственного семейного потенциала. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности по удовлетворению потребностей ее членов, выражающие сущность семьи, ее социальный статус и социальную роль. По мнению Г. Навайтиса (1999), можно обозначить следующие группы семейных потребностей: создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи; потребности в любви и опеке, связанные с материнством; потребность в психологической и физической близости; потребность в семейном общении. Общепринятой классификации семейных функций нет, разные авторы дают неодинаковые наименования семейным функциям, однако вся выделяемая ими совокупность довольно схожа, поэтому их можно рассматривать на основе принципа взаимозависимости и взаимодополняемости. Так, И.В. Гребенников (1991) относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, функцию организации досуга и отдыха. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис (2001) отмечают, что семье принадлежит воспитательная, хозяйственно-бытовая функции, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля и сексуально-эротическая. Английский автор Хэвес (1998) добавляет к ним такие, как достижение определенного социально-экономического статуса, функцию самовыражения, придание смысла сексуальным связям [8, с. 67].
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением установившихся связей, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Кризисная ситуация в семье может быть обусловленной изменением социальной ситуации развития семьи или одного из ее членов, что влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Внешние же факторы: бытовое и экономическое положение супружеской пары, вмешательство родителей, измены или какие-то патологические черты личности у одного из супругов ускоряют создание кризисной ситуации и усугубляют ее. Выделяют следующие характеристики семейного кризиса: обострение ситуативных противоречий в семье; расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов; нарастание неустойчивости в семейной системе; генерализация кризиса - распространение его влияния на весь диапазон семейных отношений. Семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся переходными моменты между стадиями жизненного цикла. При «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа возникают горизонтальные стрессоры, называемые нормативными кризисами (Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, 2001). В их основе обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации семейной системы [16, с. 44].
Основные нормативные кризисы:
. Принятие супружеских обязательств. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, поскольку он связан с решением задач, определяющих успешность дальнейшего развития и укрепления семейного благополучия, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений.
. Появление в семье первого ребенка. Данный кризисные период связан с двумя основными событиями в жизни семьи - ожиданием первенца и его рождением. Беременность влечет за собой нарушение уклада жизни семьи: меняются ее экономические, образовательные, рекреативные и другие аспекты; изменяется характер и интенсивность сексуальных отношений, а также отношений между мужем и женой - она становится все более беспомощной и зависимой от мужа, особенно, если беременность протекает сложно. Появление первого ребенка знаменует переструктурирование семейной системы.
. Уход взрослых детей из дома (кризис «пустого гнезда») - может повергнуть семью в серьезный кризис. Супруги должны научиться вновь, взаимодействовать друг с другом теперь уже без детей. Это может стать для них трудной задачей, если за время совместной жизни они отдалились друг от друга: их ничего больше не связывает, у них нет общих интересов, им не о чем говорить, так как все последние годы предметом их коммуникаций были дети и их проблемы [7, с. 115].
1.2 Пути преодоления семейных кризисов
Психологи указывают на кризисное состояние современной семьи. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности, в первую очередь, отражаются на семье, ее образе жизни, воспитании подрастающего поколения. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений [8, с. 79].
За первое полугодие 2011 г. семейные проблемы составили 27,42 % среди всех обращений за психологической помощью. Среди них по поводу семейных и супружеских отношений обратились 16,65 %, по поводу супружеских конфликтов 7,12 %, семейного кризиса 3,33 %, измены и ухода партнера 2,3 %, развода 1,95 %, взаимоотношения поколений 1,95 %. По поводу детско-родительских отношений 32,72 % человек. Среди них по поводу конфликтных детско-родительских взаимоотношений 11,94 %, проблем подросткового возраста 8,73 %. Во втором полугодии 2011 г. обращения по проблеме взаимоотношений с детьми составили 30,73 %. Среди них проблемы дошкольного возраста 0,95 % обращений за психологической помощью, неуспеваемость детей 1,42 %, проблемы в поведении детей 8,27 %, подростковые проблемы 14,66 %, беспокойство по поводу здоровья детей 0,95 %, взаимоотношения с взрослыми детьми 4,49 %. Выбор вида психологической помощи основывается на выявлении в жизнедеятельности определенной семьи нарушений процесса взаимодействия, трудностей функционирования, ролевой идентификации, целей и установок членов семьи. Психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации [16, с. 91].
Основными путями преодоления семейных кризисов является самопомощь в решении семейных проблем, совместная семейная помощь, специализированная психологическая помощь:
Самопомощь - оказание помощи любым взрослым членом семьи самому себе психологическими методами и средствами в целях достижения психического здоровья, гармоничных отношений в семье. Саморефлексия семейных отношений - путь к изменению семейной ситуации через понимание того, что же поистине происходит. Самоанализ - выражение себя как можно полнее и откровеннее, осознание собственных бессознательных движущих сил и их влияния на жизнь с выработкой способности изменения нарушающего семейного взаимодействия. Самогипноз - целенаправленное вызывание у себя самого гипнотического состояния с помощью определенных приемов и техник. Аутогенная тренировка - метод вызывания у себя самостоятельно особого аутогенного состояния, использования и самостоятельного выхода из него. Медитация - искусственно созданная ситуация, в которой занимающийся собой человек самосовершенствует свои мыслительные процессы или психические особенности, вдаваясь в размышления над произведенными искусственными обстоятельствами.
Совместная семейная помощь - вид психологической помощи, во время которого взаимно с супругом происходит преодоление семейных проблем с применением доступных обоим психологических форм и методов, соблюдением необходимых правил зрелой семейной жизни. Свободная дискуссия - открытый, доверительный, эмпатийный и безопасный диалог супругов о проблемах семьи. Методика "Семейный термометр" (В.Сатир) - создание эмоционально-психологической атмосферы, в которой честно обсуждаются заданные предметные проблемы, а каждый член семьи испытывает психологическую готовность к искреннему разговору.
Специализированная психологическая помощь - вид помощи одному члену семьи или семье в целом специалистом - семейным психологом, психотерапевтом, сексологом, психиатром, прошедшим специфическую подготовку в области семейной психологии, психотерапии и других способов психологической помощи. Специализированная семейная помощь оказывается в случае, когда семья как целостная система не может самостоятельно разрешить трудности и проблемы, с которыми она столкнулась. Различают четыре основных вида специализированной психологической помощи семье: семейно-психологическое просвещение; семейное психологическое консультирование; семейная психотерапия; семейная психореабилитация. Семейно-психологическое просвещение, представляет собой процесс распространения специалистами знаний в области семейной психологии, семейных проблем и психологических методов преодоления личностных и семейных трудностей. Семейное психологическое консультирование - способ специализированной психологической помощи по осознанию семейной проблемы, ее основных причин и поиске путей преодоления, а также принятия решения по затруднительным вопросам жизнедеятельности семьи. Принципиальное отличие психологического консультирования от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации и аспектов ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и на обсуждении способов разрешения ситуации - "веера решений". Семейная психотерапия - самый сложный способ специализированной психологической помощи, ориентированной на изменение взаимоотношений в семье, личностных искажений ее членов, взаимное удовлетворение потребностей каждого из них. Особым видом помощи семье является семейная психореабилитация - восстановление функций, степени, качества, дееспособности взаимоотношений, ролевой структуры семьи после взаимодействия отдельных членов, либо всей семьи со стихийными бедствиями, катастрофами, вследствие испытания тяжелых болезней, экстремальных и стрессовых ситуаций [14, с. 28-30].
Выводы: В условиях социально-экономических реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом, социальной нестабильностью в стране, особую значимость для личности приобретает устойчивость и эмоционально-благоприятный фон семейных отношений. Как показывают исследования Т.В. Андреевой, Ю.А. Алёшиной, Л.Б. Шнейдер, В.М. Целуйко, В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллера и др., взаимоотношения супругов, которые близки в эмоциональном, физическом и духовном отношении, могут оказывать как положительное, так и психотравмирующее влияние на развитие каждого из них. Мотивы вступления в брак у людей бывают разные, но на протяжении совместной жизни в супружеской паре могут меняться как сами супруги (внешне, физически, интеллектуально, психологически), так и сама структура их взаимоотношений. Все эти изменения могут влиять на отношения партнёров: как укреплять их, так и оказывать деструктивное воздействие на семью.
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением установившихся связей, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. Кризисная ситуация в семье может быть обусловленной изменением социальной ситуации развития семьи или одного из ее членов, что влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Психологи указывают на кризисное состояние современной семьи. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности, в первую очередь, отражаются на семье, ее образе жизни, воспитании подрастающего поколения. Данные противоречия приводят семью к кризису. Основными путями преодоления семейных кризисов является самопомощь в решении семейных проблем, совместная семейная помощь, специализированная психологическая помощь.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности на здоровье фельдшера и пути их преодоления

Реферат: Индивидуальне пути преодоления неуспешности в обучении младших дошкольников

Курсовая работа: Психосоциальные проблемы людей пожилого и старческого возраста и пути и способы их решения

Контрольная работа: Барьеры общения и методы их преодоления

Курсовая работа: Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования